=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

8 декабря / 25 ноября –
  11-й день Рождественского поста (по юлианскому календарю).

 

 

 

 

 

 

 

> <...> Церковь выражается также образом Невесты Агнца. Вы, наверное, помните это выражение; некоторым оно кажется странным, почти мифологическим, почти сказочным. Что значит «невеста Агнца»? Невеста – та, кто сумела так полюбить, с такой цельностью, с такой неразделенностью полюбить, что она может последовать за любимым на край света, последовать за ним и в радость, и в го́ре, быть, где бы он ни оказался. Агнец же в выражении «невеста Агнца» – это Агнец заколения, тот Агнец, о Котором провозглашал святой Иоанн Креститель, когда увидел Христа: Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира (Ин.1,29); тот Агнец, Который в 52–53 главах пророчества Исаии назван Мужем скорбей. В конечном итоге, это Сын Божий, ставший сыном человеческим в действии Воплощения, которое Его сделало одним из нас, брачной любовью Божией к твари.

> Но путь Агнца – это крестный путь; Муж скорбей, Христос, Агнец, о Котором говорит Ветхий Завет, предназначен к тому, чтобы свою жизнь отдать – отдать свободно, отдать по любви для того мира, для той твари, которую так возлюбил Бог, что отдал Его для спасения этой твари. А Невеста Агнца – это тварь, отвечающая на любовь Божию – любовью; любовью, готовой разделить с Богом воплотившимся, вошедшим в мир для смерти, и смерти крестной, всю Его земную судьбу.

> В этом смысле в Церкви есть два совершенно различных аспекта. Она – чудо встречи Бога и человека, всей твари с Богом; она – чудо и ликование о том, что Бог так бесконечно близок и стал таким родным, таким своим. Один из отцов Церкви говорит, что слово Бог гораздо менее значительно для нас, чем слово Отец, ибо слово Бог означает различие между нами и Им, слово Отец подчеркивает родство: мы – дети Его, мы Ему  родные, мы Ему  свои; и это чудо Божией любви, которая нам дается и на которую мы можем ликующе, радуясь, ответить, есть уже осуществление всего. Воплощение Христа – во времени, среди времени, пока еще история развивается и течет, но это уже ее полнота, осуществление; это уже победа, конец – это уже всё.

> В этом отношении в Церкви есть глубокое ликование, и Церковь – не просто человеческое общество, не просто общество людей, которые во имя Божие собраны, которые послушны Его заветам, которые живут Его дарами; Церковь – чудо гораздо большее. Это тело, живое тело, организм, который одновременно и Божественный, и человеческий, в котором на равных началах – потому что любовь неравных делает равными – Бог и человек встречаются, соединяются, делаются неразлучными. Церковь – место, где совершается это чудо встречи, взаимно отдающейся любви, вечности уже пришедшей, победы любви над всякой рознью.

> В этом отношении Церковь уже теперь, в каком-то смысле, содержит в себе брак Агнца. Святые – да что я говорю: не только святые, но и грешники это знают: в какой-то момент вдруг мы чувствуем, что Бог – так близок; что Его – любовь столь ласкова и тиха; что такое счастье – Его знать и быть Им любимым, и посильно отвечать любовью на любовь.

> И вместе с тем, именно Церковь, когда мы ее так переживаем, так понимаем, является предметом нашей веры, а не просто нашего знания, потому что в Церкви бросается в глаза – человеческая немощь, хрупкость, грех. Но мы знаем, что, несмотря на это, Церковь – больше всего этого. Так бывает иногда в семьях: большая, глубокая, сильная любовь соединила и держит людей, которые когда-то друг друга увидели, какие они есть в глазах Божиих, – облеченными в славу, в красоту, глубокими. А окружающие видят порой только трудности, напряжение в этой семье, слышат спор и не понимают, что за ним стои́т такая глубокая, сильная любовь, что только потому возможен этот спор, это бурное, мучительное становление, что есть эта ничем неколебимая любовь.

> Это мы видим в Ветхом Завете между человечеством и Богом; мы видим постоянно спор между Богом и человеком, мы видим, что минутами делается темно и тогда в этой темноте сплетаются в мучительной борьбе Иаков и Ангел Божий. И пока темно, эта битва будет продолжаться, и будет преодолевать то Ангел – то грешник, то Бог – то человек. Но в этом сплетении сил, в этом противопоставлении, в этом борении происходит нечто очень глубокое, потому что когда рассветает, Иаков поднимает глаза и узнаёт, что он всю ночь боролся с Ангелом, и кланяется ему в землю, и просит его благословения (Быт.32,24 и сл.).

> Так бывает и в Церкви. Есть видимое: это борьба Иакова с Ангелом в потемках непонимания, в потемках становления, в какой-то му́ке неполноты, которая рвется к полноте и потеряла к ней путь; и вместе с этим, самое борение говорит о том, что Бог и человек связались неразлучно, навсегда друг с другом и что ничто не может их друг от друга оторвать. В этом – чудо Церкви: в ее мучительном становлении, в ее мучительной внутренней жизни, где человеческое и Божественное переплелись, становятся едиными, но еще не всегда в каждом из нас достигли этого единства. И однако, это уже встреча навсегда, это уже соединение навсегда, это уже какое-то предчувствие, а минутами и предвкушение того, что придет время, когда борение будет преодолено и останется только несказанная радость твари, соединившейся со своим Творцом.

[ митрополит Сурожский Антоний.
Из беседы «Открытость» (Москва, 1974 г.;
оп. в "Человек перед богом")
 ]

 

 

 

+++ В.Сорокин: Борение Иакова (+ссылки)
+++ упоминания этого эпизода в разных выступлениях вл. Антония:
      1 из бесед 1998—99 гг. в Лондоне ("Труды", т.I, стр.844)
      Проповедь 3 января 1988 г.
      Проповедь в "Неделю торжества православия"

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*<Я> не перестаю благодарить за вас, вспоминая вас в своих молитвах.
 Пусть Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец в сиянии Славы,
 дарует вам Дух мудрости и откровения, чтобы вы смогли познать Его.
 Пусть просветит Он очи вашего сердца, чтобы вы увидели,
 какова та надежда, к которой Он вас призвал,
 каково богатство и великолепие наследия,
 которое вы разделите с Его народом,
 и сколь неизмеримо велика Его сила,
 что действует в нас, верующих в Него.
 Это те же сила и могущество, которыми
  Бог поднял из мертвых Христа
   и усадил Его по правую руку на небе —
    выше Начал и Властей,
     Сил и Господств;
      а имя Его сделал превыше имен всех
       не только в нынешнем веке,
        но и в будущем.
         И Он всё покорил Ему под ноги
          и поставил Его, Владыку всего,
           главой Церкви.
            Она же есть Его тело,
             в ней вся полнота Того,
              кто наполняет Собой всё творение.* (Еф.1:16–23/*/)

* * *

*<Иисус сказал>:
  — Вот, Я дал вам власть наступать на змей и скорпионов
   и власть над всей силой врага — и ничто не вредит вам.
   Но не тому радуйтесь, что духи вам подчиняются,
   а радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах!
 И в тот же миг Святой Дух исполнил Иисуса ликованием, и Он сказал:
 — Отец, Владыка неба и земли!
    Благодарю Тебя за то,
    что Ты открыл простым и малым
     сокрытое от мудрых и разумных!
      Да, Отец, такова была Твоя благая воля!* (Лк.10:19-21/#/)

             *********************************************

/*/ апост. чтение субботы.
/#/
ев. чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3731.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru