=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

  Душеполезную завершив Четыредесятницу,
и святую седмицу страданий Твоих
просим увидеть, Человеколюбче,
чтобы прославить в ее дни величие Твое
и неизреченный Твой замысел о нас,
единомысленно воспевая: Господи, слава Тебе!

(Триодь, русский перевод)

 

 

* 11 апреля 2021 г. ст.ст., Лазарева суббота, воскрешение Лазаря.
  литургические чтения: Евр.12:28-13:8; Ин.11:1-45.

 

 

* 12 апреля 2021 г. ст.ст.,
  Вербное (пальмовое) воскресенье, Вход Господень в Иерусалим.
  литургические чтения: Флп.4:4-9; Ин.12:1-18.

 

 

С праздником!

 

 

к евангелию Лазоревой субботы:
+++ митрополит Сурожский Антоний:
     Страстная Седмица предваряется победой Господней
+++ Устрашился ад (из богослужения) (+ссылки!)

+++ протопр. Александр Шмеман: во Христе память вновь получила силу исцелять время... о смерти (+ссылки!)

+++ свящ. Яков Кротов: как после этого просить Бога о здоровье? & смерть - бесславна & «Пойдём в Иудею» & неумирания Господь не даёт
 messia.ru/rasylka/011/2673.htm (+ссылки!)
+++ еп. Кассиан (Безобразов): Значение воскрешения Лазаря
                messia.ru/rasylka/007/1809.htm (+ссылки!)
+++ Романо Гвардини:
     воскрешения, совершённые Иисусом: человеколюбие Божие
                  messia.ru/rasylka/009/2399.htm (+ссылки)

 

 

 

 

> Вход в Иерусалим в четырех Евангелиях

<.....>

> .4. Евангелие от Иоанна. Рассказ четвертого евангелиста о входе Иисуса в Иерусалим очень похож на рассказы синоптиков об этом событии. Толпа с пальмовыми ветвями приветствует Иисуса (Ин 12:13; ср. Мк 11:8; Мф 21:8), выкрикивая праздничное приветствие из Пс 117:25-26. В изложении этого возгласа у Иоанна сохраняется еврейское «Осанна!», но в остальном евангелист следует LXX: «Благословен грядущий во имя Господне!» (Ин 12:13; ср. Мк 11:10). При этом Иисус называется «Царем Израилевым» (Ин 12:13-14; ср. Лк 19:38). Он восседает на «молодом осле» (Ин 12:14; ср. Мк 11:7; Мф 21:7; Лк 19:35), что, согласно редакторской ремарке, есть исполнение Зах 9:9 (Ин 12:14-15; ср. Мф 21:4-5).

> В Иоанновом рассказе есть несколько специфических особенностей, что наводит на мысль об использовании евангелистом независимого предания об этом событии. Иисуса не сопровождает процессия учеников и доброжелателей, спонтанно решающих оказать Ему почести (Мк 11:8-10; Мф 21:8-9; Лк 19:36-38). Вместо этого Его выходят приветствовать специально подготовившиеся к Его приходу люди (Ин 12:12-13). Эти люди взяли с собой пальмовые ветви и, видимо, держат их в руках (Ин 12:13), а не устилают ими дорогу перед Иисусом (ср. Мк 11:8; Мф 21:8). <...> Иисус не реквизирует осла, полагая этим ярким действием начало торжеству (Мк 11:1-7; Мф 21:1-7; Лк 19:28-35), но находит его и садится на него в ответ на приветствие толпы (Ин 12:14). Наконец, текст Зах 9:9, как он цитируется у Иоанна (Ин 12:15), не следует ни LXX, ни форме этого текста у Матфея (Мф 21:4-5) и, возможно, соединен с каким-то другим ветхозаветным текстом (напр., Соф 3:16).

> Внешняя сторона Иоаннова рассказа о входе Иисуса в Иерусалим – торжество в честь мессианского «Царя Израилева» (Ин 12:13; ср. Ин 1:49). Иисус только что совершил знак (Ин 12:18), представляющий собой кульминацию явленных Им во время своего служения чудес (Ин 11:47), – воскрешение Лазаря из Вифании (Ин 11:1-44). Воскрешение Лазаря вызвало среди одних иудеев вспышку энтузиазма, а среди других – усиление неприятия (Ин 11:45-54). При приближении праздника Пасхи, когда в Иерусалим стекаются т`олпы (Ин 11:55-57), Иисус возвращается в Вифанию, место Его великой победы, чтобы посетить дом Лазаря (Ин 12:1-8). Весть о Его пребывании в Вифании быстро достигла Иерусалима (Ин 12:9-11). Услышав, что Иисус идет в Иерусалим, к Нему навстречу выходит делегация, несущая пальмовые ветви, что напоминает празднование маккавейского триумфа над Антиохом IV Епифаном (Ин 12:12-13; ср. 1Макк 13:51; 2Макк 10:7; ср. Светоний Гай Калигула 32). Когда встречающие приветствуют Его как «Царя Израилева» (Ин 12:13), Иисус находит «молодого осла» и садится на него. Евангелист видит здесь исполнение пророчества о грядущем царе Сиона (Ин 12:15-16; Зах 9:9). В то время как толпа радуется чуду в Вифании, оппозиция сетует: «Мир идет за Ним!» (Ин 12:17-19).

> При более внимательном чтении четвертого Евангелия обнаруживается, что вход Иисуса в Иерусалим имеет в нём более глубокое значение, чем кажется на первый взгляд. В тексте встречаются намеки на то, что царство Иисуса не следует понимать в политическом смысле (Ин 1:49-51; 6:14-15). Далее, если фраза «не бойся, дщерь Сионова!» в цитате, с помощью которой евангелист интерпретирует вход Иисуса в Иерусалим (Ин 12:15), есть аллюзия на Соф 3:14-16, то подразумевается, что «Царь Израилев»  не земной владыка. Он – тот, о котором можно сказать: «Господь... среди тебя» (ср. Ин 8:24,28,58). Это согласуется с редакторской ремаркой (ср. Ин 2:22; 20:9), где подтвержденное пророчеством царство Иисуса связывается с Его прославлением (Ин 12:16; <...>), т.е. Его предстоящей смертью () и Воскресением (ср. Ин 7:39; 12:23,28; 13:31-32; 17:1,4-5), когда Он будет вознесен, чтобы всех привлечь к себе (ср. Ин 3:14; 8:28; 12:32,34).

> Рассказ о входе Иисуса в Иерусалим завершается упоминанием о людях, в чьем присутствии Он «вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых» (Ин 12:17-18; ср. Ин 11:1-53; 12:1-2,9-11). Это усиливает тему будущей победы Иисуса над смертью. Т.о., с учетом всего контекста, вход Иисуса в Иерусалим, следующий за происшедшим в доме Лазаря умащением () Его тела для погребения (Ин 12:1-8<...>), можно рассматривать как предвосхищение пасхальной победы. Это готовит нас к пониманию парадокса: отвергнутый «Царь Израилев» (Ин 18:33-39; 19:3-22) устанавливает царство «не от мира сего» (Ин 18:36).

> Историческая достоверность рассказа о входе в Иерусалим

> Как видно из предыдущего обзора, в ходе интерпретации ранними христианами входа Иисуса в Иерусалим рассказ о нём оброс различного рода подробностями (). Поэтому некоторые скептически настроенные ученые сомневаются, что мессианские особенности данного рассказа исторически достоверны. Отметив, что рассказ делится на две части (приобретение животного (Мк 11:1-7; ср. Ин 12:14) + праздничный вход в город (Мк 11:8-10; ср. Ин 12:12-13), эти критики предположили: история об обычном входе Иисуса в Иерусалим на праздник (возможно, пешком) выросла в мессианскую легенду, включающую царское животное (под влиянием Зах 9:9), добытое сверхъестественным путем (ср. Мк 14:12-16; 1Цар 10:2-10; 3Цар 17:8-16). Кроме того, у нас вроде бы нет свидетельств, что вход Иисуса в Иерусалим привлек внимание властей и что ученики Иисуса уже тогда считали Его достигшим триумфа Мессией. Соответственно, по мнению ряда исследователей, мессианская интерпретация события отражает послепасхальное исповедание ранней Церкви.

> Однако такой скептицизм неоправдан. Как показал Дж.Д.М.Деррет, рассказ о получении животного отражает распространенную процедуру добычи правителем или рабби средства передвижения с использованием царского права на реквизицию (angaria; ср. 1Цар 8:16) и следует иудейскому закону о займах (Исх 22:14-15). Следовательно, некорректно определять данный рассказ в категорию легенд. Далее, решение Иисуса въехать в город на животном – «поразительное и нарочитое нарушение обычного ограничения, согласно которому Он должен был войти в город пешком» (Харви 129; ср. М. Хагига 1:1; М.Берахот 9.5). Заметим, что мессианская интерпретация Зах 9:9 в иудаизме до IV в. не засвидетельствована. Поэтому вероятно, что память об этом ярком событии коренится в реальном историческом факте. Действия присутствующих, которые выкрикивают приветствие из Пс 117:25-26, машут пальмовыми ветвями или стелют их на дорогу, также выглядят естественными. Они отражают пасхальные обычаи (М. Песахим 5:7; 10:5-7), а также обычаи праздника Кущей (М. Сукка 3-4) и Хануки (1Макк 13:51; 2Макк 10:6-7; <...>). Кроме того, еврейское восклицание «Осанна!» (не транслитерирующееся в Пс 117:25  LXX), хоть и сохраненное в евхаристической литургии ранней Церкви (Дидахе 10:6), может быть воспоминанием об историческом событии.

> Есть основания предполагать, что, когда Иисус вошел в Иерусалим, это событие уже понималось как приход торжествующего царя. Что касается реакции властей, то, хотя Евангелия о ней не сообщают, выдвинутое против Иисуса на суде обвинение («Царь Иудейский»; Мк 15:2,26) может означать, что вход в Иерусалим всё-таки возбудил их подозрения (). Это не было необычным. Как показали Р.А.Хорсли и Дж.С.Хэнсон, харизматические лидеры среди иудейских крестьян I в.  н.э., даже не претендующие прямо на принадлежность к царскому или давидическому роду, иногда принимали титул «царя» в надежде на то, что именно они избавят народ от иноземных угнетателей (ср. Иос. Флав. Древности 17.10.5-8 § 271-285). Иисус возвещал Царство Божье, учил как власть имеющий (), творил чудеса и призвал учеников. Это, несомненно, рождало надежду, что Он-то и освободит Израиль (ср. Мк 11:2-6/Лк 7:18-23). Однако вход Иисуса в Иерусалим (верхом на осле) – ответ на эти чаяния, сообразный со всем духом Его служения. Иисус не политический завоеватель. Он Царь, но Царь, пришедший в смирении и пришедший служить (Зах 9:9; ср. Мф 20:28/Мк 10:45/Лк 22:27).

[ L. A. Losie.
Из ст. "Вход в Иерусалим" в словаре "Иисус и Евангелия"   ]

 

+++ В.Н.Кузнецова: Въезд Господа в Иерусалим
+++ Маркус Борг:
    
Зачем Иисусу понадобилось садиться на осла? (+ссылки)
+++ митрополит Антоний (Блум):
Вход Господень в Иерусалим
        messia.ru/rasylka/009/2400.htm (+ссылки)
+++ он же: Христос воскрешает Лазаря и вступает в Святой Град...
                                                       (+ссылки)
+++ игумен Евмений (Перистый): Иуда. Выйти навстречу Христу
                  messia.ru/rasylka/007/1810.htm (+ссылки!)
+++ протопресвитер Александр Шмеман:
     свет Лазаревой субботы и Вербного воскресенья (+ссылки!)

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

       ---------------------------------------------

"... мы, которым дано владеть непоколебимым Царством,
 должны быть благодарны Богу
  и в благодарности поклоняться Ему
 так, как Ему приятно, с благоговением и страхом.
 Ведь Бог наш – огонь пожирающий. ...
 Иисус Христос – тот же самый вчера, сегодня и вовеки!"
                                 (Евр.12:28-29; 13:8/&/)

                            * * *

*Радуйтесь всегда, ведь вы живете в единении с Господом!
 И снова говорю: радуйтесь!
 Пусть все видят вашу кротость. Господь уже близко!
 Ни о чём не заботьтесь.
 Но если есть у вас в чём-либо нужда,
 с благодарностью поверяйте в молитвах и прошениях
 свои просьбы Господу.
 И тогда мир Божий,
 который выше всего, что может представить себе человеческий ум,
 сохранит ваши сердца и мысли в единении с Христом Иисусом.
 И еще, братья, пожалуйста, всегда направляйте свои мысли
 на то, что истинно, что достойно, что справедливо, что целомудренно,
 что приятно и восхитительно, что нравственно и достойно похвалы.
 Делайте то, что выучили,
 что переняли, что услышали, что узнали от меня,
 и Бог, источник мира, будет с вами.* (Флп.4:4-9/+/)

*********************************************

/&/ из апост. чтения Лазаревой субботы.
/+/ воскресное апост. чтение.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4059.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»