=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

 

 

/продолжение темы предыдущего выпуска/

> В прошлой беседе я говорил о том, как трудно по-настоящему принять кажущееся противоречие между словами Христа о единстве и разделении: Да будут все едино (Ин.17:21), с одной стороны, и Не мир принес Я (Мф.10:34) – c другой. И именно потому, что это так трудно, большинство людей, не исключая верующих, выбирает из этих утверждений то, которое больше соответствует их пониманию религии и в конце концов их темпераменту. Я же предлагал подумать о единстве и разделении не в абстрактном значении этих понятий, а в евангельской перспективе. Ибо не всякое единство хорошо только потому, что оно единство, и не всякое разделение плохо только потому, что оно разделение.

> Остановимся сегодня на том, что можно было бы назвать первоосновой, источником христианского осмысления этих слов. Думаю, что христианское восприятие Бога, мiра и человека ни в чём не выражается так полно и глубоко, как в слове «единство». Краткая беседа, увы, не позволяет даже в самой общей форме изъяснить поистине бездонное богатство того, что называет единством и что переживает, чему радуется в нём христианская вера. Согласно ей, единство – не только одно из желанных качеств жизни, не только одна из вожделенных ее целей, нет! Единство – это сама сущность жизни или, лучше сказать, сама жизнь.

> Прежде всего единство раскрыто нам как сущность Самого Бога. Мы верим не просто в одного Бога, но во Единого Бога – Бога, Которого апостол Иоанн Богослов определяет одним, но всеобъемлющим словом: Бог есть любовь (1Ин.4:8). А что такое любовь, как не притяжение, как не жажда полного единства, как не стремление отдать себя другому и одновременно – обладать им? Между прочим отсюда, из этой основной интуиции, основного опыта Бога только и можно понять вполне отвлеченный в восприятии современных христиан догмат о триедином Боге, т.е. о Боге как совершенном единстве в любви, как о единстве Любящего, Любимого и Самой Любви.

> Но если так, если Сам Бог раскрывается как Любовь, а потому и как Единство, то и сущность жизни, которую Он сотворил и призвал к бытию, невозможно определить иначе, чем единство. И не нужно знать ни христианских догматов, ни философских учений, чтобы осознать и пережить взаимное притяжение всего живого. Но если вера прозревает в этом притяжении любовь, пусть нередко падшую и замутненную, то философы безбожия сводят его к сплошному «низу». И всё же именно любовь как в самой природе мiра и человека заложенное стремление к единству составляет, без сомнения, первооснову всего сущего. О стремлении к единству говорит древняя дохристианская философия, о нём свидетельствуют мистики и духовидцы всех времен, его воплощает и запечатлевает искусство. И вне этого стремления, проще же сказать – вне любви, и мiр, и жизнь немедленно превращаются в ад, где господствует леденящая душу борьба всех против всех.

> И это навеки выражено в библейском рассказе о творении на том детском и одновременно символическом языке, который один может поведать о последних тайнах, о последней глубине жизни. Что же сказано там? Да всего-навсего то, что любовью и для любви творит Бог мiр, призывая его из небытия в чудный Свой свет, ибо Он Сама любовь, а любви свойственно изливаться, творить, быть щедрой. И как венец творения создается Богом посреди мироздания человек, главное свойство которого в том, что он способен на ответную любовь, – в том, что на безмерную, всеобъемлющую любовь Творца, говорящего ему: «Я люблю тебя и потому даю тебе жизнь», человек может отозваться словами: «Жаждет душа моя Бога Живого» (ср.: Пс.41:3) и этой жаждой, этой ответной любовью наполнить жизнь не только свою, но и всего творения.

> Люди часто спорят о смысле и цели жизни. Одни видят их в устроении земного благополучия человека, другие – в спасении его души. Но все мы твердо знаем, хоть и не всегда можем выразить в словах, что, как бы ни определялись этот смысл и эта цель, человек на последней глубине своей не может жить без любви. Лишите любви все земные начинания – и они станут адом принуждения, ненависти и страха. Изгоните любовь из религии – и она станет самой чудовищной формой эгоизма. И как бы ни была умна, прекрасна и желанна цель, без любви она превращается в бессмыслицу, ибо конечный смысл жизни – любовь, а конечная цель жизни – единство. Когда мы по-настоящему любим, то меньше всего говорим о смысле жизни, ибо он осуществляется в самой любви, в которой жизнь достигает цветения и полноты. И чего еще искать, о чём спорить?

> Этот опыт жизни как единства и любви лежит в основе христианского учения. И только в свете этого опыта можно понять христианскую интуицию разделения, уразуметь слова Христа о мече, который Он принес. И только по отношению к этому опыту Бога как Любви можно понять, почему Сам Христос в историческом восприятии человечества оказался камнем преткновения и соблазна. <...>

[ протопресвитер Александр Шмеман.
"Беседы на радио «Свобода»", т. I, стр.351-3 ]

 

АУДИОВЕРСИЯ

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

Иисус сказал:
"А теперь Я ухожу к Тому, кто послал Меня. ...
 Но Я правду вам говорю:
 Мой уход вам на благо.
 Если Я не уйду,
 не придет тогда к вам Заступник;
  а уйду - Я пошлю Его к вам.
 Он, придя, мир уличит
 в том, что тот неправильно судит
  о грехе, справедливости и о Суде:
 о грехе - потому что не верят в Меня;
 о справедливости, потому что Я ухожу к Отцу
  и вы больше Меня не увидите;
 о Суде - потому что уже осужден Властитель этого мира.
 Я мог бы еще о многом сказать вам,
  но пока вы не можете это осилить.
 Когда же придет Дух Истины,
 он направит вас к полной истине.
 Ведь всё то, что он скажет, будет не от Него:
 Он лишь то скажет вам, что услышит,
 Он расскажет вам о грядущем.
 Он прославит Меня,
 ибо всё, что Он скажет,
 Он возьмет у Меня и поведает вам.
 Всё, что есть у Отца, Мое.
 Вот почему Я сказал:
 Он возьмет у Меня и расскажет вам.
 Еще немного - и вы Меня уже не увидите,
 а немного спустя увидите снова. ...
 Говорю вам истинную правду:
 вы плакать будете и скорбеть,
 а мир будет радоваться.
 Вы будете печалиться,
 но печаль ваша радостью станет.
 Рожая, женщина мучится, ибо пришел ее час,
 а родив ребенка, забывает о муках,
 радуясь, что родился в мир человек.
 И вы тоже печальны теперь,
 но Я увижу вас снова -
 и сердце ваше наполнится радостью,
 эту радость у вас никому не отнять.
 В тот день вы Меня ни о чём не спро́сите.
 Говорю вам истинную правду:
 если имя Мое призовете,
 даст Отец вам всё, что попро́сите!
 Говорю вам истинную правду:
  если имя Мое призовете,
  даст Отец вам всё, что попро́сите!
 До сих пор вы еще ни о чём не просили, призвав Мое имя.
  Так проси́те - полу́чите,
  и наполнит вас радость!
 Я говорил вам об этом иносказаниями,
  но час наступает,
  когда Я скажу об Отце вам открыто, без иносказаний.
 И в тот день вы просить Его будете, Мое имя призвав.
  Не говорю, что Я буду за вас умолять Отца.
 Отец ведь сам любит вас,
  потому что вы Меня полюбили
  и поверили, что Я от Бога пришел.
 Я пришел от Отца в этот мир
  и снова мир покидаю и ухожу к Отцу".
 "Вот теперь Ты говоришь открыто, без иносказаний, -
 говорят Его ученики. -
 Теперь мы поняли, что Ты всё знаешь,
  даже прежде, чем Тебя спросят.
 Поэтому мы верим, что Ты от Бога пришел".
 "Поверили наконец? - сказал им в ответ Иисус. -
  Вот наступает час,
   он уже наступил,
  когда вы все по домам разбежитесь,
   оставив Меня одного.
  Но Я не один,
   потому что Отец со Мною.
 Я вам это сказал,
  чтобы вы обрели во Мне мир.
 В мире вас ждут скорби,
  но вы мужайтесь:
 Я победил этот мир!"
  (Ин.16:5,7-16,19-23 - частично вкл. чтение вторника и среды, чтение четверга)

              *********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3666.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru