=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 9 марта 2018 г. ст.ст., четверг 5-й седмицы Великого Поста.

 

 

 

О проведении Великого поста:
+ о. Александр Мень: 5-я седмица

 

 

 

 

Оставшиеся дни Великого поста (кроме воскресных) мы посвятили Нагорной проповеди (Мф.5-7).

 

Мф.6:16-18

16 Когда поститесь, не будьте угрюмы, как святоши. Они ходят с унылыми лицами, чтобы все видели: они постятся. Верно вам говорю, они сполна получают свою награду.

17 А ты, когда постишься, причеши волосы и умой лицо, (18) чтобы не знали люди, что ты постишься, а знал только Отец твой, который видит всё, что совершается тайно. Тогда Отец твой, который видит всё, что совершается тайно, вознаградит тебя.

16 Когда поститесь, не будьте угрюмы, как лицемеры. Это они кичатся скорбными лицами, чтобы люди видели их постящимися. Поверьте Мне, в этом и вся их награда. 17 А ты, когда постишься, голову умасти елеем и умой лицо свое 18 и постись не на глазах у людей, но лишь пред Отцом своим, Который и в тайном месте присутствует; и Он, видящий тайное, Он воздаст тебе.

 

> Иисус в Нагорной проповеди говорит, что нужно не только давать милостыню и молиться втайне, но и втайне поститься. Устами пророка Иоиля Бог наставляет: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши» (2:13), т. е. делайте пост своим внутренним состоянием. Поэтому Господь говорит: «Ты же, постясь, помажь твою голову и лицо твоё умой, чтобы показать себя постящимся не людям, но Отцу твоему, Который втайне» (Мф 6:17-18).

> Слово «пост» в Новом Завете не употребляется без слова «молитва». Из Ветхого Завета мы знаем, что такое пост. Поститься — это в первую очередь смирять душу. Бог говорит: «Вот, вы поститесь для ссор и распрей… Таков ли тот пост, который Я избрал… Раздели́ с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис 58:4,5,7).

> Дать одежду нагому, прийти к больному или к заключённому, накормить голодного — вот что такое пост. Пост теряет всякий смысл, если он не сопровождается молитвой: без молитвы он становится нелепой и вредной для здоровья диетой. Христос призывает нас переориентироваться с внешнего на внутреннее: умыть лицо и помазать голову перед началом поста, а не тогда, когда он окончился. Смирение души должно совершаться радостно и добровольно.

> Пост, молитва и милостыня — это нечто неразделимое, это фундамент, основа христианства, нашего личного делания и жизни во Христе. И об этом тоже говорится в Библии, в Книге Товита: «Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью» (12:8). Лишь постясь, молясь и давая милостыню, мы можем стать христианами. Если же мы избираем из того, к чему нас зовёт Христос, не всё, а что-то одно, пост или доброделание без молитвы, или же, наоборот, молитву без доброделания и т. п., тогда у нас не получается ни то, ни другое, ни третье…

священник Георгий Чистяков. Из ст. "Нагорная проповедь",
оп. в кн. "Над строками Нового Завета" ]

* * *

> В древности пост означал полный отказ от принятия пищи, а не ограничение в еде. Первоначальное значение поста заключалось в том, что человек, сознавая себя грешным, отказывался (на время) от еды, тем самым признавая, что недостоин жить. Закон Моисея устанавливал как обязательный один день поста в году – Йом-Киппур, или День Искупления, когда в Храме приносилась жертва за грехи народа, совершенные по неведению (Лев.16.29-31; 23.27-32; Числ.29.7). Он отмечался 10 числа месяца Тишри́ (середина сентября-октября). Во время подготовительного периода люди должны были загладить все обиды и искупить все грехи, о которых они знали, а в этот день первосвященник входил в Самое Святое Место ('Святая Святых') и окроплял его кровью жертвенного животного, тем скупая неосознанные или забытые грехи. Кроме того, после разрушения первого Храма были установлены четыре постных дня в знак ско́рби об этом событии (Зах.7.3-5; 8.19).

> Но благочестивые люди постились чаще. Пост и молитва были частью подготовки к какому-либо очень важному делу или событию (ср. Деян.13.3). Постились в преддверии и во время войн, катастроф и прочих несчастий. Кроме того, известно, что фарисеи постились дважды в неделю (по понедельникам и четвергам), и их пост, вероятно, носил искупительный характер, то есть они постились с целью искупления грехов других людей. Постились также во время траура.

> В древней Церкви отношение к посту изменилось. Ни в одном из писем Нового Завета эта практика даже не упоминается.

> Ст. 16 – <Святоши – так переведено греческое слово 'хюпокрита́й', оно имеет значение 'лицедей, актер', а также 'лицемер'. В Евангелиях так, как правило, называются люди, которые действуют не от чистого сердца, но с целью продемонстрировать свою религиозность и тем выделиться среди других, причем такие мотивы могут лежать не на поверхности, то есть быть неосознанными. Поэтому ошибкой будет полагать, что такой человек лжив и неискренен, ведь он сам может не догадываться, что побудительным мотивом его действий является получение выгоды – на земле или на небе.>

> Во время поста люди, как правило, носили темную одежду из грубой ткани, не умывались. Они ходят с унылыми лицами – так как постящиеся посыпали себя пеплом, лица их были неузнаваемыми от грязи. Вероятно, таков смысл греческого слова 'афани́дзусин' – 'они изменяют свои лица до неузнаваемости'. Кроме того, в знак поста люди накрывали голову покрывалом, скрывая лицо. Но так как пост был временем печали, то радость и веселье тоже исключались, и лица людей были мрачными и угрюмыми.

> Как и в случае с милостыней и молитвой, пост тоже может стать чем-то вроде зрелища, цель которого вызвать восхищение людей религиозными подвигами.

> Ст. 17-18 – Это единственное место в Евангелиях, где Иисус не отвергает практики поста в целом (см. 9.14-15 – <"Потом приходят к Нему ученики Иоанна и говорят: "Почему мы и фарисеи часто постимся, а Твои ученики не постятся?" Иисус им ответил: "Разве могут печалиться гости на свадьбе, пока с ними жених? Но наступят дни, когда отнимут у них жениха – тогда и будут поститься"> и комментарий <{ср. комм. на параллельное место из Мк.}>; 17.21 отсутствует в древнейших рукописях). Здесь Он допускает пост как благочестивое дело, но запрещает Своим ученикам все внешние проявления поста. Парадоксальным образом Он призывает их к противоположному: постясь, они должны проявить больше заботы о своей внешности, чем в прочие дни: не только быть умытыми, но даже умастить волосы оливковым маслом или благовониями, как во время праздника, пира или свадьбы, чтобы никто не догадался о том, что они постятся. Об этом должен знать один только Бог.

[ В.Н.Кузнецова. Из кн. "ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Комментарий" ]

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #


 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Доро́га честных – в стороне от зла,
                             кто с пути не собьется – жизнь сбережет.
 Несчастью предшествует гордыня, / а падению – высокомерие.
 Лучше жить в унижении с бедняками,
                             чем с гордецами делить награбленное. ...
 Иной путь и кажется прямым,
                             но в конце концов приводит к смерти. ...
 Негневливость лучше богатырской мощи,
                  кто владеет собой – сильней покорителя городов. ...
 Лучше черствая корка, да с миром,
                                    чем дом, где пиры да раздоры. ...
 Для серебра – плавильня, для золота – горнило,
                             а для сердец – испытания от Господа. ...
 Кто глумится над бедняком, оскорбляет его Творца,
                       и кто злорадствует, не уйдет от возмездия. ...
 Кто стремится к любви, забывает обиду, / а злопамятный теряет друга.
 Понятливого укор уязвит / сильней, чем глупца – сотня тумаков. ...
 Лучше встретить медведицу, потерявшую детенышей,
                                 чем глупца, когда дурь в нём бушует!
 Кто злом воздает за добро – / от его дома зло не отступится!
 Начало ссоры – как прорыв плотины,
                               уймись, пока вражда не разбушевалась.*
                           (Пр.16:17-19,25,32,17:1,3,5,9-10,12-14/*/)

             *********************************************

/*/ из чтения четверга, нов.пер. РБО.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3640.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru