=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

 

 

 

 

 

См. предыдущие части:
 В начале был Логос (о прологе Ин и ст.1)
 Логос – жизнь и свет (стт. 2-5)

 

> ПРОЛОГ <Ин> 1.1-18

>  1{}  Изначально был Тот, кто называется Словом.
>     Он был с Богом, и Он был Бог.
>  2     Он изначально был с Богом.
>  3     Через Него всё было сотворено,
>       ничто не было сотворено без Него.
>  4    Он был источником жизни,
>       и жизнь была светом для людей.
>  5    Свет сияет во тьме,
>       и тьма Его поглотить не смогла.
>  6/7 Был человек, посланный Богом, имя его Иоанн.Он пришел
>     для свидетельства – для  того, чтобы стать свидетелем света
> 8     и чтобы поверили все через него.Сам он не был светом,
>       но пришел для того, чтобы стать свидетелем света.
>  9     Это был истинный свет,
>       освещающий всякого,
>       кто рождается в мир.
> 10     Он был в мире,
>       но, хотя мир через Него сотворен,
>       мир Его не узнал.
> 11     Он пришел к своим,
>       но свои Его не приняли.
> 12     Тем же, кто принял Его,
>       Он даровал право быть детьми Бога.
>     Это те, кто верит в Него,
> 13     кто родился не от жара в крови,
>     не от плотской страсти,
>     не от мужского желания,
>       но от Бога.
> 14     И Тот, кто называется Словом,
>       стал человеком и жил среди нас.
>     Мы видели Его Божественное величие и силу –
>     Он получил их как единственный Сын у Отца, –
>       воплощение милости и истины.
> 15   Иоанн выступает Его свидетелем, он возвестил: «Это Тот,
>     о котором сказал я: “Следом за Мной идущий стал больше меня,
>     потому что был прежде меня”».
> 16     И мы все разделили Его богатство,
>       Он одарил нас бессчетно по Своей доброте.
> 17     Бог дал Закон через Моисея,
>       а милость и истина явлены через Иисуса Христа.
> 18    Никто никогда не видел Бога.
>     Только Бог – единственный Сын,
>       пребывающий рядом с Отцом, –
>     Он открыл нам Его.


> 1.1-2 Ин 17.5; 1Ин 1.1-2   1.1 Откр 19.13  
  1.3
Прем 9.1; Ин 1.10; 1
Кор 8.6; Кол 1.16-17   1.4 Ин 5.26   1.5 Ин 3.19
  1.6 Мф 3.1; Мк 1.4; Лк 
1.13,17,76; 3.1-2   1.8 Ин 1.20  
  1.9
1Ин 1.3; 2.8; 1Кор 8.6; Кол 1.16  
1.12 Гал 3.26
  1.13 Ин 3.3,5,6; Иак 1.18; 1Петр 1.23; 1Ин 3.9; 5.18  

  1.15
Мф 3.11; Мк 1.7; Ин 1.27   1.18 Мф 11.27


<.....>

> Ст. 9-13 – Эту строфу можно было бы назвать «Свет в мире».

> Ст. 9 – Это был истинный свет, освещающий всякого, кто рождается в мир – Свет назван истинным, чтобы еще раз отвергнуть возможные притязания других людей на этот титул. Освещающий – Хотя в христианской мысли это слово стало эпитетом, характеризующим крещение (ср. Евр 6.4), здесь оно употреблено в самом широком значении, и мысль очень близка к Прем 9.9-18, где Мудрость Бога, отождествленная со Святым Духом, названа источником Божественного откровения. Всех, кто рождается в мир – дословно: «всякого человека, приходящего в мир»; это привычное в те времена словосочетание, имеющее значение «все люди». Ср. 12.46. Но греческий текст позволяет по-другому понять этот стих: «Это был истинный свет, приходящий в мир, который освещает всякого человека». В первом случае смысловое ударение падает на событие Воплощения. А если принять второе истолкование, речь будет идти не только о Воплощении, но и обо всех откровениях, данных Богом для людей. Оба значения идеально подходят к данному контексту.

> Мир – В Евангелии от Иоанна мир означает не вселенную, но мир людей. Здесь это слово употреблено в нейтральном смысле, но дальше его смысл будет иногда разительно меняться. Ученые обратили внимание на то, что в первой половине Евангелия это слово чаще употребляется в нейтральном и даже в положительном смысле. Мир – это Божье творение, и Бог пожелал его спасти, послав туда Своего Сына (см. 3.16). Но во второй половине, по мере нарастания враждебности к Иисусу, слово чаще встречается как резко отрицательное понятие. Но было бы неверно сделать из этого вывод, что Бог отрекся от греховного человечества и обрек его на гибель. Ведь после воскресения Иисус посылает Своих учеников и поручает им миссию спасения: Он призывает их призвать людей к раскаянию, так что грехи тех, кто поверит, будут прощены (20.22).

> Ст. 10 – Он был в мире, но, хотя мир через Него сотворен, мир Его не узнал – Первая часть стиха повторяет ст. 9. Слово мир употреблено здесь три раза: два раза в том же значении, что и в ст. 9, но в третий раз мир обозначает падшее и пребывающее во тьме греха человечество, удалившееся от Бога и отдавшее себя во власть дьявола (ср. 12.31). Мир через Него сотворен – См. 1.3 и комментарий. Мир Его не узнал – В Библии глагол «не знать» подразумевает сознательное неповиновение Божьей воле, которое здесь выразилось в том, что мир отказался принять Иисуса и поверить в Него. А так как отказ подчиниться Богу есть главный грех, то евангелист с самого начала подчеркивает, что мир совершил такой грех.

> Ст. 11 – Он пришел к своим, но свои Его не приняли – Этот стих объясняет предыдущий. К своим – в греческом средний род множественного числа; средний род имеет больше обобщающей силы. Своими назван Израиль, в среде которого родился Иисус и который в Исходе (19.5) Бог именует Своим «драгоценным достоянием» (ср. также Рим 15.8). Действительно, с исторической точки зрения именно с Израилем Бог заключил Свой Договор и обещал ему Помазанника. В Евангелии от Матфея сам Иисус заявляет, что Он был послан только к потерянным овцам дома Израиля (15.24). Но некоторые комментаторы предполагают, что под «своими» следует понимать всё человечество. О том, что против Иисуса объединенным фронтом выступило всё человечество, см. Деян 4.25-27. Не приняли – то есть отказались принять, не поверили. Идея Мудрости, отверженной людьми, но признанной в Израиле, уже встречается в библейских книгах (см. Сир 24; Вар 3.9-4.4). Но в 1Енох 42.1 говорится: «Мудрость не нашла на земле места, где бы ей жить, и потому жилище ее стало на небесах».

> Ст. 12 – Тем же, кто принял Его, Он даровал право быть детьми Бога – Но картина не так печальна, как могло показаться сначала: свет не погашен тьмой. У света есть судейская функция, потому что люди разделились в своем отношении к Свету: есть и те, кто принял Его и ответил Ему горячей верой. Такие люди получили через Иисуса право стать детьми Бога. В Мудрости Соломона и у Филона тоже говорится о том, что все, любящие Мудрость, называются сынами Бога. Хотя все люди в силу того, что они сотворены Богом, могут называть Творца своим Отцом, евреи всё же верили, что благодаря Синайскому Договору с Богом именно они являются Его сынами (см. Исх 4.22; ср. Ос 11.1; Прем 16.21). Но теперь такую привилегию обрели только те, кто принял Свет Божий. В отличие от апостола Павла, который говорит об усыновлении (Гал 4.5; Рим 8.15-16) и часто называет христиан сынами Бога, четвертый евангелист оставляет слово «Сын» только за Иисусом, а Его последователей называет греческим словом «тэ́кна» («дети»). Ближайшая параллель к этому стиху – Лк 7.35: «Правоту Мудрости Божьей признали все ее дети». См. также 11.52. Это те, кто верит в Него – дословно: «верит в имя Его». Имя в Библии означает носителя имени, раскрывает его суть. О Боге часто говорится, что Он действует ради Своего Имени (Ис 48.9). Поэтому «верить в имя» означает то же, что и верить в кого-либо, тем более что Бог даровал Сыну Свое Имя (17.11). В дальнейшем евангелист будет обычно говорить «верить в Него». Поверить и значит принять. В цитатах у некоторых Отцов Церкви эти слова отсутствуют.

> Ст. 13 – Кто родился не от жара в крови, не от плотской страсти, не от мужского желания, но от Бога – Но чтобы стать детьми Бога, нужно родиться от Бога, а это рождение, во-первых, есть дело не человека, но Бога, а во-вторых, оно совершается совсем не так, как физическое рождение. От жара в крови – дословно: «от кровей»; вероятно, имеется в виду древнее представление о зачатии как о смешении мужской и женской крови (...). Не от плотской страсти – дословно: «не от желания плоти», то есть не от сексуального желания. Здесь в слове «плоть» нет отрицательного оттенка, оно лишь подчеркивает тварность и проистекающие отсюда слабость и смертность. Не от мужского желания – В древности именно мужчина считался главным в деле зачатия, а женщина считалась лишь сосудом для вынашивания плода. Все три словосочетания являются синонимами, и в ряде рукописях некоторые из них отсутствуют. Но от Бога – Евангелист должен был внушить это христианам из язычников, согласно представлениям которых боги вступали в браки с богинями и смертными женщинами и рожали от них детей. Ср. также 1Ин 3.9; 1Петр 1.23. Довольно часто возникает вопрос, не хотел ли евангелист указать этим нагромождением синонимов на девственное зачатие Иисуса. В это верили Ириней Лионский, Тертуллиан и многие другие отцы Церкви. Но большинство современных ученых полагают, что, если бы Иоанн хотел это сказать, он выразился бы яснее.

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

 

---------------------------------------------

*Петр спустился вниз.
 – Я тот, кого вы ищете, – обратился он к людям. –
  Какая причина вас привела?
 – Центурион Корнелий –
  человек праведный и почитающий единого Бога,
  и его очень уважает весь еврейский народ, –
   ответили они. –
  Святой ангел повелел ему послать за тобой
  и привести в свой дом,
  чтобы услышать то, что ты ему скажешь.
 Петр пригласил их в дом и радушно принял.
 На следующий день он собрался в дорогу и пошел с ними.
 Вместе с Петром пошли и несколько братьев из Яффы.
 На другой день он уже был в Кесарии.
 Корнелий ждал их, созвав всю родню и близких друзей.
 Когда Петр вошел, Корнелий, встретив его,
  упал к его ногам и простерся ниц.
 – Встань! – сказал Петр, поднимая его. –
  Я всего лишь человек!
 Петр, беседуя с Корнелием, вошел в дом и увидел,
 что там собралось много народу.
 – Вам известно, что наш закон
  запрещает еврею общаться с иноплеменниками
  и входить к ним в дом, –
   обратился к ним Петр. –
  Но Бог повелел мне никого из людей
  не называть нечистым или поганым.
  Вот почему, когда за мной послали,
  я пошел без возражений.*
   (Деян.10:21-29а - из чтения вторника.)

* * *

*Приближался еврейский праздник Шалашей,
 и Его братья сказали Ему:

 — Покинь это место, иди в Иудею!
  Пусть и Твои ученики увидят дела, которые Ты делаешь.
  Ведь никто не скрывает своих дел,
  каждый хочет стать известным.
  А Ты делаешь такие дела, так предстань перед миром!
 Даже Его братья не верили в Него.
 — Время Мое еще не пришло, — ответил им Иисус, —
  вам же любое время подходит.
  Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит,
  потому что Я свидетель того, что дела его злы.
  Вы ступайте на праздник, а Я на этот праздник не пойду,
  потому что время Мое еще не настало.
 И, сказав это, Иисус остался в Галилее.
 Но после того, как Его братья ушли на праздник,
 Иисус тоже пошел туда,
 только не открыто, а тайно.*
  (Ин.7:2-10
- из чтения вторника.)

* * *

*Уже прошла половина праздника,
 когда Иисус появился в Храме и стал учить.
 Люди удивлялись:
 - Откуда Он так много знает? Он же нигде не учился!
 Иисус сказал им в ответ:
 - Учение Мое – не Мое, а Того, кто послал Меня.
   Тот, кто хочет исполнять Его волю,
   будет знать об этом учении,
   от Бога оно исходит или Я говорю от самого себя.
   Кто говорит от себя, добивается собственной славы,
   но кто добивается славы для Того, кто послал Его,
   тот искренен, и в сердце его нет обмана.
   Моисей дал вам Закон, не так ли?
   И всё же ни один из вас не исполняет Закона!
   Почему вы хотите убить Меня?
 Толпа ответила:
 - Ты сошел с ума! Кто Тебя хочет убить?
 Иисус сказал им в ответ:
 - Я сделал одно лишь дело – и поэтому все вы поражены.
   Моисей вам велел обрезать сыновей
   (правда, это идет не от Моисея, а от праотцев),
   и вы обрезаете даже в субботу.
   И если человека обрезают в субботу,
   чтобы не был нарушен Закон Моисея,
   почему вы негодуете на Меня из-за того,
   что Я в субботу исцелил всего человека?
   Не суди́те по тому, как это выглядит внешне,
    суди́те правым судом!
 Некоторые из жителей Иерусалима говорили:
 - Разве это не тот самый человек, которого хотят убить?
   Но смотри́те, Он открыто учит,
    и никто Ему ничего не говорит...
   Может, власти узнали, что Он и вправду Помазанник?
   Но мы знаем об этом человеке, откуда Он.
   А когда придет Помазанник,
    никто не будет знать, откуда Он.
 И тогда Иисус, учивший в Храме, громко воскликнул:
 - Так вы Меня знаете? И откуда Я, тоже знаете?
   И всё же не от себя Я пришел.
   Меня послал Тот, кто верен, но Его вы не знаете.
   А Я знаю Его, ведь Я пришел от Него и послал Меня Он.
 Тогда они хотели Его схватить,
  но всё же никто Его не тронул,
 потому что час Его еще не пришел.
 Но многие из толпы поверили в Него.
 Они говорили:
 "Когда придет Помазанник,
  разве сможет он явить больше знаков, чем этот человек?"*
                    (Ин.7:14-31 - включает еванг. чтение среды)

*********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3946.htm

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru