=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 29 января 2018 г. ст.ст.,
  воскресенье, посвященное грядущему Страшному суду.

  литургические чтения: 1Кор.8:8-9:2; Мф.25:31-46.

 

 

к апостольскому чтению воскр. "о Страшном суде":
 + + + В.Н.Кузнецова: пища, свобода, грех
           messia.ru/rasylka/010/2518.htm
 + + + Виктор Попков: Мы непримиримы к нарушителям традиций...
                                messia.ru/rasylka/005/1082.htm
 + + + архиеп. Георгий (Вагнер)
        golubinski.ru/academia/vagner/strashnyj_sud.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

> Притча об овцах и козлах
> (Мф. 25:31-46)

> Тип притчи

> На самом деле это не притча. В лучшем случае мы имеем дело с иносказательным изречением о разделении овец и козлов в ст. 32-33, которое является аналогией или имплицитным подобием тому разделению, которое произойдет во время Страшного суда. Далее в ст. 34-46 следует подробное разъяснение, по какому принципу происходит это разделение и в чём его значимость. Можно сказать, что перед нами — двустишная аналогия, а всё остальное — это ее разъяснение.

<.....>

> Особенности текста, заслуживающие внимания

<...>

> Все пять крупных блоков учения Иисуса в Евангелии от Матфея завершаются напоминанием о суде, что у Матфея является единственным способом подчеркнуть тему суда и наказания. О будущем гневе объявляется уже в 3:7-12. В пятом блоке учения Иисуса эта тема исключительно важна для Матфея, и слова о суде над «всеми народами» (panta ta ethnê) предвосхищают Великое поручение (28:19-20). Этот отрывок можно считать кульминацией учения Иисуса во всём Евангелии.

> В рассказе о младенчестве Иисуса (2:6) Его уже объявляют пастырем Израиля на основании пророчества из Мих.5:2. Матфей подчеркивает заповеди о любви (5:43-48; 19:19; 22:34-40; ср.: 7:12) и милости (5:7; 6:2-4; 9:13; 12:7; 18:33; 23:23). Забота о страждущих выражена в заповедях блаженства и в том, как Иисус велит богатому юноше продать всё свое имущество и раздать вырученные деньги бедным (Мф.19:21 / Мк.10:21 / Лк.18:22).

> Четырехкратное описание деяний милосердия настойчиво подчеркивает их важность; с каждым разом эти описания постепенно сокращаются.

> Два изречения со словом amên («Истинно говорю вам») в ст. 40 и 45 фактически повторяют друг друга, разве что во втором случае выпущено слово «братья» и дважды добавлена частица «не», как того требует логика.

> Ни у Марка, ни у Луки нет параллельного места для Мф.26:1-2, где Иисус говорит о распятии Сына Человеческого. Интересно, что эти стихи следуют непосредственно за 25:31-46. Тот самый Сын Человеческий, который придет в славе судить народы, Сам будет предан на распятие. Его суд, основанный на том, как люди относились к нищим и угнетенным, исходит из Его собственной солидарности с нищими и угнетенными.{}

Культурный контекст

> Израиль как Божий народ часто именуется «овцами» и в Ветхом Завете, и в еврейских писаниях (напр.: Иез.34; 1Енох.89-90), но «козлами» их никто не называет.

> Некоторые авторы утверждают, что овец и козлов разделяли каждый вечер, потому что козлы были менее защищены от холода и нуждались в более теплом месте.{} Из-за влияния Иеремиаса это пояснение повторяется довольно часто, однако оно ошибочно. Клаус Венгст показывает, что эта теория основана на неверном понимании слов Г.Далмана и не подкрепляется историческими данными из древней Палестины. Он считает, что скот разделяли для того, чтобы отобрать молодых козлов на заклание.{} Другие авторы утверждают, что это было отделение овец для дойки. Надо сказать, что даже перевод «козлы» в этом отрывке является несколько неточным, так как слово eriphos в оригинале означает молодого козленка.{} В конечном итоге, мы не знаем, почему один скот отделяли от другого, и в тексте не сказано, что такое разделение происходило каждый вечер. Всё это нисколько не влияет на толкование притчи.

> В древней Палестине слово «козлы» (если это верный перевод) не несло негативной коннотации; там ценились и о́вцы, и козлы, и пасли их вместе. Аналогия построена на том, что одних отправляют направо, а других  налево, а не на негативной оценке самих козлов, даже если овец ценили несколько выше.{} В культуре нет никаких причин для столь резкого осуждения козлов.

> «Право» и «лево» традиционно, но не обязательно (ср.: 20:21,23) связаны с положительным и отрицательным, соответственно. Согласно более поздней раввинской традиции, и геенна и Эдемский сад существовали задолго до сотворения мира, геенна — по левую сторону от Божьего престола, а Эдем — по правую.{}

> Объяснение притчи

> Варианты толкования

> Эта история, на первый взгляд такая простая и ясная, всегда вызывала множество вопросов и в последние годы стала источником серьезных разногласий между комментаторами.{} Еще Ориген беспокоился, как бы из  нее не сделали вывод о том, что спасение можно заслужить добрыми делами, и потому (вместе с другими авторами) придавал этим добрым делам духовное значение (напр., говоря, что странноприимство — это образ того, как мы принимаем Христа в свое сердце).{} Ключевые разногласия вращаются вокруг значения выражений «сии братья Мои меньшие» и «все народы». Существует четыре основных варианта толкования:

> 1. Согласно универсальному/неограничительному подходу к этому отрывку, здесь описан Страшный суд над всеми людьми, включая евреев, христиан и нехристиан. «Меньшие братья» — это все бедные и нуждающиеся люди, и критерием суда являются проявленные к ним любовь и сострадание.{}
> 2. Согласно церковному/ограничительному подходу, который доминировал на протяжении истории Церкви вплоть до XX в., речь в отрывке идет о суде над христианами. Нехристиане и евреи даже не принимаются во внимание, а «меньшими братьями» являются нуждающиеся христиане".{}
> 3. Согласно исключающему/миссионерскому или партикуляристскому подходу, который, по всей видимости, впервые появился в XVIII в.,{} здесь описывается суд над нехристианскими народами за то, как они принимали меньших братьев Иисуса, то есть учеников/миссионеров, проповедующих им христианскую веру. Своим отношением к посланникам Христа эти народы демонстрируют свое отношение к Его слову. Притча рассматривается одновременно и как утешение гонимой Церкви, и  как провозглашение суда над нехристианами. Согласно этому подходу, Матфей предполагал, что будет два отдельных суда: суд над христианами и суд над всеми народами.{}
> 4. Согласно диспенсационалистскому подходу, который появился только в XX в., притча говорит не о Страшном суде, а о суде над народами или отдельными людьми за их отношение к евреям («меньшим братьям» Иисуса) во время великого гонения. Те, кто во время великих бедствий относился к евреям с состраданием, войдут в Тысячелетнее царство.{}

> По данным Грэя, на протяжении всей истории Церкви примерно 59% толкователей считали, что выражение «все народы» в ст. 32 указывает на суд над всем человечеством. По поводу выражения «меньшие братья» ясности куда меньше, потому что многие комментаторы не поясняют, как именно они его трактуют: как «меньших» среди всех народов или как какую-то конкретную группу людей. Если исключить «нейтральных» авторов, примерно 39% толкователей ограничивают круг «меньших братьев» христианами (или христианскими миссионерами), и около 21% считают, что выражение относится к людям вообще. В XX в. наиболее популярным был универсальный/ неограничительный подход.{} К истории толкований этой притчи следует подходить с осторожностью, так как, по словам У. Луза, христианские богословы, обсуждавшие этот отрывок в постконстантиновскую эпоху, часто игнорировали существование нехристиан.{} Главным образом они стремились пробудить христианское сострадание внутри христианского сообщества и не всегда показывали, каких взглядов придерживалась Церковь по поводу сострадания к тем, кто находится вне Церкви, а также по поводу суда над всеми народами.

> У этих четырех подходов существует ряд вариантов.{} Иеремиас считал, что отрывок описывает суд над «язычниками», никогда не знавшими Христа. Христиан судят на основании веры, воплощенной в жизни, а нехристиан — на основании дел любви и милосердия.{} Прайсс видел в этом тексте основание для своеобразного судебного мистицизма, в котором Сын Человеческий становится одним из тех, кому нужна помощь. Христос тайнственным образом присутствует в страждущих, в Своих братьях, голодных, нагих, больных и сидящих в тюрьме.{} По мнению некоторых комментаторов, Иисус говорил о том, что Бог будет судить всех людей на основании милосердных дел, но Матфей изменил притчу так, чтобы она говорила о том, как Иисус будет судить все народы в зависимости от того, как они принимали миссионеров.{}

[ К.Снодграсс.
Из книги "Притчи Иисуса. Полный путеводитель по притчам Иисуса Христа"  ]

 

 

 

см. также:
+ митр. Антоний (Блум): были ли вы просто человечными?
+ другие проповеди свт. Антония: арх.030304; 1979,1989 гг.; 1991 г.;
   ответы на вопросы: Память о смерти. Геенна. Прощение
+ свящ. Александр Мень:
   как будут судить каждого из нас и всех людей
(+ссылки!)
+ В.Н. Кузнецова: Последний суд (+ссылки!)
+ свящ. Сергий Булгаков: эсхатология (+ссылки!)
                 messia.ru/rasylka/006/1697.htm
+ продолжение (+ссылки!) messia.ru/rasylka/007/1763.htm
+ в кн. Б.Ньюман, Ф.Стайн. Комментарии к Евангелию от Матфея. Пособие для переводчиков Священного Писания (со стр. 696)

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #


 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*В полдень по всей земле настала тьма до трех часов дня.
 А в три часа Иисус вскрикнул громким голосом:
 "Элахи́, Элахи́, льма швакта́ни?"
 В переводе это значит:
 "Боже Мой, Боже Мой! Зачем Ты Меня оставил?" ...
 Иисус, вскрикнув громким голосом, испустил дух.
 Завеса в Храме разодралась надвое, сверху донизу.*
                                     (Мк.15:33-34,37-38/*/)

* * *

Иисус сказал:
"Смотри́те, чтобы вас не ввели в обман.
 Многие придут под Моим именем
 и будут говорить: "Это Я!" и "Время настало!"
 Не идите за ними!
 Когда услышите о войнах и восстаниях, не ужасайтесь.
 Это должно сперва случиться, но конец наступит не сразу. ...
 Будут грозные знаменья на солнце, луне и звездах,
 а на земле народы будут трепетать в отчаянии
 от рёва моря и бушующих волн.
 Люди будут падать бездыханными
 в страхе перед тем, что надвигается на мир.
 Ибо силы небесные сотрясутся.
 И тогда увидят:
  Сын человеческий идет на облаке,
   облеченный силой и великой славой. ...
  Небо и земля пройдут бесследно, / но слова Мои не пройдут.
 Так смотри́те, не обременяйте сердец своих
 разгулом, пьянством и житейскими заботами,
 чтобы День тот не застал вас врасплох.
 Как западня будет он для всех, кто живет на земле.
 Бодрствуйте всё время, моли́тесь,
 чтобы хватило сил избежать всего того, что грядет,
 и предстать перед Сыном человеческим". (Лк.21:8-9,25-27,33-36/**/)

* * *

*Пища не приведет нас к Богу.
 Если мы не едим, мы ничего не теряем,
 если мы едим, ничего не приобретаем.
 Но смотри́те, чтобы эта ваша свобода
 не стала камнем преткновения для слабых. ...
 А поэтому, если пища может стать причиной падения моего брата,
 я лучше не буду есть мяса вовек,
 лишь бы не стать причиной падения моего брата.* (1Кор.8:8-9,13/+/)

* * *

*"Всё позволено!" - Но не всё на пользу.
 "Всё позволено!" - Но не всё способствует созиданию.
 Пусть каждый не своего добивается, а того, что идет на пользу другого.
 Всё, что покупаете у мясников,
 ешьте, не допытываясь, со спокойной совестью.
 Ведь "земля и всё, что есть на ней, Господни".
 И если кто из неверующих пригласит вас и вы захотите пойти,
 ешьте всё, что перед вами поставят,
 не допытываясь, со спокойной совестью.
 Но если вам скажут: "Это из принесенного в жертву", тогда не ешьте,
 ради того, кто сказал, и ради спокойствия совести.* (1Кор.10:23-28/#/)

             ********************************************* 

/*/ из еванг. чтения пятницы.
/**/ евангельское чтение субботы.
/+/ из апостольского чтения "воскресенья о Страшном суде".
/#/ субботнее апостольское чтение.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3610.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

NEW! Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»