=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

  Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается! И тогда смутишься....
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

 

 

* 29 марта 2021 г. ст.ст., 4-е воскресенье Великого Поста -
  Память прп. Иоанна Лествичника, †649.
  Литургические чтения: Евр.6:13-20; Мк.9:17-31.

 

 

к апостольскому чтению 4-го вс Поста:
 + В.Н.Кузнецова. Божье обещание и клятва
 + свящ. Александр Мень: Вера и верность Авраама. Мелхиседек
                              messia.ru/rasylka/010/2536.htm
 + неизменные обещания Бога
    messia.ru/rasylka/009/2392.htm
 + Д.Бонхёффер об отмене клятв 

 

 

 

к евангельскому чтению 4-го вс Поста:
+ свящ. Яков Кротов: какой веры не хватает людям? (+ссылки)
+ Юрий Черноморец:
   Вера - личное отношение к Богу. Если есть любовь, она научит всему...

 

> Во втором тысячелетии в корпусе святоотеческих наставлений разгорается борьба за интерпретацию. Наиболее показательны здесь фигуры преп. Симеона Нового Богослова, преп. Григория Паламы и свт. Игнатия Брянчанинова. Последний много писал о строжайшей недопустимости разгорячения плоти и крови во время молитвы. Он строго предупреждал: «не ищи в молитве наслаждений, они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение» (1,149). «Всякое разгоряченное чувство – кровяное! Не сочти его усердием, ревностью по благочестию, любовью к Богу и ближним. Нет – это движение души, произведённое в ней нервами, кровью. А кровь приводится в движение душевными страстями, которые – орудия и цепи миродержца {Миродержец или миродержитель – повелитель мира, ср. Еф.6:12. – Прим. ред. рассылки, здесь и далее.}» (Письма). «До́лжно держать себя в состоянии ровности, тишины, спокойствия, нищеты духа, удаляясь тщательно от всех состояний, производимых разгорячением крови и нервов» (Письма).

> Тем не менее, свт. Гр<игорий> Палама решительно настаивает, что разгорячение тела на молитве не менее важно и даже служит критерием верного пути. Он пишет: «Когда душа неистовствует и как бы сотрясается неудержимой любовью к единому Желанному, вместе с ней волнуется и сердце, духовной пляской выдавая общение с благодатью и словно порываясь отсюда к обетованной телесной встрече с Господом на облаках. Так в напряженной молитве, когда разгорается нечувственный огонь, зажигается умопостигаемая лампада и томление ума вспыхивает воздушным пламенем духовного виденья, тело тоже странно легчает и разогревается до того, что, по слову изобразителя духовных восхождений, при взгляде на него кажется словно вышедшим из жара чувственной печи. Для меня один пот Христа во время Его молитвы уже говорит о том, что от упорного моления к Богу в теле возникает ощутимый жар. Что на это скажут уверяющие, будто жар от молитвы – бесовский? Неужели всё равно будут учить молитве без борения, без напряжения, лишь бы только тело как-нибудь не обнаружило, соразмерно происходящей в душе́ борьбе, осуждаемого ими жара? Но тогда они станут учителями молитвы, не ведущей ни к Богу, ни к богоподражанию и не перестраивающей человека к лучшему» (Триады, 1.3.32). Далее Палама с характерной святоотеческой категоричностью пишет: «Залог будущих благ получает не только душа, но и тело, вместе с ней стремящееся к ним по евангельскому пути. Отрицающий это отвергает и воскресение тела в будущем веке. Но раз тогда тело тоже приобщится к неизреченному божественному добру, то конечно и теперь оно должно в доступной ему мере приобщаться к даруемой уму Божьей благодати». О разгорячении на молитве преп. Исаак Сирин пишет, что нередко бывает, что «пока человек молится к Богу со слезами и умилением, в тот самый час вдруг внезапно вскипает в сердце его источник, изливающий услаждение, тело его расслабляется, закрываются глаза, лицо поникает к земле, и помышления его изменяются, так что не может он сделать поклона от радости, возбуждающейся во всём теле его». Как видим, сами состояния: умиления, сокрушения, разгорячения и т.п. нуждаются в интерпретации. Речь не о внешней оценке, а о качестве внутреннего понимания происходящего. Что означает для меня, что ощущаю себя худшим на свете? Что значит моя непрестанная озабоченность помыслами? и т.п.

> Тип поведения святого, описанный в православной аскетической литературе, психологией ХХ века классифицируется как невротический. Проблема не в психологии, она только отражает общие оценки нашей эпохи. Интерпретация состояний важнее самих состояний. Нацеленность святоотеческой литературы на установление и фундирование состояний часто упускает из виду тот фактор, что интерпретация печали, гнева, отрешённости, разгорячения крови и т.д. является главным фактором духовной навигации. Именно интерпретация, а не состояние отвечает на вопрос: «что происходит?».

> Некогда святой Финеес в праведном гневе проткнул копьём израильтянина и моавитянку прямо вовремя их блуда (Числ.25,7-8) и за эту «ревность по Боге своём» (ст. 13) Бог дал ему и потомству его большое благословение. Сегодня такая «ревность» и самое желание это сделать интерпретируются диаметрально противоположно.

> В большинстве интерпретаций при положительной или отрицательной оценке эпицентром внимания остаётся сам подвижник, проблематика его страстей и падений. Бог если и не заслоняется полностью, то присутствует в этой брани только как рычаг противостояния грехам и порокам.

> Значимым в классических моделях православной духовности является то, что грех становится главным объектом внимания подвижника. А Бог сводится к функции пожарника, тушащего пламя страстей и похотей. Он перестаёт быть целью и средоточием духовной жизни. Вместо Него в центр водружается ворох взаимоисключающих желаний, стремлений и религиозных грёз. Таким образом, компульсивная {"Компульсивный" – здесь в значении "непреодолимый, навязчивый, маниакальный".} борьба с грехолюбием одновременно делает Бога крайне необходимым, но в то же время второстепенным предметом духовной жизни.

> Неслучайно в этой оптике жития святых демонстрируют степень духовности тяжестью подвигов и лишений. Можно было бы сослаться на непросвещённость агиографов, дескать, это они в меру своей ограниченности измеряют святость неподходящими критериями. Но в истории православия основными агиографами были именно святые люди: преп. Афанасий Великий, преп. Руфин Аквилейский, свт. Иоанн Златоуст, преп. Иоанн Кассиан Римлянин, свт. Григорий Двоеслов, преп. Симеон Метафраст, свмч. Дорофей Тирский, преп. Нестор Летописец, свт. Дмитрий Ростовский, преп. Епифаний Премудрый, преп. Зосима (Верховский) и др. Именно в их сочинениях критерии святости сводятся к эффектному чудотворству и мукам подвижнической жизни.

> Традиционно одобряемое самобичевание и нагнетание чувства вины воспринимаются уже не так комплиментарно, как в Средневековье. Проблема не в том, что современный подвижник недостаточно усердно фокусируется на своих грехах и недостатках, а в том, что ему бессознательно неприемлема цель всех этих практик. Она воспринимается сегодня как подавленное состояние крайне зависимой личности, угнетение воли, туннелирование мышления и т.д. На уровне деклараций и сознательных симпатий мы продолжаем усиленно стремиться к смирению, подавлению самости и т.п., но бессознательно мы уже всячески избегаем этих состояний как патологических.

> Отсюда рождается современный тип подвижников с двоящимися критериями святости. С одной стороны, они искренне любят идею смирения и одеты в архаичные одежды кротости, но если вы попро́сите их помыть ваше авто, припаркованное рядом с монастырём, они точно откажут. Также если всерьёз высказывать им свои претензии, они не станут смиренно слушать. Мать Мария Скобцова в статье «Типы религиозной жизни» (1933) и психолог Карен Хорни в книге «Невротическая личность нашего времени» (1937) описывали данное раздвоение как невротическое. К.Хорни в гл. 13 «Невротическое чувство вины» пишет: «признаком, наводящим на мысль, что упрёки в свой адрес не обязательно выражают подлинное чувство вины, является тот факт, что бессознательно сам невротик отнюдь не убеждён, что является недостойным или ничтожным человеком. Даже когда он выглядит подавленным чувством вины, он может прийти в крайнее негодование, если другие станут всерьез принимать его самообвинения». Таким образом, современный подвижник надевает на себя древние одежды и практики, проповедует непротивление, подавленность и вину как постоянные состояния, но, будучи сыном своего времени, внутренне отталкивает эти идеи.

> Курьёзная перемена произошла и в оценке полного подчинения ученика наставнику. А.Л.Дворкин в своей известной книге «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования» со ссылками на западных коллег одним из четырёх критериев тоталитарных сект выдвигает «гуруизм». Выделяя суть гуруизма, автор приводит цитату основателя кришнаизма Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Если у вас есть проблемы с Богом, помочь вам может только гуру. Если же у вас есть проблемы с гуру, помочь вам уже не может никто». Однако по иронии Провидения эта цитата Прабхупады полностью повторяет слова преп. Иоанна Лествичника и преп. Епифания: «Старец Епифаний часто давал такой совет из преподобного Иоанна Лествичника: "Лучше поссориться с Богом, чем с духовником. Потому что если ты поссоришься с Богом, то духовник снова примирит тебя с Ним. Если же ты поссоришься с духовником, то для тебя отсекается дорога к Богу"». Таким образом, «гуруизм», бичуемый ныне как критерий тоталитарных культов, оказывается православным в неменьшей степени.

[ протоиерей Вячеслав Рубский.
Из кн. "Православная духовность. Перезагрузка. Наброски внутренней реформы"@, 
из гл. "Обратная сторона нимба"  ]

 

 

 

 * о св. Иоанне Лествичнике - свящ. Александр Мень
    messia.ru/rasylka/010/2537.htm (+ссылки)
   здесь же - фрагмент из "Лествицы" о боязливости
 * свящ. Александр Шмеман:
    Воскресенья Великого Поста (+ссылки)
 * о. Яков Кротов: Как подниматься к небу, не задирая носа

 

 

 

+++ Андрей Десницкий: Можно ли заразиться во время причастия? (+ссылки)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

       ---------------------------------------------

*<Обещание Бога и Его клятва>
 служат для нас, бежавших под Его покров,
 источником великой бодрости
 и побуждают крепко держаться той надежды,
  что у нас перед глазами.
 Надежда эта  –  словно якорь для души, крепкий и надежный,
 который входит внутрь святилища, за завесу,
 куда Иисус, Предтеча наш, вошел ради нас,
 став, подобно Мельхиседеку, Первосвященником навеки.*
                                      (Евр.6:18-20/*/)

* * *

*Уподобился я, Христе, / в руки разбойников попавшемуся
 и оставленному ими от побоев еле живым;
 так и я изранен, Спаситель грехами моими.
*"Не презри меня, Спаситель, болящего тяжко", –
 взывал с рыданиями / разбойникам отдавший богатство Твое.
 И я так молю: / "Пожалей и спаси меня!"
*Христе Спаситель!
 Ум мой – в язвах от грехов,
 разбойниками неправедными поражен / и злыми помыслами;
 уврачевав его, спаси меня, как многомилостивый.*

*Путем жизни, Христе, / бедственно путешествуя,
 я изранен разбойниками, пребывая в страстях;
 но воздвигни меня, молю.
*Ограбили ум мой разбойники / и оставили меня полумертвым
 в язвах согрешений моих;
 но исцели меня, Господи.
*Обнажили меня страсти:
 не в силах я исполнить заповедей Твоих, Христе Спаситель,
 и наслаждениями я был уязвлен;
 но излей на меня милость.*

*Разбойники похитили / мое стяжание – дело божественное
 и оставили меня страдающим от ран.
*Отвлекли меня, Спаситель, от заповедей Твоих
 непостоянные помышления мои,
 оттого я и изранен согрешениями.
*Левит, когда меня, ранами уязвленного, увидел,
 прошел мимо, Спаситель мой;
 но Ты меня спаси.*

*Иисусе, осмотри раны души моей,
 как в древности попавшегося в руки разбойников,
 и уврачуй, Христе, боль мою, молюсь.
*Мучительно от язв согрешений / изнемогла душа моя, Христе,
 и оттого я нагим лежу, без добродетелей божественных.
 Молю, спаси меня!
*Священник, увидевший меня, / и левит бессильными явились,
 ибо мимо меня они прошли;
 но Ты Сам, как милосердный,
 ныне избавление подал и спас меня.*

*Страстями я растратил / имение божественное, Владыка,
 и весь жестоко израненный согрешениями, прибег к Тебе.
 "Сжалься надо мною", – молю.
*Расхитили богатство мое
 и как мертвого оставили меня разбойники,
 страстями ум мой уязвив,
 но, сжалившись, спаси меня, Господи.
*Когда увидел левит мучение мое от ран,
 вида тех язв не вынося, мимо меня прошел.
 Но Ты Сам, Человеколюбец,
 излил на меня богатую Твою милость.*

*Разбойники напали на меня, несчастного,
 и оставили меня / как бы мертвым от побоев, бездыханным.
 Потому молю Тебя: / "Боже, посети меня!"
*Ум мой ограбили / помыслы непостоянные /
 и, поразив страстями,
 мертвым меня оставили по множеству согрешений;
 но Ты, Спаситель, исцели меня.
*Когда увидел меня левит, / от ран страдающего,
 не вынося моих язв, как неизлечимых,
 прошел мимо меня, Спаситель мой;
 но Ты Сам уврачуй меня.*

*Из-за разбойников – помыслов моих, Спаситель,
 извратил я жизнь мою согрешений ранами.
 Оттого я обнажен, лишившись божественного образа, –
 Твоего, человеколюбивый Боже;
 но пожалей меня.
*Пришел Ты на землю с высот, Спаситель,
 пожалев меня, всего ранами покрытого,
 и язвами согрешений, Милосердный,
 и излил на меня, Христе, милость Твою.
*Тело Свое и душу / Ты, Владыка Спаситель,
 как выкуп за меня дал и спас меня,
 всего роем согрешений уязвленного, / в неисцелимых ранах,
 как Милостивый.*

*Заповеди Твои, Владыка, / не сохранив разумом моим,
 в страстные наслаждения погрузившись,
 я лишился благодати и в язвах извержен нагим.
 Потому прошу Тебя, Спасителя, / спасти меня.
*Не смог левит язв моих очистить,
 но Ты, Благой, с любовью ко мне пришел
 и излил на меня милость сострадания Твоего, Спаситель,
 как врач искуснейший исцеляя меня.
*Как милосердный, сжалившись, / Ты спас, Христе Спаситель,
 меня, бичами разбойников жестоко избитого,
 и душу с телом Своим, как два динария
 дал за меня во искупление.*
(Канон 4-го воскр.  Вел.  поста, перев. иером. Амвросия)

*********************************************

/*/ из апостольского чтения воскр.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4049.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»