=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

  Христос воскрес!

* 26 апреля 2021 г. ст.ст., воскресенье 2-е по Пасхе
  {память ап. Фомы, воспоминание его "уверения"}
  литургические чтения: Деян.5:12-20; Ин.20:19-31.

 

 

 

 

 

/предыдущие части: Вера. Религия. Догмат    Бог-творец
   Мессия и Завет. Ветхий Завет    Что такое Новый Завет?
    Жизнь по Евангелию    Богочеловек/

 

> Дух Божий. Церковь

> 61. Что такое Дух Божий?

  1. > В Ветхом Завете Бог явлен как Сокровенный и Неисповедимый Отец: в Новом Завете — как Сын-Слово, творящее и открывающееся людям и явленное в лице Христа (эта ипостась или Лик Божий именуется еще премудростью), а так же как Дух. Дух в библейской фразеологии означает силу, могущество, животворящую мощь. Он действует в природе (уже созданной: Пс 32:6; 103:30) и в человечестве (через покров: Иез 11:24). Мы преклоняемся перед Ним и славим Его как Господа (Бога), ибо дух  не просто свойство Бога, а — Он Сам. Дух Божий именуют «третьей ипостасью Божества». Отсюда понятие о Триедином Божестве, или Святой Троице. Все три ипостаси принадлежат одной Божественной природе (сущности).
  2. > Дух Божий действует в Церкви (см. 62). Он посылается Христом от Отца (Ин 14:16-17; 20:22). Он подвигнул первых учеников на проповедь Евангелия (Деян 1:4-5; 2:1-13). Дух Божий дарует веру (Гал 4:6), братскую любовь (Деян 2:42), руководит благовестниками (Деян 13:2-4; 16:16). От Духа Божия рождаются в Церкви особые дары: дар исцеления (1Кор 12:8), мудрости (Деян 6:8-10), молитвы «языками» (1Кор 12:29-30). Как дерево познаётся по плоду (Мф 7:16-18), так и истинное действие Духа Божия проверяется по плодам.

> {Молитва «языками» есть вдохновенное славословие, которое в силу своей напряженности выходит за пределы связной речи, превращаясь в некий «лепет». Это проявление духовного восторга было и в древней Церкви редким (1Кор 12:30), и уже тогда встречало сдержанное отношение (1Кор 14:23). Позднее оно исчезло повсеместно. Возрождено лишь в общинах пятидесятников (одно из протестантских течений) {а также в общинах харизматического движения — прим. ред. рассылки.}.}

> 62. Что такое Церковь? Почему мы «веруем» в Церковь?

> Слово «Церковь» происходит от греческого «кириако́н», Дом Господень. В видимом, земном, плане Церковь есть община, или братство верующих, поэтому и дом, где она собирается, называют церковью. Ветхозаветная Церковь по условиям времени (см. 15, прим.) развивалась в национальных рамках. Церковь, или Община Нового Завета, Церковь Христова, является ее преемницей: она — новый народ Божий, который уже включает людей из всех рас, верующих в Иисуса Христа как Спасителя. В духовном смысле Церковь есть ядро нового человечества; тело Христово (Рим 12:5; 1Кор 10:17). Именно этот аспект Церкви и познается верой.

> {Как всякое сообщество людей, Церковь в истории создает собственные практические принципы, каноны и институты, которые могут меняться, исчезать и возникать вновь (см. «икономия» в разделах и 6). Неизменным в Церкви остается:
 — присутствие в ней Христа (Мф 28:20), Который является Ее Главою (Еф 1:22-23);
 — присутствие Христа в Евхаристической Трапезе (Ин 6:1-15 и 1Кор 23:28);
 — дух любви, свободы и братства (Мф 20:25-27; 28:8-12; 1Фес 5:14-15);
 — дух молитвы и радости (1Фес 5:16-18);
 — отсутствие властолюбия (Мф 23:8-12). Церковное обращение «отец» имеет смысл отеческой любви, заботы и служения (1Кор 4:15); Христос же употребил его в смысле господства, превозношения.}

> 63. Почему Церковь называется «Единой»?

> Христос основал не «церкви», а «Церковь». Она призвана быть «единым стадом» с «единым Пастырем» Господом (Ин 10:16). Поэтому отдельные общины представляют собой части единой Церкви. О разделении христиан см. 65.

> 64. Почему Церковь называется «Святой»?

> На языке Библии это значит, что Она посвящена Богу как Его удел и достояние, что Ее миссия — служить Ему и исполнять Его волю (1Петр 2:9). Когда же члены Церкви отходят от этого своего призвания и назначения, они автоматически выпадают из духовного единения с Церковью.

> {Памятуя о своей посвященности Богу, первые христиане называли себя «святыми» (2Кор 13:12; Кол 3:12). Позднее в Церкви святыми стали называть людей, жизнь которых была осуществлением евангельского идеала. Возникло повсеместное их почитание в христианском мире. Молитвенное обращение к святым есть знак духовной связи с ними и знак единства Церкви (живых и ушедших). Церковь верит, что в отличие от других людей, святым дана возможность незримо участвовать в жизни мира и после их смерти. В древности причисление людей к лику святых, канонизация, часто происходило стихийно. В силу этого в календарь нередко попадали имена легендарные. Только в XI–XII вв. Западная Церковь начала вырабатывать строгие правила канонизации, которые были окончательно закреплены в новое время (в XX в. Римский календарь сохранил в качестве общепочитаемых святых лишь тех, о ком имеется достаточно сведений и канонизация которых была оправдана). Восточная, Православная Церковь, пока еще не выработала четких принципов канонизации. Ее осуществляли патриархи, епископы, соборы, цари, народное почитание (напр., прп. Нил Сорский, хотя и включен в календарь, но официально канонизирован не был). В истории бывали случаи, когда канонизация происходила по политическим и иным внешним мотивам. Иногда культ святых сливался с культом языческих богов (например, Илья-пророк занял место древнего бога-громовержца). Но все эти факты не могут ослабить ценности самого почитания святых как молитвенников за мир.}

> 65. Почему Церковь называется «Соборной»?

> Этим славянским словом передано греч. слово «Кафолике», «Кафолическая» (лат. Католическая), т.е. Вселенская, всеобщая, обнимающая всех верных, независимо от пола, нации или страны. Кафолической Церковь называлась также в противовес раскольникам, обособленным сектам и еретикам, которые отделились от Ее единства или отошли от основ евангельской веры (см. ).

> В связи с этим ее стали называть и Православной. С тех пор как в XI в. пути западных и восточных христиан разошлись (по причинам преимущественно культурно-политическим). Западная предпочитает называть себя Вселенской, Католической, а Восточная — Православной; но по существу эти названия отражают одно и то же понятие. <....>

> Однако долгое существование христиан в двух руслах углубило расхождение в обрядах, вероучении и правилах (см. примечание). Возникли общины, которые, пытаясь обновить Церковь, породили новые расколы (протестантизм, старообрядчество, секты). Тем не менее еще с XII века начались попытки к сближению христиан, которые привели в XX веке к экуменической работе, т.е. борьбе за восстановление утраченного единства.

> {1. Кроме Римско-Католической и Восточно-Кафолической, есть еще древневосточные и протестантские Церкви, создавшие свои независимые структуры и принципы. <...>
> 2. Западная (Римско-Католическая) и наша, Православная (Восточно-Кафолическая), Церкви отличаются:
>   а) в структуре управления (на Западе один глава, на Востоке каждая национальная Церковь имеет независимого, автокефального возглавителя);
>   б) во взгляде на авторитарный институт, хранящий и толкующий вероучение. На Западе это римский первоиерарх (Папа <Римский>), коллегии епископов и соборы; на Востоке — только Соборы (впрочем, на Востоке общие соборы не собирались уже более тысячи лет);
>   в) в тексте «Символа веры». В латинском — после слов «иже от Отца...» поставлено «и Сына». Однако восточные святые и богословы считали, что это дополнение можно понимать в согласии с Евангелием (Ин 20:22);
>   г) на Западе выработано учение о чистилище, переходном посмертном состоянии человека. Однако и на Востоке есть понятие «мытарств», близкое к понятию чистилища. Остальные различия относятся не к догматической сфере, а к области «икономии» (см. 6). Например, на Западе богослужение совершается на национальных языках, а на Востоке — употребляют древние (церковно-славянский, древнегреческий) языки.}

> 66. Почему Церковь называется «апостольской»?

  • > а) Духовную власть служения в ней Христос передал апостолам (Мф 18:18; Лк 20:22-23), а апостолы — своим преемникам <...>. Апостолы лишь положили начало особого служения в Церкви, т.е. служения словом, служения в Евхаристии и в руководстве общинами. Эти особые служения возникли в первохристианскую эпоху в связи с необходимостью разделения труда в Церкви, как в живом организме, где каждый член несет свои функции (1Кор 12:4-12; 12:27). Уже с первых веков прослеживаются непрерывные линии иерархического преемства, которые доныне строго сохраняются у православных, католиков и в древневосточных Церквах;
  • > б) Церковь призвана постоянно возвещать в мире Евангелие, как делали апостолы (греч. «апостол» по-русски означает — посланник) (Мф 28:19; Мк 16:15; Ин 20:7);
  • > в) Являясь носителем апостольского <.> предания, руководство Церкви становится одновременно носителем вероучительного авторитета, через который личная вера христианина приобщается к вере всей Церкви. Этот авторитет не является внешним, навязанным, механическим, а принимается в акте свободной веры и доверия человека к Церкви. Следует отметить, что православная традиция не ограничивает носителей авторитета иерархией, а считает, что и само тело Церкви, «народ Божий» хранит церковное Предание. Однако вопрос о конкретных путях этого «общецерковного» вероучительного авторитета остается в богословии еще неразработанным.

> 67. Что такое крещение и почему оно «единое»?

> Крещение есть принятие человека в Церковь по его вере (Мк 16:16) или (если он ребенок) по вере его родителей. Оно является новым рождением в Боге (Ин 3:3). И как плотское рождение неповторимо, так и крещение совершается над человеком один раз (Еф 4:5). Христос избрал ВОДУ для крещения, т.к. она издревле считалась символом очищения.

> {а) Крещение совершает вся Церковь руками священника. Это же относится и к остальным таинствам Церкви.
> б) Таинствами называются священнодействия Церкви, знаменующие реальное присутствие в ней Христа. Они сопровождаются молитвой верных, призывающих Дух Божий. Из таких священнодействий избрано 7 (библейский символ полноты), как важнейшие <...>:

  1. > КРЕЩЕНИЯ
  2. > ЕВХАРИСТИИ (см. ниже — Д)
  3. > МИРОПОМАЗАНИЯ, (см. ниже — 4)  — это:
  4. > СВЯЩЕНСТВО, или Рукоположение, — передача Церковью духовных сил для служения и совершения таинств (Мф 10:40; Лк 10:16; Ин 20:21-23; 2Кор 11:28-29). Обряд таинства — возложение рук (1Тим 4:14). С первых веков Церкви установлено три степени священства: епископ, священник, дьякон. Первый совершает все семь таинств, второй — все, кроме Рукоположения; дьякон лишь помогает при совершении таинств. Патриарх, митрополит, архиепископ — различные виды епископского служения.
  5. > ПОКАЯНИЕ, или Исповедь, — примирение грешника с Богом через исповедание и отпущение грехов (Мф 18:18; Ин 20:23).
  6. > БРАК — таинство освящения супружеской любви и семейной жизни (Быт 2:24; Иер 19:5-6).
  7. > ЕЛЕООСВЯЩЕНИЕ, или Соборование (таинство Елей), — совершается над больными ради исцеления их те́ла и души́ (Мк 6:13; Иак 5:14-15).

> в) Чин таинства Крещения состоит из: 1) покаяния, 2) обряда оглашения, 3) самого Крещения, 4) Миропомазания, 5) Причащения Св. Тайн.
> 1) К покаянию, или предварительной исповеди за всю жизнь, лучше готовиться по вопросам, приведенным в «Памятке».

> 2) Оглашение состоит из:

  • > молитв священника (посвятительной, «заклинательной», которая говорит о торжестве Бога над силами тьмы);
  • > троекратного вопроса к оглашаемым: «Отрицаеши ли ся сатаны и всех дел его?..» и ответа оглашаемого: «Отрицаюся»;
  • > троекратного вопроса: «Сочетаваешь ли ся Христу» (т.е. готов ли соединиться со Христом в Крещении)? и ответа: «Сочетаваюся»;
  • > вопроса: «И веруеши ли Ему»; и ответа: «Верую Ему, яко Царю и Богу»;
  • > произнесения «Символа веры» оглашенным;
  • > призыва священника: «И поклонися Ему и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной»;
  • > и заключительной молитвы священника.

> 3) Крещение включает:

  • > Великую ектению (молитвенное прошение);
  • > освящение воды;
  • > помазание Елеем в знак освящения тела;
  • > водного крещения;
  • > возложения креста и белой одежды.

> 4) Миропомазание есть знак «царственного священства» верных (1Петр 2:9), т.е. посвящения человека на служение Христу. В этом таинстве Церковь испрашивает на новокрещенного ниспослание благодати Святого Духа (Ин 15:26; Деян 10:44; 19:1-7). Свершается миропомазание миром, благовонным маслом, которое приготовляется церковным предстоятелем (Патриархом).
Далее следует обхождение купели, чтение Апостола и Евангелия, удаление остатков мира губкой и пострижение волос в знак начала христианского пути.
> г) По православной традиции крещение, совершенное в инославии, считается действительным и не повторяется. В случае нужды таинство может совершать не только епископ или священник, но и дьякон, и мирянин. При отсутствии воды достаточно снега или песка.
> КРЕЩАЛЬНАЯ ФОРМУЛА (для таких чрезвычайных обстоятельств): «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Св. Духа, Аминь».
> д) Причастие Св. Тайн есть участие в Тайной вечери, заповеданное Спасителем (Лк 22:17-19). В древности обряд Завета скреплялся кровью жертвенного животного, поскольку кровь была символом жизни, над которой властен один Бог. Жертва знаменовала соединение с Богом.
В Новом Завете это соединение скреплялся Кровью Голгофы. «Плоть и Кровь» в Библии означает самого человека (Мф 16:17). Плоть и Кровь таинства означают реальное присутствие в нём самого Христа. Его мистическое соединение с верными и соединение их в единое Тело Христово (Церковь). {<В издании "Верую..." это "примечание" (текст, заключенный здесь в фиг. скобки) опубликовано в существенно отличающейся редакции. — Прим. ред. рассылки.>}}

[ протоиерей Александр Мень. Из "Введения в христианскую жизнь"
(Вошло (в др. редакции) в качестве приложения в кн. "Верую… Беседы о Никео-Царьградском Символе Веры".) ]

 

 

 

 

см. также к евангельскому чтению:
 + + + свящ. Александр Мень:
        мы будто бы действительно осязаем Господа
(+ссылки)
 + + + священник Вячеслав Рубский.
        Проповедь в фомину неделю, 2015 год (видео)
 + + + его же проповедь, 2021 г. (видео) (апостолы осветили факт недоверия Воскресению Христа. Современные последователи не могут позволить себе принять "Фому" до того ка он в чём-либо убедится. Давайте как апостолы позволять другим быть с нами до или вне личного убеждения в Воскресении!)
 + + + его же еще 1 проповедь (аудио)
 + + + святитель Григорий Двоеслов:
        Уверение ап. Фомы:
         Тело; посланничество; первое дарование Духа
         (здесь же – ссылки по теме)
 + + + монахиня Игнатия:
        как трепетно содрогается наше сердце, сочувствуя апостолу Фоме
                              messia.ru/rasylka/010/2553.htm (+ссылки)
 + + + свящ. Яков Кротов: неверие апостола Фомы
        messia.ru/rasylka/009/2407.htm (+ссылки)
 + + + он же: Легко забыть цену Воскресения... (+ссылки)
 + + + митрополит Сурожский Антоний:
        в чём разница между человеком верующим и неверующим?
                    messia.ru/rasylka/007/1820.htm (+ссылки)

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Чрез восемь дней по воскресении Твоем, Господи,
 явился Ты ученикам Твоим / на месте, где они были собраны,
 и, возгласив им: "Мир вам!"
 неверующему ученику Ты руки показал и пречистое ребро.
 Он же, уверовав, возглашал Тебе:
 "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"*
*Когда ученики были в сомнениях,
 в день восьмой предстал Спаситель,
 там, где они были собраны,
 и, мир дав, Фоме возгласил:
 "Подойди, Апостол, прикоснись к рукам,
 которые пронзены гвоздями".
 О прекрасное неверие Фомы!
 Верных сердца он к полноте знания привел,
 и со страхом возгласил:
 "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"*
*Когда двери были заперты,
 пришел Ты, Христе, к Своим ученикам.
 Тогда Фомы промыслительно не оказалось с ними.
 Ибо стал он говорить:
 Никак не поверю, если не увижу и я Владыки;
 если не увижу ребра, откуда вышли кровь и вода крещения;
 если не увижу рану, от которой исцелилось
 великое поражение человека;
 если не увижу, что не был Он подобен духу,
 но плоть имел и кости!"
 Смерть поправший и Фому удостоверивший,
 Господи, слава Тебе!*
  (стихиры вс, перевод иером. Амвросия (Тимрота))

* * *

*Хотя и сошел Ты во гроб, Бессмертный,
 но уничтожил силу ада
 и воскрес как победитель, Христе Боже,
 мvроносицам возгласив: "Радуйтесь!"
 и Твоим Апостолам мир даруя,
 Ты, дающий падшим воскресение.*
(Кондак Воскресению,
перевод иером. Амвросия, с изменениями)

* * *

*Петр ... обратился к народу:
 – Израильтяне! Что вы этому так удивляетесь?
  У вас такой вид, будто это мы сами,
  благодаря собственной силе или благочестию,
  поставили этого человека на ноги и он стал ходить.
  Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог наших отцов
  прославил Служителя Своего – Иисуса,
  которого вы предали
  и от которого отказались перед Пилатом,
  хотя тот предлагал отпустить Его.
  Вы отказались от святого и праведного
  и попросили помиловать убийцу.
  Вы убили Владыку жизни,
  но Бог поднял Его из мертвых, чему мы свидетели.
  Этому человеку, которого вы видите и все хорошо знаете,
  вернуло здоровье имя Иисуса.
  Это Иисус и вера, которую Он дает,
  исцелили его у вас на глазах.
  Но я знаю, братья, что вы всё это сделали по неведению,
  как и ваши правители.
  Ведь Бог исполнил
  то, что издавна возвестил устами всех пророков:
  Его Помазанник должен был претерпеть страдания.
  Так раскайтесь и возвратитесь к Богу,
  чтобы Он очистил вас от грехов!
  И когда настанут времена обновления, которое совершит Бог,
  Он пошлет к вам предназначенного вам Помазанника – Иисуса.
  Он должен оставаться на небесах, пока не наступит время,
  когда Бог восстановит всё, что обещал с давних времен
  устами Своих святых пророков.
  Вот что сказал Моисей:
  "Господь, Бог ваш, пошлет вам Пророка из собратьев ваших,
   как послал меня.
   Слушайтесь Его во всём, что Он скажет вам.
   Всякий человек, который ослушается того Пророка,
   будет исторгнут из народа и погибнет".
  Об этих днях возвестили и все остальные пророки:
  и Самуил, и те, что пророчествовали после него.
  А вы – потомки пророков и наследники Союза,
  который Бог заключил с вашими отцами,
  когда сказал Аврааму:
  "Всем народам земли
   принесет благословение твое потомство".
  К вам первым Бог послал Своего Служителя, воскресив Его,
  чтобы Он благословил вас
  и отвратил каждого от злых его дел.* (Деян.3:12-26/*/)

* * *

*... в Кане, что в Галилее, была свадьба.
 Там была мать Иисуса.
 На свадьбу был приглашен и Иисус с учениками.
 Когда кончилось вино, мать Иисуса говорит Ему:
 — У них нет вина.
 — Что Мне до этого, женщина? — отвечает ей Иисус. —
   Еще не пришло Мое время.
 — Делайте то, что Он вам скажет, — говорит она слугам.
 Там было шесть каменных чанов —
 они стояли для обряда очищения, принятого у евреев, —
 каждый вместимостью от восьмидесяти до ста двадцати литров.
 — Наполните чаны водой, — говорит слугам Иисус.
 Слуги наполнили их до краев.
 — А теперь зачерпните и несите распорядителю пира, —
  говорит Иисус.
 Они отнесли.
 Распорядитель, попробовав воду,
 которая превратилась в вино, —
 а он не знал, откуда оно взялось,
 знали только слуги, черпавшие воду, —
 зовет к себе жениха и говорит ему:
 — Все люди сначала подают хорошее вино,
   а уже потом, когда гости напьются, похуже.
   А ты берег хорошее вино до сих пор.
 То, что совершил Иисус в Кане Галилейской,
 положило начало Его чудесным знакам.
 Этим Он явил Свою славу, и Его ученики поверили в Него.*
                                           (Ин.2:1-11/**/)

        *********************************************

/*/ включает апост. чтение понедельника.
/**/ еванг. чтение понедельника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4068.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»