=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через
познание Бога
* 12 марта 2018 г. ст.ст., воскресенье
5-е Великого поста.
+++ о. Александр Шмеман: живой опыт, оберегающий время Великого Поста
митрополит
Антоний о прп. Марии Египетской
К
апост. чтению:
Мк.10:32-45
> О чём мы думаем, вспоминая казнь Иисуса? Кому-то приходят на ум много раз спетые в церкви песнопения. Или видится картина, статуя, изображение креста, распятие, знаменующее страдание и скорбь Иисуса, утешение и упование в нашей скорби и страдании. > Или вы задумываетесь над человеческой жестокостью, способной изобрести подобный вид казни, над жестокостью, которая и нынче пятнает созданный Богом мир. > Может быть, вам видятся теснящиеся у креста люди – кто-то издевается над умирающим, а кто-то плачет. Быть может, в этой мысленно нарисованной картине нашлось место и для вас, вы тоже присутствуете у подножия креста, и видите, как Он умирает. > Сейчас Марк приступит к повести о смерти Иисуса. Он хочет, чтобы в нашем сознании сохранилось несколько образов, которые помогут нам охватить весь смысл события – для самого Иисуса, для Израиля, для мира и лично для нас. В этом эпизоде он сеет семена, из которых прорастут эти образы. В следующих главах семена начнут набухать, прорастут и дадут плод, когда Иисус разделит с учениками последнюю трапезу, будет молиться в Гефсиманском саду, предстанет перед властями и, наконец, испустит дух. На этом этапе евангельского повествования лучше рассматривать зародыши будущих событий один за другим. > Уже в третий раз Иисус торжественно предупреждает учеников о своей грядущей участи. Казнь не застигнет Его врасплох – это неотъемлемая часть призвания, которое он осознаёт, самое позднее, с тех пор, как в момент его крещения прозвучал голос, повторивший пророчество Исаии – к этому пророчеству он теперь возвращается подробнее. Основная часть Книги Исаии (главы 40-55) посвящена, наряду с Богом, некоему Помазаннику, или Мессии, который страдает и умирает за грехи Израиля и всего мира. Это «раб Господа», и в конце рассматриваемого эпизода Иисус вновь возвращается к Ис 53, четвертой «песни Раба Господа», где с трепетом и благоговением прославляется Его искупительная смерть. > Многие современные комментаторы считают невозможным, чтобы Иисус так обдуманно и сосредоточенно говорил о собственной смерти. И Его последователям это казалось невероятным – вот второе «семя», которое закладывает в этом эпизоде Марк. Ученики Иисуса не могли поверить, чтобы с таким намерением он вел их в Иерусалим. Это же немыслимо, это страшно! Мыслители следующих столетий пытались найти способы пересказать жизнь Иисуса таким образом, чтобы крест не бросал тень на всю историю. В наши дни эти попытки продолжаются. Но в сердце подлинного христианства всегда звучали эти слова Иисуса – он должен умереть на кресте, и эта смерть – кульминация осознанного призвания. > Вновь и вновь нам твердят, что это признак подлинного христианства – компромисс с властями. (Тем более, что образ креста использовался порой для поощрения частного благочестия в ущерб мировым перспективам.) На самом деле, это неправда. Вот третье «семя», посеянное в этом эпизоде Марком. > Иаков и Иоанн мечтали о том, как мессианское паломничество в Иерусалим превратится в триумфальное шествие и они сядут по правую и левую руку Иисуса, когда Он займет свой престол. Разве они не слышали Его слов о страдании, смерти, воскресении? Слышали, но приняли грозное предупреждение за метафору, что-то вроде: «Нам придется нелегко, но в итоге мы победим». Для Марка, как и для Иисуса, распятие – не печальный эпизод, который нужно пережить на пути к счастливому концу. Жертва Иисуса и есть единственный Божий способ перевернуть с ног на голову мирскую власть и правление. В конце своего монолога Иисус цитирует Песнь Раба: «...Дать душу свою как выкуп за многих», и утверждает мысль, с которой явно согласился бы Исаия: Царство Божье переворачивает все мирские представления о власти и славе с ног на голову, выворачивает их наизнанку. > Это первое в тексте Марка развернутое и полное высказывание о сути креста в данной ситуации звучит в первую очередь как политическое утверждение. Смысл креста не сводится только к прощению наших грехов Богом через смерть Иисуса (хотя, разумеется, это – важная составляющая). Это Божий способ привести нас и весь мир в порядок, а потому крест бросает вызов любой системе, которая также притязает на порядок и справедливость, а умеет только одно: ставить одних людей выше других. Иаков и Иоанн неправильно понимают намерения Иисуса по той же самой причине, по какой многие мыслители последующих веков, вплоть до нашего времени, отчаянно пытаются найти какой-нибудь способ сохранить Иисуса, но выбросить крест: распятие подвергает сомнению всю нашу славу и гордость. Вот он, политический смысл служения Иисуса – и весьма опасный политический смысл. > Беседа Иисуса с этой честолюбивой парочкой становится четвертым «семенем», посеянным для нас Марком: «Можете ли пить чашу, которую я пью, или крещением, которым я крещусь, креститься?» Напряженные, трудные слова. «Чаша» – не чаша ли это Божьего гнева, о которой пророчествовал Иеремия? Сейчас, как и в Гефсиманском саду (14:36), Иисус стоит лицом к лицу с грозной реальностью: зло, переполнившее весь мир и Израиль в особенности, вот-вот навлечет справедливую кару Божью. Эта кара всегда принимает конкретные формы: в Ветхом Завете на город Божий и народ Божий обрушиваются вражеские нашествия. Миссия Иисуса – принять всю силу этого гнева на себя. > «Крещение» напоминает нам о том, с чего началась вся история. Крещение, принятое Иисусом от Иоанна, открывает Его призвание страдающего Мессии, с которого начинается новый народ Завета, и Его неотступно надвигающаяся смерть – также крещение, погружение в пучину смерти, которая омоет грех. Некоторые из первых христиан именно так понимали собственное крещение и его связь с крещением Иисуса (Рим 6:3-11; Кол 2:11-15). Если мы стараемся увидеть смерть Иисуса глазами Марка, то в первую очередь нужно позволить завязаться и прорости этим «семенам». > И последнее «семя» – слова́ Иисуса о тех, кто сядет по правую и левую руку от него. Иаков и Иоанн сами не знают, чего просят, но пусть читатель Марка продержится еще несколько напряженных глав, и смысл откроется ему. Когда Иисус «воссядет во славе» и двое будут по правую и по левую стороны от него, это будет – на кресте. Марк оставил нам выразительную, потрясающую картину и подлинной славы Царства, и истинного смысла этой смерти. А теперь он будет тщательно поливать свои семена, и ждать, пока они прорастут. > И мы, в трепетном ожидании плодов, сосредоточимся вновь на одной из главных тем этих глав Марка – следовании за Иисусом. Присмотревшись к нарисованной им картине, мы тоже можем удивиться, испугаться и отшатнуться. Но Иисус совершает свой путь в Иерусалим, переворачивая с ног на голову все мирские ценности, систему власти и ее противовесов, отдавая свою жизнь в жертву за многих. Чтобы принять его жертву, нам остается одно – следовать за ним. [ Н.Т.Райт. (перевод: Любовь
Сумм.)
+++
В.Н.Кузнецова: Третье
предсказание о смерти (+ссылки)
-------------------------------------
* параллели
к еванг. чтению: Мф.20:17-28; Лк.18:31-34;
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *...первый договор
имел свои правила богослужения,
а также земное святилище. ... ...в первое помещение постоянно входили священники, исполнявшие службу, а во второе — один только первосвященник, раз в год, и всегда с кровью, которую он приносил в жертву за свои грехи и грехи народа, совершенные по неведению. Этим Святой Дух указывал на то, что пока существует первый Шатер, путь в святилище еще не открыт. Всё это символ настоящего времени, означающий, что ни дары, ни жертвы не в состоянии очистить совесть и привести к совершенству тех, кто поклоняется Богу. Они касаются только еды, питья, разных очистительных обрядов, а это внешние правила, имевшие силу лишь до установления нового порядка вещей. Но когда явился Христос как Первосвященник уже свершившихся благ, Он прошел через большее и еще более совершенное святилище, нерукотворное, то есть не относящееся к вещам сотворенным. И вошел в Святое Святых раз и навсегда, и не с жертвенной кровью козлов и телят, но с собственной кровью, снискав для нас вечное искупление. Если окропление кровью козлов и быков вместе с пеплом телки освящает осквернивших себя и дает им внешнюю чистоту, то насколько больше силы имеет кровь Христа, который с помощью вечного Духа принес себя Богу в непорочную жертву! Она очистит нашу совесть от дел, ведущих к смерти, чтобы мы могли служить Живому Богу.* (Евр.9:1,6-14/&/) ********************************************* /&/ включает апост. чтение воскресенья. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3643.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами
сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru |
|||||
|