=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога
> «Мир во зле лежит, вы что, не знали? Люди страдают, болеют, умирают. А еще они тяжело грешат. Вот и ты наверняка сам грешник, а еще пытаешься кого-то в чём-то убедить…» > То и дело слышу такие слова от христиан по самым разным поводам. Собственно, повод примерно один и тот же: рядом с нами творится некое очевидное зло, и кто-то предлагает задуматься об этом и по возможности его исправить. Например, смертельно больные люди не могут получить обезболивание, или в тюрьму отправляются невиновные, тогда как настоящие бандиты живут беспечально… > «Ну и что, мир во зле лежит, вот и я на печи полежу. Пока меня лично не коснулось». Да, именно с таким прибавлением, потому что всякий, к кому пришла страшная боль или несправедливость, кричит о ней и ждет помощи и сочувствия, и в первую очередь – от тех, кто, казалось бы, призван помогать и сочувствовать. От христиан. > Но… «Мир во зле лежит. Зато у нас есть возможность приступать к таинствам, молиться, возрастать духовно». Так говорят православные. Но с ними вполне согласны и протестанты: «Главное – принять Иисуса как своего личного Спасителя и исповедовать эту веру перед остальными! Брат, ты покаялся? Аллилуйя!» > Формы разные, а суть одна: занимайся своей собственной духовной жизнью и не обращай внимания на это зло. Ты же христианин, что тебе до того? В общем-то правильно, но только при одном условии: если ты аскет и отшельник, удалившийся из этого мира для поста и молитвы в пустыне. А если ты пользуешься всеми благами этого мира, изволь заметить и зло, как замечаешь погоду за окном и курс валют перед отпуском. > Мир во зле лежит, а нам-то что? Если бы так рассуждал Христос, он бы остался на горе́ Преображения с избранными учениками, Моисеем и Илией. Что уж было бы лучше, чем беседовать с ними в приятном уединении, вдали от страданий и грехов? > Да, впрочем, к чему было Ему тогда и рождаться в этом мире, полном страданий и зла? А родившись – к чему было «дразнить гусей», спорить с книжниками и фарисеями, обличать лицемеров? Ведь мир во зле лежит, и есть к тому же множество оправданий: посмотри́те, к примеру, на этих язычников-римлян, которые творят всякие безобразия, поклоняются идолам и, к тому же, хотят завоевать весь мир силой своих легионов. Разве на этом фоне не простительны некоторые, скажем так, шероховатости в поведении всеми уважаемых израильтян? > Да и Иоанн Креститель не с обличений ли начал? Мог бы крестить и проповедовать, проповедовать и крестить невозбранно… Сам царь относился к нему с полным уважением – так нет, Иоанн стал обличать его в беззаконном браке. Что он, впервые услышал, что в мире есть блуд, что даже цари от него не свободны? Не мог хотя бы обличить кого-нибудь менее важного? > Не мог. Что творили в темном закутке какие-нибудь темные крестьяне, касалось только их самих, а царский блуд демонстрировался со всей должной пышностью на общенациональном уровне, при стечении всего народа. Таким же было и обличение. > Но я сейчас даже не об этом. Христианство, если посмотреть на его историю, распространилось по Римской империи стремительно и притом совершенно мирным путем: в середине I века это маленькая кучка людей на задворках империи, а в середине IV века – государственная церковь с храмами и многотысячными общинами в каждом из городов. > Видимо, христианство предложило самым разным людям античности такой образец, который показался им намного привлекательнее всех прочих. А ведь у этих людей не было недостатка ни в сложных философских построениях, ни в сложных мистериях, ни в народных обычаях, ни в чем ином, что обычно относится к области религии, что помогает человеку стремиться к высоким идеалам и расти духовно. > Вот как описывает книга Деяний (4:32-34) иерусалимскую общину сразу после Пятидесятницы: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося». > Конечно, это идеал, но где тут место для личного благочестия, которое закрывает глаза на всё творимое по соседству зло и проходит мимо человеческого страдания? А предыдущая, 3-я глава Деяний, приводит нам еще один пример: Петр и Иоанн идут в Храм на молитву. Что, казалось бы, важнее? Зачем отвлекаться на нищих, которые всегда были и всегда, видимо, будут? Пусть немного и этот пострадает, а мы пока пойдем, помолимся. Каждому свое. > Нет, Петр и Иоанн исцеляют его, как прежде исцелял страждущих Иисус. Он не отменил болезни и смерти в этом мире, Он не вылечил всех, кто в этом нуждался. Но Он никогда не проходил мимо страдальцев с широко закрытыми глазами. И если мы проходим, мы – не Его ученики. И если бы тогда так поступали апостолы, вряд ли бы христианство переросло границы их узкого кружка. > Есть у этой проблемы и еще одна грань. Сегодня всё чаще говорят о «расцерковлении», причем опять-таки и православные, и протестанты. Некогда стал человек христианином, постепенно втягивался в ритм церковной жизни – воцерковлялся… А потом ему это вдруг надоело. Из года в год одно и то же, ходит он по кругу, а результатов особых не видит. В Бога по-прежнему верит, даже в церковь иногда заглядывает, но не видит большого смысла в том, что когда-то составляло основу его жизни. > А не связано ли это, по крайней мере, иногда, именно с таким равнодушным подходом: ну да, мир во зле лежит, и я полежу на печи, позанимаюсь собственным самоусовершенствованием? Совершенства достичь всё равно ведь не удастся, а так… Ну да, все грешны, и я грешен, ну, исповедуюсь иногда, ну, живу, как и все. Мир во зле лежит, и я во зле лежу. И ничего, нормально. Уютно даже. > Я прекрасно понимаю, что всевозможные формы «активничанья» могут точно так же привести к разочарованию, выгоранию и всему такому прочему, и что не в человеческих силах переделать окружающий мир. Но мне кажется очень характерным, что «христианство», которое не хочет быть солью земли и светом миру, которое говорит этому миру: ты во зле, ну и ладно, ну, и мы тоже тут где-то рядом со своими всякими ценностями, традициями, обрядами и потребностями, изволь их уважать – такое «христианство» скоро перестает быть интересным не только миру, но и тем, кто его придерживается. И, может быть, даже Богу. > Да, мир во зле лежит, но «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Ефесянам 5:14). И сделай уже что-то по этому поводу – а для начала, прекрати оправдывать свое бездействие, безмыслие, бесчувствие. [ Андрей Десницкий. Мир во зле лежит. Что дальше? ]
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
---------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *С
того самого дня, как услышали о вас, * * * *Иисус, устремив глаза на учеников, заговорил: ********************************************* /*/
включает часть апостольского чтения вторника и четверга и чтение
среды. /@/ содержит евангельское чтение пятницы и часть чтения вторника. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3708.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|