=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 3 марта 2019 г. ст.ст.,
  суббота {1-ой седмицы Великого Поста}.
  литургические чтения: Евр.1:1-12; Мк.2:23-3:5.

 

 

 

6-й день Великого поста:
свящ. Александр Мень:
  о проведении Великого Поста (+ссылки)

 

 

 

 

> СЫН ПРЕВЫШЕ ВСЕГО (1.1–2.18)

> 1.1-4 БОГ ГОВОРИТ ЧЕРЕЗ СЫНА

> 1     Многократно и многообразно говоривший некогда с нашими отцами через пророков, 2 Бог в эти последние дни говорил с нами через Сына. Ему Он отдал в наследие весь мир, через Него сотворил вселенную. Сын есть сияние Божьей Славы и отпечаток самой Его сущности. Он управляет вселенной Своим могучим словом. Совершив очищение грехов, Он сел по правую руку Божественного величия в небесах, став настолько же выше ангелов, насколько Имя, унаследованное Им, выше их имен.


> 1.3 Совершив очищение — в некоторых рукописях: «Совершив через самого себя очищение».

> 1.2 Пс 2.8; Мф 21.38; Ин 1.3; Кол 1.16
1.3 2Кор 4.4; Кол 1.15; Пс 110(109).1; Мф 22.44; Мк 16.19; Деян 2.34; Эф 1.20; Евр 8.1; 10.12; 12.2
1.4 Эф 1.21; Флп 2.9


> Ст. 1-4 представляют собой одно длинное предложение. Но сейчас принято разбивать такого рода предложения на более короткие отрывки для лучшего восприятия текста. Этот длинный период тщательно выстроен, в нём применено много риторических приемов. Например, в ст. 1 большое количество аллитераций (пять слов начинаются в оригинале на букву «п»). К сожалению, это практически невозможно передать средствами другого языка. В первых двух наречиях это сделано, но с помощью другой буквы. Предложение это  торжественное и медлительное, что подчеркивает особую роль того, что намерен сказать в своем тексте автор.

> Ст. 1-2а — Многократно и многообразно говоривший некогда с нашими отцами через пророков, Бог в эти последние дни говорил с нами через Сына — Начальные строки письма начинаются с величественного заявления о том, что Бог говорит, то есть в течение всей человеческой истории открывает Себя — сначала через пророков, а затем через Сына. Это один и тот же Бог, Творец мира и Спаситель человечества. То, что два наречия многократно и многообразно стоя́т на первом месте, означает, что автор выделяет их и подчеркивает их значение, тем более что эти слова близки по смыслу. Хотя такого рода риторические приемы были характерны для того времени, это больше, чем риторика. Это значит, что Бог всегда общался с сотворенным Им человечеством, но применял для этого общения разные способы. Он говорил с нашими отцами — то есть с людьми прежних поколений, с предками. Конечно же, автор имеет в виду народ Израиля, потому что только у них были посланные Им пророки. Но, возможно, он пишет общине, состоящей из христиан с разным религиозным прошлым — как из евреев, так и из язычников. Но он видит в Церкви новый Израиль, поэтому те определении, которые раньше относились только к израильтянам, теперь относятся к новому Божьему народу (ср. 1Петр 1.1) Но важно то, что в глазах автора письма «откровение Бога через Иисуса Христа может быть понято только и контексте Божьего откровения Израилю».[12] Пророки — это люди, через которых Бог посредством Своего Святого Духа говорил с людьми, посылая им Свои повеления и предостережения.

> В эти последние дни — дословно: «в конце этих дней»; по привычное библейское выражение, говорящее о заключительном периоде человеческой истории, которую Бог сменит вечностью (ср. Ис 2.2). У некоторых пророков это словосочетание употребляется, когда они говорят о восстановлении царства. Они поняты ими как пророчества о приходе Мессии (ср. Иер 33.14-16). Для автора приход Сына Божьего есть знак завершения этого века и наступления Нового Века. Это так называемое осевое время, кульминация человеческой истории.

> Автор называет Иисуса Сыном, не добавляя определения «Божий». В этом он похож на евангелиста Иоанна, который тоже часто употребляет титул «Сын», не уточняя, кого он имеет в виду. Он делает это потому, что в псалме, который он будет часто цитировать, Бог, обращаясь к Помазаннику, называет Его Сыном. Кроме того, аудитория, к которой он обращается, прекрасно знала, о ком именно он говорит. Говорил через Сына — Автор противопоставляет многочисленные пророчества единственному, но полному и окончательному откровению Своего Сына. Надо помнить, что в древней мысли один всегда важнее многих (ср. 7.23). Автор хочет этим сказать, что откровение, данное через пророков, предваряло собой ту Радостную Весть, которую принес Сын и которую автор хочет напомнить своим читателям. См. 2.1-4 и 13.7. «Ветхозаветное откровение не было полным. Новозаветное дано во всей своей полноте. В древности Бог открывал Свою волю избранному народу в ключевые моменты его истории и в той мере, в какой это было необходимо, при посредстве Своих служебных духов, ангелов, устами избранных людей, пророков. Ныне же Он дал миру полноту Откровения в сошедшем с небес и вочеловечившемся ради нашего спасения Сыне».[13]

> С одной стороны, автор письма этими словами говорит о преемственности двух договоров Бога с человечеством, а с другой, о разрыве, означающем наступление качественно иного миропорядка. «Ветхий Завет был преддверием и фундаментом, на котором было построено это завершающее откровение»,[14] которое дано через Иисуса Христа. С нами — то есть со всеми христианами независимо от их национальности и прежнего религиозного опыта, в отличие от прежних времен, когда Он говорил только с евреями.

> Ст. 2б — Ему Он отдал в наследие весь мир, через Него сотворил вселенную — То, что Бог делает Сына Своим наследником, означает Его прославление и Его интронизацию, когда Сын восседает по правую руку Бога. Это аллюзия на Пс 110(109).1. В этом стихе есть также аллюзия на Пс 2.8, где Бог обещает царю: «Я отдам народы тебе во власть». Но власть, которую получает вознесенный и прославленный Сын, неизмеримо больше земной власти царя, потому что это власть над всей вселенной. Здесь, как и во всех новозаветных текстах, дарование наследия не означает смерть наследодателя, но полное и постоянное обладание всем тем, что дарует Ему Бог. Но тем не менее слова о наследии указывают на то, что это происходит в самом конце. Апостол Павел говорит о том, что христиане благодаря единению с Христом становятся Его сонаследниками, что тоже указывает, что этот мир близок к смене его Веком грядущим (Рим 8.17).

> Весь мир — буквально: «века́». Вселенную — буквально: «века́»; это привычное для Библии выражение. Век (евр. ола́м, греч. айо́н) — это понятие означает одновременно как временное («век»), так и пространственное («мир») измерение вселенной. Согласно Писанию, вся история человечества делилась на два века, или мира: «нынешний иск» и «грядущий век», или «Новый Век», то есть Царство Бога. Поэтому века́ — это вся вселенная в ее пространственно-временном измерении.

> Христос выше всего сущего потому, что Он изначально пребывал с Богом, сам принимал участие в сотворении вселенной. Эта мысль высказана также в Письме Колоссянам апостола Павла: «Через Него было создано всё — и небесное, и земное, и видимое, и невидимое» (1.16), а также в Евангелии от Иоанна: «Через Него всё было сотворено, ничто не было сотворено без Него» (1.3). Несомненно, автор говорит о том, что Сын — «инструмент», при помощи которого Бог творит вселенную, чтобы подчеркнуть Его тождество с Мудростью Божьей: она тоже пребывает с Богом вовеки (Сир 1.1; 24.3; Притч 8.23-30); Бог через нее творил мир. Ср. Притч. 8.27-30: «Когда Он [Бог] утверждал небеса — я [Мудрость] там была, когда чертил круг на поверхности бездны, когда Он водружал облака наверху, когда укреплял источники бездны, когда Он полагал морю предел, которого не преступят воды, когда устанавливал основания земли — я была при Нём строительницей». См. также Прем 9.9: «Вместе с Тобою мудрость, она дела Твои знает, рядом с Тобой была, когда Ты творил мироздание». А так как Бог творил вселенную мощью Своего творческого Слова и Мудростью, то Сын есть полнота силы Божьей и Его мудрость (ср. 1Кор 1.24).[15]

> Ст. 3а — Сын есть сияние Божьей Славы и отпечаток самой Его сущности — Автор в предельно сжатом поэтическом виде излагает учение о Христе. Хотя такие высочайшие определения Христа есть в нескольких текстах Нового Завета (Письма Колоссянам, эфесянам и Евангелие от Иоанна), нигде эта мысль не выражена так ярко и афористично. Слава — Так в библейской традиции называлось Божье присутствие в сотворенном Им мире, та Его ипостась, благодаря которой Он мог действовать среди людей (евр. «каво́д» и «шехина́»). Она часто символически представлялась в виде сияющего облака. Слава Божья в Библии понимается как сияние, но это сияние исполнено энергии, подобно сиянию солнца. Поэтому Божественная Слава, будучи излиянием Его силы, нередко встречается в описании Богоявлений. Христос — это явление самого Бога, в Нём идеально воплотились суть и характер Бога, это Божественное присутствие и самооткровение Бога, а также Его величие, могущество и сила. Сияние — греческое слово имеет два значения: «сияние» и «отражение». О том, какой именно смысл вложил в это слово автор письма, идут споры, причем с давних пор. Так, греческие отцы предпочитали видеть здесь значение «сияние». Вот почему и в Символе веры о Сыне Божьем шпорится, что Он «свет от света». Но другие ссылаются на Книгу Мудрости Соломона. См. Прем 7.25-26 о Мудрости: «Она — тончайшее дыхание Божьей силы, поток прозрачный славы Вседержителя... Ведь мудрость — отблеск света вечного и Божьих действий незапятнанное зеркало». Вечный свет Славы — трансцендентный свет, исходящий от Бога (Авв 3.4), сияние Его Славы (Ис 60.1). Этот образ сияния или отражения великолепно определяет вечность и единосущность Отца и Сына. «Если сияющее — Бог, то Божественно и Его сияние. Если сияющее вечность, не имеющая ни начала, ни конца, то — таково и сияние. Полное во всём единосущие и равенство».[16]

> Отпечаток самой Его сущности — Это еще одно определение Христа. В Новом Завете оно встречается единственный раз, но относится к излюбленным словам Филона Александрийского, определявшим так человека, который, по его мнению, есть «отпечаток Бога»; для него также этот отпечаток — вечный Логос Божий. Отпечаток, или оттиск (греч. «характе́р») означает след, оставленный печатью. «Термин “отпечаток” впервые употреблен иудейским философом Филоном для обозначения тесной связи между Сущим и Его Словом (Логосом)».[17] В этом письме «сияние» и «отпечаток» — это два способа сказать одно и то же.

> Сущность — Это попытка перевода многозначного гре­ческого слова «хюпо́стасис». Мы привыкли к тому, что слово «ипостась» не переводится, а транслитерируется, и не всегда при этом задумываемся, что именно значит это слово. Греческое слово hypostasis этимологически означает «то, находится снизу». Его понимание и перевод зависит от контекста. Так, в Письме Диогнета (II в.) оно означает материал, из которого изготовлены идолы. В Новом Завете оно употреблено пять раз (два раза во 2-м Письме коринфянам и три раза в этом письме). Так, в синодальном переводе в 2Кор 9.4 это «уверенность», а в 11.17 «отважность». В самом Письме евреям оно также употребляется в 1.3; 3.14 и 11.1. В этом стихе, вероятнее всего, оно означает истинную сущность Бога, Его природу, то есть ближе всего к тому, что привычно называется ипостасью. <...>

> Как отпечаток, сделанный печатью, это точное и верное изображение самой печати, так и Сын — отображение Отца. Недаром в Евангелии от Иоанна Иисус говорит: «Тот, кто видел Меня, видел Отца» (14.9). См. также Кол 1.19: «Бог пожелал, чтобы в Нём обитала полнота Божества».

> Он управляет вселенной Своим могучим словом — Это важное уточнение, показывающее, что предвечный Сын не только принял участие в сотворении мира, но Он и управляет им. Благодаря Ему сотворенный мир продолжает существовать. Христос — его объединяющий и скрепляющий центр. Ср. идеи Платона, который видел в космосе живое существо с душой и разумом; стоиков, согласно которым мир есть сам Бог; и Филона Александрийского, видевшего в мироздании живое тело, головой которого является Логос. Но неверно было бы выискивать у новозаветных авторов заимствования и чужие влияния. Ведь, согласно ветхозаветным книгам мудрости, Мудрость Бога была не только посредницей в творении мира, но и наделила вселенную законами, благодаря соблюдению которых она не распадается, но продолжает свое существование. См. Сир 1.4 и 43.26; Прем 1.6-7; 7.22–8.1; Притч 8.22-31. Итак, мир «держится» благодаря щедрому излиянию жертвенной искупительной любви (1.14), а не жадностью и насилием «власти тьмы» (1.12).[18] «Всё сущее — в неразрывном единстве с Ним. Он — Вседержитель, управляет и поддерживает всю вселенную и жизнь в ней. Без Его постоянно действующей силы Вседержителя всё сотворенное не могло бы существовать (ср. Евр 1.2-3). Хотя здесь чувстствует сходство с терминологией стоиков, мысль автора отличается от представления об универсальной мировой душе у стоиков. Каждый человек на земле, независимо от того, признаёт он это или нет, всецело обязан своей жизнью Иисусу как Творцу и Вседержителю, потому что Он не только создал каждого человека в этом мире, но и поддерживает его каждое его мгновение, даруя ему дыхание жизни».[19] См. также великий христологический гимн в Кол 1.15-19: «Он — [видимый] образ невидимого Бога, Первенец, выше всего творения. Потому что через Него было создано всё — и небесное, и земное, и видимое, и невидимое: Престолы, Господства, Начала и Власти. Всё было создано через Него и для Него. Он был раньше всего, в Нём всё обрело единство и строй... Он есть Начало, Первенец, первым воскрешенный из мертвых, чтобы первенствовать во всём, потому что Бог пожелал, чтобы в Нём обитала полнота Божества».

> Управляет — буквальное значение греческого глагола  «фэ́ро» — «нести». Возможно, было выбрано именно это слово, потому «слава» — это еврейское слово «каво́д», первое значение которого «вес, тяжесть». Хотя комментаторы спорят о значении этого слова в данном контексте, по большинство указывает на параллели с Прем 8.1. См. особенно гимн в Кол 1.17: «Он был раньше всего, в Нём всё обрело единство и строй».

> Своим могучим словом — В начале Книги Бытия говорится, что Бог создал вселенную Своим словом, то есть произнеся повеление. Но поскольку мир творился при посредничестве Сына, то Сын и участвовал в сотворении вселенной, и управляет ею Своим словом. Могучим словом — дословно: «словом Своей силы». Это очень распространенное еврейское выражение. Сила — творческая мощь Бога.

> Ст. 3б — Совершив очищение грехов, Он сел по правую руку Божественного величия в небесах — В первой части этого предложения автор переходит от космической роли Христа к Его сотериологической (спасительной) роли, которая описана в культовых категориях. Ср. Кол 1.18. Христос взял на себя наши грехи и, приняв смерть на кресте, тем самым уничтожил их. Но сам выбор слова «очищение» указывает на первосвященническую функцию Христа, очень важную в этом письме. Ведь именно священник в святилище, совершая жертвоприношения, очищал грешников от греха. Христос же — одновременно и жертва, и священник, совершающий жертвоприношение. <...> Смерть Иисуса в Письме евреям всегда понимается как жертвоприношение (9.14,22-23; 10.2). В Прем 7.23-25 подчеркивается чистота самой Мудрости Божьей, но благодаря чистоте и безгрешности Христа Он очищает грехи других.[20]

> Он сел по правую руку... — «Восшествие Сына Божьего на небесный престол представляется столь значительным событием, что поэтому здесь не упоминается ни о воскресении, ни о вознесении Христа, сделавших возможной эту интронизацию».[21] То, что Иисус сел на трон, свидетельствует о том, что отныне Он вечно пребывает с Богом. Этот образ сидения на престоле заимствован из изображения восточных царей, восседающих на престоле в своем тронном зале. Но люди, пытаясь описать место Божественного пребывания, не могут не использовать земной опыт, ведь небесный, духовный им еще не доступен. По правую руку — Это самое почетное место на Божественном троне, означающее, что Сын — «вице-король» Бога, Его «заместитель», участвующий в управлении вселенной и человечеством. Этот образ взят из знаменитого Пс 110(109).1, который с давних пор считался мессианским и который будет не раз цитироваться здесь, так что, по мнению одного современного комментатора, всё письмо есть мидраш[22] на этот псалом.[23] Божественного величия — буквально: «величия»; слово «Божественного» добавлено и переводе для уточнения смысла. Величие — В те времена евреи стремились избегать имени Бога и заменяли его описательными оборотами: «Престол», «Небеса», «Имя», Всемогущий» и т. д. См. также 8.1, а также Иуд 24; Прем 18.24. Ср. 2Петр 1.3, где Бог назван «Божественной силой». В небесах — дословно: «в вышних»; это синоним слова «небеса». Множественное число объясняется тем, что в еврейском языке слово «небо» — множественного числа, что отражает древнее представление еврейской космологии о наличии нескольких небесных уровней. В Библии иногда встречается даже такое выражение: «небо и небо небес». Число их в разных источниках разное, но чаще всего говорится о двух, трех или десяти небесах.

> Ст. 4 — Став настолько же выше ангелов, насколько Имя, унаследованное Им, выше их имен — Будучи соправителем Бога, Христос выше всего сотворенного, а ангелы — тоже тварные существа. Недаром в уже упоминавшемся христологическом гимне Письма Колоссянам о Христе сказано, что через Него сотворено не только материальное, но и всё духовное, в том числе вся ангельская иерархия. Ниже, в ст. 14 они будут названы служебными духами (). О превосходстве Иисуса над ангелами будет подробно рассказано в следующих стихах <...>.[24]

> Имя, унаследованное Им — Отныне Иисус называется Господом, именем, которым в Ветхом Завете назывался только Бог. Ср. Флп 2.9: «За это Бог вознес Его над всеми и Имя даровал превыше всех имен». Бог прославляет Иисуса тем, что дарует Ему высочайшее имя. Во всей вселенной нет имени, которое было бы выше имени Иисуса (ср. Эф 1.21). Здесь надо помнить, что в древности имя значило гораздо больше, чем в наши дни. Оно не только выделяло человека или вещь из ряда других людей или вещей, но также понималось как воплощение сущности своего носителя. Вот почему в какие-то очень важные моменты, связанные с решительной переменой в жизни, человек менял или ему меняли имя (см., например, Аврам — Авраам, Сара — Сарра, Иаков — Израиль). В Откровении Иоанна Христос обещает христианам Пергама: «Победителю Я дам сокровенной манны и дам ему белый камешек и написанное на этом камешке новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получит его» (2.17; см. также 3.12).

> Какое же имя даровал Христу Бог? По мнению некоторых толкователей, это имя — Иисус. Отныне одно из самых обычных и употребительных у евреев имен становится для христиан священным. Но такой точки зрения придерживается меньшинство. Ведь нет имени более великого, чем имя Бога, который в Библии называется Господом. Бог даровал Свое собственное Имя Тому, кто добровольно претерпел самые страшные унижения. Об этом прямо сказано в Флп 2.10-11: «чтобы пред именем Иисуса всякое колено преклонилось — на небе, на земле и в преисподней — и всяк язык провозгласил, что Иисус Христос — Господь, во славу Бога Отца». В Письме евреям это возвышенное имя — Сын.

 

[12] W. L. Lane. Hebrews 1-8, p. 11.
[13] Ключ к пониманию Св. Писания, с. 422.
[14] Новый Библейский Комментарий, часть 3, с. 666.
[15] В Библии есть тенденция отделять атрибуты Бога от Него самого, персонифицируя их, так что они предстают как бы отдельными от Бога живыми личностями. Так, Мудрость Бога, а это слово в еврейском, греческом, латинском и русском языках женского рода, предстает в виде женской фигуры. Слово Бога (евр. дава́р, греч. логос) обозначает творческую мощь и тоже воспринимается как отдельная личность. Даже Божья рука может поэтически восприниматься как отдельная сила.
[16] Толковая Библия, т. 3, с. 437.
[17] Ключ к пониманию Св. Писания, с. 422.
[18] J. Dunn. The Epistles to the Colossians and to Philemon, p. 94.
[19] Новый Библейский Комментарий, часть 3, с. 588.
[20] P. Ellingworth. Commentary on Hebrews, p. 102.
[21] Новый Библейский Комментарий, часть 3, с. 667.
[22] Мидра́ш (евр.) — тип раввинистического истолкования библейского текста, одной из главных задач которого было показать его современность и актуальность. Ср., например, Рим 10.5-10; Ин 6.35-58.
[23] G.W.Buchanan. То the Hebrews, p. IХХ.
[24] В еврейском произведении «Жизнь Адама и Евы» ангелы отказались поклониться человеку, позавидовав ему, потому что Бог создал его по Своему образу и подобию.

 

[ В.Н.Кузнецова.
Из кн. "Комментарий на Письмо евреям" // М.: ОПУ, 2018, стр. 32-42 ]

 

 

 

 

к евангельскому чтению:
 + смысл заповеди о субботе (по тексту К.Барта)
    www.messia.ru/rasylka/007/1776.htm#0
    (+ссылки! здесь же - ссылки к апост. чтению)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -------------------------------------------------------------- 
|       Буду благодарен за материальную поддержку проекта.     |
|         Как это можно сделать, описано на странице           |
|                  www.messia.ru/pomoch.htm.                   |
 -------------------------------------------------------------- 

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Многократно и многообразно говоривший в прошлом
 с нашими отцами через пророков,
 Бог в эти последние дни говорил с нами через Сына.
 Ему Он отдал в наследие мир,
  с Его помощью сотворил всю вселенную.
 Сын есть сияние славы Бога и отпечаток самой Его сущности.
 Он управляет вселенной Своим могучим словом.
 Совершив очищение грехов,
 Он сел по правую руку Божественного величия в небесах,
 став настолько же выше ангелов,
 насколько имя, унаследованное Им, выше их имен.
 Потому что кому из ангелов сказал когда-либо Бог:
 "Ты - Мой Сын,
   сегодня Я стал Отцом Тебе"?!
 И еще:
 "Я буду Ему Отцом,
   а Он будет Мне Сыном".
 И опять же, когда Он приводит Своего Первенца Сына в мир,
  Он говорит:
 "Пусть Ему поклонятся все ангелы Божьи!"
 Об ангелах Бог говорит:
 "Он Себе назначает в вестники ветер
   и в слуги - пламя огня".
 О Сыне же Он говорит:
 "Престол Твой, о Боже, на веки веков.
   Жезлом справедливости
    правишь Ты в Царстве Своем.
  Ты праведность любишь, порок ненавидишь.
  И поэтому Бог Твой, о Боже,
   возвысил Тебя над сподвижниками,
    елеем восторга помазав Тебя".
 И еще Он говорит:
 "Это Ты, о Господь, изначально
   заложил основанья земли,
    небеса - это тоже дела Твоих рук.
  Погибнут они -
   но Ты остаешься.
  Они, как плащ, обветшают,
   Ты свернешь их, подобно одежде,
  переменишь, как плащ, их -
   они переменятся.
  Но Ты всегда тот же,
   и годам Твоим нет конца!"* (Евр.1:1-12/*/)

             *********************************************

/*/ апостольское чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3784.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

*************** Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»