=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 15 января 2018 г. ст.ст.,
  воскресенье, посвященное притче о мытаре и фарисее.
  литургические чтения: 2Тим.3:10-15; Лк.18:10-14.

 

 

 

об апостольском чтении воскресенья "о мытаре и фарисее" (2Тим.3:10-15) см.:
+++ Архиеп. Георгий (Вагнер): нельзя ходить в этом мире
     по стопам Распятого без какого-то участия в Его страданиях
                                 messia.ru/rasylka/009/2374.htm
+++ выбирать себе учителей по принципу удобства...
                bible-center.ru/note/20061110/odp3

 

 

 

                                * * *

 

> Не успели кончиться дни праздничные, святочные, уже подходит время Великого поста. И это прекрасное время, замечательное время, которое мы все любим — время покаяния, когда начинают петь этот дивный молитвенный гимн «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Отверзи, потому что трудно нам бывает каяться, осознать, почувствовать себя бессильными и нищими, несостоятельными перед Богом.

> И поэтому Церковь вновь открывает перед нами драгоценную страницу Евангелия, где рассказано о двух молившихся людях: о праведнике и грешнике. Праведником был фарисей, человек благочестивый, исполнявший заповеди, предписанные законом. И он был уверен, что этим как бы сквитался с Господом Богом и теперь может предъявить Ему счет, что он всё выполнил и сделался выше других людей. Молился он с чувством самодовольства, гордыни, а там, где гордыня, там рядом и осуждение. Поглядывая на стоявшего сзади мытаря, фарисей говорил: «Благодарю Тебя, Господи, что я не такой негодяй, как этот человек». Чувство собственной праведности, собственного превосходства распирало его, он стоял перед Богом, гордый, довольный собою. Ему, казалось, было, чем гордиться: посты он соблюдал, на Храм жертвовал, особых грехов не совершал — ну чистый праведник! Стоял он перед Богом — а в то же время был от Него так далек, потому что он был доволен собой, успокоился и его душа не приближалась к Господу. Казалось бы, и слова-то он говорил благочестивые: «Благодарю Тебя, Боже, что я не такой, как иные разбойники, прелюбодеи и грешники». Бога благодарил, как бы понимая, что это ему от Господа дано, но гордился, будто он сам это завоевал.

> В ветхозаветные времена люди молились не в Храме, а во дворе Храма. Так вот, фарисей стоял впереди, а мытарь  где-то у ворот, опустив голову, не поднимая глаз, потому что гордиться ему было нечем, и только повторял: «Боже, милостив буди ко мне, грешному». Потому что он искал у Бога не справедливости, а только милосердия. Он понимал, что по справедливости не может оправдаться перед Богом. Какие у него были грехи, кроме его скверной профессии (он собирал налог в пользу чужеземных завоевателей), мы не знаем, но мытарь чувствовал себя недостойным и только говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному».

> Рассказ Свой об этих людях Господь Иисус закончил так: «Эти два ушли из Храма, но оправдан был мытарь и грешник, а не фарисей и праведник». Мы можем удивиться: как же так получается — человек, который соблюдал заповеди, оказался далек от Бога, а грешник был оправдан Господом и принят? В том-то и дело, что ни один человек не может выполнить все и своими силами стать совершенно чистым от какого-либо греха. И еще одно: человек, который выполняет заповеди внешне, а в сердце сохраняет гордыню, осуждение и злобу, всё равно стои́т от Бога далеко. От Бога нельзя «откупиться» ни постами, ни жертвами, потому что — говорит нам Псалом — «жертва Богу дух сокрушен», то есть печаль о своих грехах, «сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит», не отвергнет.

> И снова мы спросим: как же нам быть? Неужели, видя, что усилия фарисея были напрасны, мы должны отбросить соблюдение заповедей, а просто жить, как придется, грешить и потом у Господа просить прощения? Нет, конечно. Совсем другое имел в виду Спаситель, рассказывая эту притчу. Надо стремиться, стараться, прилагать усилия, каждый день и каждый час бороться с собой, со своими грехами, падать, вставать, снова падать, снова вставать, достигать чего-то, но помнить, что завтра мы можем это потерять, и вновь надо будет бороться, не ослабевая, но помнить: по справедливости мы всё равно недостойны, а принимает нас Господь по Своему милосердию. И поэтому никакого успокоения, никакой гордыни не должно быть у нас. Тот, кто остановился — уже не может двигаться к Богу; кто сказал себе: «Вот, я достиг всего, что нужно, я никого не убивал, не грабил, не нарушал никаких других заповедей, всё у меня хорошо», — такой человек не придет к Господу. Всегда чувствовать, что мы от Него далеки, всегда жаждать приблизиться к Нему, чтобы любовь к Господу двигала нами, чтобы мы стремились, даже когда мы бессильны и упали — всё равно идти к Нему, повторяя слова мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Это оправдание не по закону и не по правде, а по Божией любви. Наше желание прийти к Нему встречается с Его желанием принять нас.

> Через эту притчу мы понимаем, что имел в виду апостол Павел, когда говорил, что человек спасается, то есть к Богу приобщается, не делами Закона, а верою в Господа Иисуса Христа. Вновь повторяю: нужны и дела, и усилия по борьбе с грехом, но никогда не надо думать, что только своими силами мы себя усовершенствуем. Благодать Божия, милующая, прощающая, спасающая — вот наша надежда; не на себя уповаем, а на Него; трудимся, но знаем, что в итоге всё зависит от Его спасения. И поэтому приходим к смирению, которое не осуждает, смирению, которое живет в нашем сердце, рождая простоту, скромность и трезвое видение себя в ясном свете. И в этом смирении, в этой надежде будем теперь повторять слова мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному».

священник Александр Мень. Проповедь ]

 

 

 

 

 + + + В.Н.Кузнецова: Мир перевернулся!
 + + + митрополит Сурожский Антоний: Фарисей. Мытарь. А кто ты?
 + + + свящ. Яков Кротов: мытарь, фарисей, высота веры (+ссылки!)
 + + + протоиерей Георгий Митрофанов:
        Просто нужно лишиться того, что мы ищем более всего...
                     messia.ru/rasylka/011/2649.htm (+ссылки!)
 + + + игумен Вениамин (Новик): мы больше верим фарисеям...
                  messia.ru/rasylka/009/2375.htm (+ссылки!)

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #


 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Пусть будут у вас одинаковые мысли и чувства, одинаковая любовь к братьям, сострадание и скромность. Не воздавайте злом за зло и оскорблением за оскорбление, наоборот, воздавайте благословением, потому что вы к этому призваны, и вам в наследие обещано благословение.
    "Кто хочет счастливо жить
    и увидеть добрые дни,
    пусть хранит язык от злоречия,
    а уста — от обмана;
    пусть отвернется от зла, пусть добро созидает;
    пусть ищет мира, пусть добивается мира;
    ибо очи Господни на праведных,
    и уши открыты к моленьям их.
    Но гневен Господа лик,
    когда Он на злодеев взирает".
Да и кто причинит вам вред, если вы будете ревностны к добру? Но даже если вы страдаете за свою праведность, вы счастливы! Не бойтесь того, чего они боятся, и не страшитесь! Но Господа Христа чтите свято в сердцах своих. Будьте всегда готовы дать ответ любому, кто спросит вас, на чём основана та надежда, что живет в вас; только отвечайте кротко и уважительно. Храните свою совесть чистой, чтобы те люди, что хулят вашу добрую жизнь, которой вы живете, веруя в Христа, устыдились собственных слов. Ведь гораздо лучше страдать, если на то воля Божья, за то, что делаете добро, а не за то, что делаете зло! Потому что и Христос пострадал за грехи — раз и навсегда, праведный за грешников, чтобы привести вас к Богу. Он был умерщвлен телесно, но Духом возвращен к жизни. И в Духе Он отправился проповедовать духам в темнице, что некогда отказались покориться Богу, в те времена, когда Бог терпеливо дожидался, пока Ной построит ковчег. Немногие спаслись тогда в нём по воде, только восемь душ. Это символ крещения, которое теперь спасает нас. Крещение — это не смывание грязи с тела, но обещание, данное чистой совестью Богу, спасающее вас воскресением Иисуса Христа. Взойдя на небо, Он теперь пребывает по правую руку Бога, и Ему покорились все ангелы, власти и силы.* (1Пе.3:8b-22/*/)

* * *

*Если вас оскорбляют за имя Христа, то вы счастливы,
 это значит, что Дух Божий во всей Его славе покоится в вас.
 Если кто-то из вас страдает,
 пусть это будет не потому, что он убийца, или вор,
 или преступник, или доносчик.
 А если страдает потому, что христианин, пусть не стыдится,
 пусть славит Бога за то, что носит это имя!
 Потому что близко время Суда. И начнется он с Божьих домочадцев.
 А если он начинается с нас,
 то какой конец ждет тех, кто отвергает Божью Весть?!
 "Если праведный еле спасется, / что же будет с порочным и грешным?"
 Так пусть те, кто страдает по Божьей воле,
 полностью доверятся Творцу – Он всегда верен –
 и устремят все помыслы на добрые дела.
 Итак, я обращаюсь теперь к тем, кто является старейшинами среди вас.
 Ибо я такой же старейшина и свидетель страданий Христа
 и разделю Его славу, которая должна вот-вот явиться.
 Пасите вверенное вам Божье стадо,
 заботьтесь о нём не по обязанности, но по доброй воле,
 так, как это делает Бог;
 не из низменной выгоды, но из истинного рвения;
 не как люди, которые господствуют над теми, кого Бог им вверил,
 но служа примером для стада.
 И тогда, когда явится главный Пастырь,
 вы получите неувядаемый венок славы.
 И вы, молодые, так же подчиняйтесь старшим.
 И все, служа друг другу, облекитесь в смирение, потому что
 "Бог противится гордецам, / но к смиренным Он милостив".*
                                                   (1Пет.4:12-5:5/**/)

* * *

*Пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения мертвых. И вот о чём они Его спросили.
 – Учитель, — сказали они, — Моисей написал в Законе, что "если умрет у кого-нибудь брат", который был женат, "но детей не имел, пусть возьмет брат его жену, чтобы дать брату потомство". Было семь братьев. Первый брат женился, но умер, не оставив потомства. Второй брат взял его жену, но умер, не оставив потомства, третий тоже. И никто из семерых не оставил потомства. Наконец умерла сама женщина. А после воскресения, когда встанут мертвые, чьей она будет женой? Мужьями ей были все семеро!
 – Как вы заблуждаетесь! — ответил им Иисус. — И, конечно, потому, что не знаете ни Писаний, ни Божьей силы. Когда мертвые воскресают, они уже не женятся и не выходят замуж. Они подобны ангелам на небесах. А что касается воскресения мертвых, разве вы не читали в книге Моисея о том, как Бог из горящего терна сказал ему: "Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова"? Но Бог — Он Бог не мертвых, а живых. Вы очень заблуждаетесь.
Один из учителей Закона, который присутствовал при споре и слышал,
как хорошо ответил им Иисус, подошел к Нему и спросил:
 — Какая заповедь первейшая?
 — Первейшая заповедь, — ответил Иисус: —
  "Слушай, Израиль! Господь наш Бог — единственный Господь.
  Люби Господа Бога всем сердцем, всей душой,
  всеми помыслами и всеми своими силами".
  А вот вторая: "Люби ближнего, как самого себя".
  Нет заповеди больше, чем эти.
 — Хорошо сказано, Учитель, — ответил учитель Закона. —
  Правду Ты говоришь, что "Он один и нет никого, кроме Него"
  и что "любить Его всем сердцем, всеми помыслами и всеми своими силами"
  и "любить ближнего, как самого себя" важнее всех всесожжений и жертв.
Иисус, видя, как умно тот ответил, сказал ему:
 — Ты недалек от Царства Бога.
...
Иисус учил народ и говорил:
  – Остерегайтесь учителей Закона,
    которые любят расхаживать в длинных одеждах
    и чтобы их почтительно приветствовали на площадях;
    в синагогах они стремятся сидеть в первом ряду
    и на пиру – на почетных местах.
    Они пожирают имущество вдов, а потом напоказ долго молятся!
    Этих ждет самый суровый приговор!
 Иисус, сев возле сокровищницы,
 смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу.
 Многие богачи клали помногу.
 А потом подошла одна бедная вдова
 и положила две медные монетки – один квадрант.
 Иисус подозвал учеников и сказал им:
  – Верно вам говорю: эта бедная вдова положила больше всех остальных.
    Все, кто клал деньги в сокровищницу, клали излишек,
    она же, такая нищая, положила всё, что у нее было,
    всё, на что жила.
...
    Будьте готовы:
    в синагогах вас будут судить советы старейшин
    и будут вас там избивать;
    предстанете перед царями и правителями из-за Меня,
    чтобы свидетельствовать обо Мне.
    Но прежде чем придет конец,
    все народы должны услышать Радостную Весть.
    Когда вас поведут на суд,
    не заботьтесь о том, что вам говорить:
    что будет дано вам в тот час, то и говорите –
    говорить будете не вы, а Дух Святой.
    Предаст смерти брат брата / и отец – свое дитя,
    дети пойдут на родителей / и будут их убивать.
    Из-за Меня все вас будут ненавидеть.
    Но кто выдержит до конца, будет спасен.*
               (Мк.12:18-34,38-44; 13:9-13/@/)

* * *

*Верны слова:
  Если мы умерли с Ним, / будем с Ним вместе и жить.
  Если терпим, / вместе и царствовать будем.
  Если мы от Него отречемся, / и Он отречется от нас.
  Если мы неверны, / Он остается верным  -
  ведь Он от себя самого отречься не может!
 Напоминай им это и потребуй перед Богом прекратить споры о словах.
 От них для слушателей не польза, а только погибель.* (2Тим.2:11-14/&/)

* * *

*Всех, кто хочет жить свято, в единении с Христом Иисусом,
 ждут гонения.
 А негодяи и мошенники будут идти всё дальше – из огня да в полымя! –
 и сбивать с пути и других, и себя.
 А ты стой на том, чему научился и в чем удостоверился.
 Ты знаешь, кто твои учителя,
 еще в младенчестве узнал Святое Писание,
 а оно способно своей мудростью научить тебя спасению
 через веру в Христа Иисуса.* (2Тим.3:12-15/&&/)

             ********************************************* 

/*/ включает рядовое апост. чтение вт.
/**/
апост. чтение четверга.
/@/ включает часть рядовых еванг. чтений вт и ср., и чтение чт и пн.
/&/
часть ряд. апост. чт-я сб.
/&&/ часть ряд. воскр. чт-я.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3605.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

NEW! Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»