=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 24 марта 2018 г. ст.ст., Страстная (Великая) Пятница.
  Воспоминание Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
  Евангельские фрагменты о страданиях Иисуса Христа
 ("12 Евангелий святых страстей Иисуса Христа"):

        1.  Ин.13:31–18:1

        2.  Ин.18:1-28

        3.  Мф.26:57-75

        4.  Ин.18:28–19:16

        5.  Мф.27:3-32

        6.  Мк.15:16-32

        7.  Мф.27:33-54

        8.  Лк.23:32-49

        9.  Ин.19:25-37

        10. Мк.15:43-47

        11. Ин.19:38-42

        12. Мф.27:62-66.

        (читаются на утрене)

 

 * "12 евангелий" в современном переводе
        messia.ru/rasylka/004/759a.htm#0

 

 

 

* 24 марта 2018 г. ст.ст., Великая Суббота - Схождение Христа во ад.
  Благовещение;
  литургические чтения: Евр.2:11-18; Лк.1:24-38;
                        Рим.6:3-11; Мф.28:1-20.

 

 

 

Благовещение:
 + + + протопресвитер Александр Шмеман: Благовещение
 + + + священник Яков Кротов: "Как будет это?" Молитва-вопрос

 + + + свящ. Александр Мень: проповедь на Благовещение
 + + + он же о празднике
        messia.ru/rasylka/006/1461.htm (+ссылки)
 + + + он же: Благовещение: иное измерение истории (+ссылки)
 + + + его же "исповедальная проповедь" - фонограмма
 + + + свящ. Яков Кротов: Двусмысленность
        messia.ru/rasylka/009/2398.htm (+ссылки)
 + + + он же: смирение Божией Матери

Великая суббота:
+ + + протопресвитер Иоанн Мейендорф:
       Богослужение Великой субботы: триумф в смерти
+ + + "Смертию смерть Ты умерщвляешь" (из богослужения Великой субботы)
+ + + прп. Андрей Критский: суббота благословенная, в которую уснул Бог
+ + + тайна Великой субботы (Патриарх Варфоломей и др.)
       www.messia.ru/rasylka/009/2404.htm#0 (+ссылки)
+ + + митр. Сурожский Антоний:
        Христос потерял Бога - из солидарности с человеком...
                www.messia.ru/rasylka/004/760.htm#0 (+ссылки)
+ + + прот. Александр Шмеман: благословенная суббота
       www.messia.ru/rasylka/008/2176.htm#0 (+ссылки)
+ + + Г.У. фон Бальтазар: сущность богословия Великой Субботы
        pretre-philippe.livejournal.com/44190.html?mode=reply

 

 

 

 

> 19.16б-27 РАСПЯТИЕ
> (Мф 27.32-44; Мк 15.21-32; Лк 23.26-43)

> 16б,17 Иисуса взяли под стражу. Он шел, неся на себе крест,
    до места, которое называлось «Череп», а по-еврейски «Голгофа».
18 Там Его пригвоздили к кресту, а с Ним еще двух — одного справа,
19 другого слева, а Иисуса посередине Пилат велел прикрепить
    на кресте табличку с надписью, она гласила:
   ИИСУС НАЗАРЯНИН, ЕВРЕЙСКИЙ ЦАРЬ.

> 20 Эту надпись прочитало много людей, ведь место, где был распят
   Иисус, находилось неподалеку от города, и написано было
   по-еврейски,
по-латыни и по-гречески.

> 21 Старшие священники говорили Пилату:

> – Не пиши: «еврейский царь»! Напиши: «Этот человек говорил: “Я —
   еврейский
царь”».

> 22 – Что я написал, то написал, — ответил Пилат.

> 23 После того, как воины распяли Иисуса, они взяли Его плащ
   и разделили на четыре части —
по числу воинов. Они взяли
   и рубаху, она была без швов, цельнотканая.

> 24 – Не будем ее рвать, — сказали они друг другу. — Лучше бросим
   жребий, кому достанется.

> Потому что должны были исполниться слова Писания:
   
   «Разделили между собой одежды Мои,
   
   об одеянии Моем бросали жребий», —
   
что воины и сделали.

> 25 Рядом с крестом Иисуса стояла Его мать, сестра матери, Мария,
26 жена Клопаса, и Мария Магдалина. • Иисус, увидев мать и рядом
   с ней
ученика, которого любил, говорит матери:

> 27 – Женщина, вот твой сын. • – А потом говорит ученику: — Вот
   твоя мать.

> И с той поры ученик взял ее к себе.


> 19.25 Клопаса во многих переводах: «Клеопы».

> 19.24 Пс 22.18 (21.19)   19.25 Мф 27.55-56; Мк 15.40-41; Лк 23.49   19.26 Ин 13.23; 20.2; 21.7,20


<…..>

> Ст. 25 — Рядом с крестом Иисуса стояла Его мать, сестра матери, Мария, жена Клопаса, и Мария Магдалина — Согласно синоптикам, женщины стояли в отдалении (Мф 27.55-56; Мк 15.40-41; Лк 23.49). Как правило, римские воины никого не допускали на место казни, потому что казнь была длительной и казнимого можно было бы живым снять с креста. Но есть также сведения, что иногда родственникам и друзьям позволялось находиться рядом с крестом. У Матфея и Марка названы имена нескольких женщин, но, кроме Марии Магдалины, все другие имена различаются. Мария, жена Клопаса — дословно: «Мария Клопасова», что может значить мать, дочь или жена Клопаса. Сколько женщин было у креста: две, три или четыре? Греческий текст может быть понят следующим образом: а) «Его мать и сестра матери, а именно Мария Клопасова и Мария Магдалина», что маловероятно; б) «Его мать, сестра матери (то есть Мария Клопасова) и Мария Магдалина»; в) «Его мать, сестра матери, Мария Клопасова и Мария Магдалина». Клопас — это еврейское имя, в то время как Клеопа, которое появляется во многих переводах Евангелия, является именем греческим, сокращенным от Клеопатра. Но так как они созвучны, они могли путаться.

> Ст. 26-27 — Иисус, увидев мать и рядом с ней ученика, которого любил — Рядом с крестом, согласно Иоанну, стоял также любимый ученик, что противоречит не только рассказу синоптиков, но и словам самого Иоанна: «Вы все по домам разбежитесь, оставив Меня одного» (16.32). Только в Евангелии от Луки в отдалении стоят не только женщины, но и мужчины (23.49). Кстати, это единственный раз, когда любимый ученик оказывается один, без Петра. Говорит матери: — Женщина, вот твой сын — Эти слова напоминают древнюю формулу усыновления. Тот факт, что Иисус передает Свою мать, может означать, что Он был старшим сыном, игравшим по отношению к Своим братьям роль отца. <...> А потом говорит ученику: — Вот твоя мать — Это означает, что любимый ученик отныне занимает место самого Иисуса. Обычно осиротевшую мать поручали заботам родственников. Поручение любимому ученику не может не вызывать удивления, потому что мать не одинока, ведь с ней остаются братья Иисуса, и неважно, в какой степени родства они находятся (). Хотя они и не верили в Иисуса (7.5), это не снимало с них юридической обязанности заботиться о ней. Иногда делается вывод, что любимый ученик был племянником матери Иисуса, сыном ее сестры Саломеи, следовательно, близким родственником, которому можно было поручить заботу о ней. Но в Деяниях апостолов Мария появляется вместе с братьями Иисуса (1.14), и нигде не говорится о том, что ее опекал любимый ученик. Иногда из всего этого даже заключали, что любимый ученик был не реальной личностью, но неким образом идеального христианина, которого евангелист противопоставлял отнюдь не идеальным ученикам Иисуса и который отныне занял в общине место Иисуса. В таком случае мать Иисуса, стоявшая у креста, якобы символизировала святой остаток Израиля, ныне преображенный в Новый Израиль — Церковь. Впрочем, сейчас сторонников таких взглядов уже немного. И с той поры ученик взял ее к себе — В позднейших легендах повествуется о том, что любимый ученик Иоанн, сын Зеведея, переселился в Эфесе и жил там в одном доме с Марией, матерью Иисуса. Правда, это противоречит сведениям, изложенным в Деяниях апостолов (1.14). С той поры — в ряде рукописей: «с того часа», что может предполагать, что ученик тотчас покинул Голгофу вместе с Марией.

 

> 19.28-30 СМЕРТЬ ИИСУСА
> (Мф 27.45-56; Мк 15.33-41; Лк 23.44-49)

> 28 Иисус, зная, что все уже свершилось, сказал, чтобы исполнилось
   Писание:

> – Пить!

> 29 Там стоял полный кувшин кислого вина. Насадив на ветку иссопа
   губку, смоченную в кислом вине, воины поднесли ее к Его губам.

> 30 Иисус, отпив вина, сказал:

> – Свершилось!

> И, склонив голову, предал дух Богу.


> 19.29 ветку иссопа — в некоторых рукописях: «копье». В кислом вине – в ряде рукописей: «в желчи и иссопе».

> 19.28 Пс 22.15 (21.16)   19.29 Пс 69.21 (68.22)   19.30 Иов 19.26,27 (LXX)


> Ст. 28 — <...> Зная — До самого конца Иисус знает всё и сохраняет власть над Своей судьбой. На кресте Он завершил дело, порученное Ему Отцом. Сказал, чтобы исполнилось Писание: — Пить! — Жажда, которую Он испытывает, не делает Его жалким и несчастным, даже эти слова Он произносит с целью исполнения Писаний, что придает всей ситуации торжественный оттенок. Возможно, имеется в виду Писание целиком, потому что древняя Церковь верила в то, что все тексты Писания относятся к Христу. Но, по мнению многих, речь идет о Пс 22.15 (21.16), описывающем страдания невинного Страдальца, или Пс 69.22 (68.22), тем более что жажда в древности часто ассоциировалась со смертью. Но возможно, слова о жажде выражают желание Иисуса испить чашу, которую дал Ему Отец, до последней капли.

> Ст. 29 — Там стоял полный кувшин кислого вина — Греческое слово «о́ксос» означало не только уксус, но и кислое сухое вино в отличие от сладкого «о́йнос». Вероятно, это была так называемая «posca», напиток из воды с дешевым кислым вином и яиц, хорошо утолявший жажду. Солдаты обычно всегда носили его с собой. Насадив на ветку иссопа губку, смоченную в кислом вине, воины поднесли ее к Его губам — О том, что солдаты, охранявшие место казни, предложили Иисусу свое питье, рассказывается и у синоптиков. Но Матфей и Лука видят в этом еще одно проявление издевательств над умирающим. Так как иссоп представляет собой низкорослое кустистое ароматическое растение, на тонкие слабые веточки которого невозможно насадить губку (его, например, использовали в качестве кропила), многие ученые видели здесь возможную ошибку евангелиста или переписчика и предлагали другое чтение: «копье» (ср. «палку» в Мф 27.48), слово, сходное по звучанию. Но поскольку иссоп играл важную роль в пасхальных обрядах (им окропляли притолоки дверей), евангелист, возможно, хотел этим подчеркнуть, что Иисус и есть истинная пасхальная жертва.

> Ст. 30 — Иисус, отпив вина, сказал: — Свершилось! — Только в этом Евангелии Иисус издает такое восклицание. Это не крик отчаяния, но возглас победы, в котором соединились и вопль Страдальца, и одновременно торжествующий возглас Воителя, победоносно завершившего битву со злом. И, склонив голову, предал дух Богу — Вероятно, перед смертью Иисус взирал на небо. Никто из евангелистов не говорит «умер», но «испустил дух», то есть позволил духу жизни возвратиться к Богу — Источнику жизни.

 

> 19.31-37 ТЕЛО ИИСУСА ПРОНЗЕНО КОПЬЕМ

> 31 День этот был пятница, и еврейские власти не хотели, чтобы тела
   казненных висели в
 субботу, ведь на эту субботу приходился
   великий праздник. Поэтому они попросили Пилата, чтобы
   распятым перебили ноги и сняли
тела с крестов.

> 32 Воины пришли, перебили ноги сначала первому, затем второму
33 распятому, • а когда они подошли к Иисусу, то увидели, что Он
   уже
мертв, и не стали перебивать Ему ноги. • Но всё же один
   из воинов ударил Его копьем в
 бок, и тотчас потекла кровь и вода.

> 35 Это рассказал человек, видевший всё собственными глазами,
   чтобы и вы поверили.
Свидетельство его истинно, он знает, что
36 говорит правду. • Всё это произошло для того, чтобы исполнилось
37 Писание: «Ни единая кость Его перебита не будет». • И в другом
   месте
Писание говорит: «Будут смотреть на Того, кого пронзили».

> 19.35 В нескольких древних переводах этот стих отсутствует.

> 19.31 Втор 21.22-23   19.34 1Ин 5.6,8   19.35 Ин 21.24   19.36 Исх 12.46; Числ 9.12; Пс 34.20 (33.21)   19.37 Зах 12.10; Откр 1.7


> Ст. 31 – День этот был пятница, и еврейские власти не хотели, чтобы тела казненных висели в субботу, ведь на эту субботу приходился великий праздник — По Закону Моисея тела повешенных (распятие есть форма повешения) должны были быть сняты до наступления вечера, так как считалось, что не преданное погребению тело навлекает осквернение на страну (см. Втор 21.22-23). В особенности не допускалось, чтобы тело висело в субботу. Сейчас снять тела было тем более важно, что вечером в пятницу, после захода солнца, начиналась суббота, совпадавшая с праздником Пасхи. Согласно синоптическим Евангелиям, Иисус был казнен в самый день Пасхи. Римляне обычно оставляли тела казненных на крестах, иногда до их полного разложения, чтобы этим еще больше устрашить население. Еврейские власти — буквально: «евреи». Великий праздник — дословно: «великий день». Поэтому они попросили Пилата, чтобы распятым перебили ноги и сняли тела с крестов — Чтобы ускорить смерть, ноги перебивались железным молотом, и тогда распятые теряли опору, что приводило к удушью. Кроме того, прибавлялся болевой шок и сильное кровотечение из перебитых артерий, и быстро наступала смерть.

Ст. 32-33 — Воины пришли, перебили ноги сначала первому, затем второму распятому, а когда они подошли к Иисусу, то увидели, что Он уже мертв, и не стали перебивать Ему ноги — Понтий Пилат внял просьбе еврейских властей то ли потому, что не хотел, чтобы тело Иисуса висело непогребенным, то ли потому, что римские чиновники предпочитали не вступать в конфликт с местными властями. Воины перебили двум другим казненным ноги, и они умерли. Иисус умер до этого, Его смерть наступила очень быстро, ведь распятые могли умирать дни и даже недели.

> Ст. 34 — Но всё же один из воинов ударил Его копьем в бок — Это, вероятно, было сделано, чтобы удостовериться, что действительно наступила смерть, а не потеря сознания. И тотчас потекла кровь и вода — Вероятно, воины подошли через несколько минут после смерти Иисуса, иначе из тела бы не потекла кровь. Но, возможно, евангелист имеет в виду сукровицу. Было множество медицинских объяснений этого факта, хотя врачи так и не пришли к единому заключению. Поэтому очень распространена точка зрения, что Иоанн придавал крови и воде символическое значение: а) истечение крови и воды указывало на реальность смерти Иисуса вопреки распространившимся взглядам докетистов, утверждавших, что на кресте умер не Иисус (); б) оно могло свидетельствовать о воплощении Иисуса и реальности Его человеческой природы, опять же вопреки докетистам, которые верили, что Иисус лишь казался человеком; в) вода может символизировать крещение или Святой Дух (ср. 7.38-39), кровь же — евхаристию или очищение грехов (ср. 1Ин 1.7).

> Ст. 35 — Это рассказал человек, видевший всё собственными глазами — Кто этот свидетель? Традиционно считается, что это любимый ученик, стоявший у креста и затем ставший автором 4-го Евангелия. Скорее всего, это так. Но нельзя исключить и другого понимания: это может быть воин, пронзивший Иисуса копьем и позже ставший христианином. Ведь у синоптиков командир палачей свидетельствует о том, что Иисус был Сыном Бога (Мк 15.39; Мф 27.54). Чтобы и вы поверили — ср. 20.31. Здесь впервые свидетель евангельских событий напрямую обращается к слушателям и читателям. Свидетельство его истинно, он знает, что говорит правду — Ср. 3Ин 12.

> Ст. 36 — Всё это произошло для того, чтобы исполнилось Писание: «Ни единая кость Его перебита не будет» — Исх 12.46; Числ 9.10. Все перечисленные тексты относятся к пасхальному барашку. Евангелист в очередной раз подчеркивает, что истинная пасхальная жертва — это Иисус, который умер в то время, когда в Храме совершалось жертвоприношение барашков. Возможно, на эту роль Иисуса указывает и истечение крови, так как по предписаниям Закона кровь должна быть тщательно сцежена.

> Ст. 37 — И в другом месте Писание говорит: «Будут смотреть на Того, кого пронзили» См. Зах 12.10. Исполнение пророчества указывает на эсхатологический суд: люди будут смотреть на Того, кого они некогда пронзили, и будут скорбеть о своих грехах. Возможно, евангелист держит в уме и продолжение пророчества: «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» (13.1). Тогда эта цитата связана с истечением крови и воды.

[ В.Н. Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. Комментарий. 
// М.: ОПУОПАМ, 2010. стр. 426-7,431-7 ]

 

 

 

 

к чтениям Страстной пятницы:
 + + + о. Александр Шмеман: Последняя схватка
        (+ ссылки, в т.ч. к др. дням Страстной недели)
 + + + священник Павел Адельгейм:
        Типичная история повторяется от Адама до наших дней (+ссылки)
 + + + А. Макаревич: взят; к злодеям причтен; распят
        messia.ru/rasylka/011/2677.htm (+ссылки)
 + + + "Ученикам подает Владыка пример смирения" (из богослужения) &
         свящ. Александр Шмеман:
          Крест, как тайна греха и тайна победы над ним
           messia.ru/rasylka/009/2403.htm (+ссылки)
 + + + митрополит Сурожский Антоний:
        "О Жизнь вечная, како умираеши?"
          messia.ru/rasylka/008/2175.htm (+ссылки)
 + + + свящ. Александр Мень:
        Он принял поругание, неблагодарность, бичевание и смерть &
         Б.Пастернак - ГЕФСИМАНСКИЙ САД
          messia.ru/rasylka/007/1813.htm (+ссылки)

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*В сей день ко Кресту пригвоздили иудеи Господа,
 рассекшего море жезлом / и проведшего их в пустыне.
 В сей день копьем пронзили ребра Его,
 казнями поразившего за них Египет,
 и желчью напоили / манну в пищу дождем им пролившего.*
*К схватившим Тебя преступникам / Ты, всё терпя, так взывал Господи:
 "Хотя вы и поразили Пастыря
  и рассеяли двенадцать овец, учеников Моих,
  Я мог бы выставить более двенадцати легионов Ангелов.
  Однако Я являю долготерпение,
  чтобы исполнилось то, что открыл Я вам через пророков Моих,
  сокрытое и тайное".
 Господи, слава Тебе!*
*Одевающийся светом, как одеждою,
 предстоял на суде обнаженным
 и принял удар по щеке / от рук, которые создал,
 а беззаконный народ / пригвоздил ко Кресту Господа славы.
 Тогда завеса храма разорвалась;
 солнце померкло, не вынося видеть оскорбляемым Бога,
 пред Которым трепещет весь мiр.
 Ему поклонимся!*
*Когда предстал Ты, Боже, пред Каиафой, / и был предан Пилату, Судия,
 силы небесные от страха поколебались;
 тогда же Ты и возвышен был на Древе / между двух разбойников
 и причислен к беззаконным, Безгрешный, / чтобы спасти человека.
 Беззлобный Господи, слава Тебе!*
*Того, пред Кем всё содрогается и трепещет,
 и Кого воспевает всякий язык,
 Христа, Божию Силу и Божию Премудрость,
 священники били по лицу и желчи Ему дали;
 и всё претерпеть Он благоволил,
 желая нас спасти от беззаконий наших Своею кровию,
 как Человеколюбец.*
*В сей день повешен на Древе / на водах землю повесивший;
 венцом из терний венчается / Ангелов Царь;
 в ложную багряницу облекается / Покрывающий небо облаками;
 принял по лицу удар / в Иордане освободивший Адама;
 гвоздями был пригвожден Жених Церкви;
 копьем был пронзен Сын Девы.
 Поклоняемся страданиям Твоим, Христе.
 Поклоняемся страданиям Твоим, Христе.
 Поклоняемся страданиям Твоим, Христе.
 Покажи нам и славное Твое воскресение!*
*Крест Твой, Господи - / жизнь и воскресение для народа Твоего;
 и на него надеясь, / Тебя, распятого Бога нашего мы воспеваем:
 "Помилуй нас!"*
*Искупил Ты нас от проклятия закона / драгоценною Своею Кровию:
 ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный,
 Ты людям источил бессмертие.
 Спаситель наш, слава Тебе!*
*Ты был распят за меня, / чтобы мне источить прощение;
 был пронзен в ребра, / чтобы струи жизни мне извести;
 был гвоздями пригвожден,
 чтобы я, глубиною Твоих страданий
 в высоте могущества Твоего удостоверяемый,
 восклицал Тебе, Податель жизни Христе:
 "Слава и Кресту, Спаситель, / и страданию Твоему!"*
*Вознесенный на Кресте, / и уничтоживший силу смерти, Господи,
 и изгладивший как Бог рукописание против нас!
 Покаяние разбойника и нам даруй, единый Человеколюбец,
 с верою служащим Тебе, Христе Боже наш, и взывающим:
 "Помяни и нас во Царствии Твоём!"*
*Господи, когда Ты восходил на Крест
 страх и трепет напал на всё творение.
 И земле Ты запрещаешь поглотить распинавших Тебя,
 но аду повелеваешь узников отпустить, / для возрождения смертных.
 Ты, Судия живых и мертвых, / пришел даровать жизнь, а не смерть.
 Человеколюбец, слава Тебе!* (Из богослужения Великой Пятницы/*/)

* * *

*Мы для греха умерли! Разве мы сможем и дальше жить в грехе?
 Или вы забыли, что, когда мы крестились,
 чтобы соединиться с Христом Иисусом,
 мы тем самым разделили Его смерть: крещением  -
 соучастием в смерти  -  мы погребли себя с Ним. И теперь,
 подобно Христу, поднятому из мертвых величием славы Отца,
 мы тоже сможем жить новой жизнью.
 И если мы умерли такой же смертью, как и Он, и тем соединились с Ним,
 то и воскреснем, подобно Ему. Мы знаем,
 что прежний человек в нас умер вместе с Ним на кресте,
 чтобы наша греховная сущность лишилась силы,
 чтобы мы перестали быть рабами греха.
 Ведь умерший освобождается от греха.
 Мы верим, что, раз мы умерли с Христом, то и жить будем с Ним.
 Мы знаем, что Христос, поднятый из мертвых, уже не умрет,
 смерть над Ним уже не властна. Он однажды умер -
 и для греха Он мертв. Он теперь жив - и живет для Бога.
 Так и вы, соединясь с Христом Иисусом,
 считайте себя мертвыми для греха, но живыми для Бога.* (Рим.6:2-11/**/)

             *********************************************

/*/ перевод: иером. Амвросий (Тимрот) (с изменениями).
/**/ вкл. апост. чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3654.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru