=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

 

 

 

 

> Недавно мне пришел следующий вопрос по электронной почте:

> «В последнее время всё чаще мучаюсь: от чего спас нас Христос? Я не чувствую, что Он спас или спасает меня. Я не понимаю, от какой клятвы Христос нас искупил. Если всё равно мы грешим, всё равно в болезни, земля в терниях (простите, не могу точно цитировать), — от чего же спас нас Христос?
> До Его пришествия ветхозаветные праведники жили согласно Богу, грешники грешили, и после Воскресения Христова ничего не изменилось: есть люди, которые соблюдают заповеди, и есть, которые их нарушают.
> Как Он искупил нас от первородного греха, если мы всё же признаём, что все младенцы имеют первородный грех?
> Если Христос исправил нашу природу, почему же до сих пор есть ужасные люди?
> Что Его жертва дала людям?
> От кого Христос нас искупил???
> Я не понимаю, я не могу просто верить, потому что я не понимаю, как Иисус Христос меня искупил, от кого Он меня искупил, почему проклятия, наложенные в Ветхом Завете (в болезни родите, в поте лица будешь есть хлеб и так далее) не были сняты с нас. Очень прошу вас помочь мне понять это!!!»

> И вслед за этим, пока я собирался сесть и обстоятельно ответить, мой кум тоже прислал вопрос, очень похожий:

> «Хочу задать вопрос, но прежде ход мыслей, приведший к вопросу:
> 1. Природа ветхого человека была изменена грехом Адама, эта природа больна и ущербна.
> 2. Христос, как Боговоплощение, соединив в себе божественное и человеческое начало, принес Себя в жертву за ВСЕХ людей, обновив, исправив, таким образом естество человека.
> 3. Высшим показателем исправления природы человека и одновременно подтверждением Божественности Христа стало Его преодоление смерти через Воскресение.
> Вопрос: если Христос исправил природу человека, даже преодолел смерть — почему природа людей осталась по-прежнему ущербной? Почему мы и далее должны выдавливать из себя первородный грех Адама? Почему Христос своей жертвой не исправил человеческую природу НАВСЕГДА, а лишь показал путь и цель, причем недостижимую на практике?! Какой смысл был в жертве Христа, если всё осталось по-прежнему?»

> Вопросы очень важные, потому что от понимания их во многом зависит наше понимание христианства вообще. Попробую изложить некоторые тезисы, а насколько это получится — судить читателю. Во всяком случае, не воспринимайте то, что написано ниже, окончательным словом по данному вопросу. Это всего лишь попытка выразить простыми словами то, о чём написано очень много богословской литературы.

> 1. Ветхий и Новый Заветы — не два разных завета, но одно целое. Оба они описывают историю отношений Бога с человеком, точнее, Божий план спасения человека. То, что Бог задумал еще во времена Авраама (или даже сразу после падения человека, или даже до его сотворения — ведь Бог всеведущ) — это исполнилось в Иисусе Христе. То, что Бог пообещал Аврааму, он исполнил в Иисусе. Единая история продолжается. Поэтому не нужно рассматривать время «до» и «после» воплощения Сына Божия как две принципиально разные эпохи по отношению ко всему миру. Они разные по отношению к тем, кто уверовал. Но внешне — да, люди так же продолжают грешить и смерть так же, как и раньше, продолжает господствовать над людьми. Но это не всё. Этим не исчерпывается мир.

> 2. Спасение — очень сильное слово, означающее такую помощь, без которой просто не выжить. Когда мы говорим «спасение» — это не значит избавиться от насморка. Спастись — это вроде как выжить во время кораблекрушения в открытом море. Когда мы применяем слово «спасение» к нашей вере, мы тем самым говорим, что Бог через Иисуса спас нашу жизнь. От чего спас — прежде всего от смерти.

> 3. Как спас? Восприняв нашу природу, то есть став полноценно человеком таким же, как мы, то есть со всеми последствиями грехопадения. Скажем так, зараженную смертностью. Как мы знаем, Иисус умер на Кресте и воскрес — «ради нас и ради нашего спасения», как говорим в Символе веры. Божий дар спасения — совершенно свободный и не навязчивый. Христос не исправил автоматически поврежденную грехом человеческую природу во всех людях. Он сделал это в Самом Себе. Его плоть, воскресшая из мертвых — это начало «нового творения», то есть начало того будущего качества жизни, в котором смерть побеждена и больше не владеет людьми. Мы не можем изменить нашу природу, пока сами не умрем и не воскреснем, однако уже сейчас мы можем принимать в себя «залог» будущего воскресения — Тело и Кровь воскресшего из мертвых Иисуса Христа: именно это и совершается при Причащении.

> 4. Обратим внимание, что путь к Воскресению лежит через Крест. Иисус воскрес — но чтобы воскреснуть, надо сначала умереть. Так и наш путь к полноте Жизни, то есть к жизни вечной, бессмертной, в обновленном и исправленном от последствий грехопадения теле, лежит через смерть. Смерть остается нашим «последним врагом», как пишет апостол Павел, и этот враг будет окончательно побежден при том явлении, которое мы называем «вторым пришествием Христа», которого ждём — когда Бог будет явлен как всё наполняющий, и Его присутствие будет ощутимо восприниматься всеми нами. Христос искупил нас, поэтому смерть не поработит нас навеки, но отпустит, и мы вновь вернемся к жизни в обновленных телах.

> 5. Бог никому не навязывает спасения, но не хочет и ничьей погибели. Ответ веры со стороны человека — ответ совершенно свободный. Вера потому и называется верой, что ее невозможно вызвать принудительно. В одних и тех же обстоятельствах жизни одни видят действие Божьей заботы, другие считают это просто случайностью, совпадением. Кто-то борется с грехом, кто-то порабощается им. И это нормально в том смысле, что Бог никому не навязывается. Бог не упраздняет свободную волю человека. Внешне всё остается так же, о чём писал уже апостол Петр, передавая слова сетующих: «Где обетования пришествия Его (Спасителя)? Ибо с тех пор, как начали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же» (2Пет.3:3). Апостол Петр объясняет это тем, что Бог «долготерпит» нас, желая чтобы как можно больше человек успели прийти к вере.

> Итак, почему наша природа, которая в нас самих, осталась по-прежнему ущербной? Потому что она еще не прошла через обновление от Бога, возможное при воскресении.

> Показал ли Иисус путь и цель, недостижимые на практике? Нет! Как раз очень достижимые, только окончательного результата надо ждать в перспективе воскресения. Но и «предварительные» результаты тоже возможны и достижимы — тому свидетельство жизни святых и всех, кто всерьез воспринимает веру и путь Христов.

> Какой смысл был в жертве Христа? Как поясняет святитель Григорий Богослов, чтобы наша человеческая природа была освящена человеческой природой Бога — воспринятой при воплощении, исцеленной, обновленной и прославленной при воскресении. Чтобы вера в единого истинного Бога не осталась достоянием узкого круга одного народа, но распространилась по всему миру. Бог приглашает все народы, всех людей войти в семью Завета и принять веру Царства Божия.

> Я понимаю, что всё, написанное выше — это слабая попытка описать словами ту реальность, которая познаётся верой. Чтобы понять это не только логикой, но и, что называется, сердцем, надо жить так, как заповедал Иисус Христос и апостолы. Читайте Писание, особенно Евангелия и послания апостолов, но также и Ветхий Завет — потому что полноценно понять Новый Завет можно только, зная историю того, что было раньше. Ветхий Завет — не значит отживший или обветшалый, но — завет древний или первый. Многие принципы жизни, открытые в древности, остаются актуальными и для нас. А дальше — мы ждем Христа и откровения славы Его. Произойти это может когда угодно, и причем точно знаем, что это случится внезапно. Не антихриста мы ждем, потому что и так уже много антихристов было и есть в мире, но ждем явления во славе нашего Господа. И если вся наша жизнь связана с Ним, тогда, как пишет апостол Павел, мы «страдаем со Христом, чтобы с Ним и прославиться». Еще раз повторю: нас ждет воскресение. Но путь к нему ведет через крест.

[ прот. Андрей Дудченко. "От чего же нас спас Христос?" ]

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*<Иисус сказал:>
 - Говорю вам истинную правду:
    кто исполнит Слово Мое,
     смерти вовек не увидит.
 - Вот теперь мы точно знаем, что в Тебе бес, -
    сказали они Ему. -
   Авраам умер, умерли и пророки.
   А Ты говоришь:
   "Кто исполнит Мое Слово, вовеки не испытает смерти"!
   Неужели Ты больше нашего отца Авраама, который умер?
   Или пророков, которые умерли? Кем Ты себя выставляешь?
 - Если Я сам себя прославляю, слава Моя - ничто, -
   ответил Иисус. -
   Но Меня прославляет Отец Мой. Вы зовете Его нашим Богом!
   Вы Его никогда не знали, а Я Его знаю.
   Если бы Я сказал, что не знаю Его,
   Я был бы лжецом, как и вы.
   Но Я знаю Его и исполняю Его Слово.
   Авраам, ваш отец, ликовал, что день Мой увидит.
   Он увидел его - и был счастлив!
 - Тебе нет и пятидесяти, и Ты видел Авраама?! -
   возмутились они.
 Иисус ответил:
 - Говорю вам истинную правду:
   Авраам еще не родился,
   а Я уже БЫЛ И ЕСТЬ.
   Тогда они схватили камни, чтобы побить Его.
   Но Иисус скрылся и ушел из Храма.*
                   (Ин.8:51-59/++/)

* * *

*После долгого спора встал Петр.
 – Братья! — сказал он. —
   Как вы знаете, прошло уже немало времени с тех пор,
   как Бог избрал меня среди вас для того, чтобы и язычники
   услышали из моих уст слова Радостной Вести и уверовали.
   И Бог, знающий сердца людей, показал Свою милость к язычникам,
   даровав им Святой Дух, как и нам.
   Он не видит никакой разницы между нами и ими,
   потому что очистил верой их сердца.
   Так зачем же вы теперь испытываете Бога,
   раз хотите надеть на шею ученикам то ярмо,
   которое было непосильным и для наших предков, и для нас?
   Ведь мы верим, что спасены одной только любовью Господа Иисуса.
   И они спасены так же!
 Тогда всё собрание умолкло и стало слушать Варнаву и Павла,
 которые рассказали, какие дивные знаки и чудеса
 через них совершил Бог среди язычников.
 Когда они умолкли, заговорил Иаков:
 – Братья, выслушайте меня!
   Симеон поведал нам о том,
   как Бог впервые проявил Свою заботу о язычниках,
   избрав из них народ, который будет носить Его имя.
   С этим созвучны и слова пророков, потому что в Писании сказано:
    "И потом Я вернусь
     и отстрою рухнувший дом Давида,
     Я воздвигну его из руин,
     Я отстрою его.
     И тогда остальные все люди, и язычники все
     Господа будут искать,
     ибо Я их призвал стать народом,
     носящим Имя Мое.
     Так говорит Господь,
     возвестивший об этом издавна".
   Поэтому я считаю: нам не следует обременять язычников,
   которые обращаются к Богу.
   Мы должны послать им письмо и предписать им
   воздерживаться от пищи,
   принесенной в жертву языческим богам и ставшей нечистой,
   от разврата, от мяса удавленных животных, а также от крови.
   Ведь Закон Моисея издавна возвещается в каждом городе
   и каждую субботу читается вслух в синагогах.
 Тогда апостолы и старейшины вместе со всей церковью
 решили избрать из своего числа несколько человек
 и вместе с Павлом и Варнавой послать их в Антиохию.
 Они избрали Иуду, по прозванию Баршабба, и Силу,
 людей, пользовавшихся у братьев авторитетом,
 и написали письмо, которое те должны были передать:
 "Апостолы и старейшины приветствуют всех своих братьев из язычников
  в Антиохии, Сирии и Киликии.
  Как нам стало известно, кое-кто из наших смущает и расстраивает вас
  своими предписаниями, на что мы им полномочий не давали.
  Поэтому мы все согласились избрать несколько человек
  и послать к вам вместе с любимыми нашими братьями Варнавой и Павлом,
  людьми, посвятившими жизнь служению имени нашего Господа Иисуса Христа.
  Итак, мы послали к вам Иуду и Силу,
  они то же самое изложат вам на словах.
  Святой Дух и мы решили не обременять вас ничем другим,
  кроме следующих обязательных предписаний:
  воздерживаться от употребления в пищу
  того, что принесено в жертву языческим богам,
  от крови и мяса удавленных животных, а также от разврата.
  Поступайте так, и всё будет хорошо. Будьте здоровы!" (Деян.15:7-29/+/)

              *********************************************

/++/ Евангельское чтение вторника.
/+/ Из апост. чтения пятницы
.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3835.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru