=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 17 февраля 2020 г. ст.ст.,
  воскресенье перед Великим Постом
  {'Прощеное'; Воспоминание изгнания Адама из Рая}.

  литургические чтения: Рим.13:11-14:4; Мф.6:14-21.

 

 

 

К апостольскому чтению:
 + архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):
    завершение века сего и начало нового. время пробудиться!
                    messia.ru/rasylka/010/2521.htm (+ссылки)
 + В.Н.Кузнецова: Близится День. Сильные и слабые

 

 

 

 

 

> Деление греха

> Человеческая природа едина и благодаря этому грех делится: был один Адамов грех, стало, на сегодняшний день, несколько триллионов грехов, и при этом все они похожи, как один вирус гонконгского гриппа на другой вирус гонконгского гриппа. Грех словно разносится по человечеству, у которого одна кровеносная система, одно невидимое тело.

> «Последний Адам» – Христос – победил это деление греха, включившись в него. Он разделил с людьми грех («взял на Себя грех мира», говорит Писание). Как врач, который для победы над болезнью прививает себе заразу, так Христос не контрольному животному, а Самому Себе, Богу, привил <> человеческую природу, зараженную грехом. Hо – не согрешил, хотя грех подступал к нему вплотную, подступал именно как к человеку подступает, с глупыми (для Бога) предложениями величия, величия и еще раз величия. Христос дал отпор сатане всерьез, не как Бог, а именно как человек, и уже в этом было начало исцеления: мы знаем, что можно быть искушаемым, но, с Божьей помощью, можно не искуситься. Конец же исцеления был в смерти Христа и Его воскресении: мы знаем, что, даже если грех уничтожит нас за отказ грешить, мы воскреснем.

> Со времени Христа выражение «делить грех» приобрело новый и прямо противоположный смысл. Мы, подобно Христу и только, поэтому, во Христе, можем сострадать грешнику, мы можем принять на себя все плоды греха, не беря его корня. С точки зрения грешника, это очень глупо: все грешат именно потому, что хотят вновь и вновь вкусить крошечной приторной сладости ненависти и гордыни, и ради этого согласны потом ведрами пить уныние и хандру. А тут люди, которые соглашаются хлебать наши проблемы, выросшие из наших грехов, хотя «сладости» греха они не трогают.

> Апостол Павел, объясняя, как христианин должен относиться к собрату-грешнику, не стал говорить суровых слов о том, что надо читать нотации или просто не обращать внимания и думать о собственных грехах – на суде, мол, каждый судится отдельно. Судится каждый отдельно, но судится каждый (христианин, во всяком случае) и за то, делил ли он грехи других. «Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Hоси́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6,1-2). Hе совершай с другим прелюбодеяние, но раздели с другим тоску и ужас, которые таятся в прелюбодеянии, чтобы он увидел эти тоску и ужас, чтобы почувствовал, что и из дна, на которое он опустился, можно воззвать к Богу и Господь спустится и поднимет.

> Конечно, такое возможно только для христианина, как и всякий крест, и здесь есть качественное отличие христиан от нехристиан – различие тяжелое, различие креста, различие двойного, непосильного труда, подъемного только, когда мы веруем во Христа и верой призываем Его помощь. «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но как написано: «злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Рим.15,2-3).

> Великие инквизиторы, могучие и сильные – для христианина они бессильные, немощные люди с огромной проблемой, прямо вытекающей из их греха, из греха насилия и ненависти. Те, кто отшатнулся от Церкви из-за того, что были великие инквизиторы – для христианина и они бессильные, немощные люди с огромной проблемой, прямо вытекающей из их (не великого инквизитора!) греха, из греха подозрительности и ожесточенности. Христианин должен любить и инквизитора, и его жертву (а жертва инквизитора  не только тот, кого он сжег, но и в геометрической прогрессии большее число тех, кто этот костер соблазнил во всех грядущих веках), должен разделить грех и инквизитора, и казненных, и соблазненных им, сострадать обоим, прежде всего в самом простом смысле сопереживания. Это очень несправедливо: сострадать не сласти обжорства, а только последствию – расстройству желудка, сострадать не удовольствию сжечь врага, а только последствию – мукам совести.

> Без этого сопереживания, без возможности сказать: «Да, я знаю, что значит хотеть чистоты Церкви до такой степени, что человек хватается за каленое железо» или «Да, я понял, что значит жаждать Бога до такой степени, что противно даже думать о вхождении в конфессию, где были инквизиторы», без такого разделения чужого греха христианин не сможет ни помолиться за упокой инквизитора, ни наставить на путь истины живых инквизиторов, имя же им легион и все христианнейшие, ни победить инквизитора в себе (а он есть, в каждом), ни обратить ко Христу соблазненного инквизицией. Я знаю, что значит грешить, я понял, я почувствовал грешность греха, но всё-таки я во Христе отказываюсь этим грехом грешить и воскресаю в праведность. «Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных» (1Кор.9,22). Мы находим нужные слова для ответа на соблазны, только если мы познакомились с соблазненным, сострадали ему (а всякий грех имеет своим плодом не радость, а именно страдание) и отвергли <соблазн>. Так через разделение греха приумножается благодать.

[ свящ. Яков Кротов. Из подборки "Спаситель"  ]

 

 

 

 

 

к евангельскому чтению, о "прощеном воскресенье"
и вообще о посте
:

+ В.Н.Кузнецова: копите себе богатства на небе (+ссылки)


+ о. Александр: воспоминание о падении Адамовом, прощение
+ он же: Молиться Иисус учит простыми словами... (+ссылки)
+ он же о молитве (для начинающих)


+ игумен Петр (Мещеринов): почему мы постимся?
+ он же: Может ли пост быть во вред? (+ссылки)
+ тот же текст в "МоВиЦ": искажение смысла поста (+ссылки) /
   поститься «библейски» (+ссылки)
+ он же о соотношении аскетики и нравственности
+ протопресвитер Александр Шмеман:
   Великий пост – время покаяния
(+ссылки)
+ Андрей Десницкий: не пост и пост
(+ссылки)
+ игумен Вениамин (Новик): "Веришь в Бога – стой за правду!"

 

+ о. Александр Мень о подготовке к Великому посту:
    ТСО; лекция

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Не будьте никому должны ничего, кроме долга взаимной любви.
 Кто любит другого, тот исполнил Закон.
 Потому что все заповеди:
 "не нарушай супружескую верность, не убивай,
 не воруй, не желай чужого" – и эти, и остальные заповеди
 заключены все в одной: "люби другого, как самого себя".
 Любовь не причиняет ближнему зла.
 Поэтому любовь – исполнение всего Закона.
 Тем более что вы знаете, какое сейчас время:
 настал час вам пробудиться от сна,
 наше спасение теперь ближе к нам,
 чем тогда, когда мы только обрели веру.
 Ночь проходит, близится день.
 Так отбросим дела тьмы и вооружимся оружием света.
 Давайте жить так, как подобает при свете дня:
 без оргий и пьянства, без разврата и безобразий,
  без раздоров и зависти.
 Пусть одеянием вашим станет Господь Иисус Христос!
 Так не поддавайтесь
  своей греховной природе и ее вожделениям.
 Человека, вера которого слаба, принимайте к себе,
 но не вступайте с ним в споры о его взглядах.
 Скажем, один верит, что можно есть всё,
 а другой, у кого вера слаба, ест одни овощи.
 Тот, кто ест, пусть не презирает того, кто не ест.
 Тот, кто не ест, пусть не осуждает того, кто ест.
 Ведь Бог его принял!
 Кто ты такой, чтобы осуждать чужого слугу?!
 Его господин сам решит, стои́т тот или упал.
 Но он всё же будет стоять,
  потому что Господь властен поднять его.
 ...
 Итак, мы должны стремиться к тому,
 что несет нам мир и взаимную поддержку.
 Не разрушай ради пищи дело Бога.
 Есть можно всё, но плохо, если ты вводишь человека в грех
 пищей, которую ешь.
 Лучше не есть мяса и не пить вина,
  если этим ты вводишь брата в грех.
 Держи свои убеждения на этот счет про себя,
 пусть о них знает только Бог.
 Счастлив человек, который не осуждает себя,
 поступая по своим убеждениям.
 А если он сомневается, можно ли ему что-то есть,
  но всё же ест,
 он уже осужден, потому что поступает не по вере.
 А всё, что делается не по вере, есть грех.*
                    (Рим.13:8-14:4,19–23/@/)

* * *

*Смотри́те, не выставляйте напоказ своей набожности,
 чтобы привлечь внимание людей.
 Иначе вы не получите награды от своего Небесного Отца.
 Так вот, когда подаешь милостыню,
  не труби об этом во все трубы.
 Так делают в синагогах и на улицах святоши,
 для того чтобы люди осыпали их похвалами.
 Верно вам говорю, они сполна получают свою награду.
 А когда ты подаешь милостыню, пусть никто об этом не знает,
 чтобы помощь твоя совершалась втайне.
 И тогда твой Отец, видящий всё, что совершается тайно,
  вознаградит тебя.
 Когда молишься, не веди себя, как святоши.
 Они любят молиться в синагогах или стоя на перекрестке,
 чтобы все их видели.
 Верно вам говорю, они сполна получают свою награду.
 А ты, когда молишься,
  уйди в свою комнату, закрой за собой дверь
 и помолись своему Отцу, который здесь с тобой незримо.
 И тогда твой Отец, видящий всё, что совершается тайно,
  вознаградит тебя.
 Когда мо́литесь, не бубните, как язычники.
 Они думают, чем больше слов в молитве,
  тем скорее их услышит Бог.
 Не уподобляйтесь им!
 Ведь ваш Отец знает, что вам нужно,
  прежде чем вы Его попросите.
 А вы моли́тесь так:
  Отец наш на Небесах!
  Пусть прославится Твое имя,
  пусть придет Твое Царство,
  пусть исполнится и на земле воля Твоя,
  как на Небе.
  Дай нам сегодня насущный наш хлеб.
  И прости нам наши долги,
  как и мы прощаем
  тем, кто нам должен.
  Не подвергай нас испытанию,
  но защити нас от Злого.
 Если будете прощать людям их проступки,
 тогда и вам простит ваш Небесный Отец.
 А если не будете прощать людям,
 и Отец ваш не простит вам ваши проступки.
 Когда поститесь, не будьте угрюмы, как святоши.
 Они ходят с унылыми лицами, чтобы все видели: они постятся.
 Верно вам говорю, они сполна получают свою награду.
 А ты, когда постишься, причеши волосы и умой лицо,
 чтобы не знали люди, что ты постишься,
 а знал только Отец твой,
  который видит всё, что совершается тайно.
 Тогда Отец твой, который видит всё, что совершается тайно,
 вознаградит тебя.
 Не копи́те себе богатств на земле,
 где моль и ржавчина портят их
 и где воры, забравшись в дом, крадут.
 Вы же копи́те себе богатства на небе,
 где ни моль, ни ржавчина их не испортят
 и где воры, забравшись, не украдут.
 Ведь там, где богатство твое,
 будет и сердце твое.* (Мф.6:1–21/@@/)

********************************************* 

/@/ из апостольского чтения субботы и воскресное апост. чтение.
/@@/ евангельское чтение субботы и воскреснья.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3913.htm

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»