=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

* 31 марта 2020 г. ст.ст., понедельник Страстной седмицы.
  церковные чтения: на утрене: Мф.21:18-43;
            на преждеосв. лит.: Мф.24:3-35.

 

* 1 апреля 2020 г. ст.ст., вторник Страстной седмицы.
  церковные чтения: на утрене: Мф.22:15-23:39;
           на преждеосв. лит.: Мф.24:36-26:2.

 

 

 

 

 + Маркус Борг: вынесение обвинения Храму (+ссылки)
 + продолжение: споры Иисуса с властями. Что принадлежит кесарю, а что – Богу?

 

(пн) + священник Яков Кротов:
    Иисус гневался & бесплодие Израиля и нас & дела без веры
     (Мф.21:18-43 – на утрене)
       messia.ru/rasylka/009/2401.htm (+ссылки)

 

 

к чтениям вторника:
 + + + о. Яков Кротов:
        Сын человеческий как вор
(+ссылки)
 + + + он же: тому, у кого есть, дастся еще, и наоборот
 
+ + + митр. Сурожский Антоний: доверие и "таланты"
        messia.ru/rasylka/004/916.htm#0 (+ссылки)
 + + + он же: Притчи о Суде
 + + + В.Н.Кузнецова: Плач над Иерусалимом
        messia.ru/rasylka/006/1472.htm (+ссылки!)

 

 

 

> В православной ленте <Фейсбука> уже появляются традиционные (хотя и ослабленные актуальными болезненно-карантинными событиями) умилительные посты: «Се, мы входим в самые важные дни года, когда мы приобщаемся Христовым страстям и воскресению...» и т.п.

> Знаете, есть всё же какая-то фальшь во всём этом. Особенно в нынешнем году при постоянном клиросном чтении Постной Триоди меня не оставляло это чувство. Условно говоря, вся Триодь состоит из двух мыслей. До Страстной седмицы — «Господи, дай нам пощением и прочим воздержанием подготовиться к тому, чтобы поучаствовать в Твоих страстях и воскресении». Это звучит каждый день неопустительно, особенно в трипеснцах и стихирах на вечерни. Вот пример — экзапостиларий Недели крестопоклонной:

> «Крест Христо́в честны́й днесь предложе́нный ви́девше, поклони́мся и ве́рно возвесели́мся, облобыза́юще любо́вию, на сем во́лею распе́ншагося прося́ще Го́спода, сподо́бити всех нас и Кресту́ честно́му поклони́тися, и дости́гнути Воскресе́ние неосужде́нно».

> То есть: мы сейчас, Господи, промежуточно тебе кланяемся, а Ты дай нам уж как следует поклониться на Страстной, достойно допостившись до неё.

> Вторая мысль Триоди — на Страстной неделе: «вот иудеи, Тебя распявшие, Господи,  плохие, а мы хорошие». Пример — только что на Всенощной я прочитал в каноне:

> «Прежде воспевше с ветвями в руках, затем с дрекольем схватили Христа Бога неблагодарные Иудеи. Мы же, верою непреложною всегда почитающе Тебя, яко Благодетеля, всегда восклицаем: благословен еси, Грядущий Адама воззвати» (ипакои по 3-й песне, <перевод на русский>).

> Вторая мысль («они — и мы») очевидна и примитивна, её и разбирать не надо. А вот первая — яркий пример кардинальной дезориентации христианина и извращения церковной дидактики (педагогики). Страсти и воскресение Христовы убираются из нашей повседневной внутренней жизни и переносятся во внешний календарь. На протяжении сорока дней эта мысль ежедневно прямо вдалбливается в наши головы. К страстям и воскресению Христа мы должны подойти и подготовиться внешним образом; они и расположены вовне, в особом сакральном времени. Не внутри они у нас; не внутренне, повседневно «мы должны следовать стопам Его» (1Петра, 2,21), а исключительно в рамках богослужебного цикла, и только строем, все вместе, одинаково, без какой бы то ни было вариативности (Рим., гл. 14), наоборот, с угрозой санкций (многочисленные каноны про «нарушения поста»)... Спрашивается, а в прочие части года страсти и воскресение Христа к нам уже не имеют отношения? Мы уже не должны им соответствовать? Встреча и пребывание со Христом — только по расписанию, и всей казармой?

> Я бы не ставил так вопрос, если бы это была всего лишь одна из многих интенций, один из многих вариантов церковно-богослужебного назидания. Если бы наряду с этой внешне-дисциплинарной стороной христианину от лица Церкви с равной (а то и с большей) степенью убедительности говорилось о том, что Христос  с нами во все дни до скончания века (Мф.28), что Его страсти и воскресение — наше внутреннее «достояние» в зависимости от нашего состояния; что мы приобщаемся страстям и воскресению Христа ежедневно, ежечасно, в глубине нашего сердца — омываем и исцеляем Его страстями, как «мёртвой водой» в русских сказках, наши грехи и немощи, и воскресаем Его воскресением к евангельской жизни здесь и сейчас, прежде всего внутри себя, и затем, как следствие, во всех проявлениях нашей жизни: личной, семейной, церковной, общественной. Но всё дело в том, что об этом Триодь не говорит. Как я уже отметил, она в большинстве своём (разумеется, есть в Триоди и горстка прекрасных песнопений, но именно горстка) проводит две названные мною мысли.

> И это всё гораздо серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. Дело даже не в том, что перед нами предстаёт довольно куцая и очень односторонняя церковная педагогика. Главное — это возвращение («протаскивание», я бы сказал) в Христову Церковь общерелигиозной «выделенности» (в данном случае — выделенности «особого времени»), то есть внешней сакральной ритуальности, которую Христос решительно и всесторонне отменил (и заплатил за это распятием на кресте, между прочим). Во Христе нет ни особого сакрального времени, ни особого сакрального места, ни особых ритуальных действий. Всё сакральное перемещено в сердце человека (Ин.4,21.23) и в повседневность. То есть, в конце концов, перед нами — подмена Христова благовествования обычной падшей общерелигиозностью.

> Разумеется, я вовсе не призываю отменять Постную Триодь или «ломать» церковные службы. Пусть будут, они ведь действительно многим нужны. Но только всё должно быть на своём месте. Просто необходимо спокойно понимать: богослужения Постной Триоди — византийское литературно-ритуальное человеческое творчество, и не более того. Это исторически почтенная, для многих важная, радующая, утешающая, — но не более чем подпорка для церковно-духовной жизни, и отнюдь не само богообщение, возвещаемое Новым Заветом. Жить подпоркой нельзя, принимать её за цель и смысл церковной жизни — нельзя.

> ...Вот такие мысли после Всенощной на Вход Господень в Иерусалим.

игумен Петр Мещеринов. Из Фейсбука, 11.IV.20 ]

 

 

 

о проведении Страстной Седмицы
+++ о. Александр Мень

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

 

---------------------------------------------

*Иисус сказал:
 "Смотрите, чтобы вас не ввели в обман!
  Многие будут приходить под Моим именем
  и говорить:
  "Я – Помазанник Божий!" –
  и многих введут в обман.
  Вы услышите о ближних и дальних войнах –
  смотрите, не пугайтесь!
  Так и должно быть,
  но это еще не конец.
  Восстанет народ на народ
  и царство на царство,
  будет голод и землетрясения во многих местах,
  но всё это только родовые схватки.
  Будут тогда вас мучить и убивать,
  и все народы из-за Меня вас будут ненавидеть.
  Многие тогда откажутся от веры
  и будут друг друга предавать и ненавидеть.
  Много лжепророков явятся в те времена
  и многих введут в обман.
  Из-за того что умножится зло,
  у многих остынет любовь.
  Но кто выдержит до конца,
  будет спасен.
  Но прежде по всей вселенной
  возвестят эту Весть о Царстве,
  чтобы услышали ее все народы –
  и только тогда наступит конец.
  Когда увидите "кощунственную мерзость",
  стоящую в "месте святом",
  о которой сказал пророк Даниил
  (пусть тот, кто читает, поймет!),
  тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы,
  кто на крыше, пусть ни за чем не спускается в дом,
  кто будет в поле, пусть домой не идет за плащом. ...
  Если вам скажут тогда:
  "Смотри, вот Помазанник!" или "Вон Он!" –
  не верьте!
  Потому что явятся лжепомазанники и лжепророки,
  явят великие знаки и чудеса,
  чтобы, если удастся, ввести в обман
  даже избранных.
  Слышите, Я всё вам сказал заранее.
  Так вот, если скажут:
  "Смотри, Он в пустыне!" –
  не ходите туда,
  или: "Смотри, Он скрывается здесь, в этом доме" –
  не верьте.
  Словно молния, что рассекает
  всё небо с востока до запада, –
  таким будет возвращение Сына человеческого.
  Где будет труп, туда соберутся стервятники.
  И тотчас, после скорби тех дней
  "солнце померкнет,
  луна не даст света,
  звёзды падут с небес
  и сотрясутся небесные силы".
  Тогда появится на небе знак Сына человеческого,
  и зарыдают в отчаянии все народы земли,
  увидев, что Сын человеческий
  идет на облаках небесных
  с великой силою и славою.
  Он пошлет Своих ангелов с могучей трубой
  с четырех концов света –
  от края небес и до края небес –
  собрать Своих избранных.
  Пусть вам примером будет смоковница:
  когда ветвь ее набухает и распускаются листья,
  знаете вы, что близко лето.
  Так и вы:
  увидев всё это, знайте:
  Он близко, у самых дверей!
  Верно вам говорю:
  поколение это еще не сменится,
  как всё уже сбудется.
  Небо и земля пройдут бесследно,
  но слова Мои не пройдут!"* (Мф.24:4-18,23-35/+/)

* * *

*С любовью, братия, примем Жениха,
           приготовим свои светильники,
                    добродетелями сияя и правой верою,
 чтобы нам, как разумным Господним девам,
          быть готовыми войти с Ним на брачные торжества,
 ибо подает Жених, как Бог, / в дар всем венец нетленный.*
*Совещание беззаконное против Тебя, Спаситель,
           священники и книжники коварно по зависти собрав,
                     подвигли Иуду на предательство;
 потому он, отправился бесстыдно
          и говорил о Тебе беззаконным людям:
 "Что вы мне", – он сказал, – "дадите,
            и я вам предам Его в руки ваши?"
  От осуждения, его постигшего,
          избавь, Господи, души наши!*
*О часе конца помысли, душа,
          и участи срубленной смоковницы убоявшись,
 над данным тебе талантом потрудись, несчастная,
          бодрствуя и взывая:
 "Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"*
*Что в нерадении пребываешь, / душа моя несчастная?
 Что не вовремя мечтаешь в заботах о бесполезном?
           Что занимаешься бесследно утекающим?
 Последний час отныне наступил,
           и предстоит нам со всем здешним разлучиться.
 Доколе имеешь время, отрезвись, взывая:
           "Согрешила я пред Тобою, Спаситель мой,
           не сруби меня как бесплодную смоковницу,
 но как милосердный, Господи,
          пожалей со страхом восклицающую:
 Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"*
*"Бодрствуйте", – сказал Ты, Благой, ученикам, –
           "ибо не знаете, в который час придет Господь –
                    воздать каждому!"
  При втором Твоем страшном пришествии, Владыка,
            сопричти меня к овцам, справа от Тебя стоящим,
                      презрев множество моих согрешений.*
*Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным,
           но одежды не имею, чтобы войти в него.
 Сделай светлым одеяние души моей,
          Податель света, и спаси меня.*
*В светлый сонм святых Твоих / как войду я, недостойный?
 Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, –
 одежда меня обличает, ибо не в такой идут на брак,
 и, связанный, изгнан буду Ангелами.
 Очисти, Господи, скверну души моей
          и спаси меня, как Человеколюбец.*
*От душевного нерадения задремав,
           не приобрел я, Жених мой, Христе,
                     светильника, горящего добродетелями,
 и уподобился девицам неразумным, / во время работы мечтая.
 Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка,
           но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни,
 и с разумными девами введи в Твой брачный чертог,
 где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно:
           "Господи, слава Тебе!"*
*Об осуждении сокрывшего талант услышав, душа,
           не скрывай слова Божия,
 возвещай чудеса Его, / чтобы, умножив благодатный дар,
           войти тебе в радость Господа Твоего.*
*Придите, верные, / потрудимся усердно для Владыки,
           ибо Он подает рабам Своим богатство;
 и каждый соразмерно да преумножит благодати талант:
           один мудрость да употребляет на добрые дела,
           а другой служение просвещения да совершает.
 Да приобщает же верный / к слову Божию непосвященного,
 и да раздает богатство бедным иной:
           ведь так мы взаймы нам данное преумножим,
 и как верные распорядители благодати
           радости со своим Владыкой удостоимся.
 Ее и нас сподоби, Христе Боже, / как Человеколюбец.*
*Жених, цветущий красотою более всех людей,
           призвавший нас на пиршество духовное
                    брачного чертога Твоего!
 Безобразный облик мой в одежде согрешений совлеки
           участием в Твоих страданиях
 и, славы одеянием украсив,
           красоты Твоей сотрапезником сияющим меня яви
                     в Твоем Царстве, как Милосердный!*
*Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант.
 Со страхом дар прими,
          отдай в рост для Давшего тебе,
 раздай нищим и приобрети этим друга в Господе,
 чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе,
           и услышать блаженный глас:
                     "Войди, раб, в радость Господа Твоего!"
 Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего,
           по великой Твоей милости.*
                      (Из богослужения Великого Вторника/*/)

*********************************************

/+/ из чтения понедельника.
/*/ перевод: иером. Амвросий (Тимрот) (с изменениями).

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3934.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»