=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 4 мая 2018 г. ст.ст., четверг 6-ой седмицы по Пасхе -
  ВОЗНЕСЕНИЕ Господне.
  литургические чтения: Деян.1:1-12; Лк.24:36-53.

 

С праздником!

 

 

 

 

> Вхождение <воскресшего Христа во славу> составляет одну из истин веры, но – это тайна, превосходящая чувственный опыт, и она не может быть сведена только к событию, происшедшему на Элеонской горе, где апостолы видели своего Учителя, удаляющегося от них, чтобы возвратиться к Богу. О смысле, моменте и способе вхождения Христа в небесную славу мы находим в текстах Св. Писания весьма разнообразные высказывания и это поучительно. Попытаемся в их свете проникнуть в глубокую реальность тайны, рассмотрев историю образования и развития этих выражений в письменности.

> I. Путь между Небом и Землей

> По естественно возникшему представлению, распространенному по всему миру и использованному Библией, небо является жилищем Божества и служит даже метафорическим обозначением Бога. 3емля, Его подножие (Ис 66.1), – жилище людей (Пс 113.24; Екк 5.1). Чтобы их посещать, Бог «сходит» с неба (Быт 11,5; Исх 19.11 слл; Мих 1.3; Пс 143.5) и затем снова «восходит» на него (Быт 17.22). Облако служит Ему колесницей (Числ 11.25; Пс 17.10; Ис 19.1). Посылаемый Им Дух также должен сходить (Ис 32.15; Мф 3.16; 1Петр 1.12), равно как и Слово, возвращающееся к Нему каждый раз по свершении своего дела (Ис 55.10 сл; Прем 18.15). И ангелы, обитающие на небе с Богом (3Цар 22.19; Иов 1.6; Тов 12.15; Мф 18.10), сходят для исполнения Божественных повелений (Дан 4.10; Мф 28.2; Лк 22.43) и затем снова восходят (Суд 13.20; Тов 12.20); таким схождением и восхождением устанавливается связь между небом и землей (Быт 28.12; Ин 1.51).

> Людям этот путь сам по себе недоступен, и говорить о восхождении на небо значит выражать стремление к недоступному (Втор 30.12; Пс 138.8; Притч 30.4; Вар 3.29), но иногда и притязание безумной гордыни (Быт 11.4; Ис 14.14; Иер 51.53; Иов 20.6; Мф 11.23). Надо довольствоваться уже и тем, что молитвы восходят к небу (Тов 12.12; Сир 35.16 сл; Деян 10.4) и что Бог назначает людям встречу на горах, куда Он сходит, а они подымаются, напр., на Синай (Исх 19.20) или на Сионскую гору (Ис 2.3 и 4.5). Только избранным, как Енох (Быт 5.24; Сир 44.16; 49.14) или Илия (4Цар 2.11; Сир 48.9-12; 1Макк 2.58), дана особая милость быть <вознесенными> на небо божественной силой. В Дан 7.13 Сын Человеческий идет к <Древнему> днями; это можно представлять себе тоже как восхождение, хотя место его исхождения таинственно, а облака небесные может быть являются здесь не колесницей, а только украшением Божией обители.

> II. Восхождение Христа на Небо

> Согласно этой библ. картине мироздания, Иисус, вознесенный Своим Воскресением одесную Бога (Деян 2.33 сл; Рим 8.34; Еф 1.20 сл; 1Петр 3.22; срМк 12.35 слл п; 14.62 п), где Он восседает на престоле как Царь (Откр 1.5; 3.21; 5,6; 7.17), как будто «взошел» на небо. И действительно, Его Вознесение представляется в первых свидетельствах веры не столько как явление, рассматриваемое ради его самого, сколько как естественное внешнее выражение небесного превознесения Христа (срДеян 2.34; Мк 16.19; 1Петр 3.22). Но по мере постепенного раскрытия откровения и более ясного изложения веры Вознесение принимает всё более характерное богословское и историческое своеобразие.

> 1. Нисхождение и восхождение. – Вера в предсуществование Христа, заложенная в душу человека на заре веры, постепенно высказывалась со всё большей ясностью, и это онтологическое предсуществование всё больше осознавалось при помощи Писания. До Своего земного существования Иисус был у Бога – Сын, Слово, Премудрость. Итак, Его небесное прославление было не просто торжеством человека, возвышенного до божественного состояния, – как это можно было предполагать в период ранней христологии (Деян 2.22-36; 10.36-42) – но возвратом в небесный мир, откуда Он пришел. Яснее всего это нисхождение с неба выражено у ап. Иоанна (Ин 6.33,38,41 сл, 50 сл, 58), где оно поставлено в связь с восхождением туда, где Он был прежде – Вознесением (Ин 3.13; 6.62). Движение, о к-ром говорится в Рим 10.6 сл имеет другое значение: под нисхождением понимается Воплощение Христа, а под восхождением – Его возвращение из царства мертвых, скорей чем восхождение на небо. Но в Еф 4.9 сл перспектива расширяется: за нисхождением в преисподнюю земли следует новое восхождение, к-рое возносит Христа выше всех небес. Ту же перспективу предполагает и славословие в Флп 2.6-11.

> 2. Торжество космического порядка. – Установлению особого смысла Вознесения как момента прославления Христа, отличного от Воскресения и пребывания одесную Отца на небе, содействовало и стремление лучше выразить идею космического верховенства Христа. Когда ересь Колоссян грозила низвести Христа на низший уровень ангельских чинов, Павел еще более категорически подчеркнул то, что он уже говорил о Его торжестве над небесными Силами (1Кор 15.24), утверждая, что это торжество уже достигнуто крестной смертью (Кол 2.15), что Христос уже теперь восседает на небесах выше всех этих Сил (Еф 1.20 сл). Именно тогда он ссылается на Пс 67.19, показывая, что восхождение Христа превыше всех небес и было принятием власти над вселенной, «дабы наполнить всё» (Еф 4.10) и возглавить (Еф 1.10). Тот же космический кругозор раскрывается в славословии (1Тим 3.16): Вознесение во славе происходит после явления ангелам и миру. Восхождение Христа снова рассматривается в посл. к Евр сообразно его представлению небесного мира, где пребывают реалии нашего спасения и куда направляются в своем странствовании люди. Первосвященник взошел туда первым, пройдя небеса (4.14) и проникнув за завесу (6.19 сл) в святилище, где Он предстоит за нас пред лицом Божиим (9.24), – чтобы воссесть там на престоле одесную Бога (Евр 1.3; 8.1; 10.12 сл; 12.2), выше ангелов (1.4-13; 2.7 слл).

> 3. О времени Вознесения. – Восхождение Христа на небо отличается от выхода Его из гроба не только в плане космическом, но и в плане педагогическом: было необходимо описать в рамках человеческого времени событие сверхвременное, считаясь со временем явлений Его ученикам после Воскресения, ибо иначе трудно было бы объяснить, где Он пребывал, когда не был с ними, тем более, что Он являлся им уже во славе. У Мф не говорится о Вознесении, но приводятся слова Христа о власти, данной Ему на небе и на земле (Мф 28.18), из к-рых можно заключить, что воцарение Его на небесном престоле совершилось уже до этого явления на горе́ в Галилее. То же говорит, хотя и в другой форме, Ин: Христос извещает Своих учеников через Марию Магдалину о Своем восхождении к Отцу (Ин 20.17); следовательно Он взойдет к Отцу до того, как снизойдет, чтобы явиться ученикам вечером того же дня (20.19). Эти несколько часов человеческого времени, протекшие между Воскресением и Восхождением к Отцу, служат Христу педагогическим средством, чтобы разъяснить Марии Магдалине, что Он вступает в новое состояние, при к-ром прежнее общение (ср. 20.17 и 11.2; 12.3) переходит в новый, более духовный план (6.58 и 6.62).

> В других текстах момент Вознесения и момент Воскресения различаются еще больше: у Луки (24.50 сл в связи с предшествующими ему стт. 13,33,36,44) создается впечатление, что Вознесение произошло вечером в пасхальное воскресение после нескольких бесед Иисуса с учениками. В заключении Еванг. от Марка (16.19), в значительной степени зависящего от Луки, о Вознесении говорится после описания ряда явлений Иисуса, но не указывается, произошли ли эти явления в один день или в несколько. Наконец, по Деян 1.3-11 Иисус покинул Своих и взошел на небо по истечении сорока дней явлений и бесед. Согласно этим трем текстам Вознесение замыкает период явлений ученикам. Цель этих текстов, несомненно, не в том, чтобы описать первое вхождение Христа во славу, по истечении некоего по-разному исчисляемого и необъяснимого промежутка времени, а в том, чтобы рассказать о Его последнем отшествии, к-рым заканчивается видимое присутствие Его на земле. Сама неопределенность промежутка временно объясняется в связи с этой относительностью срока; в Деян число 40 было выбрано, вероятно, принимая во внимание дату Пятидесятницы: 50 дней после Пасхи. Иисус восшел окончательно на небо за несколько дней до этого праздника, чтобы послать Духа Своего, К-рый отныне будет заменять Его при Его учениках. Многообразие учения свящ. текстов располагает в своей совокупности к познанию в этой тайне двух сторон, между собой связанных, и в то же время раздельных: небесного прославления Христа, совпавшего с Его Воскресением, и Его последнего отшествия и возвращения к Богу после явлений ученикам; апостолы были свидетелями отшествия на горе́ Элеонской и память о нём отмечается особым церковным праздником Вознесения.

> 4. Как произошло Вознесение. – Единственный канонический текст, сравнительно подробно описывающий восхождение Христа на небо – Деян 1.9; сама его краткость указывает, что это не описание первого вхождения Христа во славу. Такое простое описание не имеет ничего общего ни с апофеозами языческих героев, вроде Ромула или Митры, ни даже с библ. эпизодом взятия Илии на небо. Пользуясь привычными при описании теофаний образами облака и ангелов, разъясняющих смысл события, свящ. автор не стремится описывать эту тайну с нагромождением подробностей и тем более вымыслов, встречающихся в нек-рых апокрифах, а ограничивается основными данными, указывающими на ее смысл. Хотя это событие, место к-рого точно указано на горе́ Элеонской, является историческим воспоминанием апостолов, и Иисус мог даровать им благодатное ощущение Своего возвращения к Богу, цель этого  рассказа не в прославлении Его торжества – ибо оно произошло уже при Воскресении, – а в указании, что Воскресший, после нек-рого периода задушевных бесед со своими учениками, окончательно завершил время своего видимого Присутствия в мире, чтобы возобновить его лишь при конце времен.

> III. Вознесение – вступление ко второму пришествию

> «Этот Иисус, вознесенный от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его отходящим на небо» (Деян 1.11). Эти слова ангелов объясняют внутренний строй повествования о Вознесении и устанавливают глубокую связь между восхождением Христа на небо и Его возвращением в конце времен. Пребывание Христа на небе – окончательное в том, что касается Его Самого – в общем домостроительстве спасения остается состоянием как бы переходным: Он пребывает там скрытым от людей до Своего окончательного явления (Кол 3.1-4), когда совершится «восстановление всего» (Деян 3.21; 1Фес 1.10). Тогда Он придет, как и ушел (Деян 1.11), спускаясь с неба (1Фес 4.16; 2Фес 1.7) на облаках (Откр 1.7; ср14.14 слл), а Его избранные будут <вознесены> для встречи с Ним также на облаках (1Фес 4.17), как два свидетеля в Откр Ин (11.12). В этой же картине отражаются, правда сведенные к минимуму, космологические представления, свойственные нашему ч-скому воображению.

> Вот основная мысль, заключающаяся во всех этих темах: восторжествовав над смертью, Христос начал новую жизнь во славе у Бога. Он первый приобщился к этому состоянию, чтобы приготовить место избранным Своим; Он придет опять и введет их туда, чтобы они были с Ним навеки (Ин 14.2 сл).

> IV. Духовное значение Вознесения для христиан

> В ожидании Его пришествия хр-не должны оставаться через веру и таинства в единении с прославленным Господом. Будучи уже теперь воскрешенными и даже пребывающими вместе с Ним на небесах (Еф 2.6), они «ищут горнего», ибо подлинная «жизнь сокрыта со Христом в Боге» (Кол 3.1 слл). Их град – на небесах (Флп 3.20). Ожидающее их небесное жилище, в к-рое они желают облечься (2Кор 5.1 слл), – не что иное, как Сам прославленный Христос (Флп 3.21), «Небесный Человек» (1Кор 15.45-49).

> Из этого вытекает целое учение о Вознесении, имеющее в своей основе надежду, ибо оно позволяет хр-ну уже теперь жить в реальности нового мира, где царствует Христос. И этим хр-н не отрывается от старого мира, к-рый еще продолжает его удерживать, но он, напротив, имеет и призвание, и возможность жить в нём по-новому, так, чтобы возвышать этот мир к преображению во славе, к к-рому зовет его Бог.

 

см. также:
 + + + арх. Ианнуарий:
        • радость прощания учеников со Христом (+ссылки)
        • стать свидетелями и очевидцами Воскресшего
        лекция "Смысл Вознесения и Пятидесятницы" (аудио)
 + + + свящ. Александр Шмеман:
        Христос, восшедший на небеса
(+ссылки)
        праздник неба, открытого человеку (+ссылки)
 + + + cвящ. Александр Мень:
        Завершился мессианский путь Сына Человеческого
             messia.ru/rasylka/007/1849.htm (+ссылки!)

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Фарисеи говорили друг другу:
 - Видите, мы бессильны что-либо предпринять.
   Весь народ пошел за Ним!
 Среди пришедших на праздник поклониться Богу были и греки.
 Они подошли к Филиппу, который был родом из Вифсаиды, что в Галилее,
 и обратились к нему с просьбой:
 - Господин наш, мы хотим увидеть Иисуса.
   Филипп идет и говорит об этом Андрею,
   а затем они оба, и Андрей, и Филипп, приходят и говорят Иисусу.
 Иисус отвечает:
 - Час настал -
   Сын Человеческий облекается в славу Божью!
   Говорю вам истинную правду:
   ПОКА ПШЕНИЧНОЕ ЗЕРНО НЕ УМРЕТ, УПАВ В ЗЕМЛЮ,
   ОНО ТАК И ОСТАНЕТСЯ - ОДИНОКИМ ЗЕРНЫШКОМ,
   А УМРЕТ - ПРИНЕСЕТ БОЛЬШОЙ УРОЖАЙ.
   Тот, кому дорога своя жизнь, ее губит,
   а кому в этом мире жизнь своя ненавистна,
   тот для вечной жизни ее сохранит.
   Тот, кто Мне служит,
   пусть идет за Мной следом!
   И где Я, будет там и слуга Мой.
   И тому, кто Мне служит,
   честь воздаст Мой Отец. ...
Иисус сказал:
 - Совсем недолго свету осталось быть с вами.
   Так ходите, пока светло,
   чтобы тьма не объяла вас.
   Ведь тот, кто ходит во тьме,
   не знает, куда направляется.
   А пока еще светит вам свет,
   верьте в свет -
   и станете сынами света!
   И, сказав это, Иисус ушел и скрылся от них.
Но, несмотря на то, что Он столько знаков явил перед ними,
в Него не верили.
Ибо должны были исполниться слова пророка Исайи, который сказал:
"Господь, кто поверил тому, что услышал от нас?
 Кому открылось могущество Господа?"
И они потому были неспособны поверить, что, как говорит тот же Исайя:
"Бог ослепил их глаза / и отупил их ум,
 так что глазами не видят, / не понимают умом.
 А иначе ко Мне обратились бы - / и Я бы их исцелил".
Исайя сказал так потому, что видел славу Иисуса; он говорил о Нём.
Но даже среди влиятельных людей было немало поверивших в Иисуса,
только они не говорили об этом открыто из-за фарисеев,
чтобы те не отлучили их от синагоги.
Славе от Бога они предпочли славу среди людей.
Иисус громко воскликнул:
 - Тот, кто верит в Меня,
   не в Меня, а в Того, кто послал Меня, верит.
   Тот, кто видит Меня,
   видит Того, кто послал Меня.
   Я - свет,
   и в мир Я пришел,
   чтобы всякий, кто верит в Меня,
   не оставался во тьме.
   А кто слова Мои слушает, но не исполняет,
   не Я тому буду судьей;
   ведь пришел Я не для того, чтобы мир осудить, -
   Я пришел для спасения мира.* (Ин.12:19-26,35-47/*/)

* * *

*Однажды, сидя с учениками за столом,
 Он повелел им не покидать Иерусалима:
 - Ждите обещанного Отцом дара, о котором вы от Меня слышали.
   Иоанн омывал водою, а вы вскоре будете омыты Святым Духом.
 И вот собравшиеся стали спрашивать Его:
 - Господь! Значит, Ты восстановишь теперь Израильское царство?
 А Он ответил им:
 - Не вам знать времена и сроки, которые установил Своей властью Отец!
   Но когда сойдет на вас Святой Дух, вы полу́чите силу
   и станете Моими свидетелями
   в Иерусалиме, и по всей Иудее и Самарии, и до самых пределов земли.
 После этих слов Он стал у них на глазах возноситься на небо.
 Облако скрыло Его из виду.
 Но они не сводили глаз с неба и после того, как Он исчез.
 И вдруг перед ними предстали два человека в белых одеждах,
 они сказали:
 - Галилеяне! Что вы вглядываетесь в небо?
   Этот самый Иисус, взятый от вас на небо,
   вернется точно таким же образом, как на ваших глазах ушел!
 Тогда ученики с этой горы, которая называлась Масличной,
 возвратились в Иерусалим.* (Деян.1:4-12/+/)

* * *

*Павел, представ перед Ареопагом, заговорил:
 "Афиняне, я вижу по всему,
  что вы люди в высшей степени почитающие богов.
  Когда я ходил и осматривал ваши святыни,
  я обнаружил алтарь, на котором написано: "НЕИЗВЕСТНОМУ БОГУ".
  Именно этого Бога, которого вы, не зная, уже почитаете,
  я возвещаю вам.
  Бог, создавший мир и всё, что в мире, Господин неба и земли,
  не живет в храмах, построенных для Него руками людей.
  Он не нуждается ни в чём
  из того, что могли бы предоставить Ему человеческие руки.
  Наоборот, это Он дал всем всё, в том числе жизнь и дыхание.
  От одного-единственного человека Он произвел все народы,
  чтобы они населили всю землю,
  заранее определив для них и точные времена, и границы их обитания.
  Он сделал это, чтобы люди искали Бога,
  чувствуя, что Он совсем недалеко от каждого из нас,
  и могли Его найти.
  "Ведь в Нём мы живем, и движемся, и существуем".
  То же самое сказали и некоторые из ваших поэтов:
  "Ибо мы все Его род".
  И раз мы Божий род, не пристало нам думать,
  что Бог таков, каким Его изображают -
  в золоте, в серебре или в камне -
  человеческое искусство по человеческим представлениям.
  Бог всё это прощал в те времена, когда о Нём не знали.
  Но теперь Он повелевает
  всем людям везде, где бы они ни жили, раскаяться,
  потому что Он уже определил день,
  когда будет судить вселенную праведным судом,
  и уже назначил Человека, который будет судьей.
  Он дал всем людям доказательство этого, воскресив Его из мертвых".*
                                                    (Деян.17:22-31/**/)

              *********************************************

/*/ из еванг. чтений вторника и среды.
/**/ частично содержит апост. чтение вторника.
/+/ из апост. чтения праздника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3664.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»