=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 6 августа 2021 г. ст.ст., четверг.
  Преображение Господа нашего Иисуса Христа.
  Литургические чтения: 2Пет.1:10-19; Мф.17:1-9.

 

 

 

С праздником!

 

 

 

 

 

 

 

> По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних (взошел на гору помолиться. И когда молился... – Лк.9,28-29), и преобразился пред ними (и просияло лице Его, как солнце – Мф.17,2): одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом (об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его – Лк.9,31-32). При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии. Ибо не знал, что сказать, потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса. (Мк.9,2-8)

> Господне Преображение на Фаворе – это образ преображения души, пошедшей за Христом.

> Как на Христовом пути были не только терния креста, но была и слава Фавора, так и на пути души, взявшей крест, будет свой Фавор и сладость Фаворского Света.

> Идут к Фавору после "шести дней". Шесть дней – это трудовая неделя, указанная Господом: "шесть дней делай". Значит, на Фавор восходят после трудовой недели жизни, в конце крестного подвига жизни.

> И восходят на Фавор только избранные. Господь берет с Собой лишь избранную троицу: Петра, Иакова и Иоанна, как будто указывая, что избранные души ведутся к Фавору тремя добродетелями: крепчайшей верой, непоколебимой надеждой и огненной любовью.

> Итак, когда заканчивается путь подвижнической борьбы с грехом, когда сплелся венок добродетели, венчающий ратоборца, тогда Господь сподобляет душу Фавора.

> Фавор – это, прежде всего, духовный подъем. Это – высокий подъем, как экстаз. Если для обычного, ежедневного молитвенного озарения Господь дает образ восхождения на гору, удаления от земли, когда Сам уходит молиться на гору, то здесь, готовя избранных к Фаворскому Преображению, Он вводит их на высокую гору.

> Значит, Фавор – это уже полная оторванность от земли... Это – взлет ввысь... Это – вдохновение, экстаз.

> Стихия его та же, как и всякого духовного подъема, – молитва. Молитва же есть стихия ухода к Богу... И здесь она парит... Она дает крылья, и она отрывает от земли.

> Евангелист Лука боговдохновенно упоминает об этой стихии, чтобы нам не забыть ее: "Взошел Он (Христос) на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился..." <(Лк 9,28–29)>

> В молитвенном восхищении низводится Свет Фавора. Свет Фавора есть Свет Божества, это – Господний, благодатный Свет. Вот почему Святая Церковь исповедует Христа как "Свет от Света" (Символ веры) и поет Ему: "Свет Твой присносущный" (тропарь Преображения), т. е. вечно сущий, как Ты, как Твоя природа; а Божье открытие людям Церковь называет поданием Света: "Ты, Господи, Светодавче".

> Проследи: в Господних явлениях та же стихия Света.

> Когда Божественный Свет осияет душу, она, вся воспламененная огнем Божества, сама загорится ярче солнца, и лицо как зеркало души засияет пленительным Божьим Светом. И просияло лице Его, как солнце.

> Даже материальная природа и та изменяется, пронизанная Божественным озарением. Она как бы истончается, теряет свою плотность, материальную грубость и преображается, обволакивается Светом Фавора. (Отсюда – нетленность тел святых угодников и чудотворение предметов, бывших в их употреблении).

> "Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег".

> И Божье слово добавляет, что это озарение телесной природы вовсе не является результатом каких-то земных причин, каких-то законов органической и неорганической жизни, но есть сверхземное явление.

> Евангелист не без причины пишет о преображенных одеждах Христа, что они сделались такими блистающими, "как на земле белильщик не может выбелить", указывая этой подробностью, что не земная, не естественная причина изменила природу ткани, а это сделала стихия Фавора.

> Какое же содержание Божественного озарения? Чем наполнена жизнь души в благодатном Фаворском Свете?

> Она наполнена общением с миром неба. "И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом". Называются два представителя горнего мира: представитель закона и законной правды, как бы представитель веры – Моисей и представитель жизни, ревностных праведных дел – Илия. Но Илия, хотя и жил после Моисея, называется раньше его в обозначение мысли, что "вера без дел мертва" и что дела́ принимаются на небо, как взошел туда ревнитель жизни, во плоти Ангел – Илия.

> Общение с миром неба имеет своим центром искупительное дело Христа, спасение человека. А центром искупительного дела, конечно, являются страдания, смерть и Воскресение Христа. В Христовом Кресте и Воскресении – всё обаяние христианства. И в крестном следовании за Ним, и в воскресении с Ним, своим Спасителем, конечно, – всё устремление праведной души.

> И она (душа) в горнем мире, в состоянии блаженного восторга вся уходит и вся обвевается "искупительной тайной". И "беседовали (Илия с Моисеем) об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме".

> Вторая половина Евангельского рассказа о Преображении <повествует> о влиянии благодатного озарения на человеческую природу, когда последняя соприкасается со стихией Фавора. Тогда духовная сторона человека покоряется пленительностью виде́ния и человеческий дух рвется в стихию неба, как в желанный отчий дом. И душа хотела бы навсегда потонуть в покоряющей атмосфере Господнего Царства! "Учитель, хорошо нам здесь быть", – говорил Петр за себя и учеников, покоренный Божественным виде́нием.

> А в то время телесная природа человека, как грубая, земная, отягчается от яркой пленительности несродной для нее стихии, которая подавляет и как бы вытесняет тело, как чуждое, и, кроме того, телесная природа устрашается необычайностью виде́ния. "Петр же и бывшие с ним отягчены были сном". "Они (ученики) были в страхе".

> А общим результатом прикосновенности души к Божественному озарению, конечно, является покоренность души и ее тяготение к небесному миру. Душа захватывается Господом и влечется, и ничто уже ей не мило, как только "со Христом быть". Ученики "никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса" (ст. 8).

> Таково озарение души подвижника, взявшего крест и грядущего за Христом. Такова награда за подвиг. Таково блаженное приобщение к Фаворскому Свету.

> "Да воссияет, Господи, и нам, грешным, Свет Твой присносущный!"

[ священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский
из кн. "Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления" 
(на azbyka.ru, на krotov.info – редакции немного отличаются.) ]

 

 

 

 + + + митрополит Сурожский Антоний:
       мы видим, каким светом призван воссиять этот наш материальный мир
 + + + свящ. Александр Шмеман: Нет иного пути
 + + + В.Н.Кузнецова:
        божественное подтверждение статуса Иисуса
 + + + свящ. Александр Мень: Преображение Господне (+ссылки)
 + + + он же: Ученики перед тайной (+ссылки)
 + + + присутствие вечности во времени;
митр. Сурожский Антоний (Блум): общение с Богом преображает нас
                    messia.ru/rasylka/010/2605.htm (+ссылки)
 + + + он же: Христос сказал им: "Пойдем отсюда..."
         messia.ru/rasylka/007/1936.htm#0 (+ссылки)
 + + + из православного богослужения праздника
        messia.ru/rasylka/005/1238.htm#0 (+ссылки)
 + + + прот. Вячеслав Рубский, беседы:
        "Преображение" (1:08:),
         "Преображение и Богочеловечество" (для подписчиков Патреона);
          "Преображение и святость" (2018)

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

       Преобразился Ты на горе́, Христе Боже,
       показав ученикам Твоим славу Твою,
       насколько это было для них возможно.
       Да воссияет и нам, грешным,
       свет Твой вечный,
       по молитвам Богородицы.
       Податель света, слава Тебе!

*

       Соединив в Себе две природы неслиянно,
       Ты показал нам на горе Фаворе
       уголь горящий Божества,
       сжигающий грехи, но души просвещающий,
       и тем изумил Моисея с Илиею
       
и верховных из учеников.

*

 Придите ко мне и веруйте, народы!
  На гору святую, небесную взойдя,
 станем духовно во граде живого Бога,
  
и будем созерцать умом
 невещественное Божество Отца и Духа,
  
в Сыне Единородном сияющее.

 Ты привлек меня любовью, Христе,
 и изменил божественным к Тебе стремлением.
 Но сожги огнем невещественным грехи мои
 и насытиться наслаждением в Тебе сподоби,
 чтобы я, ликуя, величал / два пришествия Твои, Благой./*/

                                * * *

*Его Божественная сила одарила нас всем необходимым
 для жизни и подлинного богопочитания –
 через познание Того, кто призвал нас
 Своей собственной славой и добродетелью,
 благодаря которым дарованы
  драгоценные и величайшие обещания.
 Они дарованы для того, чтобы с их помощью
 вы стали сопричастными Божественной природе,
 избежав гибели, связанной с желаниями этого мира.
 И по этой причине приложи́те все старания,
 чтобы укрепить свою веру добродетелью,
 добродетель – знанием, знание – выдержкой,
 выдержку – стойкостью, стойкость – благочестием,
 благочестие – братской дружбой, дружбу – любовью.
 Ведь если вы этими качествами обладаете и их приумножаете,
 они не дадут вашему знанию о Господе нашем Иисусе Христе
 остаться чем-то бесполезным и бесплодным.
 Тот же, у кого этих качеств нет, близорук и слеп:
 он предал забвению, что омыт от своих прежних грехов.
 Вот почему вы, братья, с еще большим усердием
 старайтесь подтвердить свою призванность и избрание.
 Будете так поступать – никогда не споткнетесь!
 Ведь тогда вам будет щедро даровано право на вход
 в вечное Царство нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.
 Вот почему я намерен всегда напоминать вам об этом,
 даже если вы и так всё это знаете
 и уже утвердились в той истине, что явилась вам.
 Я считаю своим долгом, пока я еще живу в телесной оболочке,
 постоянно будить вашу память напоминаниями. ...
 Когда мы поведали вам
 о возвращении Господа нашего Иисуса Христа в силе,
 мы не повторяли чьих-то замысловатых побасенок.
 Нет, мы сами стали очевидцами Его величия!
 Он принял от Бога Отца честь и славу,
 когда донесся к Нему голос величественной Славы:
 'Это Мой Сын, Мой любимый, в Нём Моя отрада'.
 И этот голос, донесшийся с неба, мы сами слышали,
 когда были с Ним на святой горе.
 Это еще больше убеждает нас в том,
  что подтвердились слова пророков.
 Вы посту́пите правильно,
  если будете относиться к ним,
 как к светильнику, что горит в потемках,
 пока не просияет День
  и не взойдет у вас в сердцах Утренняя звезда.*
                          (2Пет.1:3-13,16-19/**/)

* * *

*О да, у вас уже всего вдоволь! Вы уже богачи!
 Вы уже воцарились — и без нас!
  Хотел бы я, чтобы вы воцарились!
 Тогда и мы царствовали бы вместе с вами.
 Но, думается мне, Бог отвел нам, апостолам,
 место в самом хвосте процессии,
 словно людям, приговоренным к смерти на арене.
 Ведь мы стали зрелищем для всего мира —
  и для ангелов, и для людей.
 Мы ради Христа дураки, а вы во Христе такие разумные.
 Мы слабы, а вы сильны. Вы в чести, а мы в бесчестье.
 Мы по сей день голодаем и жаждем,
 мы ходим в отрепьях, нас избивают, мы без крова,
 мы в поте лица зарабатываем на хлеб собственными руками.
 Нас бранят — мы благословляем, преследуют — терпим,
 на нас клевещут — отвечаем добрыми словами.
 Мы стали для мира как мусор,
  мы до сих пор — отбросы общества.* (1Кор.4:8-13/***/)

* * *

*Не могу похвалить вас за ваши собрания:
 от них больше вреда, чем пользы.
 Во-первых, я слышал, что,
  когда вы собираетесь перед лицом Божьим,
 у вас бывают раздоры.
 Отчасти верю:
 среди вас должны быть и разногласия,
 чтобы выяснилось, кто из вас выдержал испытание.
 Так вот, хотя вы и собираетесь вместе,
 это нельзя назвать трапезой Господа.
 Каждый из вас налегает на собственную трапезу.
 И вот один уходит голодный, а другой сыт и пьян.
 У вас что, нет собственного дома,
  где можно было бы поесть и выпить?
 Или вы презираете Церковь Бога?
 Или хотите унизить неимущих?
 Что вам на это сказать? Похвалить? Нет, за это не похвалю!
 Ведь я от самого Господа узнал то, что потом передал вам:
 Господь Иисус в ночь, когда был предан, взял хлеб,
 поблагодарил за него Бога, разломил и сказал:
 "Это Мое тело, которое за вас отдается.
  Делайте так в память обо Мне".
 Точно так же Он взял чашу после ужина и сказал:
 "Эта чаша – Новый Договор с Богом, скрепленный Моей кровью.
  Каждый раз, когда будете пить из нее,
  делайте это в память обо Мне".
 Это значит, что всякий раз,
 когда вы едите этот хлеб и пьете эту чашу,
 вы возвещаете смерть Господа -
  до тех пор, пока Он не вернется.
 Итак, всякий, кто ест хлеб Господень и пьет из Его чаши
 неподобающим образом, виновен перед телом и кровью Господа.
 Но пусть человек сам сначала испытает себя,
 а потом ест этот хлеб и пьет эту чашу,
 потому что тот, кто ест и пьет, не признавая Тела,
 ест и пьет свой приговор.
 Вот почему среди вас так много слабых и больных,
 да и умерло немало.
 А если бы мы сначала сами испытывали себя,
  нас не осудил бы Бог.
 Но когда Господь так нас судит и наказывает,
  Он исправляет нас,
 чтобы не осудить вместе с остальным миром.
 Так вот, братья мои,
  когда вы собираетесь вместе на Трапезу,
 дожидайтесь друг друга.
 Если кто голоден, пусть поест дома.
 Не надо, чтобы ваши встречи становились вам судом.
 Об остальных делах распоряжусь, когда приду к вам сам.*
                                        (1Кор.11:17-34/!+/)

* * *

*Есть разные дары, но их дает один и тот же Дух. И есть разные виды служения, но одному и тому же Господу. И есть разные виды деятельности, но во всех действует для всех один и тот же Бог. Каждому дано проявление Духа для общего блага. Одному Дух дает дар мудрой речи; другому тем же Духом дается дар передавать знание; третьему, тем же Духом — дар веры; или дар исцелять болезни — тем же Духом; или дар творить чудеса, или пророчествовать, или различать, что от Духа, а что нет; у этого дар языков, у того — истолкования сказанного на языках. Но всё это совершает один и тот же Дух, дающий разным людям разные дары по своему усмотрению.
 Возьмем для сравнения человеческое тело — оно одно, а органов в нём много, но при этом все органы, хотя их много, составляют одно тело. Таков и Христос — ведь все мы крещены одним Духом, чтобы стать одним телом: евреи и греки, рабы и свободные. Всем нам было дано испить одного Духа.
 Ведь тело состоит не из одного органа, а из многих. Если нога скажет: "Я не рука, я не принадлежу этому телу", разве от этого она перестанет быть частью тела? Или если скажет ухо: "Я не глаз, я не принадлежу этому телу", разве оно перестанет быть частью тела? Если бы всё тело состояло из одного глаза, как бы оно слышало? А если всё тело — ухо, как бы оно обоняло? Однако Бог поместил все органы в одном теле и каждому из них отвел место по Своему усмотрению. Будь все одним органом, где же тело? И вот в результате органов много, а тело одно. Глаз не может сказать руке: "Я в тебе не нуждаюсь". Или голова ногам: "Я в вас не нуждаюсь". Напротив, те органы, которые кажутся наиболее слабыми в теле, оказываются насущно необходимыми. И те органы, которые кажутся наименее "почтенными", их-то мы и укутываем наиболее тщательно. И с самыми неприглядными обращаемся с наибольшей заботой, какой не требуют более красивые. Но Бог так соединил органы в теле, чтобы придать достоинство тем из них, у которых вне тела его нет, для того чтобы в теле не было разногласий, а все органы заботились друг о друге. И если страдает один орган, плохо и всем остальным. Если в почете один орган, радуются этому и все остальные.
 Вы все вместе — Тело Христа. Каждый из вас — один из его органов и часть Тела. В Церкви Бог, во-первых, назначил апостолов, во-вторых — пророков, в-третьих — учителей; потом идут те, кому дана сила творить чудеса; потом — дар исцелений; потом — помощи, руководства, дар говорить на неведомых языках. Разве все апостолы? Все пророки? Все учителя? Все творят чудеса? У всех дар исцелений? Все говорят на языках? Или все способны их истолковывать?* (1Кор.12:4-29/!*/)

* * *

*Представьте себе, братья,
 что я пришел к вам и говорил на неведомых языках.
 Какая была бы вам от меня польза?
 Я ничего бы вам не поведал, ничего не открыл,
 ничему не научил, ничего не возвестил,
  ни в чём не наставил. ...
 Жаждете даров Духа –
 добивайтесь изобилия тех даров,
  что способствуют созиданию церкви. ...
 Если я молюсь на таком языке,
 Дух во мне молится, но разум мой не участвует в этом.
 Как же быть?
 Буду молиться и так, как побуждает меня Дух,
 но буду молиться и разумом!
 Буду воспевать Бога духом,
  но буду воспевать Его и разумом! ...
 Благодарение Богу, я лучше вас всех говорю на языках,
 но в собрании верующих лучше скажу пять слов понятных,
 чтобы наставить и других,
 чем тысячи на непонятном языке! ...
 Когда вы собираетесь вместе,
 пусть у одного из вас будет гимн,
 у другого проповедь, у кого-то откровение от Бога,
 у кого-то весть на языках, у кого-то ее истолкование.
 Но всё должно иметь целью созидание Церкви. ...
 Пророки же пусть говорят двое или трое,
 а остальные пусть проверяют, что они сказали.
 А если кому-то другому из сидящих
  вдруг будет откровение от Бога,
 то пусть первый тогда замолчит.
 Ведь вы все можете по очереди пророчествовать,
 чтобы всех чему-то научить и всех ободрить.
 Пророки должны уметь управлять своим духом,
 потому что Бог – это Бог не беспорядка, а мира. ...
 Итак, братья, добивайтесь дара пророчества,
 но не препятствуйте говорить и на языках.
 Но всё должно происходить благопристойно и чинно.*
               (1Кор.14:6,12,14-15,18-19,26,29-33,39-40/++/)

* * *

*<Иисус сказал>: "Верно вам говорю: то, что вы запретите на земле, запретят на небе и то, что вы разрешите на земле, разрешат и на небе. И снова повторяю: если двое из вас вместе попросят о чём-либо, Мой Небесный Отец даст им всё, о чём они ни попросят, потому что где хотя бы двое или трое соберутся ради Меня, там буду и Я".
 Тогда подошел к Нему Петр и спросил: "Господь, сколько раз должен я прощать брата, если он передо мной провинится? Семь раз?"
 "Нет, не семь, а семьдесят раз по семь", — отвечает ему Иисус. ...
 ... к Иисусу принесли детей, чтобы Он возложил на них руки и помолился. А ученики их бранили. "Пусть дети приходят ко Мне, не мешайте им! — сказал им Иисус. — Царство Небес принадлежит таким, как они".
(Мф.18:18-22,19:13-14/!**/)

* * *

Иисус сказал:
"Ведь Царство Небес можно сравнить вот с чем.
 Один хозяин пошел рано утром
  нанимать работников в свой виноградник.
 Сговорившись с работниками о том,
 что он заплатит им за день одну серебряную монету,
 он послал их в виноградник.
 Придя в девять часов утра на рыночную площадь,
 он увидел, что там стоя́т еще люди без дела.
 Он сказал им:
 "Ступайте и вы в виноградник.
  Я заплачу вам, что будет причитаться".
  Они пошли.
  И в двенадцать часов, и в три часа дня
   он делал то же самое.
  И уже около пяти часов он еще раз пришел на площадь,
  увидел стоявших там людей и говорит им:
  "Что вы стои́те весь день без дела?"
  Они отвечают: "Никто нас не нанял".
  Он говорит им: "Ступайте и вы в виноградник".
  Когда настал вечер, хозяин говорит своему управляющему:
  "Созови работников и расплатись с ними.
   Начни с тех, кого наняли последними, и закончи первыми".
  Пришли нанятые в пять часов вечера,
  и каждый получил по серебряной монете.
  Первые, придя, решили, что они получат больше.
  Но и они получили по денарию.
  И, получив, стали негодовать на хозяина:
  "Эти последние час один проработали,
   ты же приравнял их к нам,
   а мы ведь целый день надрывались под палящим солнцем".
  Но он ответил одному из них:
  "Я тебя не обидел, приятель.
   Разве ты сговорился со мной не за один денарий?
   Получай свое и уходи.
   А я хочу и этому, последнему,
    дать столько же, сколько тебе.
   Разве я не вправе поступать со своими деньгами, как хочу?
   Или тебе завидно, что я щедр?"
  Так последние станут первыми, а первые – последними".
                                             (Мф.20:1-16/+/)

*********************************************

/*/ Из православного богослужения праздника. Перевод иером. Амвросия (Тимрота).
/**/ Из апостольского чтения праздника.
/***/ Содержит часть апост. чтения воскресенья.
/!+/ содержит часть ряд. апост. чтения понедельника.
/!*/ содержит апостольское чтение вторника.
/!**/ из рядового еванг. чтения вторника.
/+/ рядовое евангельское чтение среды.
/++/ содержит часть апостольского чтения четверга и чтение пятницы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4094.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»