=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

> Исполнение Закона и Пророков

> Согласно иудаизму, писаная Тора́ находит свое завершение и исполнение в устной Торе, так что Талмуд во многих отношениях представляет иудейский аналог Нового Завета, а не иудейский аналог канонического права Церкви. Ведь «Христианство входит в мир, — как некогда сформулировал Рейнольд Нибур, — с потрясающим заявлением, что во Христе (то есть и в личности Христа, и во всём сказании о Его жизни) исполнились чаяния веков. Конкретной формой этого заявления была вера в то, что Царство Божье уже пришло, или, словами Иисуса, “ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами” (Лк 4:21)». {The Nature and Destiny of Man (New York, 1941-43), 2:35.} Иисус произнес эти слова в своем первом обращении к обществу, прочтя собранию верующих в синагоге своего родного города Назарета место из Книги пророка Исаии (Ис 61:1-2):

> Дух Господа Бога на мне,
> ибо Господь помазал меня благовествовать нищим,
> послал меня исцелять сокрушенных сердцем,
> проповедовать пленным освобождение
> и узникам  <освобождение от оков>,
> <возвещать год Господней милости>.

> Именно в момент <торжественного вступления на общественное служение> Он хотел сказать, что пророческие слова «на Мне», «помазал Меня» и «послал Меня» наконец уникально «исполнились» в личности Иисуса Назарянина. «Ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами» означает, что оно не исполнялось до тех пор, и что теперь оно исполнилось в Нём «однажды и навсегда».

> Это «потрясающее заявление», что Закон и Пророки теперь уникально исполнились с Его пришествием, составляет одну из важнейших тем в ранней христианской традиции от начала до конца. Его чудесное зачатие и рождение «произошло, да сбудется реченное Господом через пророка» (Мф 1:22-23), то есть через Исаию по версии Септуагинты: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: <вот>, Дева <понесет> и родит Сына, и <назовет его Эммануил>» (Ис 7:14). Его бегство младенцем в Египет от желающего убить Его царя Ирода произошло, «да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф 2:15). Эти слова в оригинале недвусмысленно указывали на Исход Израиля из Египта: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос 11:1). Теперь это «исполнение» этого пророчества переносилось с истории Исхода на историю младенца Иисуса.

> Подобным образом и завершение земного служения Иисуса рассматривалось ранней традицией как «исполнение» Закона и Пророков. В одном из ранних преданий о воскресении Иисус говорит всё еще не верящим ученикам: «О, несмысленные имедлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея из всех пророков изъяснял им сказанное о Нём во всём Писании» (Лк 24:25-27). Несколько позже, при другой встрече, продолжающей это повествование, воскресший Христос говорит ученикам: «вот то, о чём Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в Законе Моисеевом и в Пророках и Псалмах». И далее читаем: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день» (Лк 24:44-46). Слова́ «надлежало пострадать Христу» и «надлежит исполниться всему», кажется, совершенно исключают все другие варианты, подразумевая, что не понимающие этого просто «несмысленные» и «медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки». Если бы кто-то «отверз им ум», то «всё Писание», Закон и Пророки «изъяснило» бы им в свете новой реальности об Иисусе как Христе или Мессии, исполнении Закона и Пророков, и лишь в таком случае возможно «уразумение Писаний». Такое «изъяснение» и такое «уразумение» составляют основную мысль яркого эпизода встречи между одним из первых христианских миссионеров, апостолом Филиппом, и вельможей из свиты царицы (или же kandake) Эфиопской (Деян 8:26-39). Сидя в своей колеснице, эфиоп читал, предположительно вслух и по греческой Септуагинте, главу из пророка Исаии (53:7-8):

> Как овца, веден был он на заклание,
> и как агнец пред стригущим его безгласен,
> так он не отверзал уст своих.
> От уз и суда он был взят;
> но род его кто изъяснит?
> ибо он отторгнут от земли живых.

> Услышав, как он читает это место, Филипп спросил: «Разумеешь ли, что́ читаешь?», на что эфиоп ответил: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня? О ком пророк говорит это? О себе ли, или о ком другом?». Филипп объяснил, что Исаия говорил не о себе и ни о ком из своих современников, а конкретно об Иисусе Христе. Результатом этой встречи было то, что эфиопский вельможа попросил христианского крещения, исповедав (по одной из версий) веру в то, что Иисус Христос есть Сын Божий. Вопрос эфиопа: «О ком пророк говорит это?» и его горестный вопль: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» получают ответ в концепции раннехристианского предания об исполнении пророчеств.

> Первым носителем этой парадигмы был апостол Павел. Он начал свою жизнь как Савл из Тарса, принявший Закон и Пророков «неисполненными», как он пишет в своей краткой автобиографии: «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в вере нашего народа более многих сверстников, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал 1:13-14). «Небесное явление» Христа открылось Савлу, когда он шел в Дамаск, чтобы начать там свое жестокое гонение, и Савл из Тарса преобразился в Павла, «избранный сосуд» Иисуса Христа (Деян 9:1-9,15). Но это преображение не означало, что он отказался от веры своего народа. Как раз наоборот. В первой публичной речи после своего обращения он сделал точно то же, что сделал Иисус в своей первой проповеди: «тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий», обещанный Законом и Пророками (Деян 9:20). Его миссионерские путешествия впоследствии привели его в Афины, а затем и в Рим. Но в Афинах, прежде чем дискутировать с «эпикурейскими и стоическими философами», он «рассуждал в синагоге» (Деян 17:17-18). А в Риме он «созвал знатнейших из иудеев и, когда они сошлись, говорил им: <"Братья! Хотя я ничего не сделал против нашего народа и отеческих обычаев ... Ведь ношу я эти цепи из-за той надежды, которой живет народ израильский" ... С раннего утра до позднего вечера он говорил с ними, возвещая им Царство Божие, убеждая их свидетельствами из Закона Моисея и Пророков>» (Деян 28:17-23).

Ярослав Пеликан.
Из кн. "Кому принадлежит Библия? Краткая история Писания",  
(М.: Издательство ББИ; К.: Дух i лiтера, 2019,с. 83-6)  ]

 

 

 

     

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 ---------------------------------------------------------------
|       Буду благодарен за материальную поддержку проекта.      |
|          Как это можно сделать, описано на странице           |
|                  www.messia.ru/pomoch.htm.                    |
 ---------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Что же касается времен и сроков, братья,
 то вы не нуждаетесь в том, чтобы вам об этом писали.
  Ведь вы сами прекрасно знаете,
 что День Господень придет внезапно, как вор в ночи.
 Когда люди будут говорить: "Всюду мир и безопасность!" —
 тогда и нагрянет на них гибель,
 как внезапно начинаются схватки у роженицы,
 и не спастись им бегством!
*Но вы, братья, не во тьме,
 и свет того Дня вас не застанет врасплох, словно вор.
 Ведь вы все сыны света и дня.
 Мы не принадлежим ночи и тьме.
 Так не будем спать, как остальные! Будем бодры и трезвы!
 Ведь по ночам спят сонливцы, и пьяницы напиваются по ночам.
 А мы, принадлежащие свету дня, будем трезвы,
 облечемся в панцирь веры и любви,
 наденем шлем надежды на спасение!
 Потому что Бог предназначил нам
 не ярость гнева, а спасение,
 которое мы получим через Господа нашего Иисуса Христа,
 умершего за нас,
 чтобы мы — бодрствуем ли, спим ли смертным сном —
 жили вместе с Ним.
 Поэтому ободряйте друг друга и друг друга созидайте,
 что вы, конечно, и делаете.
 Просим вас, братья:
 будьте признательны тем, кто усердно трудится среди вас,
 кто вас направляет и наставляет в Господе.
 Относи́тесь к ним с величайшим уважением и любовью
 за то дело, которое они делают.
 Будьте в мире друг с другом. ...
 Пусть сам Бог, источник мира, освятит вас полностью.
 И пусть всё в вас: и дух, и душа, и тело -
 сохранится непорочным
 вплоть до Дня возвращения Господа нашего Иисуса Христа.
 Верен Тот, кто вас призывает, и Он совершит это! ...
 Милость Господа нашего Иисуса Христа да будет с вами!*
                               (1Фес.5:1-13,23-24,28/*/)

* * *

*К Иисусу приходили послушать Его
 очень многие сборщики податей и другие грешники.
 Фарисеи и учителя́ Закона возмущались и говорили:
 "Этот человек принимает грешников и даже ест с ними!"
 Тогда Иисус рассказал им такую притчу:
 "Предположим, у кого-то из вас есть сто овец
  и одну из них он потерял.
  Разве не оставит он остальных девяносто девять в пустыне
  и не пойдет искать пропавшую, покуда не найдет?
  А найдя, обрадуется, взвалит ее себе на плечи
  и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им:
  'Порадуйтесь со мной: я нашел пропавшую овцу!'
  Верно вам говорю,
  точно так же и на небе будет больше радости
  из-за одного раскаявшегося грешника,
  чем из-за девяноста девяти праведников,
  которым не в чем раскаиваться.
  Или возьмите женщину,
  у которой есть десять серебряных монет
  и одну она потеряла.
  Разве она не зажжет лампу и не станет мести́ дом,
  усердно ища, покуда не найдет?
  А найдя, созовет подруг и соседок и скажет:
  'Порадуйтесь со мной: я нашла монету, которую потеряла'.
  Такой же, поверьте Мне, будет радость у ангелов Божьих
  из-за одного раскаявшегося грешника".* (Лк.15:1-10/&/)

* * *

*А Своим ученикам Иисус сказал:
— У одного богача был управляющий,
  и ему донесли, что он его разоряет.
  Вызвав его, хозяин сказал:
  "Что это я о тебе слышу?
   Дай мне отчет в управлении,
   управлять ты больше не будешь".
  И тогда управляющий сказал себе:
  "Что мне делать? Хозяин лишает меня места.
   Копать я не могу, просить милостыню стыжусь.
   А, знаю, что делать!
   И тогда меня возьмет кто-нибудь к себе в дом,
   когда лишусь места".
  Он вызвал одного за другим должников своего хозяина.
  Первого он спросил: "Сколько ты должен моему хозяину?" —
  "Сто бочек оливкого масла", — ответил тот.
  "Вот твоя расписка, — сказал ему управляющий, —
   садись и быстрее пиши: 'Пятьдесят'".
  Потом спросил следующего: "А ты сколько должен?" —
  "Сто мешков пшеницы", — ответил тот.
  Управляющий говорит:
  "Вот твоя расписка. Пиши: 'Восемьдесят'".
  А хозяин похвалил мошенника управляющего
  за то, что он сообразил как поступить.
  Ведь люди этого мира
  куда сообразительнее в делах с себе подобными,
  чем сыны света.
  И Я вам говорю:
  тратьте деньги этого неправедного мира на то,
  чтобы приобретать себе друзей,
  чтобы потом, когда денег у вас не станет,
  они приняли вас в свои вечные дома.
    Кто верен в ничтожном,
    тот и в великом верен.
    Кто в ничтожном нечестен,
    тот и в великом нечестен.
  И если вам нельзя доверить земное богатство,
  кто доверит вам истинное?
  И если вам нельзя доверить чужое,
  кто вам даст ваше?
  ...
  В глазах людей вы хотите выглядеть праведниками,
  но Бог знает ваши сердца.
  То, что в цене у людей, отвратительно в глазах Божьих. ...

 А Своим ученикам Иисус сказал:
 — Всегда есть и будет много такого, что приводит к греху.
  Но го́ре тому, кто стал причиной греха!
  Лучше было бы тому человеку, что толкает на грех
  одного из этих простых и малых,
  если бы мельничный жернов на шею ему надели
  и бросили в море!
  Смотри́те же, берегитесь!
  Если провинится твой брат, упрекни его
  и, если повинится, прости.
  И если семь раз на дню провинится перед тобой
  и семь раз вернется к тебе и скажет: "Виноват" — прости.*
                                (Лк.16:1-12,15; 17:1-4/&&/)

*********************************************

/*/ включает апостольское чтение четверга и часть чтения пятницы.
/&/
из евангельского чтения среды.
/&&/ включает евангельское чтение четверга и часть чтения пятницы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3876.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»