=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 12 марта 2018 г. ст.ст., воскресенье 5-е Великого поста.
  {память прп. Марии Египетской}
  литургические чтения: Евр.9:11-14; Мк.10:32-45 *.

 

О проведении Великого поста:
+ о. Александр Мень: Пятое воскресенье Поста

 

 

+++ о. Александр Шмеман: живой опыт, оберегающий время Великого Поста

 

митрополит Антоний о прп. Марии Египетской
 + + + mitras.ru/inname/in_9.htm#01
        = mitras.ru/archive/090404.htm
         = mitras.ru/archive/020422.htm
     ("В ряду торжествующих, полных надежды седмиц Великого поста...")
 + + + mitras.ru/sermons/serm2.htm#15
        = mitras.ru/archive/060408.htm
                  ("Мы вспоминаем сегодня святую Марию Египетскую...")

 

 

К апост. чтению:
+++ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ, ЖЕРТВА
     ссылки + ст. из "Библиологического словаря" о. Александра Меня
+++ Николай Бердяев:
    Евангелие есть учение о Христе как Искупителе и Спасителе мира
                                    messia.ru/rasylka/010/2540.htm
+++ свящ. Сергий Булгаков: Искупление есть вольная жертва Христа
                                  messia.ru/rasylka/009/2396.htm

 

 

 

 

 

 

Мк.10:32-45

32 Теперь они держали путь в Иерусалим. Впереди шел Иисус. Ученики были в тревоге, а их спутникам было страшно. Иисус отвел в сторону двенадцать учеников и стал им говорить, что с Ним будет:

33 – Вот мы идем в Иерусалим. Сына человеческого отдадут в руки старших священников и учителей Закона. Они осудят Его на смерть и отдадут в руки язычников. 34 И те будут над Ним глумиться, будут плевать в Него, бичевать и убьют. Но через три дня Он воскреснет.

35 Подходят к Нему Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея.

    – Учитель, – говорят они, – сделай для нас то, что мы попросим.

36 – Что для вас сделать? – спросил Он.

37 – Сделай, чтобы мы, когда Ты будешь прославлен, сидели рядом с Тобой  – один по правую руку, а другой по левую, – ответили они.

38 – Вы не знаете, чего про́сите, – сказал им Иисус. – Можете выпить чашу, которую Я пью, или погрузиться в пучину, в которой Я омываюсь?

39 – Можем, – ответили они.

Но Иисус сказал им:

– Чашу, которую Я пью, вы выпьете 
и в пучине, в которой Я омываюсь, омоетесь.
40 А сесть по правую руку Мою или по левую – 
дать это не в Моей власти: 
там сядут те, кому предназначено Богом.

41 Когда остальные десять услышали слова Иакова и Иоанна, они стали возмущаться. 42 Но Иисус, подозвав их, сказал:

    – Вы знаете, что у язычников первые люди господствуют над ними и великие ими полностью распоряжаются.

43 Но у вас пусть будет не так! 
Пусть тот, кто хочет быть у вас главным, 
будет вам слугой,
44 и кто хочет быть среди вас первым, 
тот пусть будет для всех рабом.
45 Ведь и Сын человеческий
не для того пришел, чтобы Ему служили, 
а чтобы служить и отдать Свою жизнь 
как выкуп за множество жизней.

32 Они шли по дороге в Иерусалим: впереди шел Иисус, а за Ним – ученики, охваченные беспокойством. И те, кто сопровождал их, тоже были в страхе. Иисус снова подозвал к Себе Двенадцать и стал говорить им о том, что должно произойти с Ним. 33 «Вот идем мы в Иерусалим, и Сын Человеческий будет предан там первосвященникам и книжникам, и они приговорят Его к смерти и отдадут Его в руки язычников. 34 И те будут глумиться над Ним, плевать в Него и бичевать Его. И убьют они Его, но через три дня Он воскреснет».

35 Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея, подошли к Иисусу и сказали: «Учитель, хотели бы мы, чтобы Ты исполнил нашу просьбу».

37 «Позволь нам, – сказали они, – сесть по правую и по левую сторону от Тебя, когда будешь царствовать во славе Твоей!»

38 Но Иисус сказал им: «Не знаете, чего просите. Можете ли вы пить чашу, которую Я пью, или принять крещение, которое Я должен буду принять?»

39 «Можем», – ответили они Ему.
Тогда Иисус сказал им: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещение, которое Я приму, примете и вы.

40 А кому сесть по правую сторону от Меня или по левую – не Я решаю. Эти места для тех, кому уготовано Отцом».

41 Услышав это, остальные десять учеников возмутились поступком Иакова и Иоанна. 42 Иисус подозвал их к Себе и сказал: «Вы знаете, что у всех народов те, кого зовут они вождями, господствуют над ними, и знатные среди них властвуют над людьми. 43 Но у вас не должно быть так. Кто хочет быть выше других, должен стать для всех слугой, 44 и кто между вами хочет быть первым, должен стать для всех рабом. 45 Ведь Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, а чтобы Самому служить и отдать Свою жизнь как выкуп за многих».

 

> О чём мы думаем, вспоминая казнь Иисуса? Кому-то приходят на ум много раз спетые в церкви песнопения. Или видится картина, статуя, изображение креста, распятие, знаменующее страдание и скорбь Иисуса, утешение и упование в нашей скорби и страдании.

> Или вы задумываетесь над человеческой жестокостью, способной изобрести подобный вид казни, над жестокостью, которая и нынче пятнает созданный Богом мир.

> Может быть, вам видятся теснящиеся у креста люди – кто-то издевается над умирающим, а кто-то плачет. Быть может, в этой мысленно нарисованной картине нашлось место и для вас, вы тоже присутствуете у подножия креста, и видите, как Он умирает.

> Сейчас Марк приступит к повести о смерти Иисуса. Он хочет, чтобы в нашем сознании сохранилось несколько образов, которые помогут нам охватить весь смысл события – для самого Иисуса, для Израиля, для мира и лично для нас. В этом эпизоде он сеет семена, из которых прорастут эти образы. В следующих главах семена начнут набухать, прорастут и дадут плод, когда Иисус разделит с учениками последнюю трапезу, будет молиться в Гефсиманском саду, предстанет перед властями и, наконец, испустит дух. На этом этапе евангельского повествования лучше рассматривать зародыши будущих событий один за другим.

> Уже в третий раз Иисус торжественно предупреждает учеников о своей грядущей участи. Казнь не застигнет Его врасплох – это неотъемлемая часть призвания, которое он осознаёт, самое позднее, с тех пор, как в момент его крещения прозвучал голос, повторивший пророчество Исаии – к этому пророчеству он теперь возвращается подробнее. Основная часть Книги Исаии (главы 40-55) посвящена, наряду с Богом, некоему Помазаннику, или Мессии, который страдает и умирает за грехи Израиля и всего мира. Это «раб Господа», и в конце рассматриваемого эпизода Иисус вновь возвращается к Ис 53, четвертой «песни Раба Господа», где с трепетом и благоговением прославляется Его искупительная смерть.

> Многие современные комментаторы считают невозможным, чтобы Иисус так обдуманно и сосредоточенно говорил о собственной смерти. И Его последователям это казалось невероятным – вот второе «семя», которое закладывает в этом эпизоде Марк. Ученики Иисуса не могли поверить, чтобы с таким намерением он вел их в Иерусалим. Это же немыслимо, это страшно! Мыслители следующих столетий пытались найти способы пересказать жизнь Иисуса таким образом, чтобы крест не бросал тень на всю историю. В наши дни эти попытки продолжаются. Но в сердце подлинного христианства всегда звучали эти слова Иисуса – он должен умереть на кресте, и эта смерть – кульминация осознанного призвания.

> Вновь и вновь нам твердят, что это признак подлинного христианства – компромисс с властями. (Тем более, что образ креста использовался порой для поощрения частного благочестия в ущерб мировым перспективам.) На самом деле, это неправда. Вот третье «семя», посеянное в этом эпизоде Марком.

> Иаков и Иоанн мечтали о том, как мессианское паломничество в Иерусалим превратится в триумфальное шествие и они сядут по правую и левую руку Иисуса, когда Он займет свой престол. Разве они не слышали Его слов о страдании, смерти, воскресении? Слышали, но приняли грозное предупреждение за метафору, что-то вроде: «Нам придется нелегко, но в итоге мы победим». Для Марка, как и для Иисуса, распятие – не печальный эпизод, который нужно пережить на пути к счастливому концу. Жертва Иисуса и есть единственный Божий способ перевернуть с ног на голову мирскую власть и правление. В конце своего монолога Иисус цитирует Песнь Раба: «...Дать душу свою как выкуп за многих», и утверждает мысль, с которой явно согласился бы Исаия: Царство Божье переворачивает все мирские представления о власти и славе с ног на голову, выворачивает их наизнанку.

> Это первое в тексте Марка развернутое и полное высказывание о сути креста в данной ситуации звучит в первую очередь как политическое утверждение. Смысл креста не сводится только к прощению наших грехов Богом через смерть Иисуса (хотя, разумеется, это – важная составляющая). Это Божий способ привести нас и весь мир в порядок, а потому крест бросает вызов любой системе, которая также притязает на порядок и справедливость, а умеет только одно: ставить одних людей выше других. Иаков и Иоанн неправильно понимают намерения Иисуса по той же самой причине, по какой многие мыслители последующих веков, вплоть до нашего времени, отчаянно пытаются найти какой-нибудь способ сохранить Иисуса, но выбросить крест: распятие подвергает сомнению всю нашу славу и гордость. Вот он, политический смысл служения Иисуса – и весьма опасный политический смысл.

> Беседа Иисуса с этой честолюбивой парочкой становится четвертым «семенем», посеянным для нас Марком: «Можете ли пить чашу, которую я пью, или крещением, которым я крещусь, креститься?» Напряженные, трудные слова. «Чаша» – не чаша ли это Божьего гнева, о которой пророчествовал Иеремия? Сейчас, как и в Гефсиманском саду (14:36), Иисус стоит лицом к лицу с грозной реальностью: зло, переполнившее весь мир и Израиль в особенности, вот-вот навлечет справедливую кару Божью. Эта кара всегда принимает конкретные формы: в Ветхом Завете на город Божий и народ Божий обрушиваются вражеские нашествия. Миссия Иисуса – принять всю силу этого гнева на себя.

> «Крещение» напоминает нам о том, с чего началась вся история. Крещение, принятое Иисусом от Иоанна, открывает Его призвание страдающего Мессии, с которого начинается новый народ Завета, и Его неотступно надвигающаяся смерть – также крещение, погружение в пучину смерти, которая омоет грех. Некоторые из первых христиан именно так понимали собственное крещение и его связь с крещением Иисуса (Рим 6:3-11; Кол 2:11-15). Если мы стараемся увидеть смерть Иисуса глазами Марка, то в первую очередь нужно позволить завязаться и прорости этим «семенам».

> И последнее «семя» – слова́ Иисуса о тех, кто сядет по правую и левую руку от него. Иаков и Иоанн сами не знают, чего просят, но пусть читатель Марка продержится еще несколько напряженных глав, и смысл откроется ему. Когда Иисус «воссядет во славе» и двое будут по правую и по левую стороны от него, это будет – на кресте. Марк оставил нам выразительную, потрясающую картину и подлинной славы Царства, и истинного смысла этой смерти. А теперь он будет тщательно поливать свои семена, и ждать, пока они прорастут.

> И мы, в трепетном ожидании плодов, сосредоточимся вновь на одной из главных тем этих глав Марка – следовании за Иисусом. Присмотревшись к нарисованной им картине, мы тоже можем удивиться, испугаться и отшатнуться. Но Иисус совершает свой путь в Иерусалим, переворачивая с ног на голову все мирские ценности, систему власти и ее противовесов, отдавая свою жизнь в жертву за многих. Чтобы принять его жертву, нам остается одно – следовать за ним.

[ Н.Т.Райт. (перевод: Любовь Сумм.)
Из кн. "МАРК. ЕВАНГЕЛИЕ. Популярный комментарий" (стр. 122-6)  ]

 

 

 

+++ В.Н.Кузнецова: Третье предсказание о смерти (+ссылки)
+++ Яков Кротов: Мы живем в перевернутом мире, а Спаситель – в нормальном
     (+ ссылки о евангельском и апостольском чтенях и о Марии Египетской)

 

 

 

        -------------------------------------

        * параллели к еванг. чтению: Мф.20:17-28; Лк.18:31-34;
          эпизоды NN122-123 по "Брюссельскому согласованию"
          (messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#122)

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*...первый договор имел свои правила богослужения,
 а также земное святилище. ...
...в первое помещение постоянно входили священники, исполнявшие службу,
 а во второе — один только первосвященник, раз в год,
 и всегда с кровью, которую он приносил в жертву
 за свои грехи и грехи народа, совершенные по неведению.
 Этим Святой Дух указывал на то, что пока существует первый Шатер,
 путь в святилище еще не открыт.
 Всё это символ настоящего времени,
 означающий, что ни дары, ни жертвы не в состоянии очистить совесть
 и привести к совершенству тех, кто поклоняется Богу.
 Они касаются только еды, питья, разных очистительных обрядов,
 а это внешние правила,
 имевшие силу лишь до установления нового порядка вещей.
Но когда явился Христос как Первосвященник уже свершившихся благ,
 Он прошел через большее и еще более совершенное святилище,
 нерукотворное, то есть не относящееся к вещам сотворенным.
 И вошел в Святое Святых раз и навсегда,
 и не с жертвенной кровью козлов и телят, но с собственной кровью,
 снискав для нас вечное искупление.
 Если окропление кровью козлов и быков вместе с пеплом телки
 освящает осквернивших себя и дает им внешнюю чистоту,
 то насколько больше силы имеет кровь Христа,
 который с помощью вечного Духа принес себя Богу в непорочную жертву!
 Она очистит нашу совесть от дел, ведущих к смерти,
 чтобы мы могли служить Живому Богу.* (Евр.9:1,6-14/&/)

             *********************************************

/&/ включает апост. чтение воскресенья.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3643.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru