=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос рождается - славьте!       
          Христос с Небес - встречайте!       
                    Христос на Земле - воспряньте!       
                              Пой Господу, вся Земля!       

 

* 25 декабря 2019 г. ст.ст., вторник.

  РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

  литургические чтения: Гал.4:4-7; Мф.2:1-12.

 

С ПРАЗДНИКОМ!

 

 

 

к апостольскому чтению:

 + + + сыновья, а не рабы!

        messia.ru/rasylka/010/2502.htm

 

 

* * *

 

 

 

/предыдущая часть текста/

> Мария была чиста – но и Ева была чиста. Обе были святы, и именно поэтому обе были не менее, а более свободны, чем грешные люди. Эта свобода делала их не менее, а более людьми, их испытание было не замутнено первородным грехом, но от этого не делалось легче: Ева не выдержала, Мария – выдержала. Так обнаруживается, что главное совершается в той таинственной глубине души, над которой не властны никакие обстоятельства, где сливаются вместе воля, ум, чувства. Иисуса позднее назовут (1Кор.15,45) «последним Адамом», родоначальником преображённого человечества; Марию – новой Евой.

> Рождество

> Мария не посмела заговорить с Иосифом о том, что с ней произошло, а больше всего на свете ей нужно было поделиться с кем-то. Она поспешила к Елисавете, ведь ту упомянул ангел, – пошла вверх, в горы, где в городке Бет-Захария неподалеку от Вифлеема носила будущего Предтечу её родственница. Елисавета, еще до того, как Мария заговорила, почувствовала, как её охватывает пророческая сила. Она вслух сказала, что чувствует: к ней пришла Матерь её Господа. Это были странные до безумия слова: веровавшие в Единого Бога иудеи не могли даже помыслить о том, что у Господа может быть мать. Обрадовалась и Мария, найдя в Елисавете понимание и сочувствие тому неизвестному, что ей предстояло пережить. Но приходит Елисавете время рожать, и Мария возвращается домой к Иосифу, в Назарет. Она остаётся наедине со своей Тайной.

> Ребёнку в её чреве было три месяца. Узнав об этом, Иосиф решил, что Мария изменила ему, согрешив с каким-то мужчиной. По доброте он не захотел, как того требовал обычай, выставлять на публичный позор свою невесту (они были только помолвлены, названы мужем и женой, а свадьбу тогда справляли лишь через год после обряда помолвки) и решил тихо с ней расстаться. Но во сне Иосиф услышал голос, в достоверности которого не сомневался и тогда, когда проснулся: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и ... Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1,20-21).

> С той минуты Иосиф делал всё, чтобы помочь Марии. Ни единого слова Иосифа не сохранила Библия, он согласился с Богом безмолвно и решительно, отодвинув свою гордость, сомнения и непонимание в сторону, как отодвигал неудачно обтёсанный камень, чтобы тот не попал в кладку дома. В сущности, Иосиф стал первым христианином.

> Роды неудачно пришлись на время переписи населения, которую устроили римляне. Иудеи ругались, они считали перепись делом греховным – один Бог знает, сколько на свете людей, а уж язычники на такое знание права не имеют, да и налогами всех потом обложат. Бранились, но императорский эдикт выполнять приходилось. Иосиф с женой отправились в Вифлеем, где некогда жили предки Иосифа, где до сих пор он числился жителем. Город был переполнен такими же приехавшими к переписи людьми, в гостинице не нашлось мест, с трудом удалось найти пристанище в яслях – загоне для скота рядом с гостиницей.

> Поклонение и бегство

> Облегчение и радость, что роды закончились благополучно, обернулись новыми тревогами. Всю жизнь Мария помнила и рассказывала, как на пороге яслей в ночной тьме вдруг появились огромные люди. Страх оказался напрасным: то были не грабители, а местные пастухи, которые бросили своё стадо и поспешили в Вифлеем, потому что увидели ангела и, как они выразились, «многочисленное воинство небесное». Ангел сказал им, что в Вифлееме на радость всем людям родился Спаситель, Мессия, Господь, который сейчас лежит в пеленках в загоне для скота.

> Через восемь дней над новорожденным совершили все положенные обряды, как над обычным ребёнком, и дали ему обычное, в общем-то, имя: Иисус (точнее, «Иешу́а», что по-еврейски означает «Ягве́ спасает» <...>). Меньше всего Мария с Иосифом собирались с кем-то делиться своей тайной.

> Малыш через несколько недель окреп и, по обычаю, вся семья отправилась в Иерусалим <..>, чтобы принести Богу жертву в Храме Соломоновом. Денег в кошельке было так мало после всех приключений, что и жертва была самая дешёвая – два птенца.

> В огромном здании, блестевшем золотом, все глядели на величественных священников, никто не вглядывался в похожих друг на друга «амхаа́рецов», «земляных людей», как пренебрежительно называли крестьян. Но к Марии подошёл старец Симеон – даже священники знали и почитали этого жителя столицы за праведность и благочестие; люди поговаривали, что Симеон уверен в скором приходе Спасителя настолько, что думает увидеть Мессию ещё при жизни.

> Старец попросил подержать Ребёнка и, охваченный радостью, молился, благодаря Бога за то, что увидел Спасителя всех народов, Который прославит Израиль. Симеон почувствовал, что Бог «отпустил» его – то есть освободил от неуверенности, которая где-то в глубине его сердца таилась, освободил от напряжённого ожидания, освободил, соединив с Собою. И вновь Мария с Иосифом не стали кричать о происшедшем и вернулись, откуда пришли; молчал и Симеон.

> Через несколько месяцев, однако, в Вифлееме появились люди, далёкие от веры в Спасителя, люди, в поле зрения которых Иисус попал случайно. То были трое магов, волхвов – астрологов – из какой-то далёкой восточной страны. Верили они только в то, что движение звёзд открывает великие тайны, и, по своим сложным расчётам, решили, что им следует идти в Иудею поклониться новорожденному наследнику иудейского царства. Что они поверили в свои расчеты, была не беда; беда была, что они поверили в них не до конца и, придя в Палестину, явились сперва ко двору царя Ирода Великого – разве не при царском дворе рождаются цари?

> Лучше бы волхвы оставались дома! Ирод до сумасшествия боялся соперников, он убил собственных троих детей, заподозрив в них соперников. Слова волхвов, учёные рассуждения придворных богословов о том, что, согласно Священному Писанию, в Вифлееме, несмотря на его ничтожность, родится некий Вождь, могли казаться вздором, но рисковать он не собирался.

> Волхвы, поняв, что ошиблись, пошли дальше, а он ждал возвращения волхвов, чтобы выяснить, какой именно ребёнок кажется им будущим царём. Те не вернулись. Уже не звёзды, а самое загадочное в мире – откровение от Бога, приходящее во сне, но похожее на сон не больше, чем настоящий солдат на оловянного, – заставило магов нарушить обещание и бежать на родину, минуя Ирода. И откровение же побудило Иосифа, взяв семью, бежать в Египет.

> Ирод, не подозревая, что в человеческую историю вмешался Бог, поступил так, как всегда поступают те, кому власть дороже человека: приказал убить всех детей младше двух лет в Вифлееме и окрестных деревнях.

> Попытка волхвов насильно разузнать тайны неба обернулась гибелью невинных; Бог не мог защитить младенцев, не нарушая свободы тирана.

> Ирод умер всего через несколько месяцев от артериосклероза, не подозревая, что пытался убить Бога, да не сумел. Царство его разделили между выжившими тремя детьми Ирода. Одному из них – Ироду Антипе – досталась Галилея, где находился Назарет. Туда вскоре вернулся из Египта Иосиф с семьёй.

Яков Кротов. Из очерка "Жизнь Иисуса"  ]

 

 

 + + + о. Александр Мень: явление в мир «Солнца правды» (+ссылки)
 + + + преп. Иоанн Дамаскин:
        Из Девы Слово вышло воссоздать народ
(+ссылки)
        продолжение: Неизреченно нашу плоть воспринял Ты
 + + + Разрешен связанный Адам, и свобода всем верным дарована...
                                                        (+ссылки)

 + + + В день сей, когда Богатый стал Нищим нас ради... (+ссылки)
       (свт. Лев Великий, блаж. Иероним Стридонтский, прп. Ефрем Сирин)
 + + + Вл.Соловьев. ИММАНУ-ЭЛЬ
 + + + свящ. Александр Шмеман: 2 беседы на Рождествоеще 1
 + + + Ю.Рубан. Младенец из Вифлеема
 +++ В.Н.Кузнецова: Рождение Иисуса. Иммануэль
 +++ митрополит Сурожский Антоний: обещание исполнено (+ссылки)

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 ---------------------------------------------------------------
|       Буду благодарен за материальную поддержку проекта.      |
|          Как это можно сделать, описано на странице           |
|                  www.messia.ru/pomoch.htm.                    |
 ---------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Многократно и многообразно говоривший в прошлом с нашими отцами через пророков, Бог в эти последние дни говорил с нами через Сына.
 Ему Он отдал в наследие мир,
  с Его помощью сотворил всю вселенную.
 Сын есть сияние славы Бога и отпечаток самой Его сущности.
 Он управляет вселенной Своим могучим словом.
 Совершив очищение грехов,
  Он сел по правую руку Божественного величия в небесах,
  став настолько же выше ангелов,
  насколько имя, унаследованное Им, выше их имен.
 Потому что кому из ангелов сказал когда-либо Бог:
    "Ты — Мой Сын,
     сегодня Я стал Отцом Тебе"?!
  И еще:
    "Я буду Ему Отцом,
     а Он будет Мне Сыном".
  И опять же, когда Он приводит Своего Первенца Сына в мир,
  Он говорит:
    "Пусть Ему поклонятся все ангелы Божьи!"
  Об ангелах Бог говорит:
    "Он Себе назначает в вестники ветер
     и в слуги — пламя огня".
  О Сыне же Он говорит:
    "Престол Твой, о Боже, на веки веков.
     Жезлом справедливости
     правишь Ты в Царстве Своем.
     Ты праведность любишь, порок ненавидишь.
     И поэтому Бог Твой, о Боже,
     возвысил Тебя над сподвижниками,
     елеем восторга помазав Тебя".
  И еще Он говорит:
    "Это Ты, о Господь, изначально
     заложил основанья земли,
     небеса — это тоже дела Твоих рук.
     Погибнут они —
     но Ты остаешься.
     Они, как плащ, обветшают,
    Ты свернешь их, подобно одежде,
    переменишь, как плащ, их —
    они переменятся.
    Но Ты всегда тот же,
    и годам Твоим нет конца!"* (Евр.1:1-12/*/)

* * *

*...пока мы были детьми, мы были в рабстве у стихий мира.
 Но когда исполнилось назначенное время, Бог послал Своего Сына,
 рожденного женщиной и подвластного Закону,
 чтобы выкупить на свободу подвластных Закону и усыновить нас.
 И в подтверждение того, что вы – сыны,
 Бог послал в наши сердца Дух Своего Сына,
  Дух, взывающий: "Абба! Отец!"
 Значит, ты больше не раб, ты – сын.
 А если сын, то и наследник, им тебя сделал Бог.* (Гал.4:3-7/**/)

* * *

*В то время вышел указ, в котором император Август повелевал провести перепись по всей земле. Это была первая перепись, она проводилась, когда Сирией правил Квириний. Все пошли на перепись, каждый в свой город. Иосиф тоже отправился — из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давида под названием Вифлеем, потому что он был из рода Давида, его потомок. Он пошел на перепись с Мариам, своей нареченной, которая была беременна. И когда они были в Вифлееме, ей пришло время родить. Она родила сына-первенца, спеленала его и положила в ясли для скота, потому что в гостинице места им не нашлось.
 Неподалеку от тех мест были пастухи, они жили в поле и сторожили ночью на пастбище стадо. Перед ними предстал ангел Господень, и сияние славы Господней озарило их. Их охватил великий страх. Но ангел сказал им:
 — Не бойтесь! Я несу вам радостную весть — великую радость для всего народа. Сегодня в городе Давида родился ваш Спаситель — Помазанник, Господь! Вот вам знак: вы найдете ребенка, который лежит спеленутый в яслях.
 И вдруг рядом с ангелом предстало небесное воинство, восхвалявшее Бога:
     — Слава Богу в вышних небесах!
     Мир на земле людям,
     которых Он возлюбил!
 Когда ангелы вернулись на небо, пастухи стали говорить друг другу: "Пойдемте в Вифлеем, посмотрим на то, что там случилось и о чём поведал нам Господь". Они поспешно отправились в путь и нашли Мариам с Иосифом и ребенка, лежащего в яслях. Увидев его, они рассказали то, что им было сказано об этом ребенке.
 Рассказ пастухов удивил всех, кто его слышал. Но Мариам всё запоминала и размышляла об этом.
 А пастухи вернулись назад, прославляя и восхваляя Бога за всё, что им довелось увидеть и услышать: всё было так, как сказал им ангел.
 Через восемь дней, когда наступило время обрезать ребенка, Ему дали имя Иисус — имя, которым назвал Его ангел еще до зачатия.* (Лк.2:1-21/***/)

             *********************************************

/*/ апост. чтение навечерия Рождества.
/**/ включает апост. чтение Рождества.
/***/ вкл. еванг. чтение навечерия Рождества.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3888.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»