=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос воскрес!*
1 октября 2018 г. ст.ст., воскресенье 20-ое по Пятидесятнице,
С праздником!
> В христианской истории Павел впервые появляется как гонитель Церкви (Деян.7:58). Этого убежденного и принципиального фарисея ужасала секта, кощунственно проповедовавшая мессианство распятого преступника. Вскоре после мученичества Стефана мы находим Павла среди организаторов жестокой антихристианской кампании (Деян.8:3; 22:4; 26:10-11; 1Кор.15:9; Гал.1:13; Флп.3:6). Причем Павлу было мало гонений в Иерусалиме: он выпросил у первосвященника пи́сьма в дамасские синагоги, по которым имел право приводить оттуда любого найденного им иудея-христианина (Деян.9:1-2). Лука цитирует свидетельство самого апостола об этом периоде его жизни, где Павел предстает как фанатичный инквизитор, убежденный в том, что, жестоко искореняя новую секту, он служит Богу (Деян.22:3; 26:9). > Таким был человек, который впоследствии стал одним из самых авторитетных руководителей ранней Церкви. Отчасти знакомый с греческой мыслью, он в первую очередь отличался пылкой приверженностью фарисейским толкованиям еврейского Закона. У него был гибкий и живой ум, причем способность обсуждать глубокие богословские идеи сочеталась в нём с практической хваткой и навыками прирожденного лидера. Из яростного врага Церкви он превратился в столь же убежденного проповедника новой веры. > Лука явно считал обращение Павла одним из важнейших событий раннехристианской истории. В Деян. он приводит целых три рассказа об этом событии. Небольшие различия в них обусловлены разными целями рассказчика.
> Как мы видим, такие различия вполне естественны. Они даже удостоверяют надежность повествования. > Совмещая эти три
рассказа, мы получаем следующую картину. Встреча Павла с воскресшим
Иисусом произошла на дороге в Дамаск, куда он отправился продолжать
свои инквизиторские труды. Павел и его спутники следовали (видимо, на лошадях)
обычной дорогой, ведущей из Галилеи через пустыню в древний город Дамаск.
Внезапно в полдень их озарил свет ярче солнечного, и Павел упал
на землю. Из света он услышал голос, говорящий ему > Конечно, всё это – и рассказы самого апостола, и рассказ Луки – попытки передать человеческим языком опыт, невыразимый в обычных категориях. Впоследствии Павел не раз говорил, что его обращение произошло исключительно благодаря силе и милости Божьей, которые сделали из него противоположность тому, чем он был (1Кор.9:17; 15:10; Гал.1:15 и т.д.). Он был убежден, что видел воскресшего Иисуса, а потому имеет все полномочия быть апостолом (1Кор.9:1; 15:8; ср. Деян.1:22). > Таким образом, судя по словам самого Павла, а также по рассказам в Деян., опыт его обращения имел как объективную, так и субъективную стороны. Впрочем, всюду подчеркивается, что первична именно объективная сторона: Иисус зримо явился и словесно выразил свою волю, – и это стало основой для последующего субъективного просвещения (Павел принял новую истину и добровольно посвятил себя ей). Перемена на субъективном плане совершилась не сразу и не вдруг. Никакой магии: Павлу потребовалось три дня молитвы, чтобы завершилось его обращение. Однако апостол всегда подчеркивает непредвиденность объективного откровения, его обусловленность действием силы Божьей. > В какой мере опыт обращения определил богословие Павла? По мнению одних ученых, этот опыт дал лишь первоначальный толчок; более или менее цельную систему мысли же апостол разработал впоследствии. Другие придерживаются противоположного мнения: уже тогда Павел осознал все те моменты, которые затем всю жизнь воплощал в своем богословии. Истину, наверное, следует искать где-то посередине. > В любом случае не следует забывать, что Павел был хорошо знако́м с Ветхим Заветом. Ветхий Завет сформировал у него ряд базовых религиозных понятий:
> Вполне естественно, что свою новообретенную веру Павел осмыслял именно в этих категориях. Но какой же была сама эта новая вера? Что владело умом и сердцем бывшего гонителя?
> Вокруг этого вращалось всё Павлово богословие. Перемена, происшедшая с Павлом, имела важные последствия: он осознал, что место человека пред Богом не определяется тем, сколь успешно он соблюдал ветхозаветный Закон. А значит, от язычников, которые не следовали иудейским заповедям, касающимся субботы, кошерной пищи и разного рода юридических мелочей, не закрыта милость Божья. Таким образом, божественная благодать сотворила из Павла человека, которому суждено было освободить новую веру из рамок националистического иудаизма и раскрыть ее языческому миру. [
Брюс М. Мецгер.
к
апостольскому чтению:
к евангельскому
чтению: + + + прп. Силуан: Если
ты зло думаешь о людях ... (+ссылки)
к празднику:
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Так
желаю вам, братья, радости в единении с Христом! ... * * * *Иисус, устремив глаза на учеников, заговорил: ********************************************* /*/
включает стихи из апостольского чтения четверга и пятницы. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3707.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|