=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

* 2 апреля 2020 г. ст.ст., среда Страстной седмицы.
  церковные чтения: на утрене: Ин.12:17-50;
            на преждеосв. лит.: Мф.26:6-16.

 

* 3 апреля 2020 г. ст.ст., Великий Четверг.
  Воспоминание Тайной Вечери.
  литургические чтения: 1Кор.11:23-32;
  Мф.26:1-20; Ин.13:3-17; Мф.26:21-39; Лк.22:43-45; Мф.26:40-27:2.

 

 

С праздником!

 

 

 

 

к чтениям среды:
+++ Маркус Борг: Самая важная из всех историй. Предатель
+++ прот. Вячеслав Рубский об Иуде (аудио)
+++ архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):
     Зачем Церковь проклинает Иуду?
+++ "Вот, Жених приходит в полночь..."
+++ св. Ефрем Сирин: о грешнице, помазавшей Господа миром
              messia.ru/rasylka/011/2675.htm#B (+ссылки!)
+++ священник Федор Людоговский, Ольга Седакова.
     Стихира Великой среды: почему вспоминают про Магдалину?

 

 

 

 

 

 

> *. <...> установил ли Иисус таинство евхаристии на Тайной Вечере?

> Существует нормативное христианское учение, что евхаристия была установлена Христом (...) на Тайной Вечере; для католиков это учение было утверждено на Тридентском соборе. Хотя, опять же, никто не обязан считать, что, сидя на Тайной Вечере, Иисус предвидел всё развившееся позже из Его слов о хлебе и вине, которые Он объявил Своими телом и кровью. Никто не обязан думать, что Он предвидел литургическое развитие, полноту практики христианской евхаристии или что Он мог говорить о пресуществлении.

> Интересно заметить, что только в двух из четырех упоминаний о евхаристических словах на Тайной Вечери мы слышим: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19; 1Кор.11:24,25); эти слова отсутствуют у Марка и Матфея. Весьма уважаемый и осторожный исследователь, доминиканец П.Бенуа, задался вопросом, могли ли эти слова быть богослужебным указанием, включенным в известную Луке и Павлу литургию, для выражения мысли, что эта евхаристия совершалась в соответствии с замыслом Иисуса. В такой интерпретации слова́ «сие творите в Мое воспоминание» будут этапом развития евангельской вести, относящимся ко второй стадии развития предания <...>. Но и без обращения к этой теории я бы указал на сходство между установлением таинств и основанием Церкви. Утверждение, что и то, и другое являются деяниями Христа совершенно обоснованно, но оно не означает детального предвидения Иисусом всего произошедшего впоследствии. Святой Дух направлял развитие и являл то, что действительно соответствовало замыслу Иисуса.

<.....>

> *. <...> Каким образом христиане пришли к совершению евхаристических трапез и что эти трапезы значили для них?

> <..> в различных новозаветных Писаниях подчеркивались разные аспекты евхаристии. Выше (*), я упоминал традиционное христианское учение об установлении евхаристии на Тайной Вечере, учение, смысл которого в том, что евхаристия действительно соответствует смыслу слов Иисуса на той вечере: хлеб и вино — это Его тело и кровь. И, разумеется, это было очевидно уже для раннего христианства, потому что в 1Кор.11:23-26 Павел упоминает о евхаристии (его единственное упоминание о ней) исключительно в связи с ночью, когда Иисус был предан, и указывает на действие, которое ассоциируют Евангелия с Тайной Вечерей. Согласно пониманию Павла, каждый раз, совершая евхаристию, христиане вспоминают смерть Господню, «доколе Он придет». Заметьте: это не просто воспоминание или ре-презентация смерти Господа (какого-то минувшего события, в котором нам дано участвовать, хотя для Павла существует крещение «в смерть Господню»), но предвкушение чего-то будущего. Ударение на грядущем пришествии Господа могло появиться в евхаристии очень рано. Когда Иисус придет вновь, христиане будут участвовать в небесном пире. Действительно, они могли воспринимать Христа как окончательно пришедшего в евхаристии. В Кумранской общине на символическом пире было принято оставлять свободным место для Мессии на случай, если Бог явит его во время вкушения пищи. Я обращаю ваше внимание, что <эсхатологический> аспект евхаристии представлен в католической мессе как часть провозглашения таинства веры после освящения хлеба и вина, поскольку три из четырех ответов народа упоминают будущее пришествие Господа.

> *. Как быть с Евангелием от Иоанна? В нём отсутствует упоминание о евхаристии на Тайной Вечере.

> Вы правы! И это несколько странно, поскольку повествование Иоанна о Тайной Вечере является самым обстоятельным. В свете того факта, что евхаристические действия Иисуса вечером накануне Его смерти Павел называет известным преданием, молчание Иоанна может быть вызвано сознательным желанием связать евхаристию с другим, более ранним периодом служения Иисуса, без необходимого отрицания ее связи с Тайной Вечерей.

> Когда мы рассматриваем евхаристию исключительно в контексте Тайной Вечери, она становится чем-то таким, что Иисус совершил только перед тем, как умереть, в самом конце Своей жизни. Таким образом, это контрастирует с Его обычным служением через проповедь и чудесные знамения, сотворенные для помощи <людям и их исцеления>. Но Иоанн движется в противоположном направлении, связывая евхаристические слова не с особенным и исключительным действием в конце жизни Иисуса, а с умножением хлебов — знамением, данным во время Его служения. Иисус накормил хлебом множество людей, чтобы подкрепить их. Если бы толпа поняла Иисуса, то это подкрепление, хоть и физическое, имело бы главным образом не физический смысл. Хлеб был символом хлеба духовного, который поддерживает божественную жизнь, подаваемую в крещении. У Иоанна в 6-й главе, Иисус, <.> подчеркнув значение Своего откровения — небесного хлеба, — как пищи, делает акцент на питательной ценности Своих плоти и крови, как это выражено евхаристическим языком Иоанна. Таким образом, именно Иоанну мы главным образом обязаны восприятию евхаристии как пищи — пищи вечной жизни.

> Говоря о евхаристических мотивах, помимо Тайной Вечери, вероятно, следует сказать о том, что в некоторых текстах Нового Завета существует связь между евхаристическим преломлением хлеба и явлениями воскресшего Иисуса на трапезах, где Он преломляет хлеб. Несомненно, намек на это можно увидеть в Лк.24:35, где два ученика по дороге в Эммаус узнали Иисуса во время преломления хлеба. Таким образом делается акцент на реальном присутствии Иисуса. В конечном счете, в христианском богословии, именно воскресший Иисус присутствует в евхаристии, точно так же, как воскресший Иисус присутствовал, когда ученики преломляли хлеб. Я не утверждаю, что эти трапезы после воскресения были евхаристическими; я говорю, что, размышляя о присутствии Иисуса на них, христиане могут понять очень важный аспект евхаристического богословия. Таким образом, все три трапезы (Тайная Вечеря, умножение хлебов и вкушение пищи после воскресения) оставили свой след в христианском осмыслении евхаристии. Трудно сказать, какой из этих элементов был самым ранним.

> <...> Сразу же после воскресения Иисуса у христиан не было полной картины всех аспектов крещения и евхаристии, независимо от того, как скоро они начали совершать эти действия. Лишь спустя некоторое время, благодаря действию Святого Духа, они открыли для себя разнообразные богатства, в которых они узнали дары Христа.

Рэймонд Браун. Из кн. "101 вопрос и ответ о Библии"
// К.: Дух i лiтера, 2016. (80,84,85) ]

 

 

 + + + Л.Буйе: священная трапеза (+ссылки)
 + + + о. Александр Шмеман: Последняя схватка
        (+ ссылки, в т.ч. к др. дням Страстной недели)
 + + + игумен Евмений (Перистый): Правда Божия и правда человеческая (+ссылки)  messia.ru/rasylka/007/1812.htm

 

 

о проведении Страстной Седмицы
+++ о. Александр Мень

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

 

---------------------------------------------

*Блудница приступила к Тебе,
 мvро со слезами изливая на ноги Твои, Человеколюбец,
 и от смрада зол избавляется повелением Твоим!
 Дышавший же благодатию Твоею ученик неблагодарный,
 ее отвергает и нечистотою покрывается,
 по сребролюбию продавая Тебя.
 Слава, Христе, милосердию Твоему!*
*Больше чем блудница беззаконий совершив,
 слез потоков я Тебе вовсе не принес;
 но в безмолвной мольбе припадаю к Тебе, Благой,
 с любовью целуя пречистые ноги Твои,
 дабы Ты даровал мне, как Владыка, прощение долгов,
 взывающему Тебе, Спаситель:
 "От дел моих нечистых меня избавь!"*
*Прежде распутная женщина / внезапно целомудренной явилась,
 возненавидев дела постыдного греха
  и наслаждения телесные,
 в уме имея великий стыд / и суд с последующим наказанием,
 которому блудники и распутные подвергнутся.
 Я являюсь первым из их числа,
 и, хотя страшусь, / но держусь порочного обычая, безумный.
 Блудная же жена, убоявшись
  и приложив старание, скоро пришла,
 взывая ко Искупителю:
 "Человеколюбивый и Милосердный,
  от дел моих нечистых меня избавь!"*
*Оказавшись неблагодарным / и коварным завистником,
 лукавый Иуда оценивает дар, достойный Бога,
 ради которого был отпущен долг грехов,
 торгуя боголюбезной благодатью.
 Пощади души наши, Христе Боже, / и спаси нас!*
                          (Из богослужения Великой Среды/*/)

* * *

*Будучи Господом и Создателем всего,
 Бог бесстрастный, сделавшись нищим,
  создание с Собой соединил,
 и, Сам являясь Пасхой,
 тем, за кого собирался умереть,
 Себя в снедь заранее предлагал,
 взывая: "Вкусите тело Мое / и верою утвердитесь!"
  Спасительной для всего рода смертного,
  напоил Ты, Благой, Своих учеников
  собственною чашей, наполнив её веселием;
  ибо Ты Сам над Собою священнодействуешь,
  взывая: "Пейте кровь Мою, / и верою утвердитесь!"*
*Держащая неудержимую / и возвышенную в воздухе воду,
 усмиряющая бездны и укрощающая моря
 Премудрость Божия воду в умывальницу вливает
 и Владыка омывает ноги рабов.
  Ученикам подает / Владыка пример смирения;
  и Облекающий облаками небо / полотенцем опоясывается,
  и преклоняет колена, чтобы омыть ноги рабов,
  Тот, в Чьей руке дыхание / всего существующего.*
 *К таинственной трапезе / все со страхом приблизившись,
  чистыми душами примем хлеб, / оставаясь вместе с Владыкой,
  чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников
   и отирает полотенцем,
  и сделать так, как мы увидели,
  друг другу покоряясь / и друг другу ноги омывая, -
  ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал;
  но не услышал Иуда, / раб и коварный лжец.*
*Агнец, о Котором провозгласил Исаия,
 добровольно идет на заклание
 и спину отдает на раны, щеки на удары,
 лица же не отвращает от позора оплеваний
 и осуждается на бесчестную смерть.
 Безгрешный всё принимает добровольно,
 чтобы всем даровать воскресение из мертвых.*
                      (Из богослужения Великого Четверга/*/)

*********************************************

/*/ перевод: иером. Амвросий (Тимрот) (с изменениями).

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3935.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»