=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

7 декабря / 24 ноября –
  10-й день Рождественского поста (по юлианскому календарю).

 

 

 

 

 

 

 

/см. начало в #3728./

> Другим откровением Божиим <Аврааму> было сказано, что родится у него сын, который будет зачатком целого большого народа. Родился сын, был назван Исааком; и вдруг тот же голос Божий говорит Аврааму: Возьми своего сына, поднимись на гору и принеси его в жертву Мне – то есть убей (Быт 22:1-13). Каждый из нас обернулся бы к Богу, к звуку голоса, и сказал бы: Да помилуй, Господи, Ты же Себе противоречишь! Ты же Сам мне обещал, что этот мальчик будет началом целого бесчисленного племени!.. Авраам поверил Богу больше, чем он мог поверить слышанным словам, больше, чем он мог поверить себе самому. Он взял Исаака, поднялся в гору, и этим показал не только то, что способен веровать, то есть быть совершенно уверенным, что с ним говорит Бог, он показал, что вырос в такую меру общения, близости с Богом, что смог Ему поверить без остатка, довериться Ему даже против всякой логики, против всякой очевидности. Просто потому, что говорит Бог, Которому он верил, Которого он познал, он смог Ему поверить и соответственно поступить. И Бог не обманул Авраама. Он его испытал до конца, но когда речь дошла до убийства, до смерти этого мальчика, тогда Бог остановил его руку, и взамен этого мальчика, своего сына, Авраам принес в жертву Богу барана, который там запутался рогами в траве.

> Вот здесь второй вид веры: сначала была уверенность, затем всё увеличивающееся общение с Богом и познание Его, которое завершилось полным доверием, полной готовностью не сомневаться в Нём, что бы Он ни сказал, в уверенности, что Бог есть Бог мудрости и Бог любви.

> Можно поставить перед собой вопрос: зачем Богу надо было испытывать Авраама, требовать от него, чтобы он собственного своего сына принес в жертву? Мне думается – и это уже взято не из Священного Писания, а просто из жизни, из опыта – что только тогда можно сказать, что я абсолютно твердо стою́ на своих убеждениях, только тогда можно сказать, что я уверен в том, что делаю, или доверяю до конца тому, кому я подчинен, когда передо мной стои́т испытание смерти. В древности говорили: имей память смертную... Когда нечто подобное говоришь современному человеку, он отвечает: неужели я должен помнить о смерти всё время, неужели тень смерти должна ложиться на всякую радость, на всё мое счастье, неужели она должна закрывать передо мной всю красоту вселенной, мою дружбу, мою любовь, мою радость? так жить нельзя!.. Но вовсе не об этом говорили в древности. Эти слова означали: если твоя вера, твои убеждения, твоя верность неспособны устоять перед опасностью и испытанием смерти, тогда лучше не говори о них. Один французский писатель писал своему другу: я готов стоять за свои убеждения вплоть до повешения – исключительно... Это значит, что он не был готов стоять за них.

> Бог действительно испытал Авраама самым страшным испытанием, потому что испытать человека его собственной смертью – громадное испытание, но не конечное; но испытание человека опасностью или смертью самого любимого, самого дорого существа являет полную меру его величия. И Бог действительно измерял не только доверие Авраамово, не только его веру, не только его готовность слушаться Его, но его человеческое величие. Насколько он велик? достоин ли он называться человеком или он просто – ну, человечек, как все мы бываем: живем, трудимся, и не всегда достойны не только Бога, а и самих себя?.. И вот мне кажется, что это испытание смертью очень важно. Я это переживал, скажем, во время войны, когда мы все были перед опасностью смерти в армии и когда каждый человек вдруг показывал себя в полной мере своего величия или своей низости. Некоторые люди, совершенно незаметные в обычной жизни, вдруг вырастали в громадную меру величия, а были такие, которые казались героями, а перед лицом смерти оказывались без сил. Вот почему, мне кажется, это испытание Авраама смертью очень важно; оно очень важно и в нашей жизни.

> Я помню одну пожилую женщину, у которой умирал внучек. Я тогда был их врачом. Она мне сказала: если мой мальчик умрет, я отрекусь от Бога, потому что Он поступает с неимоверной жестокостью... Я тогда ей сказал: Елена Александровна, ведь тысячи детей умирали до этого, и Вы никогда не усомнились в Боге; в чём же дело? И она мне ответила самую, кажется, страшную вещь, которую я слыхал: "Да, но это были не мои внуки, мне до них никакого дела не было!.."

> Вот где острие меча, вот где перед нами ставится вопрос о том, что сделал Бог: Он действительно испытал Авраама последним испытанием, и Авраам вышел из него победоносно, во всём величии подлинного человеческого роста.

> Я хочу сказать еще две вещи об Аврааме. Вы, наверное, помните, что характерной чертой в личности Авраама и в его отношении с Богом было то, что зовущий его голос не манит его куда-то в неизвестное, а определенно зовет в будущее. А второе: что при всех обстоятельствах он оставался верным тому, что Бог ему велел. Пример этого мы видели в рассказе о заклании Исаака, как Авраам не противопоставил одно речение Бога другому, а просто предоставил Богу решать неразрешимую для него самого проблему – и Бог ее разрешил. Из этого отношения полного доверия и совершенной уверенности в Нём – в чём и заключается вера – вырастает новое отношение между Богом и Авраамом. Конечно, Бог изначально глубоко знает и понимает Авраама, но из того, что случается, и Авраам начинает Бога понимать и знать. Он не противоречит Ему; но вместе с этим в рассказе о том, что Бог решил уничтожить Содом и Гоморру, два города, которые были преисполнены злом, Авраам обращается к Богу с мольбой о том, чтобы Он пожалел людей. Неужели можно сказать, что у Авраама было больше сострадания к грешникам, чем у Бога? Конечно, нет. Если мы могли бы это сказать, мы должны были бы сказать, что Бог ниже Авраама в Своем нравственном облике. Нет; но дело в том, что Авраам так сроднился с Богом, так глубоко Его понял, так переживал то, что является как бы сущностью Божией: Его любовь, Его сострадательную, крестную любовь, что когда перед ним предстал суд Божий, он встал в защиту грешников – не против Бога, а как бы вместе с Богом со-переживая ужас их возможной погибели. "Если хоть пятьдесят человек праведников будет, неужели Ты погубишь этот город?" – "Нет, – говорит Бог, – не погублю. – А если только тридцать? или двадцать? или десять?" – "Нет..." Но не оказалось и десяти. Ударение я сейчас ставлю не на числе грешников, а на том, что Авраам так мог говорить с Богом, потому что он вместе с Ним со-переживал боль, острую боль о том, что эти люди не могут продолжать свое существование на земле, – не потому что они землю порочат, а потому что это их собственная погибель: лучше им не жить, чем продолжать так грешить, как они грешили.

[ митрополит Сурожский Антоний.
Из цикла радиобесед «Уроки Ветхого Завета» ]

 

 

 

+++ В.Сорокин: Жертвоприношение Исаака (+ссылки)

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Для чистых всё чисто,
 а для грязных и неверующих нет ничего чистого,
 потому что у них грязны и ум, и совесть.
 Они утверждают, что знают Бога, но своими делами отрицают Его.
 Это мерзавцы и бунтари, они не годятся ни на какое доброе дело.
 Ты же говори то, что согласно со здравым учением.
 Пожилых учи быть трезвомыслящими, серьезными, благоразумными,
 здраво верить, любить, быть стойкими и терпеливыми.
 Так же наставляй и пожилых женщин,
 чтобы они жили жизнью святой и благоговейной,
 без сплетен, без пристрастия к вину.
 Пусть учат молодых добру, пусть внушают им любить мужей, любить детей,
 быть разумными, целомудренными, домовитыми, добрыми,
 слушаться своих мужей,
 чтобы не хулилась Божья Весть.
 От людей молодых так же требуй умения держать себя в руках.
 Сам будь для них образцом во всех своих делах и поступках.
 Пусть твое поучение будет искренним и серьезным,
 речи — здравыми и безупречными,
 чтобы твои противники не могли сказать о нас ничего худого
 и чтобы им было стыдно.
 Рабы пусть во всём повинуются своим господам, пусть будут услужливы,
 не прекословят и не воруют,
 пусть проявят себя честными и надежными,
 чтобы этим еще больше украсить учение о нашем Спасителе Боге.*
                                              (Тит.1:15–2:10/*/)

* * *

*Иисус сказал:
 — Один вельможа отправлялся в далекую страну,
  чтобы утвердить свои права на царский престол, а затем вернуться.
  Он позвал к себе десять слуг, дал им по золотой монете и сказал:
  "Пустите их в дело, пока я буду отсутствовать". ...
  Когда он, получив царский престол, вернулся,
  то велел позвать к себе слуг, которым дал деньги,
  желая узнать, сколько те на них заработали.
  Первый явился и сказал:
  "Господин мой, твой золотой принес мне десять золотых". —
  "Молодец, ты хороший слуга, — сказал ему царь. —
   Раз ты в малом деле оказался надежен,
   отдаю тебе под начало десять городов".
  Второй пришел и сказал: "Твой золотой принес мне пять золотых". —
  "И тебя ставлю над пятью городами", — сказал ему царь.
  А третий пришел и сказал:
  "Господин мой, вот тебе твой золотой.
  Я хранил его, завернув в платок, потому что боялся тебя.
  Ты ведь человек безжалостный:
  берешь там, где не клал, и жнешь то, что не сеял".
  Царь говорит ему:
  "Ты сам вынес себе приговор, негодный слуга!
   Ты знал, что я человек безжалостный,
   беру там, где не клал, и жну то, что не сеял.
   Так почему ты не отдал мои деньги в банк?
   Вернувшись, я бы получил их с процентами!"
  И он приказал свите:
  "Возьмите у него золотой и отдайте тому, у кого десять золотых". —
  "Господин, — сказали они, — у него уже есть десять золотых!" —
  "А я говорю вам: у кого есть, тому будет дано еще,
   а у кого нет, у того и то, что есть, отнимется.* (Лк.19:12-13,15-34/#/)

             *********************************************

/*/ апост. чтение пятницы.
/#/
из ев. чтения пятницы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3730.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru