=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 24 мая 2019 г. ст.ст., четверг 6-ой седмицы по Пасхе -
  ВОЗНЕСЕНИЕ Господне.
  литургические чтения: Деян.1:1-12; Лк.24:36-53.

 

С праздником!

 

 

 

> Возникновение Церкви (<Деян> 1.1–2.27)

> 1.1-5 ПРОЛОГ

> В своей первой книге, Феофил, я изложил всё, что делал и чему учил Иисус с самого начала 2 и до того дня, когда Он, наставив силою Святого Духа избранных Им апостолов, был вознесен на небо. Им же Он являлся в течение сорока дней после Своих страданий на кресте, дав много доказательств того, что жив: они Его видели, и Он говорил с ними о Царстве Бога. Однажды, когда они вместе ели, Он велел им не покидать Иерусалима:
> — Ждите обещанного Отцом дара, о котором вы от Меня слышали. 5 Иоанн омывал водой, а вы вскоре будете омыты Святым Духом.

> 1.2 до того дня, когда... был вознесен — в некоторых рукописях и древних переводах: «до того дня, когда был вознесен... и повелел возвещать Радостную Весть».

> 1.1 Лк 1.3    1.2 Мк 16.19; Лк 24.49-51    1.3 Лк 24.36-42,46-49; Ин 20.19-20,21-23,26-27; Мф 28.18-20
1.4 Лк 24.49; Ин 14.16-17; 15.26; Деян 20.33


> Ст. 1-2 — Автор называет первой книгой написанное им Евангелие, которое мы традиционно называем Евангелием от Луки. Перед нами вторая часть его произведения, задуманного Лукой в двух частях. Ведь в древности книгами часто называлось то, что сейчас мы называем разделами или главами. <...> автор, как и многие другие древние историки и ученые (Геродот, Фукидид, Полибий, Гиппократ, Иосиф Флавий и др.), начинает свое повествование с пролога. В первой книге евангелист рассказывал о земном служении Иисуса, а во второй, в церковной традиции получившей название Деяний апостолов, автор намерен поведать читателям о жизни Церкви. Потом исторически так получилось, что новозаветные книги были расположены по жанрам, так что между первой частью, Евангелием от Луки, и второй, Деяниями апостолов, было помещено Евангелие от Иоанна.

> Феофил — как и Евангелие, эта часть единого произведения посвящена человеку по имени Феофил (точнее «Теофил»). Это широко распространенное в то время греческое имя, переводимое как «боголюб», то есть любящий Бога или же любимый Богом. Хотя иногда высказывается предположение, что это не имя, а символ, собирательное обозначение всех христиан, всё же большинство современных ученых считает, что Лука обращается к конкретному человеку. Например, Ориген предполагал, что Лука действительно посвящает свой труд конкретному человеку, но его имя имеет, скорее всего, символическое значение. Из титула «досточтимый», которым автор называет Феофила, известно, что так обращались к людям, занимавшим довольно значительный пост. По мнению многих комментаторов, он был покровителем Луки, его литературным патроном. Феофил — христианин, уже наставленный в основах веры. Я — Деяния апостолов, как и все Евангелия, анонимны, то есть автор нигде не называет своего имени. Имя «Лука» произведение получило из традиции.

> Я изложил всё, что делал и чему учил Иисус — Автор напоминает Феофилу, что в Евангелии рассказывается о том, что совершал Иисус, о сотворенных Им чудесах, а также о Его учении. Известно, что Лука не принадлежал к числу первых учеников. Он, вероятно, присоединился к апостолу Павлу не с самого начала его деятельности. Правда, позже Церковь отнесла его к числу тех семидесяти апостолов, которые были избраны Иисусом помимо Двенадцати. Имена этих людей неизвестны. Но сведения об избрании семидесяти сообщаются только в Евангелии от Луки и больше нигде не упоминаются. И всё же нужно верить самому автору, который в Прологе к Евангелию сообщает, что писал свою книгу, опираясь как на письменные источники, уже существовавшие в его время, так и на свидетельства очевидцев и участников евангельских событий. То есть он не относил себя к тем, кто был свидетелем жизни и деятельности Иисуса в то время, когда Он пребывал на земле. С самого начала и до того дня, когда Он... был вознесен на небо — В том же Прологе Лука рассказывает о том, что он изложил события последовательно. Это важное качество исторического повествования — правильная последовательность, когда все факты расположены в верном порядке. Лука подтверждает это и здесь. Был вознесен — Третье Евангелие заканчивается коротким рассказом о том, что воскресший Господь был вознесен на глазах учеников: «И, благословляя, стал удаляться от них и возноситься на небо» (24.51). Подробнее об этом событии будет рассказано в Деяниях (1.9-14). Лука — единственный из авторов Нового Завета, описывающий реальное, доступное человеческому зрению, вознесение на небо.

> Наставив силою Святого Духа избранных Им апостолов — Евангелист не рассказывает нам подробно, в чём заключались наставления, данные воскресшим Господом Своим ученикам, но из следующего стиха мы узнаём, что Он говорил им о Царстве Бога. Следовательно, они должны будут возвещать Радостную Весть о скором его наступлении.

> Эти последние наставления были столь важны, что автор повторяет их трижды: в Лк 24 (см. особенно ст. 44-49), в Прологе, где кратко изложена их суть, а затем еще раз в рассказе о вознесении (1.6-11). Это троекратное повторение призвано подчеркнуть всю важность события, а также указать на то, что вместе с вознесением завершается земная деятельность Иисуса и начинается новый период — служение Церкви. Евангелие повествует о том, что воскресший Иисус научил Своих учеников понимать смысл Писаний; Он велел им нести Божью Весть всем народам. Ученикам также было велено оставаться некоторое время в Иерусалиме, о чём будет снова сказано в ст. 4 этой главы.

> Дух (евр. «ру́ах») значит «ветер; дыхание; дух». Святой Дух — первоначально понимался как дыхание Божье, Его творческая и преображающая сила, дарующая жизнь. Бог действует в мире посредством Своего Духа. Святым Духом Бог наделял избранных Им людей для совершения порученного им служения, особенно пророческого. Позже Святой Дух стал пониматься как одна из ипостасей Бога, одно из лиц Святой Троицы. Поскольку в древних рукописях не было знаков препинания, возможно отнести слова «силою Святого Духа» к «избранных». В таком случае перевод будет следующим: «Наставив избранных Им силою Святого Духа апостолов». Если понять этот текст именно так, то здесь подчеркивается важнейшая роль Святого Духа в избрании апостолов. Роль Духа в Деяниях настолько велика, что, по мнению некоторых комментаторов, наиболее подходящим, с богословской точки зрения, заглавием для второй части сочинения Луки было бы «Деяния Святого Духа». Об этом говорил еще Иоанн Златоуст, назвавший Деяния Евангелием Святого Духа.

> Апостолы — это греческое слово значит «посланники». Посланник — человек, который действует со всей полнотой власти вместо другого, пославшего его. Так, например, называли человека, произносившего от имени всех собравшихся молитву в синагоге, и великих мужей древности (Моисея, Илью, Иезекииля). В отличие от учеников Иисуса, еврейским посланцам не вменялось в обязанность заниматься миссионерской деятельностью. Двенадцать, избранных Иисусом — это послы Иисуса: они наделены силой и властью Того, кто их посылает. Они станут Его ближайшими учениками, полномочными представителями, а затем свидетелями Его воскресения. В ранней Церкви так назывались и некоторые другие миссионеры Христа (см. Деян 14.4). Иисус говорил также, что им предстоит, сидя на двенадцати престолах, судить двенадцать племен Израиля (Лк 22.28-30).

> Ст. 3 — Число сорок издавна употреблялось на Ближнем Востоке как число сакральное, священное. Чаще всего оно означает период испытаний. Особенно много примеров употребления этого числа в Ветхом Завете (сорок дней длился Потоп; сорок лет народ Израиля блуждал в пустыне; сорок дней Моисей пробыл на горе Синай и т. д.). Но и в Новом Завете оно играет важную роль: например, Иисус подвергался испытанию в пустыне сорок дней; согласно Луке, Моисей прожил сто двадцать лет (трижды по сорок).

> Из евангельского рассказа можно было заключить, что и явления Воскресшего ученикам, и Его вознесение совершилось в самый день Его воскресения. Здесь же говорится о более продолжительном периоде — о сорока днях. Это, несомненно, загадка, и предпринимались различные попытки разрешить ее. Так, например, утверждалось, что после написания Евангелия Лука получил более точные сведения о времени вознесения и отразил это в начале книги Деяний. Иногда также предполагалось, что в Лк 24.50 рассказывается о еще одном явлении Иисуса ученикам, но почему-то евангелист ни словом не упомянул о том, что между третьим и четвертым явлениями прошло много дней.1 Большинство комментаторов считает подобные объяснения малообоснованными. Может быть, это вознесение не окончательное, ведь еще в Лк 24.26 говорилось, что Иисус вступил в Свою Славу, так что все Его явления были «из Славы». В таком случае в Деяниях апостолов Лука упомянул, что в течение многих дней воскрешенный и прославленный Иисус продолжал являться Своим ученикам (см. 13.31), но через сорок дней окончательно покинул их. Правда, потом Он явился еще Саулу-Павлу на дороге в Дамаск (9.3-7), но это было явление одному человеку, во время которого Он оставался невидимым для спутников Павла.

> Первоначальное предание древней Церкви относило вознесение Господа к дню Пасхи. Об этом говорится в Послании Варнавы 15.9: «Поэтому мы и проводим в радости восьмой день, в который и Иисус воскрес из мертвых, и после того как явился [верующим], вознесся на небо». Ср. также Евангелие от Петра: «И они пошли, и увидели гробницу открытой и, подойдя, склонились туда, и увидели там некоего юношу, прекрасного и одетого в сияющие одежды, который сказал им: 'Кого ищете? Не Того ли, кто был распят? Восстал Он и ушел. Если же не верите, наклони́тесь и посмотри́те на место, где Он лежал, Его там нет. Ибо восстал и ушел [туда], откуда был послан'». Согласно другой церковной традиции, праздник Вознесения отмечался на пятидесятый день после Пасхи, и только с IV в. под влиянием хронологии Деяний апостолов празднование было перенесено на сороковой день. Однако в восточносирийской и палестинской церквах Вознесение праздновалось на пятидесятый день еще и в IV в.

> В библейской традиции и в позднейших еврейских преданиях рассказывалось о вознесении Еноха, Ильи, Ездры, Варуха и Моисея, в языческих же легендах — о вознесении Геракла, Ромула и Аполлония Тианского. Обычно выделяют четыре вида вознесения: а) перенесение на небо, чтобы тайновидец получил некое откровение от Бога, после чего он возвращается на землю (см. 2Кор 12.1-5; Откровение Иоанна); б) восхождение души после смерти; в) перенесение живого человека к Богу навсегда, без возвращения на землю (Енох, Илья, Моисей); г) возвращение небесных существ (Бога или ангелов) после их явления или пребывания на земле.2

> После Своих страданий на кресте — дословно: «после Своих страданий». Страданиями традиционно называлась смерть, причем смерть мученическая, которую претерпел невинный страдалец Иисус (см. 17.3; 26.23). Дав много доказательств, что Он жив — В каждом из Евангелий рассказывается, что первоначально все апостолы или кто-то один из них не узнали явившегося им Иисуса, решив, что перед ними призрак. Но они Его не только увидели — Он, как сказано у того же Луки, разделял с ними трапезу (Лк 24.30-31). Действительно, если бы Иисус явился ученикам один-единственный раз, они могли бы решить, что у них коллективная галлюцинация. Но когда Он является им в течение сорока дней, никаких сомнений больше быть не может. Недаром евангелист выбирает такое греческое слово, которое означает «явное, неопровержимое доказательство».

> Царство Бога — Иисус начал Свое служение с провозвестия Царства Бога. Это понятие было хорошо знакомо его соотечественникам и не нуждалось в объяснениях. Хотя в Ветхом Завете это словосочетание встречается единственный раз, причем в очень поздней книге Мудрости Соломона (10.10), понятие Царства было краеугольным камнем всей религиозной мысли народа Израиля. Оно не есть некое место, пространство на небесах, куда после смерти попадают праведники, как кажется очень многим современным христианам. Царство Бога — это динамическое понятие, которое можно выразить предложением: «Бог правит, Бог царствует». Хотя Бог, будучи Творцом и Подателем жизни, царствует всегда, тем не менее нельзя не увидеть, что в мире видимым образом торжествует зло. Так кто правит миром — Бог или темные силы? Но верующие никогда не сомневались в том, что наступит такое время, когда Бог зримо явит Свое могущество и открыто установит Свою суверенную власть. Прежде скрытый от глаз, Всемогущий и Святой Бог явится в силе и будет судить вселенную, причем для праведников это будет началом спасения. Новизна провозвестия Иисуса заключалась в том, что Он объявил о наступлении Божьего владычества уже в ближайшем будущем. Искупительная смерть Сына на кресте и Его воскресение означают, что Царство Бога частично явилось на землю в лице Его Сына Иисуса.

> Ст. 4 — То, что они вместе ели, подтверждает реальность воскресения, так как призраки не едят. Кроме того, поскольку совместная трапеза в древности означала дружбу и взаимное доверие, она подтверждает, что статус учеников полностью восстановлен несмотря на то, что они бросили Иисуса во время Его ареста и, следовательно, должны были перестать быть Его учениками. Когда они вместе ели — Здесь в оригинале употреблено слово, которое может быть причастием двух глаголов, одинаковых по написанию, но разных по значению: один означает «собираться вместе», другой же — «есть вместе [соль]; разделять трапезу». Оба они подходят к данному контексту. См., например, синодальный перевод: «собрав их». И всё же, вероятно, предпочтительнее второй глагол, потому что в 10.40-41 есть параллельный текст: апостол Петр в доме Корнелия говорил: «Бог на третий день поднял Его из мертвых и дал Ему являться видимым, но не всему народу, а только тем свидетелям, которых он избрал, то есть нам. И мы ели с Ним и пили, после того как Он воскрес».

> Велел не покидать Иерусалим — Согласно Луке, после Воскресения апостолы остались в Иерусалиме. Но существует и другая традиция, которая отражена в Евангелиях от Матфея и Марка: Иисус, направляясь в Гефсиманский сад, говорит Своим ученикам, чтобы они после Его воскресения вернулись в Галилею, где они встретятся с Ним, потому что Он придет туда раньше их (Мф 26.32; Мк 14.28). И действительно, в Евангелии от Матфея ученики отправились в Галилею, на некую гору, куда велел им прийти Иисус (28.16). В Евангелии от Иоанна тоже рассказывается о том, что семь учеников отправились на Тибериадское море ловить рыбу, где и встретили Иисуса и разделили с Ним трапезу (21.1-12).

> Ждите обещанного Отцом дара, о котором Я вам говорил — См. Лк 24.49: «И вот Я посылаю вам то, что обещал Мой Отец». Этот обещанный дар — Святой Дух (см. 2.33,38-39; ср. Гал 3.14; Эф 1.13). Небесный Отец обещал Свой дар в Писаниях (см. Ис 32.15; Иоиль 2.28-32). Но когда именно обещал дар Святого Духа Своим ученикам Иисус? Во-первых, уже цитировался стих из Евангелия от Луки (24.49). Но и раньше Господь говорил об этом, хоть и не так прямо: см. Мф 10.20; Лк 12.12 и особенно Ин 14–16. О котором Я вам говорил — дословно: «о котором вы услышали от Меня».

> Ст. 5 — Это обещание еще усиливается напоминанием о свидетельстве Иоанна Крестителя, который говорил народу, что он омывает всего лишь водой. Это означает, что его омовение носило подготовительный характер, предваряя то окончательное омовение, которое совершит Бог. Очищение Иоанна несовершенно, оно всё еще остается в пределах старого Века. Омывал — Греческое слово «бапти́дзо» означает погружение в воду с головой. Но потом оно приобретает религиозный смысл, символизируя смерть для всего старого, а выход из воды — рождение нового человека. Омовение, совершаемое Иоанном, было зна́ком религиозного обновления, серьезной переоценки и коренного изменения всей жизни. Омовение Святым Духом — Святой Дух часто символически изображался как ветер, огонь или вода. Отсюда выражения: «испить Святого Духа», «исполниться Святого Духа» и т. д. Здесь оно понимается как излияние Святого Духа на тех, кто принял Иисуса Христа как своего Господа, и совершается оно самим Богом. В то время, когда Иисус пришел для омовения к Иоанну, на Него сошел Святой Дух, но только на Него одного. Ныне обещанное очищение Духом касается всех, кто верит. И с этого времени слово «баптидзо» мы имеем право переводить как «крестить», потому что его корень или «крест», или, что даже вернее, «Христос».3


> 1 Толковая Библия, т. 3, Евангелие от Луки, с. 282.

> 2 G. Lohfink. Die Himmelfahrt Jesu, S. 32-35.

> 3 Ср. белорусское «хрышчэння», т. е. «вхождение в Христа».

[ В.Н.Кузнецова.
Из кн. "Деяния апостолов. Текст и комментарий"
// М.: ОПУ, 2017, стр. 24-32
]

 

 

 

см. также:
 + + + Вхождение воскресшего Христа во славу
 + + + арх. Ианнуарий:
        • радость прощания учеников со Христом (+ссылки)
        • стать свидетелями и очевидцами Воскресшего
        лекция "Смысл Вознесения и Пятидесятницы" (аудио)
 + + + свящ. Александр Шмеман:
        Христос, восшедший на небеса
(+ссылки)
        праздник неба, открытого человеку (+ссылки)
 + + + cвящ. Александр Мень:
        Завершился мессианский путь Сына Человеческого
             messia.ru/rasylka/007/1849.htm (+ссылки!)

 

Тропарь праздника на русском (хор СФИ):

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 --------------------------------------------------------------- 
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.     |
|           Как это можно сделать, описано на странице          |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                   |
 --------------------------------------------------------------- 

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Однажды, сидя с учениками за столом,
 Он повелел им не покидать Иерусалима:
 - Ждите обещанного Отцом дара,
    о котором вы от Меня слышали.
   Иоанн омывал водою,
    а вы вскоре будете омыты Святым Духом.
 И вот собравшиеся стали спрашивать Его:
 - Господь!
    Значит, Ты восстановишь теперь Израильское царство?
 А Он ответил им:
 - Не вам знать времена и сроки,
    которые установил Своей властью Отец!
   Но когда сойдет на вас Святой Дух,
    вы полу́чите силу
   и станете Моими свидетелями
   в Иерусалиме, и по всей Иудее и Самарии,
    и до самых пределов земли.
 После этих слов Он стал у них на глазах
  возноситься на небо.
 Облако скрыло Его из виду.
 Но они не сводили глаз с неба и после того, как Он исчез.
 И вдруг перед ними предстали два человека в белых одеждах,
 они сказали:
 - Галилеяне! Что вы вглядываетесь в небо?
   Этот самый Иисус, взятый от вас на небо,
   вернется точно таким же образом,
    как на ваших глазах ушел!
 Тогда ученики с этой горы, которая называлась Масличной,
 возвратились в Иерусалим.* (Деян.1:4-12/+/)

* * *

*Вознёсся во славе Ты, Христе Боже наш, / и радость подарил ученикам, /
 обещав им Святого Духа, /
когда они через Твоё благословение уверились, /
что Ты - Сын Божий, Искупитель мира.*
(Тропарь праздника, русский перевод)

*********************************************

/+/ из апост. чтения праздника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3838.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

*********** Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»