=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 9 апреля 2018 г. ст.ст., воскресенье 3-ье по Пасхе.
  {память свв. мироносиц; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима}
  литургические чтения: Деян.6:1-7; Мк.15:43-16:8.

 

 

 

 

 

> Апостол Петр рекомендует женщинам-христианкам следующее: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность   одежде, но сокровенный се́рдца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Петра 3,2-4). Такой красотой духа явно обладали те женщины, кто следовали за Христом и служили Ему в течение последних лет земной жизни Иисуса.

> Мы почти не слышим их го́лоса на страницах Евангелий, за исключением Марфы, заботившейся об угощении и упрекавшей свою сестру, что она ей не помогает (Лк.10,40), но после смерти брата Лазаря проявившей удивительное самообладание и высоту веры, и Марии Магдалины, в первые часы по воскресении Христа принявшей Его за садовника (Ин.20,11-18).

> Прямая речь апостолов Христа, впрочем, тоже нечасто передаётся в евангельских повествованиях, но производит, тем не менее, более заметное впечатление. Пётр исповедует Христа сыном Бога Живого (Мф.16,16), на Тайной Вечере обещает душу положить за Него, а вскоре отрекается трижды, говоря, что не знает Иисуса.

> Апостолы между собой нередко спорили, кто из них больше. А Иаков с Иоанном, предвкушая грядущую силу и славу Иисуса, мечтали сесть один по правую сторону от Него, другой по левую (Мк.10,37). Они же желали истребить огнем одно самарянское селение, через которое проходили как-то раз, и где Иисуса не приняли (Лк.9,54). Но все ученики, кроме Иоанна, в конечном итоге разбежались в страхе, когда их Учитель был взят под стражу.

> И лишь женщины, молчаливо служившие Иисусу при жизни, продолжали безмолвно служить Ему и по смерти, желая отдать последний долг уже мертвому в их глазах человеку, приготовив благовония (миро) для погребения тела (Лк.23,55-56). Мужскую часть вместо ближайших учеников Иисуса в этот момент восполнили более отдалённые до сих пор Его почитатели – Иосиф Аримафейский и Никодим.

> Сколько женщин, или жен-мироносиц, как назвала их впоследствии Церковь, присутствовали при распятии Иисуса, и кто из них участвовал в Его погребении, в точности установить невозможно. Евангелист Марк пишет: «Были тут и женщины, которые смотрели и́здали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим» (Мк.15,40-41).

> Евангелист Лука говорит просто о «женщинах, следовавших за Ним из Галилеи» (Лк.23,49). По Матфею это были Мария Магдалина и «другая Мария», то есть та же, что у Марка (мать Иакова и Иосии), а также мать сыновей Зеведеевых (возможно, та же Саломия – Мф.27,56). Евангелист Иоанн говорит о Матери Иисуса, её сестре Марии Клеоповой и Марии Магдалине (Ин.19,25).

> Кроме того, только Иоанн сообщает нам ту подробность, что сначала воскресшего Христа, не узнав Его, встретила Мария Магдалина, еще затемно. А когда узнала после того, как Иисус назвал ее по имени, Он запретил ей прикасаться к Нему (Ин.20,17). Тогда как остальные женщины, пришедшие уже позднее, встретили не Иисуса, а ангела, сидящего при распечатанном гробе (Мф.28,2-4; по Луке – двух ангелов, Лк.24,4), а потом уже по пути к апостолам Иисус явился им с приветствием «радуйтесь!». И они, «приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф.28,9).

> Но какие бы ни были неясности в точном согласовании всех евангелистов, очевидно одно: первыми свидетельницами Воскресения Христова стали не ближайшие ученики Иисуса, а именно женщины. Пусть пришедшие к Нему как к мертвецу, чтобы отдать последний долг и достойно похоронить Учителя, но услышавшие радостную весть – Евангелие от ангела – о том, что Он жив: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес» (Лк.24,6).

> Деяния апостольские упоминают об избрании семи мужей-диаконов, для того, чтобы у самих апостолов были помощники по хозяйственным делам: «нехорошо нам, оставив слово Божие, обслуживать столы» (Деян.6,2). Кроме диаконов, то есть, по-русски, служителей, позднее назначались и диакониссы, об одной из которых упоминает апостол Павел (Рим.16,1). Но первыми служительницами, диакониссами в самом прямом смысле слова, были именно жены-мироносицы. Евангелист Лука среди них упоминает еще Иоанну, жену домоправителя Ирода Хузы, и Сусанну, а также «многих других», которые служили Христу имением своим (Лк.8,3).

> Впоследствии в церковной истории роль женщин была также велика, а подчас и просто незаменима. Но к Средним векам эта роль стала более пассивна, а их вес в церковной жизни во многих христианских странах поубавился; исчез из церковной жизни и институт диаконисс. Например, в Византии и на Руси, в отличие от апостольской и первохристианской мученической эпохи, мы почти не знаем прославленных в лике святых женщин, кроме некоторых великих княгинь и цариц. Но на Западе таких было существенно больше.

> В России в наступившую трудную и переломную эпоху для Церкви в ХХ веке женщины снова стали играть исключительно важную и активную роль. Можно даже утверждать, что во многом они просто спасли многие храмы от закрытия, и среди них есть немало мучениц и исповедниц, причисленных в последние годы к лику святых.

> Как и в случае первых жен-мироносиц, они не были искушенными в тайнах духовной жизни и в богословской проблематике, но веровали и оставались верными в простоте своего сердца. Есть два значения слова «вера» или даже два образа одной и той же веры. Вера как знание и вера как доверие.

> Вера-знание («верую в», «верю, что») выражается в догматах. Вера-доверие («верю кому») – в практической жизни. Вера-доверие без основных твердых знаний часто может привести в запутанные лабиринты различных суеверий, и тут женщины бывают особенно уязвимыми. Вера-знание, как более «мужской» ее образ, без доверия и верности также становится сухой, холодно-рассудочной и бесплодной.

> Конечно, лучше всего гармонично сочетать эти два образа веры или две её стороны. И прекрасный пример веры-доверия, перерастающей саму себя и становящейся также непоколебимой верой-знанием, являли первые жены-мироносицы, как и продолжают его являть многие служительницы Церкви уже в современном мире – будь то на клиросе, или по хозяйственной части, или в заботливом украшении храмов, или в деле духовного просвещения, катехизации и педагогики, а теперь вот ещё и в журналистике, и в работе замечательных сайтов в интернете.

> В этом постоянстве их служения, верности и преданности Христу и Его Церкви поистине проявляется та самая духовная красота, о которой упоминал апостол Петр в своем первом соборном послании. С праздником всех современных служительниц, дорогих сестер во Христе!

[ священник Филипп Парфенов.
Первые диакониссы, свидетельницы Воскресения ]

 

 

 

+++ Дороти Ли Сэйерс:
     Синедрион: Иосиф, Никодим, Кайяфа, начальник храмовой стражи...
+++ свящ. Яков Кротов:
     религиозная добродетель может гулять: Христос воскрес
+++ другие размышления о. Якова: Мк.15.42,43,46,47; 16.1,5,7,8
+++ Том Райт: Погребение Иисуса и женщины у открытой гробницы (+ссылки!)
+++ митрополит Сурожский Антоний: праздник верности
          messia.ru/rasylka/009/2410.htm (+ссылки!)
+++ Сергей Худиев: неудобные свидетельницы воскресения

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

       *Говорю вам истинную правду:
        тот, кто слышит Слово Мое
        и верит Тому, кто послал Меня,
        обрел вечную жизнь.
        Не предстанет он перед Судом -
        он уже перешел от смерти к жизни.
        Говорю вам истинную правду:
        час наступает -
        он уже наступил, -
        когда мертвые услышат голос Божьего Сына
        и кто услышит Его, те будут жить.
        Как Отец есть источник жизни,
        так и Сына Он сделал источником жизни.
        И Он дал Сыну власть судить,
        потому что Он - Сын человеческий.
        Не удивляйтесь тому.
        Ведь час наступает,
        когда все, кто в могилах,
        услышат голос Его и покинут могилы -
        те, что творили добро, встанут для Жизни,
        а те, что творили зло - для Суда.
        Я ничего не могу делать собственной властью.
        Я сужу, как велит Мне Отец,
        и Суд Мой - праведный суд,
        ибо Я не того, чего хочется Мне, добиваюсь,
        а того, чего хочет Пославший Меня.
        ...
...есть у Меня свидетельство больше того, которое дал Иоанн.
 Те дела, что дал Мне делать Отец, сами эти дела, которые Я совершаю —
 вот свидетельство того, что Меня послал Отец!
 Это Отец Мой, пославший Меня, свидетельствует обо Мне.
 Вы никогда ни голоса Его не слышали, ни облика Его не видели,
 Слово Его не живет в вас, потому что вы не верите Тому, кого Он послал.
 Вы прилежно изучаете Писания,
 так как считаете, что в них обретете вечную жизнь.
 Но и они говорят обо Мне!
 Однако вы не хотите прийти ко Мне, чтобы обрести жизнь.
 Мне ни к чему похвалы людей.
 Я вас знаю: нет у вас любви к Богу!
 Я пришел к вам от имени Отца Моего — и вы Меня не принимаете.
 Но если кто-то иной к вам придет — от себя самого! — его вы примете.
 Как вы можете поверить, если принимаете хвалу друг от друга,
 а получить хвалу от единого Бога не стараетесь?!* (Ин.5:36-44/**/)

* * *

*Люди, увидев, какой знак Им совершен, стали говорить:
 "Он и вправду тот самый Пророк, который должен прийти в мир!"
 Иисус, зная, что они собираются прийти и схватить Его,
 чтобы провозгласить царем, снова ушел один на гору.
 Когда наступил вечер, ученики Его спустились к морю
 и, сев в лодку, поплыли на другой берег, в Капернаум.
 Уже стемнело, а Иисус еще не пришел к ним.
 Тем временем подул сильный ветер, и море разбушевалось.
 Они уже отплыли на три или четыре мили,
 когда увидели, что Иисус идет по морю и уже рядом с лодкой.
 Им стало страшно.
 Иисус сказал: "Это Я, не бойтесь!"
 Они хотели взять Его в лодку,
 но в тот же миг лодка оказалась у берега,
 к которому они направлялись.
 На следующий день толпа, оставшаяся на другом берегу моря, увидела,
 что другой лодки там не было, только одна,
 и что Иисус не сел в нее с учениками, а ученики отправились одни.
 Тогда несколько лодок поплыло из Тибериады
 к тому месту, где они ели хлеб,
 после того как Господь произнес благодарственную молитву.
 И вот, когда толпа увидела, что там нет ни Иисуса, ни учеников,
 они снова сели в лодки и поплыли искать Его в Капернаум.
 Найдя Его на другом берегу моря, они спросили:
 "Равви, как Ты здесь оказался?"
 Иисус сказал им в ответ:
 "Говорю вам истинную правду:
  не потому вы ищете Меня,
  что вам Мои знаки понятны,
  а лишь потому, что наелись досыта хлеба!
  Но добивайтесь не тленной пищи,
  а той, что нетленна
  и способна дать вечную жизнь.
  Это пища, которую даст вам Сын человеческий,
  ибо Его Своей силой запечатлел Бог – Отец".* (Ин.6:14-27/**/)

* * *

*Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная,
 тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. /
 Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил,
 все Силы Небесные взывали:
 "Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!"*
*"Радуйтесь" мироносицам возгласив,
 плач праматери Евы прекратил Ты воскресением Твоим, Христе Боже;
 Апостолам же Твоим повелел провозглашать:
 "Спаситель воскрес из гроба!"*
      (Тропари и кондак, перевод: иером. Авромвросий Тимрот, с измен.)

              *********************************************

/*/ еванг. чтение четверга и из чтения пятницы.
/**/ еванг. чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3658.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru