=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

 

/см. начало в вып.#3768/

 

> Если бы люди были мудры, они бы все стремились на малое и совсем легкое для них дело, через которое они могли бы получить себе вечное сокровище. Великое спасение людей в том, что они могут привиться к стволу вечного дерева жизни через самый ничтожный черенок – поступок добра. К дикой яблоне совсем не обязательно прививать целый ствол яблони доброй. Достаточно взять малый черенок и привить его к одной из ветвей дичка. Также, чтобы всквасить бочку с тестом совсем не надо ее смешивать с бочкой дрожжей. Достаточно положить совсем немного дрожжей – и вся бочка вскиснет. То же и доброе: самое малое может произвести огромное действие. Вот почему не надо пренебрегать мелочами в добре и говорить себе: «большое добро не могу сделать – не буду заботиться и ни о каком добре».

> Сколь даже самое малое добро полезно для человека, неоспоримо доказывается тем, что даже самое малое зло для него чрезвычайно вредно. Попала нам, скажем соринка в глаз – глаз уже ничего не видит, и даже другим глазом в это время смотреть трудно. Маленькое зло, попавшее, как соринка, в глаз души, сейчас же выводит человека из строя жизни. Пустячное дело – себе или другому из глаза тела его или души вынуть соринку, но это добро, без которого нельзя жить.

> Поистине, малое добро более необходимо, насущно в мире, чем большое. Без большого люди живут, без малого не проживут. Гибнет человечество не от недостатка большого добра, а от недостатка именно малого добра. Большое добро есть лишь крыша, возведенная на стенах – кирпичиках малого добра.

> Итак, малое, самое легкое добро оставил на земле Творец творить человеку, взяв на Себя всё великое. И тут, через того, кто творит малое, Сам Господь творит великое. Наше «малое» Творец Сам творит Своим великим, ибо Господь наш – Творец, из ничего создавший всё, – тем более, из малого может сотворить великое. Но даже самому движению вверх противостоят воздух и земля. Всякому, даже самому малому и легкому добру противостоит косность человеческая. Эту косность Спаситель выявил в совсем короткой притче: «никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: старое лучше» (Лк.5,39). Всякий человек, живущий в мире, привязан к обычному и привычному. Привык человек к злу – он его и считает своим нормальным, естественным состоянием, а добро ему кажется чем-то неестественным, стеснительным, для него непосильным. Если же человек привык к добру, то уже делает его не потому, что надо делать, а потому, что он не может не делать, как не может человек не дышать, а птица – не летать.

> Человек, добрый умом, укрепляет и утешает прежде всего самого себя. И это совсем не эгоизм, как некоторые несправедливо утверждают, нет, это истинное выражение бескорыстного добра, когда оно несет высшую духовную радость тому, кто его делает. Добро истинное всегда глубоко и чисто утешает того, кто соединяет с ним свою душу. Нельзя не радоваться, выйдя из мрачного подземелья на солнце, к чистой зелени и благоуханию цветов. Нельзя кричать человеку: «Ты эгоист, ты наслаждаешься своим добром!» Это единственная неэгоистическая радость – радость добра, радость Царствия Божия. И в этой радости будет человек спасен от зла, будет жить у Бога вечно.

> Для человека, не испытавшего действенного добра, оно представляется иногда как напрасное мучение, никому не нужное... Есть состояние неверного покоя, из которого трудно бывает выйти человеку. Как из утробы матери трудно выйти ребенку на свет, так бывает трудно человеку-младенцу выйти из своих мелких чувств и мыслей, направленных только на доставление эгоистической пользы себе и не могущих быть подвинутыми к заботе о другом, ничем не связанным с ним человеке.

> Вот это убеждение, что старое, известное и привычное состояние всегда лучше нового, неизвестного, присуще всякому непросветленному человеку. Только начавшие возрастать, вступать на путь алкания и жажды Правды Христовой и духовного обнищания, перестают жалеть свою косность, неподвижность своих добытых в жизни и жизнью согретых грез... Трудно человечество отрывается от привычного. Этим оно себя отчасти, может быть, и сохраняет от необузданной дерзости и зла. Устойчивость ног в болоте иногда мешает человеку бросится с головою в бездну. Но более часто бывает, что болото мешает человеку взойти на гору Боговидения, или хотя бы выйти на крепкую землю послушания слову Божию...

> Но через малое, легкое, с наибольшей легкостью совершаемое дело человек более всего привыкает к добру и начинает ему служить нехотя, но от сердца, искренно и через это более и более входит в атмосферу добра, пускает корни своей жизни в новую почву добра. Корни жизни человеческой легко приспосабливаются к этой почве добра и вскоре уже не могут без нее жить... Так спасается человек: от малого происходит великое. «Верный в малом» оказывается верным в великом.

> Оттого я сейчас пою гимн не добру, а его незначительности, его малости. И не только не упрекаю вас, что вы в добре заняты только мелочами и не несете никакого великого самопожертвования, но, наоборот, прошу вас не думать ни о каком великом самопожертвовании и ни в коем случае не пренебрегать в добре мелочами.

> Пожалуйста, если захотите, приходите в неописуемую ярость по какому-нибудь особенному случаю, но не гневайтесь по мелочам «на брата своего напрасно» (Мф.5,22).

> Выдумывайте в необходимом случае какую угодно ложь, но не говорите в ежедневном житейском обиходе неправды ближнему своему. Пустяк это, мелочь, ничтожество, но попробуйте это исполнить, и вы увидите, что́ из этого выйдет.

> Оставьте в стороне все рассуждения: позволительно или не позволительно убивать миллионы людей, – женщин, детей и стариков, – попробуйте проявить свое нравственное чувство в пустяке: не убивайте личности вашего ближнего ни разу ни словом, ни намеком, ни жестом. Ведь добро есть и удержать себя от зла... И тут, в мелочах, ты легко, незаметно и удобно для себя можешь сделать многое.

> Трудно ночью встать на молитву. Но вникните утром, – если не можете дома, то хотя бы, когда идете к месту работы своей, и мысль ваша свободна, – вникните в «Отче наш», и пусть в сердце вашем отзовутся все слова этой краткой молитвы. И на ночь, перекрестясь, предайте себя от всего сердца в руки Небесного Отца... Это совсем легко...

> И подавайте, подавайте воды́ всякому, кто будет нуждаться, – подавайте стакан, наполненный самым простым участием ко всякому человеку, нуждающемуся в нём. Этой воды во всяком месте целые реки, – не бойтесь, не оскудеет, почерпните каждому по стакану.

> Дивный путь «малых дел», пою тебе гимн! Окружайте, люди, себя, опоясывайтесь малыми делами добра – цепью малых, простых, легких, ничего вам не сто́ящих добрых чувств, мыслей, слов и дел. Оставим большое и трудное, оно для тех, кто любит его, а для нас, еще не полюбивших большого, Господь милостию Своей приготовил, разлил всюду, как воду и воздух, малую любовь.

[ архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
"Слово о малом доброделании" ]

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 ------------------------------------------------------------- 
|      Буду благодарен за материальную поддержку проекта.     |
|         Как это можно сделать, описано на странице          |
|                 www.messia.ru/pomoch.htm.                   |
 ------------------------------------------------------------- 

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Братья, не стремитесь все стать учителями!
 Знайте, что нас, учителей, будут судить более строго.
 Ведь все мы много грешим.
 Кто не грешит словами,
 тот уже человек зрелый, способный держать в узде всё тело.
 Так, вложив лошади в рот удила, чтобы подчинить ее себе,
 мы управляем всем ее телом.
 Или вот, к примеру, корабли:
 они такие огромные, ими движут могучие ветры,
 а направляет их воля кормчего
  с помощью такого маленького руля.
 Так и с языком: это совсем небольшой орган в теле,
 а какие непомерные у него претензии!
 Или возьмем огонь: сколько дерева он сжигает!
 И язык – это тоже огонь.
 Среди остальных органов нашего тела
 он воплотил в себе весь неправедный мир
  и оскверняет всё тело.
 Он воспламеняет всё течение жизни,
  а его самого воспламеняет геенна!
 Каких только зверей, птиц, змей, морских животных и рыб
 не укротил уже или не укрощает человеческий род!
 А язык не дано укротить никому из людей.
 Это необузданное зло, полное смертоносного яда!
 Языком мы благословляем Господа и Отца,
 и тем же языком проклинаем людей,
  созданных по подобию Бога.
 Из одного и того же рта исходит
  и благословение, и проклятие!
 Братья, такого не должно быть!
 Может ли из одного родника
  бить струя и пресной, и соленой воды?
 Братья, может ли смоковница приносить маслины
 или виноградная лоза – смоквы?
 Скорее соленый источник даст пресную воду!
  Неужели среди вас нет людей мудрых и понимающих?
 Пусть они докажут это доброй жизнью и делами,
 которые совершают со скромностью, свойственной мудрости!
 А если в сердце у вас черная зависть и своекорыстие,
 то не хвастайтесь, не извращайте истины!
 Это не та мудрость, что нисходит с небес.
 Это мудрость земная, бездуховная, бесовская!
 Ведь где зависть и своекорыстие,
  там неурядицы и всякие некрасивые дела.
 Та же мудрость, что свыше, во-первых, чиста,
 а во-вторых, миролюбива, кротка, сговорчива,
 исполнена милосердия и плодов добрых дел,
  непристрастна, нелицемерна.
 А те, которые созидают мир вокруг себя, мирно сеют,
 чтобы пожать плод праведности.
 Откуда у вас стычки и ссоры?
 Не от того же ли самого –
  от страстей, что борются в вашем теле?
 Вы чего-то жаждете, но у вас этого нет. И вот вы убиваете.
 Вы страстно чего-то добиваетесь, но не можете получить.
 И вот вы ссоритесь и деретесь.
 Но у вас ничего нет, потому что вы не про́сите.
 А даже если про́сите, то не получаете,
 потому что не о том про́сите:
 вы хотите лишь удовлетворения своих страстей.
 Неверные люди, разве вы не знаете,
 что приязнь к миру означает вражду к Богу?
 Тот, кто хочет быть другом миру, становится врагом Богу.
 А может быть, вы думаете, что Писание напрасно говорит:
 "Жаждет Он духа, что поселил в нас, жаждет ревниво"?
 Но Он дал нам еще бо́льшую милость.
  Ведь Писание говорит:
  "Бог противится гордецам,
   но любит смиренных".
  Так покоритесь Богу!
  Воспротивьтесь дьяволу, и он убежит от вас.
 Приблизьтесь к Богу, и Бог приблизится к вам.
 Омойте руки, грешники, очистите сердца, двоедушные люди!
 Скорбите, рыдайте и плачьте!
 Пусть ваш смех обратится в рыдание, радость — в уныние.
 Принизьте себя перед Господом, и Он вас возвысит.
 Не оговаривайте друг друга, братья!
 Кто оговаривает или осуждает брата,
 тот говорит против Закона и осуждает Закон.
 А если ты осуждаешь Закон,
  ты уже не исполнитель Закона, а судья.
 Но есть лишь один Законодатель и Судья,
 который может и спасти, и погубить.
 А кто ты такой, чтобы судить ближнего?
 Теперь послушайте меня вы, те, кто говорит:
  "Сегодня или завтра мы отправимся в такой-то город,
    проведем там год,
    будем торговать и заработаем много денег".
 Вы не знаете даже, что будет с вашей жизнью завтра!
 Ведь вы как дымка, что возникла на миг и тут же пропала.
 Вам бы говорить вместо этого:
  "Если захочет Господь,
    то поживем и сделаем то-то и то-то".
 А вы теперь хвастаетесь, зано́ситесь.
 Всякое такое хвастовство порочно!
 Итак, тот, кто знает, что должен делать добро,
  но не делает,
 повинен в грехе.
 А теперь послушайте вы, богачи!
 Плачьте, вопите от бед, что на вас надвигаются!
 Богатство ваше сгнило: одежда ваша побита молью;
 золото ваше и серебро покрылись ржавчиной.
 Эта ржавчина — свидетельство против вас,
 и она, как огонь, пожрет ваше тело.
 Вы скопили себе сокровище на последние дни!
 Вот вы присвоили плату работников, убравших ваши поля,
 и они вопят к Богу,
  и жалобы жнецов дошли до ушей Господа Саваофа!
 Вы жили на земле в роскоши, предавались наслаждениям,
 вы откормили себя ко дню убоя,
 вы осуждали и убивали невинных,
  а они не сопротивлялись вам.
 Так запаситесь терпением, братья,
  до дня возвращения Господа!
 Смотри́те, как терпеливо дожидается земледелец,
 когда земля принесет драгоценный урожай.
 Как терпеливо ждет он осенних и весенних дождей!
 Запаситесь терпением и вы, укрепляйте сердца,
 потому что день возвращения Господа уже близок.
 Братья, не жалуйтесь друг на друга,
  чтобы Бог не осудил вас.
 Смотри́те, Судья уже стои́т у дверей!
 Братья, пусть примером терпения и стойкости
  перед лицом страданий
 станут для вас пророки, говорившие от имени Господа.
 Вы знаете, мы называем счастливыми тех,
  кто был стойким до конца.
 Вы слышали о стойкости Иова и знаете,
  какой конец жизни дал ему Господь,
 потому что Господь милосерден и сострадателен.*
                                (Иак.3:1-5:11/*/)

*********************************************

/*/ включает апост. чтения вторника, среды и четверга.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3770.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»