=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 16 апреля 2018 г. ст.ст.,
  воскресенье 4-е по Пасхе - посвященное расслабленному (парализованному).
  литургические чтения: Деян.9:32-42; Ин.5:1-15.

 

 

 

 

 

> Христос воскресе!

> В <четвертое> воскресенье после Пасхи слышим мы в церкви евангельский рассказ о встрече Христа с расслабленным. Вот как описывает ее евангелист Иоанн: Есть... в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы он ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной ответил Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний (Ин.5:2–9).

> С первого взгляда этот краткий рассказ похож на множество других евангельских рассказов о чудесах Христа. Действительно, всё Евангелие полно чудес. И это между прочим – одна из причин ожесточенной борьбы с ним пресловутого «научного атеизма». И даже религиозные, верующие люди пытаются строить свои аргументы в защиту Евангелия, обходя молчанием чудеса, поскольку не в них, мол, дело и не на них основана настоящая вера.

> Но оставим сейчас в стороне интересный и сложный вопрос о чуде как таковом. Когда-нибудь мы вернемся к нему и попробуем ответить на те возражения, что постепенно превратили чудо в запретную тему, обращение к которой вызывает у неверующих насмешливую улыбку, а у верующих – некое смущение. Сосредоточим свое внимание на этом чуде, и тогда, быть может, нам яснее откроется смысл других чудес.

> Замечу здесь, что в Евангелии от Иоанна чудеса всегда имеют символическое значение. Иоанн и называет-то их не чудесами, а «знамениями», т.е. указаниями, знаками, смысл которых не в них самих, а в том, что они раскрывают в служении Христа и в Его учении. Знамением чего же является это чудо – исцеление паралитика, тридцать восемь лет пролежавшего у спасительной, однако недоступной ему воды? В центре евангельского рассказа как ключ к нему – слова расслабленного: Не имею человека, который опустил бы меня в воду, т.е. нет никого, кто на протяжении этих нескончаемых лет пришел и сделал бы то, от чего зависело спасение больного. Итак, первое, что открывается нам здесь, – это страшное одиночество человека. Мiр, превращенный в холод разъединенных жизней и насквозь пропитанный эгоизмом, когда каждый – только за себя. Таково христианское понимание трагедии греха, трагедии грехопадения.

> Нам возразят: «Но разве нет в мiре помощи, солидарности, любви, жертвенности?» Да, конечно, есть. Но не странно, не страшно ли, что даже то, что соединяет людей мiра сего, – нация, семья, класс, идея и т.п. – в свою очередь оказывается причиной разъединения, источником нелюбви и даже ненависти? «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» – но соединяйтесь непременно против кого-то, для борьбы с кем-то. Семья – разве не бывает и она выражением группового эгоизма? Патриотизм – разве не держится и он так же часто отвержением всего, что чужое, не свое? Если по-настоящему глубоко вглядеться в жизнь, мы найдем в самой основе ее странный и страшный закон разделения, борьбы всех против всех – закон, приводящий в конце концов к предельному одиночеству каждого.

> И наконец, последнее, самое страшное торжество этого разъединения и одиночества – смерть. «Как я жил один, так и в могиле буду лежать один», {Ср.: «Как я буду лежать в могиле один, так я в сущности и живу одиноким» (Чехов А.П. Записные книжки. Книжка первая. С. 121 // Собр. соч. в 12 т. Т. 10. М.: ГИХЛ, 1956. С. 487).} – записал в своем дневнике Чехов. И что можно возразить на эту самую грустную, но и самую правдивую человеческую запись? Это одиночество пытаются заглушить, преодолеть растворением человека в каком-то безличном «коллективе», в толпе, шагающей в ногу, где он постепенно приучается жить и чувствовать «как все». Но это не преодоление, а обман, ибо и в толпе каждый всё равно остается одинок. И этот-то вопль одиночества, эту тоску оставленности выражают слова расслабленного: Не имею человека. Ибо человек перестал быть человеком для своего собрата, в мiре есть лишь союзники и враги, но нет ближних.

> И отсюда второе знамение, раскрывающееся в этом чуде, – таким ближним, братом, любящим приходит Христос. Сын Человеческий, – говорит Он, – не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк.10:45). Если христиане веруют, что во Христе явился людям Бог, то это, без сомнения, не тот бог, которого антирелигиозная пропаганда изображает тираном и деспотом, одержимым манией величия и требующим непрестанного поклонения. У Бога, в Которого веруют христиане, одно имя – Любовь. Любовь соединяет Бога с человеком, и от человека Он хочет только любви, но такой, что объемлет всё и всех, исцеляя страшное одиночество, на которое обречен человек в мiре, где иссякла любовь.

> И только по-настоящему почувствовав это, можно понять и всё дальнейшее, – всё то, что составляет камень претыкания и камень соблазна (1Петр.2:7) в христианстве: смерть на Кресте, Гроб и в конце – победу над смертью. Всё оно, христианство, в этом возвращении человека человеку, в радости любви и веры, преодолевающих одиночество, разделение и, наконец, смерть. Это и есть подлинное чудо. Мы не говорим больше человека не имею, ибо рядом с нами навеки Тот, Кто открыл нам победу любви.

> Христос воскресе!

[ священник Александр Шмеман. Оп. в кн. "Беседы на радио Свобода",
т. II, стр. 234-6 под заглавием "Возвращенный Человек" ]

 

 

 

 

       + + + ...ныне же крещением божественным очищает бесчисленные множества Христос...
      + + + Н.Т. Райт: Исцеление парализованного
     + + + протопр. Александр Шмеман:
    вопль того, кто познал страшную силу человеческого эгоизма (+ссылки!)
    + + + митр. Антоний (Блум): "стану я таким человеком для других!"
                            messia.ru/rasylka/008/2195.htm (+ссылки!)
   + + + он же: Людей много, а человека нет...
          messia.ru/rasylka/007/1833.htm (+ссылки!)
  + + + он же: Стань сам таким человеком
 + + + он же: в чём моя немощь?
+ + + он же: что значит получить от Бога исцеление

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Савл по-прежнему дышал злобой и грозил смертью ученикам Господа.
 Придя к первосвященнику,
 он попросил у него пи́сьма в Дамаск, к тамошним синагогам,
 чтобы иметь право арестовывать
 и отправлять в Иерусалим последователей Пути,
 всех, кого ему удастся обнаружить, и мужчин и женщин.
 Но по дороге, когда он уже был недалеко от Дамаска,
 его внезапно молнией озарил свет с неба.
 Упав на землю, он услышал голос, говоривший ему:
  – Савл, Савл! Что ты Меня гонишь?
 Савл спросил:
  – Кто Ты, Господин мой?
  – Я Иисус, которого ты гонишь.
    А теперь встань и иди в город, там тебе скажут, что делать.
 Спутники Савла стояли онемев: они слышали голос, но никого не видели.
 Савл поднялся с земли, но, открыв глаза, ничего не видел.
 Его взяли под руки и привели в Дамаск.
 И три дня он ничего не видел, не ел и не пил. ...
 В Дамаске был ученик по имени Анания, и ему в видении сказал Господь:
  – Анания!
 Тот ответил:
  – Я здесь, Господь!
  Господь сказал:
   – Собирайся и ступай на улицу, что называется Прямой.
     Разыщи в доме Иуды человека из Тарса по имени Саул.
     Он сейчас молится, и ему было видение,
     что в дом входит человек по имени Анания
     и возлагает на него руки, чтобы вернуть ему зрение.
 Анания возразил:
  – Господь! Я от многих слышал об этом человеке,
    я знаю, сколько зла причинил он Святому народу Твоему в Иерусалиме.
    У него и здесь полномочия от первосвященников
    арестовывать всех, кто призывает Твое Имя.
 Господь сказал ему:
  – Ступай! Я избрал его на служение Себе,
    и он возвестит Мое Имя язычникам с их царями и народу Израиля.
    Я сам покажу ему,
    сколько страданий он должен будет перенести ради Меня.
 И Анания пошел, вошел в дом и, возложив на Саула руки, сказал:
  – Савл, брат мой, меня послал Господь –
    Иисус, который явился тебе в пути,
    чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа.
 И тут же у Савла как будто какая-то чешуя, покрывавшая его глаза,
 упала с них, и он снова стал видеть.
 Он тотчас принял крещение, а потом поел, и к нему вернулись силы.
 В Дамаске он пробыл с учениками несколько дней
 и сразу стал проповедовать в синагогах, что Иисус – Сын Божий.*
                                                     (Деян.9:1-20/***/)

* * *

 *Иисус сказал им в ответ:
 - Говорю вам истинную правду:
   не потому вы ищете Меня, что вам Мои знаки понятны,
   а лишь потому, что наелись досыта хлеба!
   Но добивайтесь не тленной пищи,
   а той, что нетленна и способна дать вечную жизнь.
   Это пища, которую даст вам Сын человеческий,
   ибо Его Своей силой запечатлел Бог – Отец.
 Они спросили его:
 - А что мы должны делать для того, чтобы дела наши были угодны Богу?
 Иисус сказал им в ответ:
 - Вот ваше дело для Бога –
   верьте в Того, кого Он послал.
 Они спросили:
 - А какой знак Ты нам явишь, чтобы мы, увидев его, поверили в Тебя?
   Что Ты сделаешь?
   Наши отцы ели манну в пустыне.
   Как говорится в Писании, "он дал им в пищу хлеб с Неба".
  Иисус им ответил:
  – Говорю вам истинную правду:
    не Моисей дал вам хлеб с Неба,
    это Отец Мой дает вам хлеб с Неба – истинный хлеб.
    Ибо хлеб Божий –
    тот, который сходит с Неба и миру дарует жизнь.
 Они сказали:
 - Господин наш, всегда давай нам такой хлеб!
 Иисус сказал им:
 - Я – хлеб жизни.
   Тот, кто приходит ко Мне, не будет голодным;
   тот, кто верит в Меня, никогда не испытает жажды.
   Но, как Я вам уже говорил, хоть и видели вы, но не верите!
   Всё из того, что дал Мне Отец Мой, придет ко Мне.
   И того, кто приходит ко Мне, Я не выгоню вон,
   ибо Я с Неба сошел не для того, чтобы делать, что Я захочу,
   а для того, чтобы волю исполнить Того, кто послал Меня.
   И вот воля Того, кто послал Меня:
   ничего из того, что Он дал Мне, не потерять,
   но воскресить в последний День.* (Ин.6:26-39/*/)

* * *

*В это время возвращался домой евнух-эфиоп ...
 он приезжал в Иерусалим как паломник.
 Евнух, сидя в колеснице, читал пророка Исайю.
 Филипп, подбежав к колеснице, услышал, что тот читает пророка Исайю.
 Он спросил евнуха: "А тебе понятно то, что ты читаешь?"
 Тот ответил: "Как мне понять, если некому объяснить?" -
 и пригласил Филиппа подняться в колесницу и сесть с ним рядом.
 Вот отрывок из Писания, который он читал:
 "Его, как овцу, вели на заклание,
  как ягненок безропотен перед стригущим его,
  так и Он не отверз Своих уст.
  Он унижен был и лишен правосудия.
  И что говорить о потомстве Его,
  если жизнь Его на земле пресеклась?"
 Евнух спросил Филиппа:
 "Прошу тебя, ответь мне, о ком это говорит здесь пророк?
  О себе или о ком-то другом?"
 Филипп заговорил и, начав с этого отрывка Писания,
 поведал ему Радостную Весть об Иисусе.
 Продолжая путь, они подъехали к месту, где была вода.
 сказал евнух: "Вот вода! Что препятствует мне креститься?"
 Он приказал остановить колесницу,
 и оба они, Филипп и евнух, вошли в воду, и Филипп его крестил.*
                                                 (Деян.8:27-38/**/)

* * *

        <Иисус сказал:>
        – Вот что Я вам заповедую:
        любите друг друга!
        Если мир ненавидит вас, помните,
        что сначала Меня он возненавидел.
        Будь вы из этого мира,
        он бы вас полюбил – как своих.
        Но так как вы не из мира
        (Я, избрав, отделил вас от мира),
        за это вас мир ненавидит.
        Помните, Я вам сказал:
        "Слуга не больше своего господина".
        Если гнали Меня,
        и вас будут гнать.
        Если Мои слова исполняли,
        исполнят и ваши.
        Но они всё это вам сделают
        из-за Меня, потому что
        не знают Того, кто послал Меня.
        Если бы в мир не пришел Я
           и с ними не говорил,
        они были б тогда невиновны,
        а теперь греху их нет оправданья.
        Тот, кто Меня ненавидит,
        и Отца Моего ненавидит.
        Если б не сделал Я среди них
        дел, которых никто другой сделать не может,
        они были б тогда невиновны.
        Но теперь они видели их –
        и всё равно ненавидят и Меня, и Отца Моего.
        Но так и должно было быть,
        чтоб исполнилось то,
           что в Законе у них написано:
        "Ненавидят Меня без причины".
        Но когда к вам придет Заступник –
        от Отца исходящий Дух Истины,
        которого Я вам пошлю от Отца –
        он и будет Моим свидетелем.
        И вы тоже Мои свидетели,
        потому что вы с первых же дней
           были со Мною.
        Я сказал это вам,
        чтобы вера не дрогнула ваша.
        Вас изгонят из синагог;
        даже будет такое время,
        когда всякий, кто вас убивает,
        будут думать, что этим они служат Богу.
        Поступать они будут так потому,
        что не знали ни Отца, ни Меня.
        Но Я вам это сказал,
        чтобы вы, когда наступит их время,
        помнили: Я вам сказал.
        Я вначале не говорил вам об этом,
        потому что был с вами. (Ин.15:17-16:4/****/)

              *********************************************

/*/ включает чтения вторника и среды.

/**/ чтение четверга.
/***/ включает часть апост. чтения пятницы.
/****/ включает еванг. чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3659.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»