=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 15 июня 2020 г. ст.ст., воскресенье 3-е по Пятидесятнице.

  литургические чтения: Рим.5:1-10; Мф.6:22-33.

 

  

 

 

 

 

к рядовому апостольскому чтению:
 + + + о. Ианнуарий (Ивлиев). Беседа на Римлянам 5–6 (аудио)
 + + + он же: отношение веры и знания. уверенность в любви Божией. парадоксальное выражение невероятной любви
 + + + В.Н. Кузнецова: Жизнь в мире с Богом
 + + + свящ. Яков Кротов: Гнев Божий. Кривые пути Бога
 + + + Мартин Лютер: Христос был отдан на смерть за наши грехи. Ответим дьяволу... messia.ru/rasylka/008/2238.htm (+ссылки)

 

 

к ряд. апостольскому и еванг. чтениям:
 + + + свящ. Яков Кротов:
        Христос беззаботен, Он идёт на смерть, страдая, но не тревожась
 + + + он же: жить беззаботно (+ссылки)
 + + + о Рим.5:10

 

 

 

 

 

 

> 6.19-24 ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ СОКРОВИЩЕ
> (Лк 12.33-34)

> 19 Не копи́те себе богатств на земле,
> где моль и ржавчина портят их
>  и где воры, забравшись в дом, крадут.

> 20  Вы же копи́те себе богатства на небе,
> где ни моль, ни ржавчина их не испортят
> и где воры, забравшись, не украдут.

> 21 Ведь там, где богатство твое,
> будет и сердце твое.
> 22 Глаза – это светильник для человека.
> И если глаза здоровы,
>  весь человек полон света,

> 23  а если глаза больны, человек весь окутан тьмой.
> Но если свет, который в тебе, – тьма,
> то какова тогда тьма?!

> 24 Никто не может служить одновременно двум господам: одного он не будет любить, а другого будет; одному будет предан, а другим будет пренебрегать. Вы не можете служить и Богу, и деньгам.


> 19 Иак 5.2-3     22-23 Лк 11.34-36     24 Лк 16.13


 

> Этот отрывок, с одной стороны, является логическим продолжением темы наград земной и небесной, а с другой, продолжает тему, с которой начинается Нагорная проповедь: небесное сокровище – это Царство Небес, которое предназначено бедным, тем, кто собрал себе сокровище не на земле, а на небе. См. коммент. на 5.3. Представление о тленности земных благ в противоположность небесным было широко распространено в литературе того времени, и поэтому образ сокровища на небесах был привычен для слушателей Иисуса.

> Ст. 19-20 – Земные богатства не дают гарантии безбедного существования их владельцу, их можно легко лишиться. Моль и ржавчина портят их – в древности сокровища часто состояли из одежды и тканей, так что моль действительно могла их уничтожить. Кроме того, моль в Писании – символ разрушения (см. Иов 4.19; Ис 50.9 и др.). Словом «ржавчина» переведено греческое «бро́сис», имеющее исходное значение «поядание, пожирание», и может значить «гниль, разрушение», а также насекомых, причиняющих вред. И всё же, вероятно, в этом контексте, скорее всего, верно традиционное понимание сло́ва (ср. Иак 5.2-3). Если сокровища не погибнут от насекомых или в результате естественных процессов, им угрожает опасность от воров. Забравшись в дом – буквально: «прокапывают» или «выкапывают». Ведь дома в Палестине по большей части были глинобитными, и в стене легко можно было проделать большое отверстие. Кроме того, сокровища обычно хранили закопанными под полом дома, и воры их выкапывали. Но сокровища на небе не подвержены тлению, их нельзя украсть. 

> Ст. 21Сердце – это не орган эмоций, ведь в древности оно считалось органом ума, а также часто выступало в значении «человеческий дух», «человеческая личность», «сущность человека». Куда человек устремляет свои помыслы и желания, то́ он и получает. Ср. Кол 3.2.

> Ст. 22 – Это трудный для понимания стих. По мнению ряда ученых, в древности было распространено убеждение, что человек видит потому, что у него в глазах заключается некий самостоятельный источник света, например, огонь, то есть не глаз воспринимает свет извне, а сам испускает его. Иногда глаза сравнивали с солнцем, испускающим лучи, и часто называли светильником. Отголоски таких представлений сохранились и в современных языках (ср. русское «свет очей», «глаза померкли, покрылись тьмой» и т.д.). Кроме того, эта метафора была очень распространенной. Здоровый – греческое «хаплу́с» («простой, несоставной»); отсюда переносные значения: «здоровый; хороший (в противоположность «дурному глазу»); искренний; независтливый; щедрый; целеустремленный». В разных контекстах этот стих мог бы пониматься по-разному. Здесь, вероятно, подчеркивается необходимость безраздельной, целеустремленной направленности всего человеческого существа к небесному. Но возможно и иное понимание: «когда люди щедро раздают нуждающимся свое земное богатство, они тем самым копят себе небесное сокровище» (ср. 1Тим 6.17-19; Флп 4.17-19).

> Ст. 23 – Ученики должны быть светом миру, рассеивающим тени зла. Но если их глаза завистливы, если они не могут оторваться от созерцания земных благ, если они не проявляют щедрости, то их свет превращается в тьму.

> Ст. 24 – Хотя ситуация, когда одним рабом владели два человека (братья) (см. Деян 16.16), была вполне возможна, здесь речь идет о другом: настоящее служение требует полной отдачи, посвящения себя одному господину. В гностическом евангелии Фомы стих начинается словами: «Невозможно человеку одновременно ехать на двух лошадях и невозможно натягивать сразу два лука» (47). Для одного человека таким господином является Бог, а для другого – богатство, имущество, деньги (арам. «мамона́»; традиционное «маммо́на»).

> Не будет любить – дословно: «будет ненавидеть». Здесь, как и во многих других случаях в Библии, в силу особенностей семитических языков (отсутствие степеней сравнения) глагол «ненавидеть» имеет сравнительное значение «любить меньше» (ср. Быт 29.30-31,33; Втор 21.15; Лк 14.26). О том, как Иисус относился к богатству, см. 19.16-30, а также 5.3. Христианство требует главного – переориентации всего человеческого бытия, изменения вектора жизни. Отныне это вертикаль, а не горизонталь.

 

> 6.25-34 ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ ЗАБОТЫ
> (Лк 12.22-34)

> 25 Вот почему Я говорю вам:
>  не беспокойтесь о том,
> что для жизни нужны вам еда и питье,
> а для тела одежда.
> Ведь жизнь важнее еды,
> а тело важнее одежды.

> 26  Взгляните на птиц:
>  не сеют они и не жнут,
> не ссыпают зерно в закрома,
> но их кормит ваш Небесный Отец.
> А разве вы не намного дороже, чем птицы?

> 27 Кто из вас, как бы он ни старался,
> может продлить свою жизнь хоть на час?

> 28 И для чего об одежде забота?
> Посмотри́те, как растут полевые лилии:
> не трудятся, не прядут.

> 29 Но говорю вам, сам Соломон,
> при всём своем блеске,
> не одевался, как любая из них.

> 30 И если полевую траву, которая сегодня есть,
> а завтра сгорит в печи,
> Бог так одевает,
> уж вас-то тем более, маловеры!

> 31  Итак, не твердите озабоченно:
> «Что нам есть?», «Что нам пить?», «Во что одеться?» –

> 32  это главная забота язычников.
> А ваш Небесный Отец знает, что вам всё это нужно.

> 33  Стремитесь прежде всего к Его Царству
> и к исполненью того, что Он велит,
> а всё остальное Он даст вам в придачу.

> 34 Так не заботьтесь о завтрашнем дне!
> Завтра само о себе позаботится.
> Каждому дню своих довольно тревог. 


> 33 к Его Царству – в некоторых рукописях: «к Царству Бога».

> 25 Флп 4.6     26 Мф 10.31; Лк 12.7, 24     29 3Цар 10; 2Пар 9
 32 Мф 6.8; Лк 12.30     33 Пс 37(36).4     34 Исх 16.4


 

> Ст. 25 – Большинство людей тут же скажет или подумает: «А как тогда жить на земле, если не думать о пропитании, об одежде, о жилье, если не зарабатывать эту самую мамону?» Иисус дает ответ, который неоднократно звучал в Священном Писании: «Бог позаботится». У евреев, например, существовал субботний год, когда поля не обрабатывались, но никто в этот год не голодал. Ср. также 1Петр 5.7; Евр 13.5. Иисус не призывает к пассивности, к отказу от любой человеческой деятельности на земле. Было бы ошибкой видеть противоречие между призывом Иисуса отказаться от забот и словами апостола Павла «Кто не хочет работать, тот пускай и не ест» (2Фес 3.10). Иисус призывает не погружаться в эти заботы, не превращать их в озабоченность, когда человек уже перестает полагаться на Бога, а полагается лишь на свои собственные силы, на свое имущество. И тогда вольно или невольно происходит подмена: на место Бога ставятся идолы в виде имущества, денег, карьеры, успеха. Человеку кажется, что после того как он обеспечит себе беззаботное существование, он еще успеет обратиться к Богу. Но, как говорил мудрый еврейский учитель Гиллель, «чем больше имущества, тем больше забот». На долю же Бога остаются дела праведности, о которых говорилось выше. Вместо нового рождения – старые религиозные обряды, у каждого народа и религии – свои. Человек должен быть активным, действенным, но его дела должны быть для Бога, он должен перестать быть сосредоточенным на своем биологическом существовании.

> Слово «Поэтому», вероятно, относится ко всему предыдущему отрывку. Для жизни нужны вам еда и питье  –  в греческом оригинале: «для души». В Библии «душа» значит «дыхание жизни», то есть сама жизнь. Жизнь важнее еды, а тело важнее одежды. Здесь применен традиционный принцип аргументации «от малого к большому». Человек должен поменять свои приоритеты: жизнь важнее еды, тело важнее одежды. Если Бог дал человеку великое сокровище жизни, неужели Он откажет ему в меньшем – в том, что поддерживает эту жизнь? Если Он дал ему тело, без которого не мыслится жизнь, неужели Он не позаботится о том, что нужно для тела? См. также 1Тим 6.8.

> Ст. 26 – Сначала идет ответ на предполагаемый вопрос: «Что нам есть?» Священное Писание уже отвечало на него так же: см. Пс 104(103).10-30 и 147(146).8-9. В еврейской литературе традиционно указывали на птиц и рыб. Птицы не сеют и не жнут, их кормит Небесный Отец, который сотворил всё живое и по-отцовски заботится о Своем творении. Но Его главное творение – человек, он дороже птиц, потому что создан по образу и подобию Бога.

> Ст. 27 – Здесь приводится пример тщетности всех стараний человека, который не может продлить свою жизнь даже на короткое время сверх того, что ему положено Богом. Может продлить свою жизнь хоть на час – возможен другой перевод: «может увеличить свой рост хоть на полметра». Дело в том, что греческое слово «хелики́я» значит и «возраст», и «рост», являющийся показателем возраста. Хоть на час – слово «пе́хус» («локоть», старинная мера длины) может означать и короткий промежуток времени.

> Ст. 28 – И зачем тратить драгоценное время жизни на заботы об одежде? Иисус указывает на полевые цветы. Греческое слово означает лилии, но в те времена не было определителей растений, поэтому это может быть самое общее название ярких и красивых дикорастущих цветов. Обычно считается, что Иисус имел в виду анемоны. Их никто не сажал, за ними никто не ухаживал, кроме Бога.

> Ст. 29 – Соломон в еврейских преданиях считался самым богатым человеком на земле. Его пышные царские одежды были, вероятно, алыми или пурпурными, окрашенные самыми дорогими красителями, но даже им далеко до роскоши расцветок обычных полевых цветов. Кроме того, здесь Соломон предстает персонажем, которому не сто́ит подражать: он – типичный представитель людей, заботящихся о богатстве и славе. Ведь царь Соломон нарушил Божьи постановления относительного царского звания: он завел себе множество жен, приобрел огромные богатства, установил систему принудительного труда. Хотя он и построил Богу Храм, его собственный дом был гораздо больше и роскошнее. {}

> Ст. 30 – И снова применен традиционный в еврейской литературе аргумент «от малого к большому». Если Бог так роскошно одевает цветами полевую траву, которая быстротечна и ничего не сто́ит, будучи лишь топливом для печи, то разве Он не позаботится о человеке, который много дороже травы?!

> Ст. 31 – Этот стих подытоживает предыдущие и подготавливает выводы, которые содержатся в последующих стихах.

> Ст. 32 – Заботы о земном бессмысленны, те, кто погружен в них, уподобляются язычникам. Язычники – это слово отрицательное, потому что они не знают истинного Бога и, следовательно, не могут Ему доверять, полагаться на Небесного Отца. Поэтому язычники погружены в суету и пекутся лишь о сиюминутном, тленном, преходящем. Бог знает, что Его создания нуждаются в еде, питье и одежде, и не оставит их в нужде.

> Ст. 33 – Есть лишь единственная цель, к которой надо стремиться человеку – это достижение Царства Бога, исполнение Его воли (дословно: «Его праведности»). Если ученики выберут такие приоритеты для своей жизни, они уже здесь и сейчас станут причастны новому Божьему миропорядку, о скорейшем наступлении которого они просят в молитве Господней, и будут воистину исполнять Его волю на земле, как она исполняется на небе. Но что значит «стремиться к Царству»? Одни полагают, что это призыв к миссионерской проповеди учеников, чем подготавливается наступление Божьего владычества. Как Иисус Своей деятельностью Благовестника, а также Целителя восстанавливает исконные замыслы отца о мироздании, так и ученики должны стать сотрудниками Бога. Другие считают, что стремиться к Царству означает молитву о его скорейшем наступлении или подготовку себя к новым нравственным требованиям этого Царства. Всё остальное Он даст вам в придачу – дословно: «всё остальное будет прибавлено вам». Здесь «божественный пассив» (см. коммент. на 4.12). Это Бог даст всё необходимое человеку.

> Ст. 34 – Под завтрашним днем понимается будущее. Завтра само о себе позаботится. Каждому дню своих довольно тревог (буквально: «беды́») – возможно, это пословичное выражение. Во всяком случае, похожие слова есть и в еврейской, и в египетской литературе мудрости. Об этом же говорили Плутарх, Софокл, Сенека, Дион Хризостом и др. Как правило, человек боится неизвестности, и его заботы направлены на то, чтобы гарантировать себе максимально обеспеченное, застрахованное от невзгод будущее. Но глупо его страшиться, ведь всеведущий и милосердный Отец – Господин будущего. Истинно верующему оно не страшно, поэтому он с нетерпением дожидается того, что всегда было главной целью религии – встречи с Богом. Вера и любовь изгоняют страх.

В.Н.Кузнецова.
Из кн. "ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Комментарий" ]

 

 

к ряд. еванг. чтению:
 +++
свящ. Яков Кротов: Христос предлагает людям, у которых одни проблемы, смотреть на цветочки... (+ссылки!)
 +++ он же:
      Служить двум господам? Запросто! или Мытари-фарисеи
 +++ прот. Александр Шмеман:
      будь всегда прост, светел, весел (+ссылки!)
 +++ свящ. Александр Мень: Природа-икона
      messia.ru/rasylka/006/1542.htm (+ссылки!)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

 

---------------------------------------------

*...человек может быть оправдан верой, без дел Закона.
 — А Бог? Он Бог только евреев? Или язычников тоже?
 — Да, Он – Бог и язычников.
   Бог – один, Он оправдывает и обрезанного за веру,
   и необрезанного за веру.
 — Значит, мы упраздняем верой Закон?
 — Никоим образом. Мы укрепляем Закон.
 — Тогда что мы скажем об Аврааме, нашем праотце,
   от которого мы происходим?
 — Если за свои дела Авраам был оправдан Богом,
   тогда он, конечно, может ими гордиться.
    Но не перед Богом.
   Что говорит Писание? –
   "Поверил Авраам Богу, и Бог признал это за праведность".*
                                           (Рим.3:28-4:3/+/)

* * *

Иисус сказал:
"Никто не может служить одновременно двум господам:
 одного он не будет любить, а другого будет;
 одному будет предан, а другим будет пренебрегать.
 Вы не можете служить и Богу, и деньгам.
 Вот почему Я говорю вам:
  не беспокойтесь о том,
 что для жизни нужны вам еда и питье,
  а для тела одежда.
 Ведь жизнь важнее еды,
  а тело важнее одежды.
 Взгляните на птиц:
  не сеют они и не жнут,
  не ссыпают зерно в закрома,
 но их кормит ваш Небесный Отец.
  А разве вы не намного дороже, чем птицы?
 Кто из вас, как бы он ни старался,
  может продлить свою жизнь хоть на час?
 И для чего об одежде забота?
 Посмотри́те, как растут полевые лилии:
  не трудятся, не прядут.
 Но говорю вам, сам Соломон,
  при всём своем блеске,
 не одевался, как любая из них.
 И если полевую траву, которая сегодня есть,
  а завтра будет брошена в печь,
 Бог так одевает,
  уж вас-то тем более, маловеры!
 Итак, не твердите озабоченно:
  "Что нам есть?", "Что нам пить?", "Во что одеться?" —
 это главная забота язычников.
 А ваш Небесный Отец знает,
  что вам всё это нужно.
 Стремитесь прежде всего к Царству Бога
  и к исполненью того, что Он велит,
 а всё остальное Он даст вам в придачу.
 Так не заботьтесь о завтрашнем дне!
  Завтра само о себе позаботится.
 Каждому дню своих довольно тревог". (Мф.6:24-34/**/)

* * *

Иисус сказал:
"Итак, всякого, кто слушает эти слова Мои
  и исполняет их,
 можно сравнить с благоразумным человеком,
  который построил свой дом на камне.
 Польет дождь,
  разольются реки,
  подуют ветры,
 обрушатся на этот дом,
  но он не рухнет,
  потому что стоит он на камне.
 А того, кто слушает эти слова Мои,
  но не исполняет их,
 можно сравнить с безрассудным человеком,
  который построил свой дом на песке.
 Польет дождь,
  разольются реки,
  подуют ветры,
 обрушатся на дом тот,
  и рухнет он,
  и останутся от него одни развалины". (Мф.7:24-29/++/)

* * *

Иисус сказал:
"Того, кто открыто признает Меня перед людьми,
 признаю и Я перед Моим Небесным Отцом.
 А кто откажется от Меня перед людьми,
 от того и Я откажусь перед Моим Небесным Отцом.
 Не думайте, что Я пришел установить мир на земле.
 Не мир Я принес,
 но меч рассекающий.
 Я пришел разделить!
 "Разделить сына с отцом,
  с матерью дочь,
  со свекровью невестку.
  И человеку врагами будут его домочадцы".
 Кто любит отца или мать больше Меня,
 тот не для Меня!
 Кто любит сына или дочь больше Меня,
 тот не для Меня!
 И кто свой крест не берет и не идет за Мною,
 тот не для Меня!
 Кто хочет жизнь свою обрести,
 тот погубит ее.
 А кто погубит свою жизнь ради Меня,
 тот ее обретет". (Мф.10:32-39/*/)

*********************************************

/+/ апост. чтение субботы.
/++/ включает часть чтения субботы.
/*/ включает чтения пятницы.

/**/ включает часть чтения воскресенья.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3959.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»