=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

  29/16 декабря  –
32-й день Рождественского поста (по юлианскому календарю).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

> С.С. Аверинцев некогда писал о филологии (и к экзегетике это относится не в меньшей, а даже в большей мере): «Освоить духовный мир чужой эпохи филология может лишь после того, как она честно примет к сведению отдаленность этого мира, его внутренние законы, его бытие внутри самого себя... Когда современность познаёт иную, минувшую эпоху, она должна остерегаться проецировать на исторический материал себя самое, чтобы не превратить в собственном доме окна в зеркала, возвращающие ей снова ее собственный, уже знакомый облик. Долг филологии состоит в конечном счете в том, чтобы помочь современности познать себя и оказаться на уровне своих собственных задач; но с самопознанием дело обстоит не так просто даже в жизни отдельного человека... филология есть "строгая" наука, но не точная. наука. Ее строгость состоит не в искусственной точности математизированного мыслительного аппарата, но в постоянном нравственно-интеллектуальном усилии, преодолевающем произвол и высвобождающем возможности человеческого понимания. Одна из главных задач человека на земле — понять другого человека, не превращая его мысль ни в поддающуюся "исчислению" вещь, ни в отражение собственных эмоций. Эта задача стои́т перед каждым отдельным человеком, но и перед всей эпохой, перед всем человечеством. Чем выше будет строгость науки филологии, тем вернее сможет она помочь выполнению этой задачи. Филология есть служба понимания».{}

> Эти слова верны и прекрасны, но что в данном случае мы должны понять? Очевидный ответ, приходящий сразу на ум, — мысль, которую нам хотел сообщить автор. Именно такой ответ подразумевается (или напрямую предлагается) во многих кратких пособиях по библеистике и экзегетике. Но будет ли справедливо сказать: это и только это, и ни в коем случае не более того? Наверное, нет, по крайней мере, если речь идет о Библии. А.Шёкель приводит интересный пример: пророчество Иезекииля о сухих костях (37:1-14).{} В само́м тексте Иезекииля недвусмысленно объясняется, что значат ожившие сухие кости: это образ сокрушенного и изгнанного израильского народа, которому предстоит вернуться на свою родину и зажить там полноценной жизнью. Однако сегодня этот отрывок прочитывается любым христианином как указание на воскресение мертвых.{}

> Имеем ли мы право объявить, что текст Иезекииля может быть понят только в одном-единствениом смысле: как пророчество о грядущем возрождении израильского народа? Для многих представителей библейской критики XIX–XX вв. ответ был однозначно утвердительный. Для них речь могла идти лишь об установлении точного смысла, какой вкладывал в текст автор. Этот смысл считался объективпым и неизменным.

> Однако такая позиция <...> всё же очень смела и сегодня ее уже мало кто придерживается. В самом деле, откуда мы можем быть уверены, что мы объективно, в полноте и без искажений, постигли изначальный замысел автора? О какой вообще объективности может идти речь, если мы реконструируем мысли и чувства человека, жившего за много веков до нас и принадлежавшего к совершенно иной культуре? Мы не можем проникнуть в его сознание, мы можем лишь строить о нём свои догадки; они могут быть достаточно убедительными, но проверить их всё равно будет невозможно. В результате мы неизбежно поставим на первое место собственные идеи, убеждения, представления об окружающем мире, и это тоже будет субъективность своего рода.

> С другой стороны, мы знаем, как воспринимались слова Иезекииля на протяжении веков. Иными словами, мы не можем вынести объективного суждения: «Сам Иезеекииль имел в виду то-то и то-то», но зато у нас есть возможность делать вполне объективные суждения: «В такой-то среде пророчество Иезекииля понималось так-то». А если эта среда — та самая община верующих, которая сохранила текст Иезекииля и донесла его до наших дней, причем именно потому, что увидела в нём нечто значительное и существенное для своей веры, то истолкование текста именно этой общиной должно быть для нас не менее важно, чем наши собственные реконструкции «авторского замысла».

> Более того, подобные реинтерпретации характерны для любых классических текстов. Например,{} поэма Пушкина «Медный всадник» в буквальном смысле слова рассказывает о петербургском наводнении, но понимается обычно как рассуждение об извечном конфликте власти и маленького человека в России, иногда даже как пророчество о судьбе страны в XX в. Можем ли мы сказать, что такое прочтение «незаконно»?

> Наконец, если мы верим, что Библия не просто исторический документ, но еще и Слово Божие, и что Бог не удалился из этого мира в момент, когда она была завершена, а продолжает действовать в нём, то мы можем предположить, что у Бога был свой взгляд на этот текст, более глубокий, чем реконструированный нами «авторский замысел». Бог ведь тоже Автор этого текста, только Его замысел нам понять гораздо труднее. Но вполне можно допустить, что он раскрывался постепенно и то, что было сказано о сухих костях, относилось в ближайшей исторической перспективе к возвращению израильтян к себе на родину, а в дальней перспективе — к воскресению мертвых. Это два разных значения, одно не сто́ит смешивать с другим, но sоба они могут быть верными.

[ Андрей Десницкий.
Из кн. "Введение в библейскую экзегетику"

(из главки 1.2.2) ]

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 --------------------------------------------------------- 
|    Буду благодарен за материальную поддержку проекта.   |
|       Как это можно сделать, описано на странице        |
|               www.messia.ru/pomoch.htm.                 |
 --------------------------------------------------------- 

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Однажды в субботу Иисус пришел на обед
 в дом к одному члену Совета из фарисеев.
 За Ним наблюдали.
 Напротив Него сидел человек, страдавший водянкой.
 Иисус обратился к учителям Закона и фарисеям с вопросом:
 — Разрешено лечить в субботу или нет?
 Они промолчали. Иисус, взяв больного, исцелил и отпустил,
  а им сказал:
 — Если у кого-нибудь из вас упадет в колодец сын или бык,
  разве вы тотчас не вытащите его,
   даже если это будет суббота?
 И они ничего на это не смогли ответить.
 Иисус наблюдал за тем,
  как гости выбирали себе лучшие места,
 и рассказал им притчу:
 — Если тебя позвали на пир, не занимай лучшее место,
  потому что может оказаться,
   что приглашен кто-то более важный, чем ты.
  И хозяин, пригласивший тебя и его, войдет и скажет тебе:
  "Уступи это место ему".
  Тогда тебе придется со стыдом
   перейти на самое последнее место.
  Наоборот, когда тебя приглашают,
   ты иди и садись на нижнее место,
  и, когда пригласивший тебя человек выйдет к гостям,
   он скажет тебе:
  "Друг, садись сюда, повыше!"
  И будет тогда тебе почет среди остальных гостей.
   Потому что всякий, кто возвышает себя,
   будет унижен,
   а кто принижает себя,
   возвысится.*  (Лк.14:1-11/*/)

*********************************************

/*/ евангельское чтение субботы.
В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3752.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»