=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

* 5 апреля 2020 г. ст.ст.,

  Великая Суббота - Схождение Христа во ад.
  литургические чтения: Рим.6:3-11; Мф.28:1-20.

 

 

 

 

 

 

> Песнь приношения в Великую субботу:

> Греческий оригинал

> Церковнославянский перевод
> Перевод Ольги Седаковой

> Σιγησάτω πᾶσα σάρξ βροτεία,
> καὶ στήτω μετὰ φόβου καὶ τρόμου,
> καὶ μηδὲν γήϊνον ἐν ἑαυτῇ λογιζέσθω·
> ὁ γὰρ Βασιλευς τῶν βασιλευόντων,
> καὶ Κύριος τῶν κυριευόντων,
> προσέρχεται σφαγιασθῆναι,
> καὶ δοθῆναι εἰς βρῶσιν τοῖς πιστοῖς·

> προηγοῦνται δὲ τούτου,
> οἱ χοροὶ τῶν Ἀγγέλων,
> μετὰ πάσης ἀρχῆς καὶ ἐξουσίας,
> τὰ πολυόμματα Χερουβίμ,
> καὶ τὰ ἑξαπτέρυγα Σεραφίμ,
> τὰς ὄψεις καλύπτοντα,
> καὶ βοῶντα τὸν ὕμνον·
> Ἀλληλούϊα, Ἀλληλούϊα, Ἀλληλούϊα.

> Да молчит всякая плоть человеча,
> и да стои́т со страхом и трепетом,
> и ничтоже земное в себе да помышляет:
> Царь бо царствующих,
> и Господь господствующих,
> приходит заклатися
> и датися в снедь верным.

> Предходят же Сему лицы Ангельстии
> со всяким Началом и Властию,
> многоочитии Херувими,
> и шестокрилатии Серафими,
> ли́ца закрывающе, и вопиюще песнь:
> аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

> Да молчит всякая плоть человеческая
> и да стои́т со страхом и трепетом
> и ни о чём земном в себе не помышляет:
> ибо Царь царствующих
> и Господь господствующих
> идет на заклание
> отдать Себя в пищу верным.

> Предваряют Его сонмы Ангелов
> со всеми Началами и Властями1:
> многоочитые Херувимы
> и шестикрылые Серафимы,
> закрывая ли́ца свои и воспевая песнь:
> Аллилуиа, аллилуия, аллилуия.

1 Этот стих μετὰ πάσης ἀρχῆς καὶ ἐξουσίας допускает двойное чтение: можно понять его как именования двух ангельских чинов небесной иерархии (наш вариант перевода) – или, «со строчной буквы», как описание ангельских сонмов «со всяким их начальством и властью», как переводит иеромонах Амвросий (Тимрот).

> <a.> Великая суббота – единственная постовая суббота в году

> В Великую субботу литургия Василия Великого (последняя в году – следующая будет лишь в Рождественский сочельник) соединяется с вечерней. И хотя у нас по сложившемуся обычаю эта служба ради удобства совершается утром, но само ее соединение с вечерней очевидным образом указывает на то, что время, определенное для нее уставом, – вечер (по указанию Типикона, вечерня должна начаться «о часе десятом дне» – т.е. за два часа до захода солнца). Таким образом, пост (т. е. полное воздержание от пищи) предписывается в этот день вплоть до момента причащения. Такого не бывает ни в какую другую субботу в течение всего года (в том числе и Великим постом): Великая суббота – единственная постовая (в богослужебном отношении) суббота в году.

> Литургия начинается с чтения апостольского послания, которое следует за 15 ветхозаветными чтениями (ими заканчивается вечерня) и малой ектеньей. Дальше читается Евангелие и, в целом, следует обычное последование литургии свт. Василия Великого. Конечно, есть и особенности. Одна из них – пение вместо Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!») другого песнопения, слова которого заимствованы из послания апостола Павла к Галатам (3:27): «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия!» – т.е. «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (оделись)». Эти слова поются здесь потому, что в древней Церкви в Великую субботу, накануне Пасхи, совершалось крещение оглашенных.

> Еще одна особенность литургии Великой субботы – песнь приношения. Если на более привычной нам литургии свт. Иоанна Златоуста (а равно и на Василиевой литургии в воскресенья Великого поста) во время великого входа поется Херувимская («Иже херувимы тайно образующе…»), то на Страстной мы слышим иные песнопения. В Великий четверг во время великого входа поется «Вечери Твоея тайныя днесь…» (дважды до поминовения Патриарха и предстоящих и еще один раз после). В Великую же субботу звучит песнопение, которое приведено выше – «Да молчит всякая плоть человеча…»

 

> <b.> Вся эта песнь – виде́ние в словах
> Sub specie poeticae*

> Среди трех Песней приношения (или песнопений Входа) – «Иже Херувимы», «Ныне Силы небесныя» и «Да молчит всякая плоть» – это, звучащее единственный раз в году, на литургии Великой Субботы, самое трепетное и самое «небесное». Первые же его слова требуют от «смертной плоти», от всего «земного и человеческого» крайнего отрешения – в сознании собственной плотскости, смертности. «Херувимская» сближает небесное и плотское: мы, смертные люди, в своем служении несем образы Херувимов. В «Ныне Силы небесные» два эти служения – человеческое, видимое, и ангельское, невидимое – стоят рядом: «С нами невидимо служат». Здесь служат только Силы небесные, а смертные молча, «со страхом и трепетом» (это библейское выражение обычно появляется в эпизодах богоявления, близости Бога) созерцают происходящее. Речь в Песни ведется не в первом множественном лице (местоимение «мы» из двух других Песен здесь отсутствует), а как бы «свыше».

> Мы говорили, что «плоть» на библейском языке может означать всё человеческое существо («да будут два во плоть едину», Быт.2,24; Мф.19,5 – то есть, двое станут одним существом). Плоть, кроме того, может означать и всякое сотворенное одушевленное существо. Греческое βροτεία означает «человеческая» в особом аспекте: «смертное», в противоположность божественному. Первый стих Песни, таким образом, можно перевести и так: «Да молчит всякий смертный человек». Он, смертный, становится свидетелем добровольной смерти бессмертного.

> Все три Песни приношения говорят о том, что на литургии совершается невидимо для человеческих глаз: о входе Царя Небесного в окружении ангельских сил. Этот вход исполняет древние пророческие слова псалма: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы» (Пс.23,9-10). Ближе всего цитирует эти стихи песнь «Ныне Силы небесные». Но реальное «осязаемое» ощущение таинственного Входа мы чувствуем в словах этого песнопения, «Да молчит всякая плоть».

> Итак, человеческому миру в трех этих песнопениях Входа отводится разная роль. В «Херувимской» участники призываются «таинственно изобразить Херувимов», вместе с ними «воспевать песнь Пресвятой Троице» и принять Царя – победителя; в «Силах небесных» люди «служат вместе с ангелами», но о пении уже ничего не говорится. Нынешняя песнь начинает с того, что призывает молчать «всякую плоть человеческую» и стоять в «страхе и трепете», ничего земного в себе не помышляя. Участники литургии здесь – свидетели таинства, невидимого шествия Небесных сил к совершению Жертвы, напоминающего о пророческих видениях. Эта Песнь приношения говорит не о моменте победы и триумфа: Принесение Жертвы здесь еще предстоит: Царь царствующих идет, чтобы принести ее, отдать Себя на заклание и – переводя буквально – на съедение верным. Ангельские силы, которые в других песнопениях «сопровождают Его», здесь идут перед Ним. Замыкает шествие Сам Господь.

> «Царь всех» из «Херувимской», «Царь славы» из «Сил небесных» здесь именуется еще торжественнее: «Царь царствующих, Господь господствующих». Этот оборот, характерный библейский гебраизм (типа «небо небес»), как бы превосходная степень существительного («самое небесное небо», «самый царствующий царь»), здесь звучит еще и как напоминание о том, что над всякой земной (человеческой, смертной, плотской) властью есть Власть небесная.

> Ангельские силы перечислены по именам: из девяти ангельских чинов названы пять, и последними – ближайшие к Богу «многоочитые Херувимы» и «шестикрылые Серафимы» из виде́ния пророка Исаии (Ис.6,2-3). Вся эта песнь – как виде́ние в словах.

священник Феодор Людоговский (a), Ольга Седакова (b).
«Да молчит всяка плоть человеча»: тайна Великой Субботы 
ср.: О.Седакова. К поэтике литургической поэзии. Да молчит всякая плоть. Песнь приношения в Великую Субботу ]

* "c точки зрения поэтики" (лат.) (Прим. ред. рассылки.)

 

 

 

+ + + В.Н.Кузнецова: "Он отправился проповедовать духам в темнице"
                                                         (+ссылки)
+ + + тайна Великой субботы (Патриарх Варфоломей и др.)
               messia.ru/rasylka/009/2404.htm (+ссылки)
+ + + митр. Сурожский Антоний:
       Христос потерял Бога – из солидарности с человеком...
                     messia.ru/rasylka/004/760.htm (+ссылки)
+ + + прот. Александр Шмеман: благословенная суббота
            messia.ru/rasylka/008/2176.htm (+ссылки)

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

 

---------------------------------------------

*Мы для греха умерли! Разве мы сможем и дальше жить в грехе?
 Или вы забыли, что, когда мы крестились,
 чтобы соединиться с Христом Иисусом,
 мы тем самым разделили Его смерть: крещением  -
 соучастием в смерти  -  мы погребли себя с Ним. И теперь,
 подобно Христу, поднятому из мертвых величием славы Отца,
 мы тоже сможем жить новой жизнью.
 И если мы умерли такой же смертью, как и Он,
  и тем соединились с Ним,
 то и воскреснем, подобно Ему. Мы знаем,
 что прежний человек в нас умер вместе с Ним на кресте,
 чтобы наша греховная сущность лишилась силы,
 чтобы мы перестали быть рабами греха.
 Ведь умерший освобождается от греха.
 Мы верим, что, раз мы умерли с Христом,
  то и жить будем с Ним.
 Мы знаем, что Христос, поднятый из мертвых, уже не умрет,
 смерть над Ним уже не властна. Он однажды умер -
 и для греха Он мертв. Он теперь жив - и живет для Бога.
 Так и вы, соединясь с Христом Иисусом,
 считайте себя мертвыми для греха,
  но живыми для Бога.* (Рим.6:2-11/*/)

*********************************************

/*/ вкл. апост. чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3937.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»