=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

Христос рождается - славьте!       
          Христос с Небес - встречайте!       
                    Христос на Земле - воспряньте!       
                              Пой Господу, вся Земля!       

 

* 30 декабря 2019 г. ст.ст., воскресенье по Рождестве Христовом.

  литургические чтения: Гал.1:11-19; Мф.2:13-23.
  Память прав. Иосифа Обручника, царя Давида и Иакова, брата Господня (переходящее празднование в Неделю по Рождестве Христовом).

 

 

 

к апостольскому чтению:
 +++ В.Н.Кузнецова: иудаизм; Церковь; Сын Божий; брат Господа; автобиография Павла

        messia.ru/rasylka/009/2358.htm (+ссылки)

 

 

* * *

 

 

 

 

> Ирод, не подозревая, что в человеческую историю вмешался Бог, поступил так, как всегда поступают те, кому власть дороже человека: приказал убить всех детей младше двух лет в Вифлееме и окрестных деревнях.
> Попытка волхвов насильно разузнать тайны неба обернулась гибелью невинных; Бог не мог защитить младенцев, не нарушая свободы тирана.

/Яков Кротов/

 

Рассказ об убийстве по приказу Ирода младенцев в Вифлееме словно бы сбрасывает нас с небес на землю... Мы только что умилялись Богомладенцу в пещере, и тут...
Хотя, казалось бы, ну что тут такого — в Библии очень много крови и слёз... Особенно в Ветхом Завете, конечно. В Новом — в центре внимания одна смерть... Другие можно пересчитать по пальцам (если вынести за скобки Книгу Откровения, которая является своего рода рецидивом Ветхого Завета в плане образов и языка).

Так почему же Бог допускает страдания? — мы слышим снова и снова это вопрос...
Предложено множество ответов: нет никакого всемогущего и благого Творца! есть всемогущий Бог, но он не добр, его представление о благе радикально отличается от нашего! Бог благ, но не всемогущ... создал мир, но мир вышел из-под контроля!.. наряду с благим Богом существует не менее могущественный злой Бог!
Есть как бы благочестивый и как бы ортодоксальный вариант "оправдания Бога": мы просто пока не способны понять, что эти временные страдания — всего лишь путь к "славе", "блаженству", которые Бог приготовил для спасенных (а неверующим-неспасенным — поделом, сами виноваты, см. ниже)! Собственно, это восходит к словам ап. Павла о том, что наши нынешние страдания — ничто перед лицом грядущей "славы" (конечно, речь не о "славе" в современном значении, а о "Божьем присутствии в сотворенном Им мире" (В.Кузнецова, комм. к Рим.3:23)) или "блаженства" (см. Рим.8:18-25).
Но у апостола есть один важный момент, о котором часто забывают те, кто ссылается на него, говоря об "оправдании" страданий: сразу вслед за "апологией страданий" и призывом "надеяться терпеливо и стойко", он говорит о Святом Духе, который дает нам силу и мужество в нашей слабости и один знает, как и о чём нам молиться.
И, видимо, подлинное "оправдание Бога" — не в рациональных умопостроениях, а в вере и в присутствии и молитве в нас Святого Духа!
Если всё же говорить о разумных объяснениях того, как это возможно, что Бог благ и в то же время всемогущ, несмотря на всю боль, которую мы ежедневно видим, если только не прячемся от нее, то сто́ит вспомнить аргумент Лейбница (который и придумал термин"теодицея"): он приводит пример суда над добродетельным человеком, на которого падает суровое обвинение... все доказательства — против него... но мы достоверно знаем, что обвиняемый не мог совершить того, в чём его обвиняют! (См. у Ю.Вестеля.)
Но это скорее не теодицея даже, а объяснение того, почему она невозможна.
"Знать", что Бог не может быть виновником зла, точнее, верить, могут лишь верующие. (Вот почему проповедь Благой Вести человеку, опытно познавшего трагичность нашего мира, не способна обратить его, если только Бог сам не откроет ему себя, или если человек "не увидит в глазах, на лице хоть одного человека сияние вечной жизни". Да, тот же ап. Павел в Письме римлянам говорит, что существование и "свойства" Бога явлены всем в Божьем творении (из чего традиционное, "официальное" богословие делает вывод о том, что неверующие сами виноваты в своем неверии и заслуживают вечных мук)... Но явлено всем и торжество боли, а вот о грядущей "славе"-блаженстве "мир" не ведает!

 

 

* * *

> Если апостолы утверждают, что Иисус умер на кресте за наши грехи и искупил их Своею кровию, то мы выкуплены (см. 1Кор 6,20; а также 1Петр 1,18-19), значит, мы страдаем не за что-то, не за грехи — свои, родительские, чьи-то. За них уже пострадал Христос — так учат апостолы, и на этом зиждется основа всего их богословия. Тогда выходит, что неизвестно, за что страдаем мы.

> Тем временем Христос, искупивший нас от клятвы законныя честно́ю Своею кровию, идет по земле не как победитель, а именно как побежденный. Он будет схвачен, распят и умрет мучительной смертью со словами: «Боже, Боже мой, почему Ты меня оставил?». Его бросят все, даже ближайшие ученики. Его свидетелей тоже будут хватать и убивать, сажать в тюрьмы и лагеря́. Со времен апостолов и вплоть до Дитриха Бонхоффера, матери Марии и Максимилиана Кольбе, вплоть до тысяч мучеников советского ГУЛАГа.

> Зачем всё это? Не знаю. Но знаю, что Христос соединяется с нами в беде, в боли, в богооставленности — у гроба умершего ребенка я чувствую его присутствие. Христос входит в нашу жизнь, чтобы соединить нас перед лицом боли и беды в одно целое, собрать нас вместе, чтобы мы не остались в момент беды один на один с этой бедой, как некогда остался Он.

> Соединяя нас в единое целое перед лицом беды, Он делает то, что никто другой сделать не в силах. Так рождается Церковь.

> Что мы знаем о Боге? Лишь то, что явил нам Христос (Ин 1,18). А Он явил нам, кроме всего прочего, и свою оставленность Богом и людьми — именно в этой оставленности Он более всего соединяется с нами.

> Грекам, а вслед за ними и римлянам всегда хотелось всё знать. На этом основана вся античная цивилизация. Именно на этой неуемной, бурлящей и неутомимой жажде знания. И о Боге, когда они стали христианами, им тоже захотелось знать — может Он всё или нет. Отсюда слово «Всемогущий» или Omniрotents, один из эпитетов Юпитера в римской поэзии, которым очень любит пользоваться в своей «Энеиде» Вергилий. А Бог «неизречен, недове́дом, невидим, непостижим» (это мы знаем не из богословия, нередко попадавшего под влияние античной философии, а из молитвенного опыта Церкви, из опыта Евхаристии — не случайно же каждый священник непременно повторяет эти слова во время каждой литургии), поэтому мы просто не в состоянии на вопрос «Может ли Бог всё?» — ответить ни «да», ни «нет». Поэтому, кто виноват в боли, я не знаю, но знаю, кто страдает вместе с нами — Иисус.

> Как же понять тогда творящееся в мире зло? Да не надо его понимать — с ним надо бороться. Побеждать зло добром, как зовет нас апостол Павел: больных лечить, нищих одевать и кормить, войну останавливать и т.д. Неустанно. А если не получается, если сил не хватает, тогда склоняться перед Твоим крестом, тогда хвататься за его подножие как за единственную надежду.

> «Бога не видел никто никогда». И только одна нить соединяет нас с Ним — человек по имени Иисус, в Котором вся полнота Божия пребывает телесно. И только одна нить соединяет нас с Иисусом — имя этой нити любовь.

священник Георгий Чистяков.
Из ст. "Нисхождение во ад. Почему Бог попускает страдание и смерть?" =+ ]

 

 +++ Николай Бердяев:
      Искупление - единственная возможная теодицея
 +++ он же: Христианская теодицея (+ссылки)
 +++ о. Александр Мень: Теодицея в Библии (+ссылки)
 +++ Юрий Вестель. Вопрос о бытии Бога и проблема зла
 +++ о. Георгий Чистяков. Мученичество как феномен
 +++ о. Александр Шмеман: Победа над злом
 +++ он же. Бог свободы и проблема зла
 +++ Филип Янси: "Всё оказалось сложнее" / Вера под огнем /
      Розеттский камень нашей веры

 

 

к евангельскому чтению:
 + + + священник Димитрий Свердлов.
        Зачем Бог допустил избиение вифлеемских младенцев?
 + + + протопресвитер Александр Шмеман:
        связь спасения и гибели
(+ссылки)
 + + + Яков Кротов:
        Избиение младенцев. В.Н.Кузнецова: Назарет и Назорей
              messia.ru/rasylka/009/2359.htm (+ссылки)
 + + + протоиерей Александр Мень:
         "Может ли быть что доброе из Назарета?"

 

 

 

+++ митрополит Сурожский Антоний:
     Новая правда и новая любовь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 ---------------------------------------------------------------
|       Буду благодарен за материальную поддержку проекта.      |
|          Как это можно сделать, описано на странице           |
|                  www.messia.ru/pomoch.htm.                    |
 —--------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Ведь Закон есть не более чем тень будущих благ,
  а не истинный образ их.
 Одними и теми же ежегодными жертвами,
  приносимыми постоянно,
 он неспособен привести к совершенству приходящих к Богу.
 Если бы он мог, то жертвы прекратились бы,
 потому что на совести у поклоняющихся Богу,
  однажды очищенных от греха,
 не было бы вины за грех.
 На деле же ежегодные жертвы
  служат лишь напоминанием о грехах.
 Ведь кровь быков и козлов неспособна удалить грехи.
 Вот почему Христос, придя в мир, говорит:
     "Не захотел Ты жертв и приношений,
     но уготовил тело Мне.
     Не радуют Тебя ни всесожжения,
     ни жертвы за грехи.
     Тогда сказал Я: "Вот Я,
     Я иду, как в свитке книги обо Мне написано,
     исполнить, Боже, Твою волю"".
 Сначала Он говорит: "Ты не захотел" того, что Тебе приносится по Закону: "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжения, ни жертвы за грех Тебя не радуют".
 А потом Он сказал: "Вот Я, Я иду исполнить Твою волю".
 Он отменяет первое, чтобы утвердить второе.
 Так как Иисус Христос исполнил волю Бога,
 мы были освящены
  принесением в жертву, раз и навсегда, Его тела.
 Всякий священник изо дня в день стои́т на службе
 и многократно приносит одни и те же жертвы,
 совершенно не способные удалить грехи.
 А этот Священник, принеся единственную жертву,
 навсегда сел по правую руку Бога,
 дожидаясь, пока Бог положит Его врагов под стопы Его ног.
  Одной-единственной жертвой
   Он сделал освященных совершенными навек.
 Нам об этом свидетельствует и Святой Дух, который сказав:
     "Вот Договор, что заключу Я с ними,
     после тех дней, заявляет Господь,
     Я вложу законы Мои в их сердца,
     напишу их у них в голове",
 добавляет:
     "Ни грехов их, ни прегрешений
     не припомню им больше".
 А где прощены грехи,
  там больше не может быть жертвы за грех.* (Евр.10:1-18/*/)

* * *

*Так не теряйте мужества, оно приносит великую награду.
 Вам нужна стойкость, чтобы исполнить волю Бога и получить обещанное.
     "Ведь осталось еще чуть-чуть,
     и придет Тот, кто должен прийти —
     Он не замедлит.
     Мой праведник будет жить,
     потому что он верит,
     но тот, кто отступится,
     не угоден душе Моей".
 Мы же не из тех, кто отступается и гибнет.
 Нет, мы из тех, кто верит и сохраняет свою жизнь.
 Вера есть залог наших надежд
  и видимое проявление вещей еще невидимых.
 Благодаря вере древние заслужили от Бога похвалу.
 Благодаря вере мы понимаем,
  что вселенная создана словом Бога
 и всё видимое произошло из невидимого.
 Благодаря вере Авель принес Богу лучшую жертву, чем Каин.
 За эту его веру Бог принял его дары
 и тем засвидетельствовал его праведность;
 и, хотя Авель умер,
  он благодаря своей вере продолжает говорить.
 За веру Енох, не узнав смерти, был перенесен на небо:
 "и не нашли его, потому что Бог взял его".
 Ведь Писание утверждает, что до того как он был взят,
 "он нравился Богу".
 Без веры же невозможно понравиться.
 Ведь тот, кто приходит к Богу, должен верить,
 что Он есть и что Он награждает тех, кто Его ищет. ...
 Благодаря вере Авраам повиновался Божьему зову
 и ушел в землю, которую должен был получить во владение.
 Он ушел, не зная, куда идет.
 Благодаря вере он поселился чужаком в обещанной земле,
 живя, как на чужбине, в палатках с Исааком и Иаковом —
 им было обещано то же наследие.
 Ведь Авраам дожидался города,
  возведенного на крепком фундаменте,
 города, архитектором и строителем которого
  является сам Бог.
 Благодаря вере и сама Сарра, будучи бесплодной,
  смогла зачать,
 хотя была уже не в том возрасте.
 Она считала, что Бог, давший обещание, сдержит слово.
 Вот почему от одного человека, уже почти что мертвеца,
 родилось потомство столь же бесчисленное,
 как звёзды в небе и песок на морском берегу.
 Все они умерли с верой, хотя и не получили обещанного.
 Но они видели обещанное далеко впереди себя,
  и приветствовали его,
 и согласились с тем,
  что они не более чем чужаки и пришельцы на земле.
 Совершенно ясно, что люди, которые так говорят,
  ищут родину.
 Если бы они всё время вспоминали о той, которую покинули,
 то у них был бы случай вернуться.
 Но теперь они жаждут лучшей родины — небесной.
 от почему Бог не стыдится зваться их Богом:
 Он приготовил для них город.
 Благодаря вере Авраам,
  когда его испытывал Бог, принес в жертву Исаака.
 Он готов был пожертвовать единственным сыном,
 тем, который был ему обещан и о котором было ему сказано:
 "Потомство у тебя будет от Исаака".
 Он считал, что Бог способен поднимать даже из мертвых,
 и он, образно говоря, и получил его из мертвых. ...
 Благодаря вере родители Моисея, когда он родился,
 прятали его целых три месяца,
 потому что видели, какой это чудесный ребенок,
 и не побоялись царского приказа.
 Благодаря вере Моисей, став взрослым,
 отказался называться сыном дочери фараона.
 Он предпочел делить тяготы с народом Божьим
 вместо того, чтобы наслаждаться
  временными удовольствиями греха.
 Оскорбления, выпавшие на долю Помазанника Божьего,
 он счел богатством бо́льшим, чем сокровища Египта:
 ведь он устремлял свой взор к будущей награде.
 Благодаря вере он покинул Египет,
  не убоявшись царского гнева —
 он был стоек, как человек, видящий Невидимого.
 Благодаря вере он установил Пасху и окропление кровью,
 чтобы Ангел-Губитель не тронул первенцев израильтян.
 Благодаря вере они перешли Красное море, как посуху,
 в то время как египтяне,
  попытавшись сделать то же самое, утонули.
 Благодаря вере стены Иерихона рухнули после того,
 как израильтяне обошли их семь раз.
 Благодаря вере проститутка Рахав, приютившая лазутчиков,
 не погибла вместе с неверными.*
                (Евр.10:35–11:6,8-19,23-31/**/)

* * *

*Одним словом, старайтесь походить на Бога, ведь вы Его любимые дети.
 Живите в любви — точно так, как
  Христос полюбил нас
  и отдал за нас Свою жизнь,
  как жертвенное приношение Богу
  благоуханное и приятное.
 Что же касается таких вещей, как разврат, похабство, жадность,
 то среди вас даже разговоров о них не должно быть.
 Не подобает это Божьему народу,
 так же, как всякая грязная, глупая, двусмысленная болтовня!
 Неуместно! Лучше благодарите Бога!
 Но в этом вы можете быть уверены:
 ни один развратник, похабник, хапуга
 (они ничем не отличаются от идолопоклонников)
 не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
 Никому не дайте обмануть себя пустыми словами!
 Ведь это навлечет на непокорных Божий гнев.
 Пусть не будет у вас с ними ничего общего!
 Некогда вы были тьмой, а теперь, когда вы с Господом, вы — свет.
 Так живите, как подобает сынам света!
 А плоды света — это доброта, справедливость и истина.
 Старайтесь дознаться, что приятно Господу.
 Не участвуйте в бесплодных делах тьмы.
 Наоборот, своей жизнью обличайте их!
 О делах, которые творятся ими втайне, стыдно даже говорить.
 Только при свете становится видно всё то, что обличается,
 а всё, открытое свету, и само есть свет.
 Поэтому и говорится:
  Спящий, проснись!
  Встань из мертвых —
  и тебя осияет Христос!* (Еф.5:1-14/***/)

             *********************************************

/*/ апост. чтение среды (в этом году не читается).

/**/ из апост. чтений четверга, пятницы, понедельника.
/***/ включает апост. чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3889.htm

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru