=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 21 декабря 2020 г. ст.ст.,
  воскресенье перед Рождеством Христовым,
  память предков по плоти Господа Иисуса Христа.
  литургические чтения:
  Евр.11:9-10,17-23,32-40; Мф.1:1-25.

 

 

 

> Родословия Христа содержатся в Мф 1:1-16 и в Лк 3:23-38. По общему мнению толкователей, эти два родословия, подобно другим библ. генеалогиям, преследовали определ. богосл. цель. В данном случае евангелисты хотели наглядно подчеркнуть мессианское происхождение Иисуса Христа от рода Давида, получившего обетование (2Цар 7:12 сл.).

> 1) Особенности родословия. В Мф родословие ведется от Авраама ко Христу, в Лк оно начинается с Христа и восходит к Адаму (в этом видят черту универсализма Лк). У обоих евангелистов списки имен между Авраамом и Давидом, за малыми исключениями, тождественны. Далее же идут различия: ев. Матфей называет предками Христа царей Давидовой династии, ев. Лука – царских потомков, не занимавших престол (иерусалимские цари имели гаремы и поэтому, кроме монархов, существовало множество частных лиц, бывших "сынами Давида" по происхождению). Расходится список и тех имен, что относятся <к периоду Второго Храма>. Генеалогия Мф явно подчинена закону символических чисел и делится на 3 периода по 14 поколений <каждый> (1:17). C этой целью евангелист опустил ряд имен, известных из ВЗ. "Прием этот несколько искусственен, но вполне согласен с обычаями и мышлением иудеев" (Фивейский). Оба родословия ведутся по мужской линии, но у ев. Матфея приведены и 4 женщины: Фамарь, Раав, Руфь и Вирсавия. По одному мнению, все они были иноплеменницами (что несомненно только для хананеянки Раав и моавитянки Руфи); по другому же – евангелист хотел включить в генеалогию грешниц (Фамарь, Раав), чтобы подчеркнуть земное уничижение Христа.

> 2) Происхождение родословий в лит<ературном> отношении вполне понятно: евангелисты имели перед собой примеры многочисл. родословий в ВЗ, к-рые также служили для выражения определ. мысли. Источниками евангелистов могли быть семейные архивы, о существовании к-рых свидетельствует Иосиф Флавий (Против Апиона, I,7; ср. его автобиографию, I,1-6). Но остается вопрос о причинах различий обоих родословий. Этот вопрос является одним из трудных мест Библии и окончательно еще не разрешен.

> 3) Гипотезы о различиях в родословиях. Существует три попытки решить эту проблему:

> а) Евангелисты не располагали подлинными документами и измыслили оба родословия, основываясь преимущ. на B3. Нo не говоря о том, что такой взгляд неприемлем для христ. подхода к Библии, остается нерешенным, как случилось, что тот евангелист, к-рый писал позже, не повторил предшественника, а дал собств. генеалогию.

> б) В 3 в. Юлий Африкан, живший в Палестине, выдвинул предположение, что различия в родословиях обусловлены левиратными браками среди предков Спасителя (при таких браках брат женился на вдове умершего брата, и сын становился его потомком "по закону"). Это мнение Африкан изложил в своем письме к Аристиду (см. Евсевий Кесарийский. Церк. Ист., I,7).

> в) Согласно гипотезе, предложенной итал. гуманистом Анниусом Витербосским (1432–1505), родословие в Мф относится к Иосифу Обручнику, а родословие Лк – к Богоматери. Эта гипотеза имеет сейчас много сторонников, особенно среди правосл. экзегетов.

священник Александр Мень.
Из ст. 'Родословия Иисуса Христа в Евангелиях и "братья Господни"' в "Библиологическом словаре" ]

 

 

 

к евангельскому чтению см. тж.:
 +++ протоиерей Александр Мень:
      Сердцем и умом углубляться в Слово Божие. Эммануил
 +++ В.Н.Кузнецова: зачем Евангелия начинаются с родословной Иисуса?
 +++ D.S.Huffman. "Генеалогия"

 +++ Две генеалогии Иисуса ("Иисус и Евангелия")
 +++ М.Борг, Дж.Кроссан: Один Иисус, две родословные

 +++ В.Н.Кузнецова: Рождение Иисуса. Иммануэль
 +++ протопресвитер Александр Шмеман:
   история человечества исполнена глубокого духовного смысла
                                                   (+ссылки)

 

к апостольскому и евангельскому чтениям см.:

 +++ митрополит Сурожский Антоний:
      обещание исполнено (+ссылки)

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Вот, к примеру, Авраам.
 Он "поверил Богу, и Бог признал это за праведность".
 Вы, конечно, понимаете, что сыны Авраама –
  это те, кто верит.
 И Писание предвидело,
  что Бог за веру оправдает языческие народы,
 и впервые возвестило Радостную Весть уже тогда,
 когда Аврааму было сказано:
 "Через тебя все народы получат благословение Бога".
 Следовательно, вместе с Авраамом, поверившим Богу,
 получат благословение все те, кто верит.
 И наоборот: кто полагается на дела Закона,
  тем грозит проклятие,
 потому что "проклят всякий, кто не исполняет постоянно
 всего того, что написано в книге Закона".
 А что через Закон никто не получит у Бога оправдания,
 ясно из следующих слов:
  "Кто праведен благодаря вере, тот будет жить".
 Закон же не имеет никакого отношения к вере,
  ведь в нём сказано:
 "Только тот, кто исполнит все предписания Закона,
   будет жить".*  (Гал.3:6-12/**/)

* * *

*Благодаря вере Авраам повиновался Божьему зову
 и ушел в землю, которую должен был получить во владение.
 Он ушел, не зная, куда идет.
 Благодаря вере он поселился чужаком в обещанной земле,
 живя, как на чужбине, в палатках с Исааком и Иаковом –
 им было обещано то же наследие.
 Ведь он дожидался города,
  возведенного на крепком фундаменте,
 города, архитектором и строителем которого
  является сам Бог. ...
 Благодаря вере Авраам, когда его испытывал Бог,
 принес в жертву Исаака.
 Он готов был пожертвовать единственным сыном,
 тем, который был ему обещан,
 о котором было ему сказано:
  "Потомство у тебя будет от Исаака".
 Он считал, что Бог способен поднимать даже из мертвых,
 он и получил его из мертвых. ...
 У меня не хватит времени рассказать
 о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде,
 а также о Самуиле и пророках.
 Благодаря вере они
  покоряли царства, вершили справедливость,
 добивались того, что обещал им Бог, усмиряли львов,
 гасили яростный огонь, спасались от острия меча,
 обретали силу после слабости, становились могучими в бою,
 разбивали войска чужеземцев.
 Женщины получали умерших детей воскресшими.
 Иных мучили до смерти, но они отказались от свободы,
 чтобы обрести воскресение в лучшей жизни.
 Другие же испытали на себе издевательства и побои,
 даже цепи и тюремные решетки.
 Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали мечами.
 Они скитались бездомные, одевались в овечьи и козьи шкуры,
 вели жизнь, полную лишений, гонений, страданий.
 Те, кого весь мир был недостоин,
 блуждали в пустынях, горах, пещерах и ущельях.
 Все они благодаря вере заслужили от Бога похвалу,
 но не получили обещанного.
 И это ради нас,
 чтобы достичь совершенства они могли только вместе с нами,
 так как для нас Бог предусмотрел нечто лучшее.*
                     (Евр.11:8-10,17-19,32-40/*/)

* * *

*Иисус сказал:
 — Чему подобно Царство Бога?
   С чем Мне его сравнить?
   Представьте себе: вот горчичное зернышко,
   его взял человек и посадил у себя в огороде,
   и оно выросло высотою с дерево,
   и птицы в его ветвях свили гнёзда.
 И еще сказал Иисус:
 — С чем сравнить Мне Царство Бога?
   Представьте себе: вот горстка дрожжей,
   их взяла женщина
    и положила в целых три пуда муки́
   и поднялось всё тесто.
 Иисус шел через города и селения и учил людей.
 Он держал путь в Иерусалим.
 Какой-то человек спросил Его:
 — Господь, неужели будут спасены только немногие?
 Иисус им сказал:
 — Постарайтесь пройти через узкую дверь,
   потому что, поверьте,
   многие будут пытаться войти,
   но не сумеют.
   А когда встанет хозяин дома и дверь закроет,
   вы окажетесь снаружи,
   будете стучаться в дверь, говоря:
   "Господин наш, открой нам!"
   А он вам скажет в ответ:
   "Я не знаю, кто вы и откуда".
   Станете вы тыогда говорить:
   "Мы с тобой вместе ели и пили.
   Ты учил у нас на площадях".
   А он вам ответит:
   "Я не знаю, кто вы и откуда.
    Уйдите от меня, все творящие зло!"
   И заплачете вы и заскрипите зубами,
   когда увидите Авраама, Исаака, Иакова
   и всех пророков в Царстве Бога,
   а вы — изгнаны вон!
   Придут с востока и с запада, с севера и с юга
   и усядутся за пиршественный стол в Царстве Бога.
   Тогда те, кто сейчас последние, станут первыми,
   а первые станут последними.* (Лк.13:18-30/#/)

*********************************************

/*/ из апост. чтения воскресенья перед Рождеством.
/**/
 содержит апост. чтение субботы перед Рождеством.
/#/ содержит еванг. чтение субботы перед Рождеством.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/3998.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»