=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
> Исполнение Закона и Пророков>
Согласно иудаизму, писаная Тора́ находит свое завершение и исполнение
в устной Торе, так что Талмуд во многих отношениях представляет
иудейский аналог Нового Завета, а не иудейский аналог канонического
права Церкви. Ведь «Христианство входит в мир,
— как некогда сформулировал Рейнольд Нибур, — с потрясающим заявлением, что
во Христе (то есть и в личности Христа, и во всём
сказании о Его жизни) исполнились чаяния веков. Конкретной формой этого
заявления была вера в то, что Царство Божье уже пришло, или, словами
Иисуса, “ныне исполнилось Писание сие, слышанное
вами” (Лк 4:21)». {The Nature and Destiny
of Man (New York, 1941-43), 2:35.} Иисус произнес эти слова
в своем первом обращении к обществу, прочтя собранию верующих в синагоге
своего родного города Назарета место из Книги пророка Исаии (Ис 61:1-2): >
Дух Господа Бога на мне, > ибо Господь помазал меня благовествовать
нищим, > послал меня исцелять сокрушенных сердцем, > проповедовать
пленным освобождение > и узникам —
<освобождение от оков>, > <возвещать год Господней милости>.
>
Именно в момент <торжественного вступления на общественное служение>
Он хотел сказать, что пророческие слова «на Мне», «помазал Меня»
и «послал Меня» наконец уникально «исполнились» в личности Иисуса
Назарянина. «Ныне исполнилось Писание сие,
слышанное вами» означает, что оно не исполнялось до тех пор,
и что теперь оно исполнилось в Нём
«однажды и навсегда». > Это «потрясающее заявление», что Закон
и Пророки теперь уникально исполнились с Его пришествием, составляет
одну из важнейших тем в ранней христианской традиции от начала
до конца. Его чудесное зачатие и рождение «произошло, да сбудется
реченное Господом через пророка» (Мф 1:22-23), то есть
через Исаию по версии Септуагинты: «Итак,
Сам Господь даст вам знамение: <вот>, Дева <понесет> и родит
Сына, и <назовет его Эммануил>» (Ис 7:14). Его бегство
младенцем в Египет от желающего убить Его царя Ирода произошло, «да сбудется
реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына
Моего» (Мф 2:15). Эти слова в оригинале недвусмысленно
указывали на Исход Израиля из Египта: «Когда Израиль был юн, Я
любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос 11:1).
Теперь это «исполнение» этого пророчества переносилось с истории
Исхода на историю младенца Иисуса. > Подобным образом и завершение
земного служения Иисуса рассматривалось ранней традицией как «исполнение»
Закона и Пророков. В одном из ранних преданий о воскресении
Иисус говорит всё еще не верящим ученикам: «О, несмысленные имедлительные
сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли
надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея
из всех пророков изъяснял им сказанное о Нём во всём Писании»
(Лк 24:25-27). Несколько позже, при другой встрече, продолжающей
это повествование, воскресший Христос говорит ученикам: «вот то, о чём
Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному
обо Мне в Законе
Моисеевом и в Пророках и Псалмах».
И далее читаем: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал
им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть
из мертвых в третий день» (Лк 24:44-46). Слова́
«надлежало пострадать Христу» и «надлежит исполниться всему»,
кажется, совершенно исключают все другие варианты, подразумевая, что не понимающие
этого просто «несмысленные» и «медлительные сердцем, чтобы веровать всему,
что предсказывали пророки». Если бы кто-то «отверз им ум», то «всё Писание»,
Закон и Пророки «изъяснило» бы им в свете новой реальности об Иисусе
как Христе или Мессии, исполнении Закона и Пророков, и лишь
в таком случае возможно «уразумение Писаний». Такое «изъяснение» и такое
«уразумение» составляют основную мысль яркого эпизода встречи между одним
из первых христианских миссионеров, апостолом Филиппом, и вельможей
из свиты царицы (или же kandake) Эфиопской (Деян 8:26-39).
Сидя в своей колеснице, эфиоп читал, предположительно вслух и по греческой
Септуагинте, главу из пророка Исаии (53:7-8): >
Как овца, веден был он на заклание, > и как агнец
пред стригущим его безгласен, > так он не отверзал уст своих. >
От уз и суда он был взят; > но род его кто изъяснит? >
ибо он отторгнут от земли живых.
>
Услышав, как он читает это место, Филипп спросил: «Разумеешь ли,
что́ читаешь?», на что эфиоп ответил: «Как
могу разуметь, если кто не наставит меня? О ком
пророк говорит это? О себе ли, или о ком
другом?». Филипп объяснил, что Исаия говорил не о себе и ни о ком
из своих современников, а конкретно об Иисусе Христе. Результатом
этой встречи было то, что эфиопский вельможа попросил христианского крещения,
исповедав (по одной из версий) веру в то, что Иисус Христос есть
Сын Божий. Вопрос эфиопа: «О ком пророк
говорит это?» и его горестный вопль: «Как могу разуметь, если кто не наставит
меня?» получают ответ в концепции раннехристианского предания об исполнении
пророчеств. > Первым носителем этой парадигмы был апостол Павел.
Он начал свою жизнь как Савл из Тарса, принявший Закон и Пророков
«неисполненными», как он пишет в своей краткой автобиографии: «Вы слышали
о моем прежнем образе жизни в иудействе,
что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал
в вере нашего народа более многих сверстников, будучи неумеренным ревнителем
отеческих моих преданий» (Гал 1:13-14). «Небесное явление» Христа
открылось Савлу, когда он шел в Дамаск, чтобы начать там свое жестокое
гонение, и Савл из Тарса преобразился в Павла, «избранный сосуд»
Иисуса Христа (Деян 9:1-9,15). Но это преображение не означало,
что он отказался от веры своего народа. Как раз наоборот. В первой
публичной речи после своего обращения он сделал точно то же, что сделал
Иисус в своей первой проповеди: «тотчас стал проповедовать в синагогах
об Иисусе, что Он есть Сын Божий», обещанный Законом и Пророками (Деян 9:20).
Его миссионерские путешествия впоследствии привели его в Афины, а затем
и в Рим. Но в Афинах, прежде чем дискутировать с «эпикурейскими
и стоическими философами», он «рассуждал в синагоге» (Деян 17:17-18).
А в Риме он «созвал знатнейших из иудеев и, когда они сошлись,
говорил им: <"Братья! Хотя я ничего не сделал против нашего народа
и отеческих обычаев ... Ведь ношу я эти цепи из-за той надежды, которой живет
народ израильский" ... С раннего утра до позднего вечера он говорил
с ними, возвещая им Царство Божие, убеждая их свидетельствами из Закона
Моисея и Пророков>» (Деян 28:17-23). [ Ярослав
Пеликан. Из кн. "Кому принадлежит Библия? Краткая история
Писания", (М.: Издательство ББИ; К.: Дух i лiтера, 2019,с. 83-6)
] #
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... # ---------------------------------------------------------------
| Буду благодарен за материальную поддержку
проекта. | |
Как это можно сделать, описано на странице
| | www.messia.ru/pomoch.htm.
|
---------------------------------------------------------------
-- Да благословит
вас Распятый за нас и Воскресший! редактор-составитель
рассылки Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Что
же касается времен и сроков, братья, то вы не нуждаетесь в том, чтобы
вам об этом писали. Ведь вы сами прекрасно знаете, что День
Господень придет внезапно, как вор в ночи. Когда люди будут говорить:
"Всюду мир и безопасность!" — тогда и нагрянет на них гибель,
как внезапно начинаются схватки у роженицы, и не спастись им бегством!
*Но вы, братья, не во тьме, и свет того Дня вас не застанет врасплох,
словно вор. Ведь вы все сыны света и дня. Мы не принадлежим
ночи и тьме. Так не будем спать, как остальные! Будем бодры и трезвы!
Ведь по ночам спят сонливцы, и пьяницы напиваются по ночам. А
мы, принадлежащие свету дня, будем трезвы, облечемся в панцирь веры
и любви, наденем шлем надежды на спасение! Потому что Бог предназначил
нам не ярость гнева, а спасение, которое мы получим через Господа
нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы — бодрствуем
ли, спим ли смертным сном — жили вместе с Ним. Поэтому ободряйте
друг друга и друг друга созидайте, что вы, конечно, и делаете. Просим
вас, братья: будьте признательны тем, кто усердно трудится среди вас,
кто вас направляет и наставляет в Господе. Относи́тесь
к ним с величайшим уважением и любовью за то дело, которое они делают.
Будьте в мире друг с другом. ... Пусть сам Бог, источник
мира, освятит вас полностью. И пусть всё в вас: и дух, и душа, и тело
- сохранится непорочным вплоть до Дня возвращения Господа
нашего Иисуса Христа. Верен Тот, кто вас призывает, и Он совершит это!
... Милость Господа нашего Иисуса Христа да будет с вами!* (1Фес.5:1-13,23-24,28/*/) *
* * *К Иисусу приходили послушать Его
очень многие сборщики податей и другие грешники. Фарисеи и учителя́
Закона возмущались и говорили: "Этот человек принимает грешников
и даже ест с ними!" Тогда Иисус рассказал им такую притчу:
"Предположим, у кого-то из вас есть сто овец и одну из них
он потерял. Разве не оставит он остальных девяносто девять в пустыне
и не пойдет искать пропавшую, покуда не найдет? А найдя, обрадуется,
взвалит ее себе на плечи и, придя домой, созовет друзей и соседей и
скажет им: 'Порадуйтесь со мной: я нашел пропавшую овцу!'
Верно вам говорю, точно так же и на небе будет больше радости
из-за одного раскаявшегося грешника, чем из-за девяноста девяти праведников,
которым не в чем раскаиваться. Или возьмите женщину,
у которой есть десять серебряных монет и одну она потеряла.
Разве она не зажжет лампу и не станет мести́ дом, усердно ища,
покуда не найдет? А найдя, созовет подруг и соседок и скажет:
'Порадуйтесь со мной: я нашла монету, которую потеряла'. Такой же,
поверьте Мне, будет радость у ангелов Божьих из-за одного раскаявшегося
грешника".* (Лк.15:1-10/&/) *
* * *А Своим ученикам Иисус сказал: — У одного
богача был управляющий, и ему донесли, что он его разоряет.
Вызвав его, хозяин сказал: "Что это я о тебе слышу?
Дай мне отчет в управлении, управлять ты больше не будешь".
И тогда управляющий сказал себе: "Что мне делать? Хозяин
лишает меня места. Копать я не могу, просить милостыню стыжусь.
А, знаю, что делать! И тогда меня возьмет кто-нибудь
к себе в дом, когда лишусь места". Он вызвал
одного за другим должников своего хозяина. Первого он спросил: "Сколько
ты должен моему хозяину?" — "Сто бочек оливкого масла",
— ответил тот. "Вот твоя расписка, — сказал ему управляющий, —
садись и быстрее пиши: 'Пятьдесят'". Потом спросил
следующего: "А ты сколько должен?" — "Сто мешков пшеницы",
— ответил тот. Управляющий говорит: "Вот твоя расписка.
Пиши: 'Восемьдесят'". А хозяин похвалил мошенника управляющего
за то, что он сообразил как поступить. Ведь люди этого мира
куда сообразительнее в делах с себе подобными, чем сыны света.
И Я вам говорю: тратьте деньги этого неправедного мира
на то, чтобы приобретать себе друзей, чтобы потом, когда
денег у вас не станет, они приняли вас в свои вечные дома.
Кто верен в ничтожном, тот и в великом верен.
Кто в ничтожном нечестен, тот и в великом нечестен.
И если вам нельзя доверить земное богатство, кто
доверит вам истинное? И если вам нельзя доверить чужое, кто
вам даст ваше? ... В глазах
людей вы хотите выглядеть праведниками, но Бог знает ваши сердца. То,
что в цене у людей, отвратительно в глазах Божьих. ... А
Своим ученикам Иисус сказал: — Всегда есть и будет много такого, что
приводит к греху. Но го́ре тому, кто стал причиной греха! Лучше
было бы тому человеку, что толкает на грех одного из этих простых
и малых, если бы мельничный жернов на шею ему надели и
бросили в море! Смотри́те же, берегитесь! Если
провинится твой брат, упрекни его и, если повинится, прости. И
если семь раз на дню провинится перед тобой и семь раз вернется к тебе
и скажет: "Виноват" — прости.* (Лк.16:1-12,15;
17:1-4/&&/) ********************************************* /*/
включает апостольское чтение четверга и часть чтения пятницы. /&/
из евангельского чтения среды. /&&/
включает евангельское
чтение четверга
и часть чтения пятницы. В цитатах
из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
|