=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

Христос воскрес!

* 12 июля 2021 г. ст.ст.,  воскресенье  5-е по Пятидесятнице.

  литургические чтения: Рим.10:1-10; Мф.8:28-9:1.

 

 

 

 

 

> <.....> Бог как таковой не определяется творением и следовательно, зло не входит в наше понимание божественной сущности. <...>

> Возможно, первое богословское прозрение, которое я получил от Григория Нисского, состоит в том, что христианское учение о <том, что мир был сотворен "из ничего"> – это не только космологическое утверждение, но и эсхатологическое утверждение об отношении мира и Бога, и по этой причине <оно является также моральным утверждением> о природе Бога в самом себе. В конце всех вещей есть их начало, и только с точки зрения конца можно узнать, что они такое, почему они были созданы и кто есть Бог, который вызвал их из небытия. Всё, что делается по доброй воле для достижения цели, определяется этой целью. И в мысли Григория, которая обнаруживается только у Оригена и Максима – Протология и Эсхатология {учение о начале и конце мира – прим. ред. рассылки.} – это единая наука, единое откровение, раскрывающееся в Богочеловеке. <....>

<.....>

> <...> В любом случае <...> всё существующее исходит из одного Божественного Источника <...>. Бог входит во все существа и из всех существ возвращается к себе, как утверждает даже <Фома> Аквинат (следуя долгой христианской традиции); но Бог также делает это не как выражение своей диалектической борьбы с неким непокорным внешним миром, а скорее как проявление неисчерпаемой силы, всецело принадлежащей божественному в мирной свободе в вечности. Бог не нуждается в мире; он создает его не потому, что он зависим от него, а потому, что его зависимость от мира является подходящим выражением щедрости его благости. Таким образом, всё, что учение о творении добавляет к основной метафизической картине, – это дополнительная уверенность в том, что в этом божественном излиянии нет элемента “иррационального”: нет ничего спонтанного, органического или даже механического, находящегося вне власти свободы Бога. Это, однако, также означает, что в истории творения, рассматриваемой с точки зрения ее конечной причины, не может быть никакого трагического остатка, никакого непоправимого или непримиримого остатка, оставленного для конца истории. Это не более чем простая логика Абсолюта. Гегель, например, видел великую <бойню> истории как трагическую неизбежность в одиссее идеи к Духу, через далёкие страны конечного отрицания. Для него <отдельный> человек  это просто частный случай, чья смерть, с точки зрения всех, <не  более значима, чем уборка кочана капусты>, просто дым, поднимающийся от жертвоприношения.

> <Система Гегеля> – это рассказ о божественном становлении, великий эпос о том, как "Бог" выковывает себя в горниле времени. Напротив, история, которую христианство рассказывает о сотворении мира, как суверенном акте любви Бога, не добавляя и не уточняя его вечную природу, и поэтому она также не оставляет места для окончательного различения между универсальной истиной разума и моральным смыслом частного, или для любого различия между моральным смыслом частного и моральной природой Бога. Именно потому, что Бог не определяет себя в творении, именно потому, что нет диалектической необходимости привязывать его ко времени или хаосу, нет <диалектической> необходимости формировать его личность в очищающих огнях истории, <он истинно раскрывает себя в творении>. Таким образом, всякое зло, <природное> или нравственное является обвинением <против> Божьей благости: каждая смерть ребенка, каждое случайное бедствие, каждый акт злобы, <всякая болезнь, разрушение, бессмысленность или жестокость – на всё это не будет> никакого ответа до конца истории (). Именно потому, что творение  это не Теогония {греч. "происхождение Бога/богов" – прим. ред. рассылки.}, а Теофания  {богоявление – прим. ред. рассылки.}, было бы нечестиво, я полагаю, предполагать, что в своем окончательном божественном Суде над своими созданиями Бог будет судить самого себя; но нужно полагать, что этим судом Бог действительно откроет себя. Даже Павел осмелился задаться этим вопросом в Рим <9>  могут ли быть “сосуды гнева”, <предназначенные> исключительно для уничтожения, <только потому, что верил, что это не так, ведь> он верил, что все связаны непослушанием, только для того, чтобы Бог наконец проявил милость ко всем (Рим 11:32). Если бы не этот отрицательный ответ на вопрос, который ставит перед собой Павел, это абсолютное отрицание самой идеи, что некоторые души существуют только как образцовые объекты божественного гнева, он не смог бы, в конце концов, утверждать совершенную благость Бога в его желании спасения всех. Только настаивая на универсальности Божьей милости, Павел мог освободиться от страха, что <эта милость> окажется в высшей степени несправедливой и что, судя́ <свои создания>, Бог откроет им себя не как добрый Бог верности и любви, но как непостоянный Бог, который может по своей воле нарушить свои собственные обещания (covenants).

Дэвид Бентли Харт.
Из главы "Первая Медитация. Кто Такой Бог? Моральный смысл Творения из ничего"
из кн. "Все будут спасены. Рай, ад и всеобщее спасение"
(David Bentley Hart. That All Shall Be Saved. Heaven, Hell, and Universal Salvation)  
Сокращенный русский перевод книги опубликован в тг-канале Эсхатос
Фрагменты оригинала книги в гугл-букс ]

 

к апостольскому чтению:
 + + + В.Н.Кузнецова:
        Христос — конец Закона / Спасение для всех
 + + + свящ. Яков Кротов: Жизнь, вера, религия 
 + + + митрополит Сурожский Антоний:
        Закон Ветхого Завета и Закон Жизни
         messia.ru/rasylka/008/2250.htm (+ссылки)

 

к ряд. евангельскому чтению:
 +++ митрополит Сурожский Антоний:
      Любовь Христова и бесовская любовь

 +++ страх гергесинцев (+ссылки)
 +++ "Уйди!" (свт. Иоанн Златоуст, митрополит Антоний и др.)
                    messia.ru/rasylka/008/2251.htm (+ссылки)
 +++ свящ. Александр Мень:
      "Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин!"

свящ. Яков  Кротов:
 +++ бесноватость - это раздвоенность (28) (+ссылки)
 +++ "Да Любит Он их, дурашек, как и нас, дураков" (29)
             messia.ru/rasylka/006/1674.htm#B (+ссылки)

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

(paypal, qiwi, ю-money/яндекс-деньги, vkpay, tinkoff). 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Кем движет Дух Бога, те сыны Бога.
 Дух, который вы получили, это не дух рабства,
 вынуждающий вас опять жить в страхе.
 Нет, вы получили Дух, который сделал вас сынами Бога!
 Это Он побуждает вас взывать: "Абба! Отец!"
 Он сам вместе с нашим духом
  свидетельствует о том, что мы дети Бога.
 А если дети, то наследники  –  наследники Бога,
  сонаследники Христу,
 потому что если мы разделили Его страдания,
  то разделим и Его славу.
*Я уверен, что нынешние наши страдания  –
 ничто в сравнении с той славой, которая нас ждет.
 Ведь всё мироздание с нетерпением ждет,
 когда Бог открыто явит Своих сынов
 (оно не исполняет своего предназначения
   не по собственной вине,
  а потому что такова была воля Бога),
 в надежде на то, что оно, само мироздание,
 станет свободным от рабства у гибели
 и разделит свободу и славу детей Божьих.* (Рим.8:14-21/&/)

                                * * *
*Братья, мое самое горячее желание —
  чтобы Израиль был спасен.
 И об этом я прошу Бога.
 Я свидетельствую, что они жаждут исполнить волю Бога,
 но у них нет истинного знания.
 Поэтому они, не зная,
  какой путь избрал Бог для оправдания людей,
 и стремясь утвердить свой собственный,
 не подчинились праведной воле Божьей.
 Потому что Христос — конец Закона:
 теперь каждый, кто верит, оправдан Богом.
*Моисей пишет об оправдании через Закон:
 "Только тот, кто исполнит все повеления Закона,
   будет жить".
 Но вот что говорит Писание об оправдании за веру:
 "Не спрашивай себя: кто взойдет на небо?"
 (это значит: для того, чтобы привести на землю Христа).
 И не спрашивай себя: "Кто спустится в бездну?"
 (это значит: для того, чтобы увести Христа от умерших).
 Но вот что говорит Писание:
 "Рядом с тобой Слово Бога —
   на устах твоих и в сердце твоем",
 то есть весть о вере, которую мы проповедуем.
 Если ты будешь устами исповедовать, что Иисус — Господь,
 и сердцем верить, что Бог поднял Его из мертвых,
  будешь спасен.
   Кто верит сердцем — будет оправдан.
    Кто исповедует устами — будет спасен.* (Рим.10:1-10/++/)

* * *

*Продолжая путь, Иисус увидел человека, сидевшего у таможни,
  его звали Матфей.
    – Следуй за Мной, – говорит Он ему.
 Тот встал и последовал за Ним.
 Когда Иисус был у него на обеде,
  там собралось множество сборщиков податей
   и прочих грешников,
  они сидели за одним столом с Иисусом и Его учениками.
 Увидев это, фарисеи стали говорить ученикам:
    – Почему ваш Учитель ест
     со сборщиками податей и грешниками?
 Иисус, услышав это, ответил:
    – Не здоровые нуждаются во враче, а больные.
      Ступайте и постарайтесь себе уяснить,
        что значат слова:
      "Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений".
      Я ведь пришел призвать не праведных, а грешников.*
                                          (Мф.9:9-13/^/)

* * *

*Иисус о многом говорил им в притчах:
 - Вот вышел человек сеять.
   И когда он сеял, часть зерен упала у дороги –
   прилетели птицы и склевали их.
   Другие упали на каменистую почву,
   где земли было мало, –
   и тотчас проросли (они были неглубоко под землей),
   а когда взошло солнце, оно опалило их,
   и ростки, не имея корня, увяли.
   Другие упали среди колючек –
   колючки взошли и заглушили их.
   А другие зерна упали в землю добрую
   и дали урожай стократный,
   шестидесятикратный и тридцатикратный.
   У кого есть уши, пусть услышит!* (Мф.13:3-9/+/)

*********************************************

/&/ апостольское чтение субботы.
/^/ евангельское чтение субботы.
/+/ включает евангельское чтение пятницы.
/++/ апостольское чтение воскресенья.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4087.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»