=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 11 июня 2018 г. ст.ст., воскресенье  4-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Рим.6:18-23; Мф.8:5-13.

 

 

 

 

 

 

 

> "Религия порабощает человека". Боже мой, сколько раз мы слышали это утверждение, лежащее в основе всей антирелигиозной пропаганды.

> И вот, стои́т теперь только поглядеть на мiровоззрение, на общество, которое, как они непрестанно утверждают, наконец, от религии освободилось, сбросило с себя средневековое бремя, как очевидным стало, что именно с этим освобождением, с этим изгнанием религии в узкую категорию частного дела и началось порабощение человека, подобного которому еще, пожалуй, не было в человеческой истории.

> И началось порабощение потому, <...> что общество, отказавшееся от религиозного понимания человека, само себя неизбежно, рано или поздно, провозглашает высшей и абсолютной ценностью. Провозглашает единственной целью и историей всего в мiре, то есть, фактически, заменяет собой Бога.

> И потому не только требует от человека, чтобы он этому обществу служил, но требует, чтобы он, человек, обществу безраздельно принадлежал и чтобы ему сверх того еще и поклонялся. Однако поскольку общество – понятие еще слишком расплывчатое и отвлеченное, то говорит от его имени партия или государство.

> Таким образом, мы видим, что некая часть общества безапелляционно, своей волей, как нечто <самоочевидное решает>, что она и только она представляет собой целое, то есть человеческое общество.

> Мы говорим за вас, от вас и вам, потому что мы и есть вы. Мы, потому что мы и есть вы, знаем, что хорошо и что плохо для вас, мы знаем, куда вас вести, мы знаем, в чём ваша цель, и мы одни можем вас к этой цели привести. Безраздельно подчиняясь нам, вы всего лишь исполняете свое желание. Ибо не забудьте, мы – это и есть вы.

> Вот – страшная логика общества, до конца и безраздельно отождествившего себя с Абсолютом. И вот почему это общество неизбежно приводит к порабощению человека.

> Мне скажут: а разве раньше, в эпоху, когда общество опиралось на религию, разве не было рабства, крепостного права, преследования инакомыслящих, инквизиции, сжигания еретиков на кострах, принудительной веры, принудительной религии?

> Отвечаю: да, были. Но вот мы и судим, и осуждаем всё это во имя той самой религии, которую это общество признавало своим. И, главное, мы утверждаем, и это не трудно доказать исторически, что только внутри того общества, сколь бы ни было оно несовершенным, уродливым, сколь бы ни нарушало само своих принципов и основ – только внутри него родилась и выросла та идея свободы, та идея свободной человеческой личности, во имя которой сегодня в окружающей нас тьме мы можем сказать обществу, государству, партии: нет, ты не абсолют, нет, ты не всё, не единственная ценность и не единственная цель.

> Только потому, что веками возвышался над мiром как идеал, как вдохновение, как прекрасная и самая возвышенная из всех истина – образ распятого на кресте Человека, распятого за любовь, за свободу, за правду, за высшее божественное призвание человека – только потому и сегодня мы можем сказать обществу, требующему от нас абсолютного подчинения, можем сказать ему: самый маленький, самый слабый и по человеческому рассуждению самый ничтожный человек ценнее и важнее всех обществ, всех государств, всех партий, всех программ и всех идеологий.

> Вот сейчас в мiре много говорят о правах человека <и об их защите. Но> откуда бы взялись эти права, и во имя чего можно было их защищать, если бы не возникло постепенно, именно из религиозного источника, убеждение, что человек и только человек, только его единственная и неповторимая личность является в мiре абсолютной ценностью.

> Тогда как все остальные ценности: государство, общество, культура и так далее – именно потому, что они безличны, суть ценности вторичные и ценности относительные. Они призваны только к тому, чтобы ограждать абсолютную ценность и подлинную свободу человека.

> Я говорю: из религиозного источника возникло убеждение об абсолютной ценности человеческой личности. Да, ибо иначе этих прав, этого признания человека абсолютной ценностью вывести неоткуда. В природе, в мiре, в науке, в истории – часть всегда меньше целого и этому целому подчинена. От него получает жизнь и ему служит.

> Если человек  только от природы, тогда он  только часть и тогда действительно всецело подчинен целому, то есть обществу. Только если <и> над мiром, и над природой есть нечто высшее, чему они сами подчинены, только тогда возможно увидеть в человеке носителя и отсвет этого высшего, и утверждать его права, и защищать его свободу.

> И, может быть, теперь ясным становится, почему стремится <это> обожествившее себя общество вытолкнуть религию в темный и затхлый угол частного дела, запереть ее в немногих храмах, свести ее к культу, запретить ей саму себя относить к мiру, обществу, истории и культуре. Ибо знает оно, это, ставшее до конца идолом, общество, что пока будут звучать в мiре слова о Боге, <пока> будет жить вера в Него, окончательное порабощение человека, окончательное растворение его в обществе останется невозможным. Ибо и слова эти, и вера <эта> являют нам реальность души, о которой раз и навсегда, на все века сказано в Евангелии: «Итак, не бойтесь убивающих тело, души́ же немогущих убить».

> Поэтому все мелкие <.> споры о вине, ошибках, <прегрешениях> религиозных людей в истории, все мелочные обвинения, предъявляемые к прошлому – всё это кажется почти ничтожным по сравнению с тем, что происходит в мiре, когда отрицается в нём реальность души, то есть того высшего, что возвышает человека над всем и не дает возможности ему быть порабощенным мiром сим.

 

 

 

см. по теме апостольского чтения:
+++ архимандрит Ианнуарий Ивлиев: абсолютная автономия человека - иллюзия
+++ В.Н. Кузнецова: нас освободили для нового рабства?
+++ Плата, которую платил грех, и Божий дар
+++ о. Александр Мень: тайна искупления

 

 

см. к евангельскому чтению:
 + + + В.Н. Кузнецова: Исцеление слуги центуриона
 + + + блаж. Августин: призванные на некое небесное пиршество
 + + + Ганс Урс фон Бальтазар: никакая власть на свете
        не бывает без того, чтобы ей самой не быть в подчинении
                                                     (+ссылки!)
 + + + митр. Сурожский Антоний:
        "Скажи же только слово, пока еще не приходи..."
         messia.ru/rasylka/007/1883.htm (+ссылки!)

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Если мы умерли такой же смертью, как и Он, и тем соединились с Ним,
 то и воскреснем, подобно Ему.
 Мы знаем, что прежний человек в нас умер вместе с Ним на кресте,
 чтобы наша греховная сущность лишилась силы,
 чтобы мы перестали быть рабами греха.
 Ведь умерший освобождается от греха.
 Мы верим, что, раз мы умерли с Христом, то и жить будем с Ним.
 Мы знаем, что Христос, поднятый из мертвых, уже не умрет,
 смерть над Ним уже не властна.
 Он однажды умер – и для греха Он мертв.
 Он теперь жив – и живет для Бога.
 Так и вы, соединясь с Христом Иисусом,
 считайте себя мертвыми для греха, но живыми для Бога.
 Так пусть грех не царит в вашем смертном теле
 и не подчиняет вас его вожделениям.
 Не допускайте, чтобы какая-нибудь часть вашего тела
 служила греху как орудие зла.
  Вместо этого отдайте себя – умерших и обретших жизнь – Богу
 и всё свое существо Богу как орудие добра.
 Пусть не правит вами больше грех, потому что вы не во власти Закона,
 а во власти Божьей доброты.
  — Так что же?
 Будем грешить, раз над нами теперь не Закон, а Божья доброта?
  — Ни в коем случае!
 Разве вы не знаете, что если вы отдали себя кому-либо в рабство,
 то вы действительно стали рабами того, кому повинуетесь:
 вы или рабы греха, что ведет к смерти,
 или рабы того повиновения, что ведет к примирению с Богом.
 Некогда вы были рабами у греха,
 но, благодарение Богу, всем сердцем стали повиноваться
 тому учению, которое было вам передано.*
                          (Рим.6:5-17 – включает ряд. чтение субботы)

* * *

*Если корень посвящен Богу, то и ветви.
 А если некоторые из ветвей были отломаны
 и ты, дикая маслина, был привит на их место
 и стал причастен корню и сокам садовой маслины,
 то не похваляйся перед ветвями.
 Чем ты можешь похвалиться?
 Ведь не ты опора корню, а корень - тебе.
 Может, ты скажешь: "Ветви были отломаны, чтобы привить меня"?
 Прекрасно!
 Они отломаны из-за неверия, а ты на их месте благодаря вере.
 Но не заносись, а бойся!
 Если Бог не пощадил природных ветвей, думаешь, Он пощадит тебя?
 Так помни, что Бог и добр, и суров.
 Суров к отпавшим, к тебе добр, пока уповаешь на Его доброту.
 А нет - и тебя срубят.
 И если евреи перестанут упорствовать в неверии, будут снова привиты.
 Бог властен привить их снова.
 И если ты, будучи срезан с дикой маслины,
 вопреки природе привит к садовой,
 то тем легче Богу
 вернуть эти отломанные природные ветви на их родную маслину.
Я хочу, братья, открыть вам одну тайну, чтобы вы о себе высоко не мнили:
 ослепление, в котором пребывает часть Израиля, не навсегда,
 а до тех пор, пока весь языческий мир не придет к Богу.
 И тогда весь Израиль будет спасен, как говорит Писание:
        "Придет с Сиона Освободитель
           и удалит прегрешения потомков Иакова.
         И Я заключу с ними этот договор,
           когда уничтожу их грехи".
 Они не приняли Радостной Вести - и Богу они враги, ради вас враги.
 Но они - избранный народ Божий, и Бог их любит, любит ради их праотцев.
 Неотъемлемы Его дары и неизменно призвание!
 И вы некогда были непокорны Богу,
 но теперь из-за их непокорности прощены.
 Так и они из-за того, что вы прощены, теперь непокорны,
 чтобы и самим получить прощение.
 Всех Бог сделал пленниками непокорности,
 чтобы всем даровать прощение.
 О бездна Божьего богатства, мудрости и всеведения!
   Не объяснить Его решений!
   Не понять Его путей!
 Кто познал разум Господа
   и кто был Его советчиком?
 И кто дал Ему хоть что-нибудь,
   что Он обязан вернуть?
 Ибо всё от Него, через Него и для Него!
   Ему слава вовеки! Аминь.* (Рим.11:16-36 - часть ряд. чтения четверга)

* * *

*И сказал тогда Иисус:
 - Отец, Владыка неба и земли!
  Благодарю Тебя за то,
   что Ты открыл простым и малым
      сокрытое от мудрых и разумных!
 Да, Отец, такова была Твоя благая воля!
 Мой Отец всё вверил Мне.
 Никто не знает Сына, кроме Отца,
   и Отца никто не знает, кроме Сына
   и того, кому Сын пожелает открыть.
 Придите все ко Мне, измученные тяжкою ношей!
   Я дам вам отдых!
 Наденьте на себя ярмо Моих заповедей
   и у Меня учитесь:
 потому что Я мягок и кроток сердцем,
   и вы наконец отдохнете,
 ведь заповеди Мои просты
   и ноша Моя легка!* (Мф.11:25-30 – вкл. часть чтения среды и чт-е четверга)

              *********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3676.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»