=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 22 февраля 2021 г. ст.ст.,
  воскресенье, посвященное грядущему Страшному суду.

  литургические чтения: 1Кор.8:8-9:2; Мф.25:31-46.

 

 

к апостольскому чтению воскр. "о Страшном суде":
 + + + В.Н.Кузнецова: пища, свобода, грех
           messia.ru/rasylka/010/2518.htm
 + + + Виктор Попков:
        Мы непримиримы к нарушителям традиций...
                  messia.ru/rasylka/005/1082.htm
 + + + архиеп. Георгий (Вагнер)
        golubinski.ru/academia/vagner/strashnyj_sud.htm

 

 

 

 

 

Когда придет Сын человеческий в славе
и с Ним все Его ангелы... (Мф.25:31)

 

> Концепция <осуществлённой (realized)> эсхатологии противостоит другой концепции – <футурологической> (радикальной) эсхатологии; последняя усматривает в учении Иисуса о Царстве Божьем значительное влияние иудейской апокалиптики. Если континентальная теология разрабатывает в основном <футурологическую> теологию, то представители англоамериканской традиции нередко настаивают, что <футурологические> аспекты Царства нужно принимать во внимание в последнюю очередь. Нек-рые ученые относят апокалиптические мотивы лишь к малосущественным раннехристианским наслоениям, но большинство специалистов по НЗ видят в языке апокалиптики символическое отражение глубокой теологической реальности. Иисус, доказывают они, считал, что Его служение знаменует приход Царства; другими словами, в служении Христа нашла выражение именно эсхатологическая реальность.

> С концепцией <осуществлённой> эсхатологии часто отождествляется имя Ч.Г.Додда – именно он бросил эпохальный вызов интерпретаторам, выступающим с "апокалиптических" позиций. В своем основном труде "Притчи о Царстве Божьем" (Parables of the Kingdom, 1935) {Рус. пер. – "Притчи Царства" // "Хиллтоп", б/г. – Прим. ред. рассылки.} Додд проанализировал различные места, где говорится об уже существующем Царстве. Иисус, по Додду, не имел в виду всевластие ("царство") Бога в человеческой истории, а указывал на неповторимый и окончательный характер установления Царства. Эсхатологическая энергия Бога пришла в действие при земной жизни Иисуса и окончательно высвободилась в Его смерти. Именно поэтому в Лк 11:20 мы читаем, что сам Иисус открывает эту новую энергию: "Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то конечно <уже пришло к вам> Царствие Божие". В Лк 17:20 и <слл.> приводится аналогичное свидетельство того, что Иисус отвергает видимые знаки Царства: "не придет Царствие Божие <зримым> образом". Особое значение отводит Додд притчам "<роста>" (о зернах и плевелах, о горчичном зерне, о сеятеле; особенно см. Мф 13).

> Несомненно, возвещение Царства меняет всю картину, нарисованную <футурологической> эсхатологией. "Эсхатон переместился из будущего в настоящее, из области ожиданий в область реализованного опыта" ("Притчи о Царстве Божьем"). По Додду, этот момент должен быть твердо зафиксирован как отправной пункт интерпретации, поскольку соответствующее учение Иисуса отчетливо и лишено всякой двусмысленности. "Иисус учит о своем служении как <об "осуществлённой> эсхатологии" – вхождении в этот мир "грядущего мира" через последовательность беспрецедентных и неповторимых событий в их реальном действии" (Там же). Так, когда Иисус говорит: "блаженны очи, видящие то, что вы видите!" (Лк 10:23), Он подразумевает собственные мессианские действия, к-рые сами по себе возвещают эсхатологическое Царство Божье: "Оно уже не грядет; оно здесь" (Там же).

> Концепция <осуществлённой> эсхатологии вызвала много критики. Ученые тут же показали, что Додд неправ в своей трактовке многих <футурологических> текстов (напр., Мк 9:1; 13:1 и <слл.>; 14:25). В последовавшем ответе критикам "Приход Христа" (The Coming of Christ, 1951) Додд признал существование <футурологических> речений, однако интерпретировал их как предсказания о трансцендентном веке. Но Н.Перрин доказал, что в иудаизме не было такой концепции Царства и что Додд неверно интерпретировал текст, употребив применительно к иудейскому учению чуждые греческие категории.

> Большинство интерпретаторов видит в эсхатологии синтез <осуществлённых> и <футурологических> компонентов. Додд убедительно продемонстрировал, что благодаря явлению Иисуса эсхатологический кризис наложился на наше историческое время. Однако следует добавить, что история еще ожидает своего завершения, когда придет Царство в его апокалиптическом могуществе.

 

см. также:
+ архим. Ианнуарий (Ивлиев): Эсхатологические мотивы в проповеди Иисуса
+ свящ. Александр Мень: конец света – когда? (из Б.С., +ссылки)
+ он же об "осуществленной эсхатологии" в "С.Ч."
+ из его же ст. "Эсхатология библейская" в Б.С. (+ссылки)
+ К.Снодграсс: "Притча об овцах и козлах":
      Варианты толкования / выводы (1) (2)
+ свящ. Александр Мень:
   как будут судить каждого из нас и всех людей
(+ссылки!)
+ В.Н. Кузнецова: Последний суд (+ссылки!)
+ свящ. Сергий Булгаков: эсхатология (1)(+ссылки!) (2) (+ссылки!)                  

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Пища не приведет нас к Богу.
 Если мы не едим, мы ничего не теряем,
 если мы едим, ничего не приобретаем.
 Но смотри́те, чтобы эта ваша свобода
 не стала камнем преткновения для слабых. ...
 А поэтому,
  если пища может стать причиной падения моего брата,
 я лучше не буду есть мяса вовек,
 лишь бы не стать причиной падения моего брата.*
                               (1Кор.8:8-9,13/+/)

********************************************* 

/+/ из апостольского чтения "воскресенья о Страшном суде".

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4021.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментирвать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»