=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 8 февраля 2021 г. ст.ст.,
  воскресенье, посвященное притче о мытаре и фарисее.
  литургические чтения: 2Тим.3:10-15; Лк.18:10-14.

 

 

об апостольском чтении воскресенья "о мытаре и фарисее" см.:
+++ Архиеп. Георгий (Вагнер): нельзя ходить в этом мире по стопам Распятого без какого-то участия в Его страданиях
                            messia.ru/rasylka/009/2374.htm
+++ выбирать себе учителей по принципу удобства...
                bible-center.ru/note/20061110/odp3

 

 

 

 

 

 

> "Не помолимся фарисейски, братие!.." {Из стихиры на “Хвалите” Триоди – прим. ред. рассылки.}

> Приготовляя нас к встрече Великого предпасхального поста, Церковь прежде всего предлагает нам притчу Спасителя о двух людях, вошедших в Храм помолиться, мытаре и фарисее, и обращает к нам свой пламенный призыв остерегаться в нашем духовном предстоянии перед Богом неправильного, фарисейского подхода.

> «Мытарь спасся, а гордый фарисей подвергся осуждению. Тот взывал: Милостив буди мне, Боже! А этот величал себя произнося: Боже, благодарю Тебя!»

> Оба, поднявшись на святую гору, вошли в Храм, чтобы предстать в молитве перед лицом Божиим. «Тщеславием побеждаемый фарисей и преклоненный своим покаянием мытарь приступили к единому Владыке» {Из стихиры на “Господи воззвах” Триоди, русский перевод – прим. ред. рассылки.} — Богу. Фарисей похвалил себя и «лишился благих», а мытарь ничего не говорил в свою пользу и «сподобился дарований» — приобрел Божию милость. {Из стихиры на “Хвалите” Триоди – прим. ред. рассылки.}

> Грешный мытарь не защищает и не извиняет себя, не умаляет свою вину перед Богом и не обвиняет других, а признаёт себя таким, каким он на деле и является, и только просит себе помилования, милосердия: «Боже, милостив буди мне грешнику!»

> Фарисей, напротив, как будто ничего не просит у Бога. Но под видом благодарственной молитвы он перечисляет Богу свои собственные достоинства и преимущества перед другими, стоя́щими нравственно ниже него людьми. И, конечно, за свои заслуги фарисей считает себя вправе получить от Бога соответственную награду.

> Мытарь во время молитвы не смеет поднять даже глаза, не говоря уже о руках, к небу, к Богу. А самоуверенный фарисей, на месте святом стоя перед Самим Богом, не может отказать себе в том, чтобы с презрением смотреть и чуть ли не пальцем показывать на многогрешного брата своего мытаря: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь».

> Но оправданным от Бога уходит из Храма в дом свой не самоуверенный праведник — фарисей, а именно этот презираемый им грешник — грешник раскаявшийся — мытарь. «Бог, — говорит святой Григорий Богослов, — услышал обоих и помиловал того, кто оказался изнемогающим, а велеречивого поставил ни во что». Мытаря помиловал и оправдал Сам Бог, покрывая милосердием Своим грехи его. А фарисей как будто не нуждался ни в каком оправдании или помиловании свыше, поэтому не был оправдан. Он только сам себя оправдывал. Но, говорит Господь, «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а уничижающий себя возвысится».

> Приступая в молитве к бессмертному Царю своему — Богу, именно мытарь правильно оценивает свое положение: сознаёт себя стоя́щим перед судом. И только просит о помиловании, но не восхищает себе суд, который одному только Богу принадлежит, как написано в Псалме: «Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит» (Пс.74,8). Мытарь совершенно передает себя Божию суду и Божию милосердию. И поэтому над ним совершается тайна суда Божия и Божией любви.

> Притча о мытаре и фарисее Спасителем, по повествованию Луки, была сказана «некоторым, которые уверены были в себе, что они праведны, и уничижали других». Относится она и к внутреннему фарисею в каждом из нас. Основная неправедность такого фарисейства в нас двоякая: отсутствие любви к ближнему и неуважение к Богу, нарушение прав Божиих, восхищение себе основного права Божия быть единым Судиею над нашей жизнью и над нашими ближними.

> Перед людьми нам часто удается выказывать себя праведниками. Но Бог знает сердца наши (Лк.16,15). Бога обмануть нельзя. И также нельзя нам предписать Ему, какой суд по вечным законам Своей всеведущей справедливости должен произвести Он над нашей жизнью и над делами каждого из нас. Ибо Он Судья — а не мы.

> Молитва высокомерная, фарисейская является в сущности прямым нарушением великой Заповеди Божией: «Не произноси имени Господа, Бога Твоего, напрасно!» (Исх.20,7). «Ибо что высоко у людей, то мерзость перед Богом» (Лк.16,15). Перед Богом возможна только искренняя молитва в духе смиренного прошения мытаря: «Боже, милостив буди мне грешнику».

архиеп. Георгий (Вагнер). Проповедь, 1959 г. ]

 

 

 

 

см. тж.:

 + + + протопресвитер Александр Шмеман: разрубить узел собственного самопревозношения и гордыни (+ссылки!)
 + + + свящ. Яков Кротов:
        мытарь, фарисей, высота веры (+ссылки!)
 + + + протоиерей Георгий Митрофанов:
 Просто нужно лишиться того, что мы ищем более всего...
                  messia.ru/rasylka/011/2649.htm (+ссылки!)
 + + + игумен Вениамин (Новик): мы больше верим фарисеям...
                  messia.ru/rasylka/009/2375.htm (+ссылки!)

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Верны слова:
  Если мы умерли с Ним, / будем с Ним вместе и жить.
  Если терпим, / вместе и царствовать будем.
  Если мы от Него отречемся, / и Он отречется от нас.
  Если мы неверны, / Он остается верным  -
  ведь Он от себя самого отречься не может!
 Напоминай им это
  и потребуй перед Богом прекратить споры о словах.
 От них для слушателей не польза, а только погибель.*
                                     (2Тим.2:11-14/&/)

* * *

*Всех, кто хочет жить свято, в единении с Христом Иисусом,
 ждут гонения.
 А негодяи и мошенники будут идти всё дальше –
  из огня да в полымя! –
 и сбивать с пути и других, и себя.
 А ты стой на том, чему научился и в чем удостоверился.
 Ты знаешь, кто твои учителя,
 еще в младенчестве узнал Святое Писание,
 а оно способно своей мудростью научить тебя спасению
 через веру в Христа Иисуса.* (2Тим.3:12-15/&&/)

********************************************* 

/&/ часть ряд. апост. чт-я сб.
/&&/ часть ряд. воскр. чт-я.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4017.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментирвать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»