=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

> <...> Все эти разговоры о Православии и Западе, о Православии на Западе, разговоры, раздумья, в которых я буквально прожил всю жизнь, неизменно приводят к вопросу, обращенному уже к самому себе: что же за всеми словами, за «незабудками, здесь помещенными для шутки», что остается за вычетом всего того, огромного, что так очевидно мешает Православию и его искажает? Что несомненно, вечно и составляет сущность того, о чём, в сущности, я говорю, что проповедую и что защищаю всю жизнь? Иными словами, что не относительно, а абсолютно? И всегда тот же вывод: во-первых, некое ви́дение, опыт Бога, мира и человека – о которых лучшее в православном богословии, но с которыми оно не совпадает просто («Отцы» об этом, но сами «Отцы» превращаются в объект какого-то мелкого, интеллектуального и скучного культа). Богослужение об этом, но опять-таки если оно само не есть предмет нездорового любопытства. Духовная традиция об этом, но только если не делается pars pro toto [часть вместо целого], рецептом для безнадежных искателей «духовности». И, во-вторых, Таинство – в самом глубоком и всеобъемлющем смысле этого слова, ключ и критерий которого в Евхаристии. Всё остальное не только относительно, но и по самой своей природе – преходяще. Но любят православные и потому абсолютизируют почти только «преходящее». Отсюда – всё растущая православная «шизофрения»… И только пророчество и неизбежно связанное с ним «мученичество» (отвержение, одиночество, осуждение) могут, должны эту шизофрению исцелить. А этого никому (мне, во всяком случае) ужасно не хочется. А надо сказать в сущности приблизительно так: православный «традиционализм» обратно пропорционален сегодня верности Преданию, и это без всякого парадокса и преувеличения. Православие запуталось в прошлом, обожествленном как предание, оно буквально задыхается под его грузом. А так как подлинное, живое и животворящее Предание приходит к нам из прошлого, через него, в нём действительно заключено и потому что «жаждущие и алчущие» находят всё время куски хлеба, подлинной пищи в нём, то и задача бесконечно усложняется. И решить ее можно, по-моему, только при полной укорененности в настоящем, тогда как первый соблазн православного – бежать из него, идти обратно. Именно тогда, однако, прошлое, переставая быть Преданием – передачей в настоящее, делается мертвым грузом и умиранием… «Всякий, положивший руку на плуг и озирающийся назад…» – эти слова можно отнести к эмпирическому православию: всё оно – либо ностальгическое и романтическое, либо паническое и истерическое «озирание назад». Все православные какие-то «эмигранты» в современности, какое-то «харьковское землячество», суетящееся в случайной парижской или нью-йоркской зале. Развесили портреты, расставили флаги – ну совсем «уголок России». Так и всё православие в современном мире  какой-то «уголок»… А вот с кафедры лютеранского университета утверждаешь – искренне! – что без православного ви́дения не исцелить миру своих страшных ран и не выйти из тупика…

<.....>

[ протопресвитер Александр Шмеман. Из дневника, 25 сентября 1975 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #


 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Мы должны всегда благодарить за вас Бога, братья, любимые Господом!
 Ведь Бог избрал вас, чтобы вы первыми достигли спасения
 благодаря Духу, который освящает вас, и вашей вере в истину.
 Для этого Он и призвал вас
 Радостной Вестью, которую мы принесли вам, –
 разделить славу Господа нашего Иисуса Христа!
 Так стойте же неколебимо, братья!
 Твердо держи́тесь того учения,
 что мы вам передали и устно, и в письмах.
 И пусть сам Господь Иисус Христос и Бог, наш Отец, полюбивший нас
 и одаривший по Своей доброте вечным мужеством и доброй надеждой,
 вселят мужество в ваши сердца
 и укрепят для всякого доброго дела и слова.
 И в заключение, братья, моли́тесь о нас! ...
 Верен Господь, и Он укрепит вас и сохранит от Злодея.
 Мы же полагаемся в том, что касается вас, на Господа....
 И пусть Господь обратит ваши сердца к Божьей любви
 и к стойкости Христа!
Братья, именем Господа нашего Иисуса Христа мы требуем,
 чтобы вы держались подальше от всякого брата, который живет праздно
 и не следует завету, полученному от нас.
 Ведь вы сами знаете, как вы должны подражать нам.
 Потому что мы у вас не бездельничали,
 ни у кого куска хлеба даром не съели, день и ночь работали, не щадя сил,
 лишь бы никого из вас не обременить.
 И не потому, что у нас нет такого права,
 а потому, что мы хотели, чтобы вы брали с нас пример.
 Ведь еще тогда, когда мы были у вас, мы вам вот что приказывали:
 "Кто не хочет работать, тот пускай и не ест!" /.../
 Вы же, братья, не поддавайтесь усталости, делая добро.*
                               (2Фес.2:13-3:1,3-10,13/*/)

* * *

*<Иисус сказал:>
       "Всегда будьте в полной готовности:
           одежды ваши подпоясаны и светильники зажжены.
        Будьте подобны тем, кто ждет возвращения своего хозяина
       со свадьбы, чтобы открыть ему, как только он вернется
       и постучит. Счастливы те слуги, которых хозяин, вернувшись,
       застанет не спящими. Верно вам говорю, он сам подпояшется,
       усадит их за стол и будет им прислуживать.
        Счастливы они, если он застанет их не спящими,
       в какой бы час ни вернулся, в полночь или на рассвете.
        Знайте, если бы хозяину дома было известно,
       в какое время придет вор, он не допустил бы,
       чтобы вор забрался в его дом. Будьте и вы в готовности,
       потому что Сын человеческий вернется в час, когда вы не ждете.
        - Господь, Ты рассказываешь эту притчу для нас или
       для всех? - спросил Его Петр.
        Иисус ответил:
        - Будьте такими, как верный и разумный управитель,
       которого хозяин может смело поставить над всей прислугой
       и поручить ему в положенное время выдавать их паек.
      Счастлив тот слуга, которого хозяин, вернувшись,
      застанет за делом. Верно вам говорю, он отдаст ему под начало
      всё свое имущество. А если слуга подумает:
      'Мой хозяин задержится', - и начнет бить слуг и служанок,
      будет есть, пить и пьянствовать, хозяин того слуги вернется
      в день, когда тот не ждет его, и в час, о котором не ведает,
      и, наказав его люто, будет обращаться с ним как с теми,
      кто не заслуживает доверия.
      Слуга, который, зная волю своего господина, не исполняет ее
      и не собирается ее исполнять, будет жестоко избит.
      А если слуга ее не знает и совершит что-то заслуживающее порки,
      то наказание ему будет меньше.
         Кому много Бог дал,
           с того много и спросит,
         кому много доверил,
           с того еще больше потребует.
         Вы думаете, Я пришел дать земле мир?
         Нет! – говорю вам.
         Не мир – разделение! ..."
 А народу Иисус сказал:
 "Когда вы видите, что на западе поднимается туча,
  вы сразу говорите: "Будет дождь", и это сбывается.
  А когда дует южный ветер,
  вы говорите: "Будет жара", и это сбывается.
  Лицемеры! Глядя на землю и небо, вы умеете определять погоду,
  а понять, какое наступило ныне время, вы не умеете?
  Почему вы сами не можете решить, что для вас правильнее?
  Ведь когда идешь с истцом в суд,
  лучше тебе приложить все старания, чтобы помириться с ним по дороге,
  иначе он отведет тебя к судье, а судья отдаст тюремщику,
  а тюремщик бросит в тюрьму.
  Верно тебе говорю, оттуда не выйдешь,
  пока не отдашь весь долг до последнего гроша".
 В это время пришли к Иисусу и рассказали о галилеянах,
 чью кровь Пилат смешал с кровью жертвенных животных,
 когда они совершали жертвоприношение.
 Иисус сказал им в ответ:
 "Вы думаете, эти галилеяне были грешнее всех остальных галилеян,
  раз с ними такое случилось?
  Нет, говорю вам!
  Но если не раскаетесь, погибнете все, как они!
  Или те восемнадцать, на которых упала башня в Силоаме и убила?
  Думаете, они виновнее всех людей, живущих в Иерусалиме?
  Нет, говорю вам!
  Но если не раскаетесь, погибнете все, как они!"*
                                            (Лк.12:35-48,51,54-13:5/**/)

             *********************************************

/*/  из апост. чтения четверга и пятницы.
/**/ содержит стихи из еванг. чтения среды и четверга.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия выпуска в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3584.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

NEW! Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru