=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

  Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается! И тогда смутишься....
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

 

* 23 февраля 2020 г. ст.ст.,
  суббота 1-ой седмицы Великого Поста.
  литургические чтения: Евр.1:1-12; Мк.2:23-3:5.

 

* 24 февраля 2020 г. ст.ст., воскресенье 1-е Великого поста

  /Торжество Православия/.

  литургические чтения: Евр.11:24-26,30-12:2; Ин.1:43-51.

 

* 25 февраля 2020 г. ст.ст.,
  понедельник 2-й седмицы Великого поста.

 

 

 

к апостольскому чтению субботы:
 + В.Н.Кузнецова: Бог говорит через Сына

 

к евангельскому чтению субботы:
 + смысл заповеди о субботе (по тексту К.Барта)
    www.messia.ru/rasylka/007/1776.htm#0
    (+ссылки! здесь же - ссылки к апост. чтению)

 

 

 

 

 

Первое воскресенье Великого поста – это день Торжества Православия.

Торжество Православия в этот день, именно в этот день, понимается как торжество иконопочитателей над иконоборцами. Прошли годы, столетия, и с тех пор кое-что поменялось. Так что сегодня многие православные [даже] с трудом понимают, о чём собственно был спор. Потому что можно быть православным с иконами, можно быть православным без икон... Но святые отцы VII-го Вселенского собора понимали это. И некоторые сегодняшние православные, как и тогдашние православные – а надо напомнить, что отцы VII-го Вселенского собора почти наполовину состояли из бывших иконоборцев, – то есть многие православные люди и тогда говорили: какова цена вопроса? при чём здесь иконопочитание? ведь можно... Христос ведь духовен, и мы молимся Богу и поклоняемся и живем, икона здесь ни при чём, и если так настаивает Лев Исаврянин, можно и уступить ему. Другие же, понимая иконопочитание широко, говорили о том, что это не просто мы иконы защищаем, мы защищаем саму воплощенность Господа Бога, саму его изобразимость, само то, что Он не просто был материален, но и есть материален. Христос остаётся воплощённым, Христос остаётся частью человеческого естества, а потому материальность Его в этом мире обязательно должна быть. [Они говорили] о том, что есть две опасности: есть опасность: как и Бог, так и человек, может мыслиться слишком абстрактно, если Бога мы мыслим слишком абстрактно, то всё телесное, плотское, жизнь вся в целом, время, его течение, все события, кажутся излишним, кажутся мешающими абсолютной абстрактности, абсолютной духовности... И другое искушение, с которым, собственно, и боролся Лев Исаврянин с иконоборцами – это искушение идолопоклонства, когда Бог воспринимается как нечто конечное, ограниченное, завершенное, как и икона воспринимается не как символ Бога, а едва ли не как сам Бог. И вот в этой дилемме для нас прежде всего важно то, что и человек, как и Бог, не должен мыслиться слишком абстрактно. Защищая иконопочитание, мы защищаем икону Богочеловека {икону Бога – человека?}, и если в VIII-м веке больше мыслили об иконе Бога, и иконоборцы говорили о том, что нельзя изображать Бога, то сегодня важно подумать о защите иконы человека {иконы-человека?}. Человек не может быть пониматься слишком абстрактно! Когда мы говорим: "Человек – [это] звучит гордо", или когда мы говорим о том, что человек пал, или же мы говорим о том, что ближнего надо любить, то все эти обозначения не должны быть бестелесны, всё должно быть немножко более материально. Любить надо ближнего, т.е. того, кто совсем рядом. Тот, кто приключился в жизни бок о бок. И человек, о котором говорит Церковь, – это тот самый человек, сосед по подъезду, знакомый по работе, это тот человек, который есть у нас, и мы должны сохранять их иконы, их святой образ, который в нас может жить, может быть. В нашей душе должен быть маленький такой иконостасик людей, живых настоящих людей, которых мы повстречали на своём пути... И этот иконостасик нас и спасет... от той желчи и гнева, от того праведного негодования, которое всегда лежит после нашей души, всегда нами обладает.

Некогда протоиерей Александр Шмеман, прожив долгую и людям отданную жизнь, проведя последние 8 месяцев в больнице, написал в своем дневнике: "Как благодарен я Богу за тех людей, которых Он мне дал! Какие светлые люди! Какое прекрасное время, которое я прожил!" И о больничных палатах он пишет: какие замечательные здесь доктора́, медсёстры, и какое время в больнице прекрасно провел я! Написал он за две недели до своей смерти. И вот здесь очень важно понять: именно это спасает человека – не изощрённые попытки полюбить [абстрактного] негра, а нормальное и естественное стремление полюбить того, кто рядом, того, кто близко... И если человек соберет в себе этих людей, поблагодарит Бога за людей, которые Бог ему дал, за время, которое Бог ему дал, за силу и радость, которые Бог ему дал, и даже за скорби, которыми Бог его как каменщик отесал, как резчик, изваял из бесчувственного дерева, то это и будет защита подлинного иконопочитания Богочеловека!

протоиерей Вячеслав Рубский. Проповедь.
Расшифровка — редактора рассылки. ]

 


Аудиоверсия:


 

 

 +++ протоиерей  Алексаднр Мень:
     "Не смотри, человек, на грехи наши..." (+ ссылки)
 +++ он же о христианстве в VIII веке
 +++ священник Филипп Парфенов:
      Торжество и нищета Православия (+ ссылки)
 +++ митр. Сурожский Антоний:
      ожившие иконы. победа Божия над нами
       messia.ru/rasylka/010/2526.htm (+ ссылки)
 +++ Бог - иконоборец (Клайв Льюис, Питер Крифт)

      messia.ru/rasylka/009/2387.htm (+ ссылки)

 

к апостольскому чтению вс:
 + + + архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):
        забег, а не спокойное продвижение к цели
 + + + вера messia.ru/rasylka/008/2137.htm (+ссылки)
 + + + К.Барт: нонконформисты
        messia.ru/rasylka/007/1777.htm (+ссылки)
 + + + Яков Кротов: Символ веры: "Верую..."
             messia.ru/rasylka/010/2525.htm

 

 

К евангельскому чтению вс:
 + В.Н. Кузнецова: "Сын человеческий" (+ссылки)
 + о. Яков Кротов: "Торжество Православия" и Нафанаил
                  (+ ссылки к евангельскому чтению)

 + он же: "Как увидеть невидимого Бога?"

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Над насмешниками Он посмеется,    а кротким дарует милость.
 Мудрые обретут славу,          а глупцы погрязнут в позоре.
 Слушайте, сыновья, наставление отца,
                                  внимайте, набирайтесь ума.
 Ведь я учу вас добру,        не пренебрегайте наказом моим.
 Были отец с матерью и у меня,
                       был и я для них любимцем ненаглядным.
               Вот как отец поучал меня:
 сохрани в сердце мои слова,
                        соблюдай заветы мои – и будешь жить.
 Приобретай мудрость, обретай знание,
                не забывай и не отвергай того, что сказал я.
 Не покидай мудрости – и она сохранит тебя,
                              люби ее – и она обережет тебя.
 В чём начало мудрости? Обретай мудрость,
                       что бы ты ни копил, накопи разумение.
 Оцени мудрость – и она вознесет тебя,
                           прославит тебя, если обнимешь ее.
 Великолепный венок на главу возложит,
                                принесет тебе сияющий венец.
 Выслушай, сын, и прими мои слова –
                               и продлятся годы твоей жизни.
 Путь мудрости укажу тебе,          направлю дорогой прямой.
 Пойдешь – не собьется шаг,   если побежишь, не споткнешься.
 Держись этих правил, не отступайся,
                           храни их, ибо в них – твоя жизнь.
 На дорогу нечестивых не вступай,
                                  не следуй по пути злодеев:
 сверни с него, не ходи по нему,
                               пройди стороной, ступай мимо.
 Ведь им не спится, если не сотворили злодейства,
                 глаз они не сомкнут, если кого не погубили.
 Ведь питаются они злодейством, как хлебом,
                                   и пьют насилие, как вино.
 Путь благочестивых – как свет зари,
                        что разгорается ярче с приходом дня.
 А путь нечестивых – во мраке,
                              и неведомо им, где споткнутся.
 Сын, прислушайся к моим словам,
                               к речам моим будь внимателен.
 Да не ускользнут они от тебя,
                                сохрани их в глубине сердца.
 Ибо станут они жизнью для того, кто обрел их,
                                будут для плоти целительны.*
                                           (Пр.3:34-4:22/&/)

* * *

*Многократно и многообразно говоривший в прошлом
 с нашими отцами через пророков,
 Бог в эти последние дни говорил с нами через Сына.
 Ему Он отдал в наследие мир,
  с Его помощью сотворил всю вселенную.
 Сын есть сияние славы Бога и отпечаток самой Его сущности.
 Он управляет вселенной Своим могучим словом.
 Совершив очищение грехов,
 Он сел по правую руку Божественного величия в небесах,
 став настолько же выше ангелов,
 насколько имя, унаследованное Им, выше их имен.
 Потому что кому из ангелов сказал когда-либо Бог:
 "Ты - Мой Сын,
   сегодня Я стал Отцом Тебе"?!
 И еще:
 "Я буду Ему Отцом,
   а Он будет Мне Сыном".
 И опять же, когда Он приводит Своего Первенца Сына в мир,
   Он говорит:
 "Пусть Ему поклонятся все ангелы Божьи!"
 Об ангелах Бог говорит:
 "Он Себе назначает в вестники ветер
   и в слуги - пламя огня".
 О Сыне же Он говорит:
 "Престол Твой, о Боже, на веки веков.
   Жезлом справедливости
    правишь Ты в Царстве Своем.
  Ты праведность любишь, порок ненавидишь.
  И поэтому Бог Твой, о Боже,
   возвысил Тебя над сподвижниками,
    елеем восторга помазав Тебя".
 И еще Он говорит:
 "Это Ты, о Господь, изначально
   заложил основанья земли,
    небеса - это тоже дела Твоих рук.
  Погибнут они -
   но Ты остаешься.
  Они, как плащ, обветшают,
   Ты свернешь их, подобно одежде,
  переменишь, как плащ, их -
   они переменятся.
  Но Ты всегда тот же,
   и годам Твоим нет конца!"* (Евр.1:1-12/*/)

* * *

*Благодаря вере Моисей, став взрослым,
 отказался называться сыном дочери фараона.
 Он предпочел делить тяготы с народом Божьим
 вместо того, чтобы наслаждаться
  временными удовольствиями греха.
 Оскорбления, выпавшие на долю Помазанника Божьего,
 он счел богатством бо́льшим, чем сокровища Египта:
 ведь он устремлял свой взор к будущей награде.
 Благодаря вере он покинул Египет,
  не убоявшись царского гнева –
 он был стоек, как человек, видящий Невидимого.
 Благодаря вере он установил Пасху и окропление кровью,
 чтобы Ангел-Губитель не тронул первенцев израильтян. ...
 Но сто́ит ли продолжать?
 У меня не хватит времени рассказать
 о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде,
 а также о Самуиле и пророках.
 Благодаря вере они
  покоряли царства, вершили справедливость,
 добивались того, что обещал им Бог, усмиряли львов,
 гасили яростный огонь, спасались от острия меча,
 обретали силу после слабости, становились могучими в бою,
 разбивали войска чужеземцев.
 Женщины получали умерших детей воскресшими.
 Иных мучили до смерти,
 но они отказались от свободы,
 чтобы обрести воскресение в лучшей жизни.
 Другие же испытали на себе издевательства и побои,
 даже цепи и тюремные решетки.
 Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали мечами.
 Они скитались бездомные, одевались в овечьи и козьи шкуры,
 вели жизнь, полную лишений, гонений, страданий.
 Те, кого весь мир был недостоин,
 блуждали в пустынях, горах, пещерах и ущельях.
 Все они благодаря вере заслужили от Бога похвалу,
 но не получили обещанного.
 И это ради того,
 чтобы достичь совершенства они могли только вместе с нами,
 так как для нас Бог предусмотрел нечто лучшее.
 И раз вокруг нас такая тьма свидетелей,
 то нам надо снять с себя бремя цепкого греха
 и бежать предстоящий нам забег терпеливо и стойко,
 не сводя глаз с Зачинателя и Свершителя веры – Иисуса.
 Ради той радости, которая Ему предстояла,
 Он, пренебрегши позором, претерпел смерть на кресте
 и теперь сидит по правую руку от Престола Божьего.*
                          (Евр.11:24-28,32-12:2/**/)

*********************************************

/*/ апостольское чтение субботы.

/**/ апостольское чтение воскресенья.

/&/ новый перевод РБО (2000г.). чтение понедельника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3916.htm

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»