=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

 

 

 

 

 

 

> Иоанново Евангелие, столь отличное от остальных, согласно, однако, с ними (и с Павлом) в этом вопросе: оно также содержит свидетельство о центральной важности и разнообразии представлений о «воскресении» в отдельном направлении раннего христианства. Подобно Луке, но совершенно по‐своему, Иоанн представляет тему «воскресения» в нескольких частях своего евангелия <...>. Новая жизнь, которую несет в себе воскресение, сама воздействует уже на настоящее и уже присутствует в служении Иисуса.{}

> Крупномасштабная разработка этой темы просматривается в преднамеренном расположении «знамений» у Иоанна. Пусть это спорно, но я полагаю, Иоанн хотел, чтобы читатель следовал порядку семи знамений, начиная с истории превращения воды в вино в Кане и кончая седьмым – распятием.{} Воскресение Иисуса происходит, как автор настойчиво повторяет дважды, «в первый день недели», и я полагаю, что это лучше всего толковать как начало нового Божьего творения. В пятницу, шестой день недели, Иисус стои́т перед Пилатом, который возглашает «Вот человек!» (19:5), в чём слышен намек на сотворение человека в шестой день творения*. На кресте Иисус завершает труд, который вверил ему Отец (17:4), возгласом победы (tetelestai, «свершилось», 19:30), что соотносится с завершением самого творения. {Ср. Быт 2:1–2, где synteleo употреблено дважды, чтобы выразить завершение творения мира в шестой день, прежде чем Бог почил на седьмой.} Далее следует, как в Бытии, день покоя, день субботний (19:31), и потом, еще в темноте, Мария Магдалина приходит на гроб «в первый день недели». <...> пока отметим этот важнейший для понимания Евангелия от Иоанна момент: что общественное служение Иисуса следует понимать как завершение первоначального творения, где воскресение – это начало нового творения. Всё это евангелие – своего рода подготовка к Пасхе, где в некоторых местах расположены знамения воскресения.

> Первое из таких знамений несет <особенный> намек на это: брак в Кане был «в третий день», что не могло не вызывать мощной ассоциации у любого читателя из первых христиан. Позднее в той же главе Иоанн помещает другой знак на том же пути: Иисус объясняет свое драматичное поведение в Храме таким образом, что слушатели воспринимают его как предсказание о разрушении и восстановлении (эти слова повторяются в синоптической традиции: на ночном заседании синедриона и в насмешках у креста): «разрушьте храм этот, и Я воздвигну его (erego autori) в три дня». {Ин 2:19, ср. Мк 14:58 / Мф 26:61; Мк 15:29 / Мф 27:40.} Далее следует то, в чём некоторые читатели Евангелия от Иоанна видят типичное непонимание слушателей Иисуса:

> [Ин 2] 20 Сказали Ему Иудеи: "<Сорок шесть лет строился этот Храм, а> Ты в три дня воздвигнешь его?" 21 А Он говорил о храме тела Своего. 22 Когда же Он <был поднят> из мертвых, вспомнили ученики Его, что Он это говорил, и поверили Писанию и <тому, что> сказал Иисус.

> Уже этого было бы довольно для того, чтобы упразднить старые представления: дескать, богословие Иоанна завершилось жизнью и смертью Иисуса и не требовало того, чтобы Иисус телесно восстал из мертвых. {Например, Evans 1970, 116 (ему следует Selby 1976, 117): «Строго говоря, в Четвертом евангелии нет места для повествовании о воскресении, так как вознесение и прославление заняли его место. Тем не менее – и конечно, из почтения к христианскому преданию, – евангелист дополнительно приводит три [рассказа о воскресении]»… Также 120 («массивный реализм» явлений удивляет по контрасту с предшествующим истолкованием воскресения как «духовного восхождения к Отцу»). Ин 20:17 явно опровергает такое направление мысли. См. также Mencken 2002, 198–204, где указывается, что взгляд этот восходит еще к Dodd 1953, 441 сл.} Иисус у Иоанна говорит, что воскресение будет последним знамением, которое покажет и его право делать то, что он уже сделал, и значение всего этого. Ныне система Храма искажена и подлежит божественному суду; смерть и воскресение Иисуса станут деяниями Бога, творящего новое, так что, как явствует из евангелия, всё, что прежде исполнялось посредством Храма, отныне будет исполнено через самого Иисуса. Воскресение ознаменует новый мир, где поклонение в Храме доступно всем, независимо от географии или этнического происхождения. {См., например, Ин 4:19–24, и исполнение, в Ин, различных празднеств (Пасха: здесь, в гл. 6 и 12–19; Праздник Кущей: в гл. 7; Ханука: в гл. 10).} Как это моментально поняли первосвященники после воскрешения Лазаря, действия Иисуса действительно указывали на будущее, когда всё изменится, когда, в частности, Храм «будет отнят». {Ин 11:45–53} Иоанн уже указывает читателю, что воскресение Иисуса действительно открыло давно обещанный новый мир (отсюда, как у Луки, важность «веры в Писание» – чтобы понимать значение Пасхи), в котором долгожданное божественное благословение сойдет на все народы. Тут уже недалеко до представлений Павла, хотя, конечно, настроение и тон у Иоанна совершенно иные.

[ Николас Томас Райт. Перевод: М.Завалов. 
Из книги "Воскресение Сына Божьего", из главки 9.6. /PDF/ ]

 


* "Вот этот человек! – говорит им Пилат – Вероятно, этими словами Пилат попытался вызвать жалость у обвинителей («Посмотрите на этого несчастного, Он уже достаточно наказан!»), или легкое презрение («Разве можно принимать всерьез такого беспомощного человека, в крови и синяках, в изношенном солдатском плаще!»). Но, вероятно, евангелист хочет, чтобы читателям Евангелия пришли на ум слова Исайи 53.3: «Он был презираем, отвергнут всеми – человек, познавший страданья, изведавший боль. От такого отворачиваются люди – его презирали. Ни во что не ставили мы его». Ср. также Зах 6.12: «Вот Муж – имя Ему ОТРАСЛЬ». Ранние отцы Церкви (например, Юстин Мученик) видели в воплощении Иисуса исполнение именно пророчества Захарии". (Комм. В.Кузнецовой к Ин.19:5.)

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

Иисус сказал:
"... Бог так полюбил мир, / что отдал Своего единственного Сына,
 чтобы тот, кто верит в Него, не погиб, / но обрел вечную жизнь.
 Ибо Бог послал Сына в мир не для того, чтоб Он мир осудил,
  но для того, чтобы мир через Него был спасен.
 Тот, кто верит в Него, осужден не будет,
  а кто не верит – уже осужден,
 ибо он не поверил в имя единственного Сына Бога.
 Вот в чём суд состоит:
 в мир пришел свет, / но люди предпочли свету тьму,
 потому что злы их дела.
 Всякий, кто делает зло,
 свет ненавидит и не идет к свету,
 чтобы не стали известны злые его дела.
  А кто по правде живет,
  идет к свету,
  чтобы явными стали дела его,
  во имя Бога свершённые".*  (Ин.3:16-21/*/)

              *********************************************

/*/ еванг. чтение вторника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3825.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»