=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

 

 

> В 70-е годы в одной из бесед отец Александр говорил о потерянных христианами дарах Святого Духа. Чтобы их вернуть, необходимо выискивать в себе все плевелы антибиблейского и статичного, всё, что нас тянет, как якорь лодку, и не дает Духу Божию двигать нас вперед. Всякая мысль, всякое слово против Святого Духа, как свидетельствует Евангелие, лишает нас спасения. Но понимаем ли мы, что антидинамичная, нетворческая жизнь и есть хула на Духа Божия?

> И какие еще нужны доказательства, если очевидно, как мы бедны благодатными дарами, о которых писал апостол Павел, и которыми была так богата первоначальная Церковь? Дары пророческие, дары исцелений, дары служения – всё это дары, которые восполняют нашу человеческую немощь, наши недостатки. Мы должны признать, что с нами не всё обстоит благополучно, если мы их растеряли.

> «Главный грех, главное уродство нашего существа, – говорил батюшка, – то, что мы живем двойной жизнью: в одних делах – мы христиане, в других – мы как люди без веры, живущие по законам мира сего, по законам алчности, жадности.

> Именно двойная жизнь мешает необратившимся христианам открыть себя действию божественной благодати».

> По мнению отца Александра, наше своеволие – еще одна причина того, что мы лишены чувства близости Божией. Когда мы слушаем Бога только из скрытого страха, мы, конечно, перестаем Его любить и осознавать Его присутствие. Это важно помнить родителям, строго воспитывающим своих детей. Как-то, говоря об отношениях родителей и детей, батюшка заметил: «Как ребенок чувствует отца, таким он будет чувствовать и Бога».

> Поэтому «покаяние человека, – говорил батюшка, – должно быть не покаянием самобичевания, а покаянием благодарности… Ибо мы должны благодарить Господа за то, что Он, всё-таки, пришел к нам – таким недостойным и грешным».

> Батюшка подчеркивал, что в таинстве покаяния речь не идет о нарушении какого-то «уголовного кодекса». Нам необходимо ясно увидеть, что мы грешим именно против Святого Духа, Его порочим.

> Например, когда мы желаем себя обезопасить со всех сторон, стремимся к опеке (допустим, со стороны государства), то тем самым нарушаем важнейший духовный закон, раскрывающийся еще в Ветхом Завете – закон «малого остатка» или «нищих духом». Отец Жак Лёв, говоря об этом «остатке», приводил в качестве примера в своей книге «Великие учителя молитвы» рассказ о Гедеоне. Господь предал врагов Гедеона в его руки только тогда, когда от войска Гедеона осталась лишь горсточка людей, и объяснил Гедеону, что пока его войско было многочисленным и могучим, Он не мог даровать ему победу, чтобы его люди не возгордились и не думали, что это они своей силой одержали ее, но хорошо понимали, что победа пришла к ним от Господа. {Жак Лев. Великие учителя молитвы. Брюссель, 1986, с. 73.}

> Значит, вся наша надежда должна быть не на себя, а на помощь Господа. До нас животворящую силу Духа Божия познали на себе многие поколения подвижников. И мы можем учиться у них, заимствуя их свет, их жизненный порыв и обожение по благодати, – всё то, что сделало их светочами и столпами в Церкви.

> Об этих святых батюшка много говорил в своих проповедях и беседах, ибо его главной задачей было научить людей так настроить свое сердце, чтобы оно полюбило Господа. «Сила Божия приходит только к тем, кто любит Господа», – говорил отец Александр. Чтобы ее получить, мы и подходим к таинствам исповеди и причащения. Некоторые удивлялись: «Как можно любить Бога?» Но батюшка не уставал подбирать всё новые и новые примеры, чтобы научить своих прихожан этой любви. Ибо его, в свою очередь, удивляло такое бесчувствие.

> «Есть вещи, которые мы любим, и надо понять, что они есть только отражение Бога. Ведь мы любим солнце, тем более мы должны любить Того, Кто его создал. Вот человек любит жизнь. А жизнь – это дар Божий, значит, мы должны любить Его еще более, чем мы любим жизнь... Если мы любим всё отрадное в жизни, что ее украшает, то как же нам не любить Того, Кто всё это создал? Если мы любим людей, которые нас окружают, то как же не любить Того, Кто этих людей создал и к нам привел?

> Кто-то любит людей, кто-то любит музыку. Кто-то любит природу. Но всё это – только отражение Господа, Который поэтому должен быть еще более любим... Если так будет, то Его сила, Его Дух войдут в нас и будут гореть ровным пламенем. Но пламенем священным, которое выжигает в нас всю нашу нечистоту».  

> На вопрос, как открыть свое сердце действию Святого Духа, Который единственно может сделать нас счастливыми, батюшка отвечал так:

> «Очень важно желать этого, желать до глубины души. Как если бы мы давно не пили и жаждали воды, так надо желать, хотеть Духа Божия. Хотеть так, как если бы нас мучил голод; как если бы мы были разлучены с человеком, которого мы любим и которого мы хотели бы увидеть. Должно быть сильнейшее стремление, сильнейшее желание...»

> Конечно, никакое напряжение собственных сил не может гарантировать человеку общения с Богом. Но, как говорил древний святой, «не получает никто, кто не желает; и (никто) не возжелает, если не воспламенит его до мозга костей пламень Святого Духа, ниспосланный Христом на землю». {Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М., 1993, с. 155.}

> Однако одного желания мало, «надо суметь преодолеть свою лень. Хотя бы для того, чтобы начать молиться или прийти в храм. А ведь иногда кажется, что к ногам привязаны гири. Но надо заставить себя подняться и идти». Отец Александр говорил, что «всегда, когда человек совершает подвиг, он бывает вознагражден, а когда он идет навстречу своей лени, косности и нерадению, он еще глубже увязает в трясине, – поэтому всегда необходимо делать усилие».

> В своих исповедальных проповедях отец Александр учил не кропотливому самоанализу, а жажде очищения и святой жизни.

> В таинстве Крещения человек умирает для греха и облекается во Христа. Также и в таинстве исповеди, тот, кто запачкал свои крещальные одежды, должен опять облечься во Христа. Именно сочетование с Христом, а не самосовершенствование и борьба со страстями есть главный путь к очищению сердца и примирению с Богом.

> Митрополит Антоний Сурожский сказал однажды, что каждый из нас представляет собой как бы каменное изваяние, которое вера должна сделать живым. Вера, которая должна быть животворящей силой.

> «Все же эти грехи, – говорил батюшка, размышляя о человеке, утонувшим в своей греховности, – вся эта жизнь, – в ней нет ничего ценного, привлекательного. Это просто сумасшедший дом какой-то, это скопище душевных и телесных болезней… И более того, – это безобразно и неэстетично. Может ли быть зависть эстетичной? Человек, который одержим завистью, имеет неэстетичный облик. Если у него мелкие мысли, неэстетичная внутренняя жизнь, это отражается на его внешнем виде... Говорят: неодухотворенное лицо и одухотворенное… Значит, всё это видно...». Поэтому «нельзя жить в привычке к повседневному греху, в темноте. Надо стремится к свету. Нельзя разрешать себе привыкать к этому смраду. Если же человек живет любовью к Богу, к природе, к людям, – как у него будут появляться мелкие мысли? Это уже не будет присущей ему чертой».

> Когда человек говорит себе: я не буду делать того-то или думать о том-то, вместо того, чтобы преображать свою жизнь, он начинает выдавливать свои грехи. Но это может привести к состоянию, которое описано в притче об изгнании бесов и вселении семи сильнейших (Мф 12.45).  Отец Александр считал, что такие вещи можно с собой делать лишь изредка, потому что, если постоянно себя насиловать, то жизнь превратится во что-то страшное. Такому человеку гарантированы уныние и депрессия, которые он потом распространяет на окружающих. Совершенствовать себя можно для того, чтобы почувствовать «нищету духа», ибо в духовной жизни важно не давление и вытеснение, а преображение. Преображение, основанное на внутренней красоте, гармонии, созидаемых в нас Духом Христа (Рим 8.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 ---------------------------------------------------------------
|       Буду благодарен за материальную поддержку проекта.      |
|          Как это можно сделать, описано на странице           |
|                  www.messia.ru/pomoch.htm.                    |
 ---------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*... первым делом я прошу тебя,
 позаботься, пожалуйста, о том,
 чтобы молитвы
 с просьбами, мольбами, заступничеством и благодарностью
 были за всех людей,
 включая правителей и власти,
 так чтобы мы могли жить тихо и мирно,
 благочестиво и достойно.
 Это хорошо и  угодно Богу, нашему Спасителю,
 который хочет, чтобы все люди были спасены
 и пришли к познанию истины.
         Ведь Бог один,
         и один посредник между Богом и человечеством -
         сам Человек, Христос Иисус,
         отдавший себя как выкуп за всех, -
         знак того, что время пришло!
 Поэтому Бог и назначил меня вестником,
 апостолом и наставником язычников в вере и истине.
 Я не лгу, я говорю правду!
 Так вот, я хочу, чтобы мужчины везде и всюду
 воздевали в молитве руки с чистыми помыслами,
 без гнева и споров.
 Это касается и женщин.
 И пусть они одеваются скромно и украшают себя
 стыдливостью и благоразумием.
 Не прическами, золотом, жемчугами и дорогими нарядами,
 а тем, что пристало женщинам,
 которые называют себя почитающими Бога,
 то есть добрыми делами.* (1Тим.2:1-10/#/)

* * *

*Всё, что создано Богом, хорошо,
 и нельзя отвергать ничего,
 что принимается с благодарностью,
 потому что оно освящается Божьим словом и молитвой.
 Давай братьям такие наставления,
 и ты проявишь себя добрым слугой для Христа Иисуса,
 вскормленным словами веры
 и того замечательного учения, которому ты последовал.
 Сам же ты сторонись
 безбожных небылиц и старушечьих россказней,
 но упражняй себя в подлинном богопочитании.
 Ибо физические упражнения полезны лишь отчасти,
 оно же полезно всегда,
 потому что в нем обещание жизни и нынешней, и будущей.
 Вот верные слова, достойные быть принятыми.
 Ведь ради этого мы трудимся не покладая рук,
 ради этого боремся, потому что мы надеемся на Живого Бога,
 а Он - Спаситель всех людей, особенно верующих.
 Вот этого требуй и так учи.
 Пусть никто не смотрит на тебя свысока
 из-за того, что ты молод.
 Ты же будь примером для всех верующих -
 в речах, в поведении, в любви, вере и чистоте.
 До тех пор, пока я не приду,
 посвяти себя чтению Писания, проповеди и учению.
 Не пренебрегай даром, что был дан тебе через пророчества
 и во время возложения рук старейшинами.
 Усердно занимайся всем этим, будь прилежен,
 и тогда все увидят твои успехи.
 Следи за собой и за тем, чему учишь.
 Крепко держись всего этого,
 ведь поступая так, ты спасешь и себя, и своих слушателей.*
                                           (1Тим.4:4-16/##/)

* * *

*Войдя в Храм, Иисус начал выгонять торговцев, говоря им:
   — В Писании сказано:
    "Дом Мой будет домом молитвы",
   а вы превратили его в разбойничий притон!
 Иисус каждый день учил в Храме.
   Старшие священники, учителя Закона
   и виднейшие люди из народа Израиля
   хотели расправиться с Ним.
   Но они не могли придумать, как это сделать,
   потому что весь народ был неотлучно при Нём,
   слушая каждое Его слово.* (Лк 19:45-48/*/)

* * *

*Затем Иисус начал рассказывать народу такую притчу:
 — Насадил человек виноградник
  и отдал внаем виноградарям,
  а сам на долгие годы уехал в чужие края.
  Вот настала пора —
  послал он слугу к виноградарям
  получить свой доход с виноградника.
  Но виноградари, избив его, отправили ни с чем.
  Тогда послал он другого слугу.
  И того, избив, с позором прогнали, не дав ничего.
  Он снова послал — уже третьего слугу.
  Того изранили и вышвырнули вон.
  Сказал тогда владелец виноградника:
  "Что мне делать? Пошлю я сына любимого,
  может, его постыдятся".
  Но виноградари, увидев его, стали говорить друг другу:
  "Это наследник!
  Давайте убьем его, чтобы нашим стало наследство!"
  И, выбросив его из виноградника, убили.
  Что же сделает с ними владелец виноградника?
  Он вернется и казнит виноградарей этих,
  а виноградник отдаст другим.
 — Избави Бог! — сказали слушатели.
 Иисус, пристально посмотрев на них, спросил:
 — Что значат тогда эти слова Писания:
  "Камень, который отбросили строители,
   стал краеугольным камнем"?
  Всякий, кто о тот камень споткнется, разобьется,
  а на кого упадет он, того раздавит.
 Учителя Закона и старшие священники
 тогда же схватили бы Иисуса ...,
 но побоялись народа.
 Поэтому они стали следить за Иисусом
 и подослали к Нему несколько человек,
 якобы очень благочестивых,
 чтобы поймать Его на слове,
 а затем передать под власть римского наместника,
 ему на суд.
 Те спросили Иисуса:
 — Учитель, мы знаем, что слова Твои и учение верны
  и что Ты никому не угождаешь,
  а прямо и ясно учишь, как надо жить по-Божьи.
  Скажи, разрешается нам платить подать цезарю или нет?
 Иисус, разгадав их злой умысел, сказал им:
 — Покажите Мне денарий. Чье на нём изображение и чье имя?
 — Цезаря, – ответили они.
 — Стало быть, цезарево отдайте цезарю, а Божье – Богу, –
 сказал им Иисус.
 Им не удалось при народе поймать Его на слове.
 Изумленные Его ответом, они замолчали.* (Лк.20:9–26/**/)

*********************************************

/#/ содержит стихи из апостольского чтения среды.
/##/ содержит часть апостольского чтения пятницы.
/*/ еванг. чтение вторника.
/**/ евангельское чтение четверга и пятницы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3881.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»