=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 20 февраля 2018 г. ст.ст., понедельник 3-й седмицы Великого Поста.

* 21 февраля 2018 г. ст.ст., вторник 3-й седмицы Великого Поста.

 

 

3-я седмица Великого поста:
свящщ. Александр Мень, Яков Кротов:
  о проведении Великого Поста

 

 

 

 

 

Оставшиеся дни Великого поста (кроме воскресных) мы посвятим Нагорной проповеди (Мф.5-7).

 

Мф.5:5-6

5 Как счастливы кроткие!
   Бог им отдаст во владение землю.
6 Как счастливы те, что жаждут   исполнения воли Господней!
   Жажду их Бог утолит.
5 Блаженны и кроткие:
вся земля им в наследство.
6 Блаженны алчущие, жаждущие праведности:
они обретут ее.

 

> <...> Я всё глубже убеждаюсь в порочности подхода к изучению Евангелий, давно уже ставшего популярным среди западных библеистов, которые предлагают нам утонченную интерпретацию текста, одновременно отметая самые существенные вещи: что на самом деле Иисус говорил и совершал по сути именно то, что об этом говорят евангелисты. Более того, недостатки этого подхода объясняются <...> тем, что мировоззрение, на которое опираются эти библеисты, отметает саму возможность существования великой истины, которую пытаются передать Евангелия, но которая не вписывается в логические категории, доступные ученым. И эта истина, в рамках которой Нагорная проповедь обретает свой удивительный смысл, такова: Божье будущее вступило в настоящее в лице Иисуса и в его деяниях, так что можно уже сегодня формировать нужные привычки, нацеленные на это будущее. Если хотите, можно сказать, что это ответ Иисуса Аристотелю.

> И эта цель, telos, состоит не в «счастье» (понимаемом как eudaimonia у Аристотеля), но в «блаженстве» (в том смысле, как его описывают еврейские слова ashre и baruch или греческое makarios). Именно поэтому, в частности, когда, переводя "Заповеди блаженства" (знаменитую серию высказываний в Нагорной проповеди, возвещающей о блаженствах), переводчик ставит вместо слова «блаженны» слово «счастливы», он лишает эти высказывания их подлинного смысла. И суть «блаженства» и «благословения» – именно это представление о божественном источнике «блаженства» отличает Иисуса от Аристотеля – заключается в том, что оно включает в себя «счастье», однако это «счастье» здесь есть следствие чего-то другого – а именно, следствие деяния любящего Бога Творца. «Счастье» – это всего-навсего состояние человека, нечто самодостаточное. В принципе человек может его культивировать, опираясь на свои собственные усилия. Но «блаженство» люди обретают только тогда, когда Бог Творец действует и в их жизни, и через их жизнь. Кроме того, блаженство наступает тогда, когда тот же Бог исполняет обетования, данные им в древности своему народу, – те обетования «завета», о которых говорят последние главы Второзакония. И именно об этих двух блаженствах – блаженстве отдельного человека и блаженстве Израиля – Иисус говорил в тех удивительных словах, которыми начинается его знаменитая Нагорная проповедь:

> Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
> Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
> Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
> Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
> Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
> Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
> Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
> Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
> Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески
> неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь,
> ибо велика ваша награда на небесах:
> так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф 5:3-12).

> Очевидно, что Иисус не описывает здесь «существующее положение вещей». Нам не следует думать, что плачущие уже получили какое-то невидимое утешение. Это не сокровенные вневременные истины о реальности, которую невозможно увидеть. Иисус возвещает о новом положении дел, о новой реальности, которая уже готова ворваться в наш мир. Он говорит о том, что в мир приходит нечто новое, чего не было прежде, что жизнь неба, казавшаяся столь далекой и нереальной, уже приходит на землю.

> Что случится, если мы поместим эти удивительные слова в тот контекст, о котором мы говорили в конце второй главы?

 

> 1.  Конечная цель – это Царство Божье: время утешения, когда небо наконец-то сойдет на землю, время обновления творения, изобилия, милости, получения награды и, наверное, в первую очередь – тот момент, когда мы увидим Бога.

> 2. Эта цель вошла в нынешнюю жизнь вместе с Иисусом. Хотя нам еще непонятно, как его общественное служение связано с блаженствами Нагорной проповеди.

> 3.  Тот, кто следует за Иисусом, может уже сейчас формировать у себя такие привычки сердца и поведения, которые соответствуют положению вещей в Царстве Божьем – тому, что наступит в будущем, но в то же время уже присутствует здесь благодаря Иисусу.

 

> Каким же образом это обещанное будущее может соответствовать нынешним делам и привычкам? Здесь есть два пути, резко отличающиеся один от другого.

> С одной стороны, это прямое соответствие, когда грядущее отражается в нынешнем образе жизни: в смирении, кротости, милосердии, чистоте, миротворчестве. Когда наступит грядущее Царство, мы не перестанем быть смиренными, кроткими и чистыми сердцем. (Мы не скажем: «Ну, хватит! Теперь мы можем стать такими, какими всегда хотели, – гордыми, надменными и нечистыми!») Нет, эти качества лишь засияют более ярким светом.

> С другой стороны, здесь существует и обратное соответствие, которое указывает на противоречие между этим непреложным будущим и нынешним положением вещей. Вспомним слова о плачущих, о гонимых, об алчущих справедливости. Когда грядущее Царство наступит, плачущие утешатся, алчущие правды насытятся, а гонения прекратятся. (Вероятно, «миротворчество» принадлежит к обеим категориям, поскольку стремление сердца к примирению отражает мир нового Божьего творения, но потребность в миротворчестве между враждующими сторонами исчезнет, когда небо и землю наполнит мир Бога, как то явлено в видении Исайи в главе 11.) И эти два типа соответствия тесно связаны между собой.

> Сто́ит помнить о двух этих типах соответствия – прямого и обратного, – чтобы лучше понять, что Иисус не имел здесь в виду. С одной стороны, он не хотел сказать: «Если ты будешь вести себя таким образом, ты получишь награду» (нечто вроде подхода легалистов), с другой, он не говорит: «Теперь, когда ты уверовал в меня и в грядущее Царство, ты должен вести себя таким образом» (так порой думают некоторые протестантские богословы), – хотя последнее ближе к истине, однако не в таком смысле, как это обычно понимают. Если мы колеблемся между этими двумя позициями, мы остаемся в плену у философской дилеммы в ее богословской версии, не замечая того, что у нас перед глазами, – не пытаясь посмотреть на проблему глазами Иисуса, разделявшего многие представления иудеев I века.

> Правильнее думать, что Иисус говорил примерно так: «Я пришел сюда, и потому новый Божий мир уже рождается на земле, и как только вы поняли это, вы можете увидеть, что некоторые привычки сердца предвосхищают этот Божий мир уже здесь и сейчас».

> И эти качества – чистота сердца, милосердие – не относятся к делам, которые нужно совершать, чтобы заработать «награду» или «плату». И в то же время это не просто «правила поведения» для новообращенных – правила, которые сегодня могут показаться кому-то довольно случайными. Они сами по себе есть знамение жизни, язык жизни – жизни нового творения, жизни нового завета, жизни, которую принес Иисус. И мы увидим, что они входят в радикальным образом пересмотренную христианскую версию греческих представлений о добродетели, такую версию, которая становится жизнью веры, надежды и любви.

Николас Томас Райт. (Перевод: М.Завалов.)
Из книги "Бог есть. Что дальше? (из гл. 4) ]

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #


 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Не Премудрость ли это зовет, / не ее ли разумный голос слышен?
 На вершине холма над дорогой, / на перепутье она стои́т;
 у ворот городских взывает, / при входе в город восклицает: ...
 - А теперь послушайте меня, дети: / блажен, кто держится моих путей!
   Слушайте наставление - и будете мудры, / не отвергайте его.
   Блажен, кто слушает меня, / у порога моего днюет и ночует,
    с двери моей глаз не сводит.
   Кто обрел меня - обрел жизнь / и снискал благоволение у ГОСПОДА.
   А кто против меня, сам себя губит:
    ненавидеть меня - значит любить смерть.
*Премудрость построила себе дом, / семь столпов поставила тесаных,
 приготовила мяса и пряных вин, / накрыла на стол.
 И послала служанок возглашать / с высот городских во всеуслышанье:
 - Простаки, обратитесь ко мне!
 Несмышленым она сказала:
 - Приходите, ешьте мои яства, / пейте пряные мои вина!
   Распрощайтесь с невежеством - и будете жить, / и идти путем разума.
  Поправишь наглеца - не миновать оскорбления,
   упрекнешь нечестивца - лишь себе на позор.
  Не упрекай наглеца, а не то возненавидит тебя,
   упрекай мудреца, и он тебя полюбит.
  Мудрого наставь - он станет еще мудрее,
   научи праведного - еще разумнее будет.
  ГОСПОДА бояться - вот начало мудрости,
   Его святость познавать - вот в чем разум!
  Со мной, Премудростью, продлятся твои дни / и умножатся годы жизни.
*Если ты мудр, твоя мудрость служит тебе,
                           если нагл - сам же и пострадаешь.*
                                                (Пр.8:1-3,32-9:11/&/)

             *********************************************

/&/ новый перевод РБО, 2000 г.; содержит часть паремии понедельника и паремию вторника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3626.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»