=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

  Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается! И тогда смутишься....
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

 

 

* 1 апреля 2021 г. ст.ст., среда 5-й седмицы Великого Поста.

 

 

 

 

 

 

> Lectio divina, чтение Библии

> «Пусть восходящее солнце застает тебя с Библией в руках». {Зерцало иноков и инокинь, IV (Увещание к девственнице).} Это восклицание Евагрия хорошо выражает предание отцов. 19-й канон Трулльского собора предписывает священникам побуждать верных к наибольшей близости с Библией. Св. Иоанн Златоуст решительно настаивает: «Я не монах, – говорят некоторые из вас… Но вы ошибаетесь, полагая, что читать Писание подобает одним только монахам, тогда как оно еще более необходимо вам, живущим в миру. Еще хуже, чем не читать Писания, – считать такое чтение излишним», – вот «сатанинский обычай!» – восклицает он. {Беседы на Мф, II,5.}

> «Возвратясь из церкви, муж пусть повторит то, что было прочитано в храме; и приготовьте два стола: один – с трапезой из яств, другой – с трапезой духовной». {Беседы на Быт VI, 2.} Святой также советует изучать дома тот отрывок, который будут читать в церкви, и заботиться о том, чтобы дети были приучены к внимательному и ежедневному чтению Священного писания. {Беседы на Ефес XXI,2–3}

> Согласно Оригену,{} чтение не прилагается к жизни как простое упражнение, но составляет органическую часть духовной жизни, претворяя обыденность в живое чтение Слова, в место, где Глагол звучит непрестанно. Оно дает направление подвигу и возрастанию души, которая через это чтение становится anima ecclesiastica, {Душой церковной (лат.) – Прим. пер.} и человек, по слову Климента Александрийского, {Строматы, I,20.} становится theodidact’ом. {Аллюзия на 1Фес.4:9. Греч. theodidactoi переводится как "научены Богом". – Прим. ред. рассылки.}

> В «Уставе» св. Пахомия говорится, что Писание должно питать ум монахов весь день. В часы работы они поют и читают из него наизусть, а вечером все собираются вместе для слушания толкований. Чтение Писания наизусть было обычным делом. Для св. Нила <Синайского> жажда Писания есть мера нашей духовной жизни,{} а для св. Исаака «постоянное размышление над Словом есть свет для души». {Поучения, XXX.}

> Но от всех подвижников исходит согласное предостережение – не профанировать Сло́ва, делая из него объект спекуляции или познания ради познания, ведь «понимать читаемое есть благодать Божия». {Св. Симеон. Беседа о Писании. PG 120,385.} Ерм учит, что аскеза и молитва подобны вопрошанию, на которое Господь отвечает откровением смысла Писания. {Пастырь. Видения,II,1–4.} Тропарь Девятого часа гласит: «Между двух разбойников Крест Твой возвышается как весы правосудия: один склоняется ко аду под тяжестью хулы, другой же, освобождаясь от грехов, возносится к познанию божественного слова». {«Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же, легчащуся от прегрешений, к познанию богословия. Христе Боже, слава Тебе» (великопостные тропари Девятого часа). – Прим. пер.}

> Чтение предполагает «молитвенное состояние», в котором созревают слова: «Молитва приводит к тому, что Бог озаряет разум, дабы позволить ему постичь читаемое». Бог стал человеком, «чтобы быть нам ближе самой души», чтобы мы «имели мысли Христовы» (Флп 2:5), дабы мы могли внимать Его собственному, единственно верному, прочтению Евангелий. Вот почему, согласно Николаю Кавасиле, «Евангелие изображает Христа", {Изъяснение Божественной Литургии, XX,1; XXII,2.} т. е. позволяет Христу Самому говорить о Себе, побуждая нас насытить глаза́ и сердца́ «Тем, Кто влечет к Себе одному и с Собой одним соединяет». {Семь слов о жизни во Христе. PG 150,501A.} По св. Иустину, {Диалог с Трифоном иудеем XCI,94.} Писание производит решительную встречу, и всякий мученик свидетельствует о верном прочтении своей смертью.

> Основной метод чтения Писания, согласно Никодиму Святогорцу, – это идти «от слова писанного к Слову воплощенному», и в этом переходе, решающем в духовной жизни, святоотеческие комментарии предстают надежными проводниками.

> Отцы Церкви жили Библией, думали и говорили Библией с тем восхитительным проникновением, которое идет до отождествления бытия с самой сущностью Библии. Если пройти их школу, быстро понимаешь, что Слово, прочитанное или услышанное, всегда ведет к живой Личности Глагола. Св. Иоанн Златоуст так молится перед чтением Писания: «Господи Иисусе Христе, открой очи сердца моего, дабы я понял и исполнил волю Твою… просвети очи мои Твоим светом», а св. Ефрем советует: «Прежде чем читать, молись и проси Бога, чтобы Он открылся тебе». Св. Афанасий утверждает: «В словах Писания находится Господь, присутствия Которого не могут терпеть бесы». {Послание к Марцеллину об истолковании Псалмов, 33 (PG 27,45).}

> Можно сказать, что для святых отцов Библия есть Христос, ибо каждое ее слово знакомит нас с Ним: «Его ищу я в книгах», – признается бл. Августин. {Исповедь, II,2.}

> Уже Климент Александрийский учит, что надо питаться семенами жизни, заключенными в Библии, подобно тому, как мы это делаем в Евхаристии; {Строматы, I,1.} но только Ориген впервые определенно говорит о вкушении Писания,{} и это вошло в предание: мы «евхаристически» вкушаем «слово, таинственно преломленное». {Толкование на Мф, LXXXIV (PG 13,1734).} Так и бл. Иероним утверждает: «Мы едим Его Плоть и пьем Его Кровь не только в Божественной Евхаристии, но и в чтении Писания».{}

> Св. Григорий Назианзин уподобляет чтение вкушению пасхального Агнца.

> Это евхаристическое отношение к «вкушению» Слова подразумевает эпиклезу {Т.е. призывание Свяого Духа. – Прим. ред. рассылки. См. например, молитву перед чтением Евангелия в литургии апостола Марка: «Фимиам приносим пред святою славою Твоею, Боже, принимающий (его) на святой и вышенебесный Твой жертвенник. Воздай нам ниспосланием благодати Святого Твоего Духа; ибо Ты благословен. Ты пошли славу Твою…» – Прим. пер.} при каждом чтении. Слово живо пребывающим в нём Духом, снисшедшим на Сына в Богоявлении, и читать Слово следует в измерении Параклета (Утешителя), измерении Тела Христова, Церкви, Предания, в котором говорит Слово. Бог пожелал, чтобы Христос составил Тело, в котором Его слова звучали бы как слова́ жизни, и значит – во Христе, в Его глубине, в Церкви, следует читать и слушать. Только Церковь хранит Слово, ибо в ней живет Дух, его продиктовавший, – учит Ориген. {На Матфея, XIV.}

> Народ собирается на Литургию, чтобы сначала слышать, а затем вкушать присутствующее Слово. Слушание созидает народ Божий, формирует евхаристический синтаксис, готовит к вкушению Слова, вхождению в сущностное общение с Ним.

> В Евангелии от Луки говорится, что Христос «отверз ум» (Лк 24:45) Своих учеников, показывая, как следует читать Библию, чтобы находить в ней «всё, написанное о Мне»: «И начав от Моисея и от всех Пророков, истолковал им во всех Писаниях то, что относится к Нему» (Лк 24:27). Так Господь «раскрыл смысл Писаний», открыв нам, что Библия – вся целиком – есть словесная икона Христа.

> Читая Писание, можно различить смыслы: прообразовательный, типологический, и исполнение пророчеств в мессианские времена пришествия Христова. Можно также уловить смыслы исторический и эсхатологический и исполнение Истории, ведущее к Царству. Но именно литургия дает церковный подход к размышлению, где Слово возвещено, воспето, вымолено и пережито. Литургия продолжается в жизни верных в виде ежедневного lectio divina, которое остается формой молитвы и причастия. Здесь Бог говорит, входя в жизнь каждого человека, приглашая его отправиться в путь в сопровождении ангелов и апостолов. Это чтение лежит у истока бытия и является его исполнением. Согласно св. Иоанну Златоусту, чтение Писаний есть священнодействие мирян, ведущее их к святости.

> Вот почему во всяком чтении и размышлении над текстом следует избегать иссушающего умствования, но также преодолевать и всякую эмоциональную мечтательность. Легко сделать труп из текста, но мы не можем сами дать ему жизнь, она исходит от присутствия Божия.

> Можно читать Библию последовательно в течение года, можно выбрать одну книгу или прослеживать какую-то тему во всех книгах; можно размышлять над стихом, над одним-единственным словом. Любой способ хорош, если только чтение питает нашу духовную жизнь. К пониманию прибавляется созерцание. Описание затрагивает исторические события, в созерцании же открывается их безмолвная глубина. Отталкиваясь от Истории, всякое настоящее чтение созерцает Икону Царства.

> Так чтение открывает доступ к жизни Божией, {Ерм. Пастырь. Подобия VIII,6,7.} но оно также обязывает передать другим полученное откровение. {Там же. X,4.} Lectio divina ведет к апостольству, ибо «слово, – согласно апостолу Павлу, – в явлении Духа и силы» (1Кор 2:4).

[ Павел Николаевич Евдокимов.
Из кн. "Этапы духовной жизни. От отцов-пустынников до наших дней" (3.IV) ]

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

       ---------------------------------------------

*Мудрый сын радует отца,       /      а глупец позорит мать.
 Тешится дурью скудоумный,     /   а разумный ступает прямо.
 Нет совета – не будет успеха в деле,
                  а если советников достаточно – всё выйдет.
 Радостно, если можешь ответить,
                                и как хорошо уместное слово!
 Разумный поднимается по дороге жизни,
                                      прочь от глубин Шеола.
 Дома гордецов ГОСПОДЬ сметет,  /  но надел вдовы Он защитит.
 Мерзки ГОСПОДУ злые замыслы,
                              а добрые слова пред Ним чисты.
 Стяжатель на свой дом навлекает беду,
                        а кто взяток не терпит – будет жить.
 Праведное сердце подскажет ответ,
                             а уста нечестивые изрыгают зло.
 Далек ГОСПОДЬ от нечестивцев,
                              но молитву праведников слышит.
 Светлый взор радует сердце, / добрая весть укрепляет кости.
 Кто внемлет здравым упрекам,
                               неразлучен будет с мудрецами.
 Кто отвергает наставления – себе повредит,
                      а кто внемлет упрекам, обретает разум.
 Страх ГОСПОДЕНЬ научит мудрости,
                                славе предшествует смирение.
 Сердце человека вынашивает замыслы,
                               но решение – от уст ГОСПОДНИХ.
 Каждый считает свой путь непорочным,
                                  но ГОСПОДЬ испытывает души.
 Вверяй ГОСПОДУ свои дела –    /    и замыслы твои свершатся.
 Всё создано ГОСПОДОМ для своей цели,
                                и нечестивец – для дня беды.
 Надменное сердце – мерзко ГОСПОДУ,
                         ни за что не уйти ему от наказания.
 Вера и правда искупают вину, /  страх ГОСПОДЕНЬ отводит беду.
 Если угодны ГОСПОДУ пути человека,
                              Он примирит с ним даже врагов.
 Лучше малость, да с праведностью,
                      чем богатая прибыль, да с беззаконием.
 Человек избирает свой путь,
                         но твердость шагам придает ГОСПОДЬ.*
                                          (Пр.15:20-16:9/*/)

        *********************************************

/*/ чтение среды, нов.пер. РБО.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4052.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»