=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 28 октября 2019 г. ст.ст.,
  воскресенье 21-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения:
  Гал.2:16-20; Лк.8:26-39 * (23-го вс).

 

 

 

 

 

"Я распят вместе с Христом, и живу уже не я, а живет во мне Христос" – вроде бы апостол говорит только о себе... Но Церковь восприняла эти слова как "программу" для всякого христианина. Так в пасхальные дни в православных храмах поются слова: "Вчера я претерпевал распятие с Тобою, Христе, а сегодня вместе с Тобою восстаю из мёртвых". Но об этом лично мне трудно говорить... Есть те, кто уже сказал и может рассказать об этом...

 

Поговорим о спасающей вере.

"... мы знаем, что ни один человек не будет оправдан делами Закона, а только верой в Иисуса Христа".

Из контекста видно: то, что имеет в виду тут под "верой" апостол – принятие Божьего дара спасения. Но если посмотреть шире, то есть смысл рассмотреть разные грани или аспекты "веры", ведь они связаны друг с другом:

* вера как правильная богословская, догматическая концепция (орто-доксия – право-славие – означает именно это – правильное мнение о Боге! Докса – это и "слава", и "мнение", но изначальное значение слова "ортодоксия" – верное мнение, учение о Боге.)
* противоположность предыдущему – вера как антоним "сомнений", уверенность в том, что ты уже имеешь то, о чём просишь Бога.

* вера как "уверенность в спасении". Никакого "страха Божия"! Мы не "рабы Божии", а только Его дети!
* настоящая вера – она у "святых", а мы – только рабы, ни на что не годные, спасение надо заслужить (что, конечно, нам не под силу), пугание себя и окружающих адскими муками...

Идея "спасаться делами", идея "заслуг" сегодня имеет обычно др. форму, чем во времена ап. Павла... Сегодня это или обрядоверие – убеждение в том, что, исполняя определенные религиозные обряды, то, что можно назвать делами внешнего благочестия, человек "стяжает благодать".

Есть ли смысл говорить об обрядоверии?.. Можно отменить все обряды... Но на их место придут новые – так устроен человек! И снова найдутся те, кто исканию лица Божьего предпочтет внешние ритуалы. (Кстати, в католицизме до сей поры существуют "индульгенции", хотя и без таких крайностей, против которых выступал Мартин Лютер... Как правило, отпущение грехов обещается за совершение паломничества в определенные места в определенный период времени.) И учение о "сверхдолжных заслугах" святых, которыми те могут поделиться с грешниками... С лютеранами Римский престол старается дружить... Но в то же время и "принципами поступиться не может"... вряд ли кто-то хочет просто платить дань Средневековью... Но ведь великие святые, столпы схоластики, учили об этом! Не так-то просто это перерасти...

Другая форма, в которой воплощается идея "заслуг" – зарабатывание спасения добрыми делами, благотворительностью...

Если человек верит в то, что спасение можно заработать, то, возможно, это выгодно, удобно и приятно для тех, кому такой человек оказывает благодеяния... Но это может быть губительно для самого благотворителя... Прежде всего потому, что его отношения с Богом построены на ложном основании, на песке...

Возможно, идея "спасения делами" когда-то (в традиционных обществах) могла служить одной из нравственных, как теперь модно говорить, "скреп" общества... вроде как есть неплохой стимул у людей думать не только о себе! Но нам важно помнить, что, если Господь и спасает народы, то в первую очередь Он пришел спасать не их... "Пропавшая овца", которую ищет "Пастух" – не народы, а отдельные люди! (Кроме того, эта идея часто извращается... Сделал что-то выдающееся "для Бога"... сравнил себя с окружающими... возгордился!)

В пользу "спасения добрыми делами" можно привести Господню притчу, которую, конечно, все помнят, – обычно ее называют "притчей о страшном суде" (хотя это и не вполне притча). Вот вроде бы где "суд по делам"!

Там есть интересный момент: те, кто оправдан, не имели понятия о том, что они, творя добро, оказывали милость самому Спасителю! Т.е., похоже, речь идет о "язычниках" или неверующих... О тех, кого позже назовут "анонимными христианами". Напротив, осужденные в этой "притче" – это как раз те, кто в земной жизни говорил о Христе... Великое предостережение!

Может показаться, что эта "притча" или речь – аргумент в пользу тех, кто говорит, что вера в догматическом смысле совершенно неважна... Но этот вывод ложен. Без веры как догматов нет Церкви, а значит некому нести миру Христову Радостную Весть! Несмотря на все ужасающие исторические перехлесты (это еще мягко сказано!), связанные с борьбой за ортодоксию, "правильное мнение" или учение о Боге и пути спасения – это краеугольный камень Церкви. (Не сто́ит вместе с водой выплескивать и младенца (или Младенца)!)

В этой речи о великом суде Господь изобразил 2 крайности – не знавших Его на земле праведников – и говоривших о Нём людей, имевших пустую, поверхностную, бесплодную веру... И/или ложное представление о том, что "спасающая вера" – это только правильное богословие или способность именем Хритовым творить чудеса (что, как не чудеса, – лучшее свидетельство качества, силы, "количества" веры)...

 

Есть такое учение – "об уверенности в спасении". Это неплохо как протвовес лжеучению о том, христианин должен жить страхом, постоянной неуверенностью в благоприятном ответе на великом Суде. Но в целом, если смотреть шире, "уверенность в спасении" – немного странная идея... Словно нам нужно верить в свою веру... ("Веруй, что ты веришь" называется книга одного известного проповедника харизматического направления.) Но вообще-то Радостная Весть призывает не к вере в веру, а к вере в вочеловечевшегося Бога и к радостной надежде на спасение. Как сказал поэт,
Но мы идем вслепую в странных местах,
и всё, что есть у нас – это радость и страх –
страх, что мы хуже, чем можем,
и радость того, что всё в надежных руках...

 

Нередко "спасающую веру" описывают и определяют как "соблюдение заповедей Христовых". Это во многом верно. Христовы заповеди или "закон Христов" – это не то, с чем боролся ап. Павел – он противостоял упованию на то, что, исполняя заповеди Ветхого Завета, человек может заслужить спасение. Но тут сто́ит обратить внимание на 2 момента. 1. Христовы заповеди не таковы, что их можно "исполнить" (если не обманывать самого себя), они скорее указывают направление, куда двигаться и расти. "Не в заповедях дело, а в том, чтобы через них приобщиться уму, и сердцу, и воле Божией" (митр. Антоний (Блум)). Цель запредельна. "Мой финиш – горизонт". (Кстати, возможно также, что "праведники" в "притче о страшном суде" – это христиане, для которых жизнь в служении другим настолько стала их природой, что они уже не отдают себе отчета в том, что вот, я сейчас исполняю заповеди, посещаю в темнице или в больнице самого Господа.) 2. То, что мы называем заповедями Нового Завета, иногда – вовсе не "заповеди". "Заповеди блаженства" – не предписания что-то делать или от чего-то воздерживаться, это описание тех, кому "повезло", если коротко, это о том, что жизнь тех, кого считают в мире сём несчастными, жалкими, неудачниками, на самом деле, как говорится, "удалась". (Снова речь о направлении, а не о конкретных действиях.)

 

"Для меня жизнь – Христос" – говорит ап. Павел в другом своем Письме (Флп.1:21). Вот это, казалось бы, личное утверждение апостола, возможно, является самым кратким объяснением того, что такое "спасающая вера".

Да поможет нам Бог уразуметь это и помнить, и жить Христом!

/мысли к проповеди/

 

 

к апост. чтению:
 +++ Жак Маритен:
     
индивидуальность и личность. "обрести свою душу"
 +++ митр. Сурожский Антоний:
      приобщиться уму, и сердцу, и воле Божией
 +++ свящ. Александр Мень:
      невыразимая реальность сопричастности Христу
 +++ Томас Мёртон:
      
Жертвенность. устремиться к совершенной пустоте
             messia.ru/rasylka/008/2326.htm (+ссылки!)

 

 

 

 

к евангельскому чтению:
 +++ свящ. Константин Пархоменко: бесноватый и легион бесов
                  messia.ru/rasylka/009/2482.htm (+ссылки!)
 +++ свящ. Яков Кротов: бесноватый и свиньи
      messia.ru/rasylka/008/2327.htm (+ссылки!)
 +++ он же: самое страшное беснование
 +++ он же: бесноватость – это раздвоенность
      messia.ru/rasylka/011/2703.htm (+ссылки!)
 +++ он же: "Легион" – не имя, а признание. Почему христиане мучают себя? Трагедия России (+ссылки!)

 

 

     -----------------------------------------------------

     * Параллели к еванг. чтению: Мф.8:28-34; Мк.5:1-20;
         эпизод N66 по "Брюссельскому согласованию"
         (messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#66)

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 ---------------------------------------------------------------
|       Буду благодарен за материальную поддержку проекта.      |
|          Как это можно сделать, описано на странице           |
|                  www.messia.ru/pomoch.htm.                    |
 ---------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*С того самого дня, как услышали о вас,
 мы не перестаем за вас молиться и просить Бога,
 чтобы Он дал вам постигнуть сполна Свою волю
 во всей полноте духовной мудрости и понимания.
 Мы молимся и о том,
 чтобы вы жили жизнью, достойной Господа,
 во всём поступая так, как Ему приятно,
 и чтобы в любом добром деле труд ваш приносил плоды
 и вы всё больше и больше постигали Бога.
 И пусть для этого Он всемерно укрепит и усилит вас
 соразмерно величию Своей мощи
 и даст вам великое терпение и стойкость. .....
 Это Он – Глава Тела, то есть Церкви. Он есть Начало,
 Первенец, первым воскрешенный из мертвых,
 чтобы первенствовать во всём,
 потому что Бог пожелал,
 чтобы в Нём обитала полнота Божества.
 Он всё примирил с Богом через Себя,
 через смерть Свою на кресте
 мир заключив со всем земным и небесным.
 И вас, некогда чуждых и враждебных из-за своих злых дел,
 Он теперь примирил с Богом через Свое земное тело,
 через Свою смерть,
 чтобы в день Суда поставить вас перед лицом Бога
 святыми, незапятнанными и безупречными, –
 если, конечно, вы и дальше будете стоять
 на твердом и прочном основании веры,
 не отклоняясь от надежды,
 что дарована вам Радостной Вестью.
 Вы ее услышали -
 она была возвещена всему творению под небесами,
 и я, Павел, стал ее служителем.
 Теперь я радуюсь моим страданиям за вас.
 Страдая в земной жизни,
 я восполняю недостающую меру страданий последних времен
 ради прихода Помазанника, Христа.
 Я страдаю ради Его Тела, а это Церковь.
 Я стал ее служителем во исполнение Божьего замысла:
 Он повелел мне возвестить вам во всей полноте слово Бога -
 тайну, веками сокрытую от всех поколений.
 А теперь она явлена Его святому народу,
 которому Бог захотел открыть
 всё богатство и славу этой тайны среди всех народов.
 Тайна в том, что Христос живет в вас,
 Он - ваша надежда на грядущую славу.
 Это Его мы возвещаем,
 увещевая и наставляя людей со всей доступной нам мудростью,
 чтобы поставить их перед Богом совершенными
 в единении с Христом. ...
... чтобы вселить мужество в ваши сердца,
 соединив нерушимыми узами любви,
 пока вы не достигнете той полноты убежденности,
 которая дается знанием Божьей тайны, то есть Христа.
 А в Нём заключены все сокровища мудрости и познания.
 Я говорю это вам для того,
 чтобы вы никому не дали
  сбить себя с толку искусными речами. ...
 Так вот, раз вы приняли Христа Иисуса как Господа,
 живите в единении с Ним,
 укореняясь в Нём, созидая на Нём свою жизнь,
 укрепляя себя верой, в которой вы были наставлены,
 с сердцем, переполненным благодарностью!
 Смотрите, чтобы никто не завлек вас в сети
 пустым и лживым философствованием,
 идущим от людских преданий и стихий мира, а не от Христа.
 Потому что в Нём воплотилась и обитает
  вся полнота Божества.
 И вы обрели полноту жизни в единении с Ним –
 Главой Начал и Властей. ...
 Крещением вы погребли себя с Ним,
 крещением же воскрешены вместе с Ним –
 благодаря вере в силу Бога, поднявшего Его из мертвых.
 И вас, некогда мертвых из-за своих грехов
 и того, что вы, будучи необрезаны,
  не принадлежали к Божьему народу, –
 вас Бог вместе с Ним вернул к жизни.
 Он простил нам все преступления.
 Он перечеркнул список наших долгов,
 предъявленных к оплате предписаниями Закона,
 и уничтожил этот список, пригвоздив его к кресту.
 И этим Он обезоружил Начала и Власти
 и, выставив их всем на посмешище,
 провел как пленных в Своем триумфальном шествии. ...
 И если вы умерли вместе с Христом
  и теперь свободны от стихий мира,
 зачем же вы позволяете им
  устанавливать для вас всякие предписания,
 словно вы всё еще живете в этом мире?
 "Не прикасайся!" "Не ешь!" "Не трогай!"
 Да все эти запретные вещи для того и существуют,
 чтобы быть уничтоженными при употреблении!
 Всё это – человеческие заповеди и учения!
 Такие предписания, с их самодеятельным благочестием,
 смирением и умерщвлением плоти,
 конечно же, создают видимость какой-то мудрости,
  но грош им цена.
 Они ведут лишь к потворству плоти!*
          (Кол.1:9-11,18-28; 2:2-4,6-23/*/)

* * *

*Мы по рождению евреи, а не какие-нибудь "грешники-язычники". Но мы знаем, что ни один человек не будет оправдан делами Закона, а только верой в Иисуса Христа. Поэтому и мы поверили в Христа Иисуса, чтобы получить оправдание верой в Христа, а не делами Закона, так как делами Закона "не оправдается никто из живущих".
 Но если мы, стремясь к оправданию через единение с Христом, обнаружим, что и мы перед Законом такие же грешники, значит ли это, что Христос — пособник греха?! Нелепость! Если я стану восстанавливать то, что раньше разрушил, этим я покажу, что преступил Закон.
 Закон меня умертвил, и я умер для Закона, чтобы жить для Бога. Я распят вместе с Христом, и живу уже не я, а живет во мне Христос. И пока я живу на земле, я живу благодаря вере в Сына Божьего, полюбившего меня и отдавшего себя в жертву ради меня. Так неужели я отвергну Божий дар?! Ведь если оправдание может дать Закон, значит Христос умер напрасно!* (Гал.2:15-21/+/)

* * *

*Поскольку у нас есть такая надежда,
  мы говорим открыто и бесстрашно.
 А не как Моисей, который закрывал покрывалом лицо,
 чтобы сыны Израиля не увидели
  конца того, что идет к упразднению.
 Но и теперь разум их ослеплен.
 Вплоть до нынешнего дня это покрывало
 при чтении текста Ветхого Договора остается неснятым,
 потому что удаляется оно только благодаря Христу.
 До сегодняшнего дня, когда читается Закон Моисея,
 это покрывало лежит на их сердцах.
 "Но всякий раз, когда человек обращается к Господу,
  покрывало убирается".
 Господь, о котором здесь говорится, это Дух,
 а где Дух Господа, там свобода.
 Мы же все, не закрывая лица́ покрывалом,
 видим, как в зеркале, сияние славы Господней,
 и преображаемся,
 становясь Его подобием и сияя все более яркой славой.
 Это совершает Господь, а Он есть Дух.* (2Кор.3:12-18/**/)

*********************************************

/*/ включает часть апостольского чтения вторника, четверга, пятницы и понедельника и чтение среды.
/**/ апостольское чтение субботы.
/+/ включает воскр. апостольское чтение.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3872.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru