=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос воскрес!* 12 июля 2021
г. ст.ст., воскресенье 5-е по Пятидесятнице. литургические чтения: Рим.10:1-10; Мф.8:28-9:1.
> <.....> Бог как таковой не определяется творением и следовательно, зло не входит в наше понимание божественной сущности. <...> > Возможно, первое богословское прозрение, которое я получил от Григория Нисского, состоит в том, что христианское учение о <том, что мир был сотворен "из ничего"> – это не только космологическое утверждение, но и эсхатологическое утверждение об отношении мира и Бога, и по этой причине <оно является также моральным утверждением> о природе Бога в самом себе. В конце всех вещей есть их начало, и только с точки зрения конца можно узнать, что они такое, почему они были созданы и кто есть Бог, который вызвал их из небытия. Всё, что делается по доброй воле для достижения цели, определяется этой целью. И в мысли Григория, которая обнаруживается только у Оригена и Максима – Протология и Эсхатология {учение о начале и конце мира – прим. ред. рассылки.} – это единая наука, единое откровение, раскрывающееся в Богочеловеке. <....> <.....> > <...> В любом случае <...> всё существующее исходит из одного Божественного Источника <...>. Бог входит во все существа и из всех существ возвращается к себе, как утверждает даже <Фома> Аквинат (следуя долгой христианской традиции); но Бог также делает это не как выражение своей диалектической борьбы с неким непокорным внешним миром, а скорее как проявление неисчерпаемой силы, всецело принадлежащей божественному в мирной свободе в вечности. Бог не нуждается в мире; он создает его не потому, что он зависим от него, а потому, что его зависимость от мира является подходящим выражением щедрости его благости. Таким образом, всё, что учение о творении добавляет к основной метафизической картине, – это дополнительная уверенность в том, что в этом божественном излиянии нет элемента “иррационального”: нет ничего спонтанного, органического или даже механического, находящегося вне власти свободы Бога. Это, однако, также означает, что в истории творения, рассматриваемой с точки зрения ее конечной причины, не может быть никакого трагического остатка, никакого непоправимого или непримиримого остатка, оставленного для конца истории. Это не более чем простая логика Абсолюта. Гегель, например, видел великую <бойню> истории как трагическую неизбежность в одиссее идеи к Духу, через далёкие страны конечного отрицания. Для него <отдельный> человек – это просто частный случай, чья смерть, с точки зрения всех, <не более значима, чем уборка кочана капусты>, просто дым, поднимающийся от жертвоприношения. > <Система Гегеля> – это рассказ о божественном становлении, великий эпос о том, как "Бог" выковывает себя в горниле времени. Напротив, история, которую христианство рассказывает о сотворении мира, как суверенном акте любви Бога, не добавляя и не уточняя его вечную природу, и поэтому она также не оставляет места для окончательного различения между универсальной истиной разума и моральным смыслом частного, или для любого различия между моральным смыслом частного и моральной природой Бога. Именно потому, что Бог не определяет себя в творении, именно потому, что нет диалектической необходимости привязывать его ко времени или хаосу, нет <диалектической> необходимости формировать его личность в очищающих огнях истории, <он истинно раскрывает себя в творении>. Таким образом, всякое зло, <природное> или нравственное является обвинением <против> Божьей благости: каждая смерть ребенка, каждое случайное бедствие, каждый акт злобы, <всякая болезнь, разрушение, бессмысленность или жестокость – на всё это не будет> никакого ответа до конца истории (). Именно потому, что творение – это не Теогония {греч. "происхождение Бога/богов" – прим. ред. рассылки.}, а Теофания {богоявление – прим. ред. рассылки.}, было бы нечестиво, я полагаю, предполагать, что в своем окончательном божественном Суде над своими созданиями Бог будет судить самого себя; но нужно полагать, что этим судом Бог действительно откроет себя. Даже Павел осмелился задаться этим вопросом в Рим <9> – могут ли быть “сосуды гнева”, <предназначенные> исключительно для уничтожения, <только потому, что верил, что это не так, ведь> он верил, что все связаны непослушанием, только для того, чтобы Бог наконец проявил милость ко всем (Рим 11:32). Если бы не этот отрицательный ответ на вопрос, который ставит перед собой Павел, это абсолютное отрицание самой идеи, что некоторые души существуют только как образцовые объекты божественного гнева, он не смог бы, в конце концов, утверждать совершенную благость Бога в его желании спасения всех. Только настаивая на универсальности Божьей милости, Павел мог освободиться от страха, что <эта милость> окажется в высшей степени несправедливой и что, судя́ <свои создания>, Бог откроет им себя не как добрый Бог верности и любви, но как непостоянный Бог, который может по своей воле нарушить свои собственные обещания (covenants). [ Дэвид
Бентли Харт. Из главы "Первая Медитация. Кто Такой Бог? Моральный смысл Творения из ничего" из кн. "Все будут спасены. Рай, ад и всеобщее спасение" (David Bentley Hart. That All Shall Be Saved. Heaven, Hell, and Universal Salvation) Сокращенный русский перевод книги опубликован в тг-канале Эсхатос Фрагменты оригинала книги в гугл-букс ]
к
апостольскому чтению:
к ряд.
евангельскому чтению: +++ страх
гергесинцев (+ссылки) свящ.
Яков Кротов:
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Кем
движет Дух Бога, те сыны Бога.
* * * * * * *Продолжая
путь, Иисус увидел человека, сидевшего у таможни, * * * *Иисус о многом говорил им в притчах: ********************************************* /&/
апостольское чтение субботы. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4087.htm
Поделиться
(при просмотре выпуска на сайте):
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|