=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

* 6 сентября 2021 г. ст.ст., воскресенье 13-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: 1Кор.16:13-23; Мф.21:33-42.

  

 

 

К апостольскому чтению:
• архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): Маранафа!
• В.Н.Кузнецова: Анафема! Марана та!
      messia.ru/rasylka/008/2297.htm

 

 

 

 

 

 

 

> Если рассмотреть покаяние пристальнее, как бы под микроскопом, отделив «Я» от его действий, выяснится, что покаяния как цельного акта не существует, ибо побудительная причина греха и покаяния оказывается тождественной. То, что выглядит как решительная перемена в настроении и поведении, при комплексном анализе может оказаться различными по существу явлениями. В целом механизмы покаянного поворота, или структура раскаяния и исправления, могут быть следующими:
>          изменение приоритетов при сохранении цели;
>          изменение средств достижения цели;
>          изменение способа осмысления предельных ценностей.

> В последнем случае меняется не только цель и средства, но и характер восприятия себя при достижении цели и в использовании средств.

> Как ни странно, наиболее яркие (образцовые) примеры библейского покаяния относятся к первым двум типам. Например, то, что внешнему наблюдателю в притче о блудном сыне представляется коренной переменой и эталоном покаяния, при более детальном рассмотрении оказывается изменением приоритетов при сохранении цели. Сын ушел от отца потому, что хотел жить комфортнее, и вернулся к нему по той же самой причине. Что в нём переменилось? Только условия достижения изначальной цели. В этом контексте сокрушенное встал и пошел к отцу своему (Лк.15:20) мотивировано тем же стремлением, что и блудное «ушел на страну далече». Эгоцентрический тип личности, ищущий наиболее благоприятных условий, остался незатронутым. Прагматический характер поворотного момента — сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему (Лк.15:17-18) — и то, что сын специально готовил для отца речь, которую потом и начал произносить, указывают на внешнюю природу этого «покаяния»; реального изменения «Я» не было. Но для тех, кто судит о духовности по миру эмоций, это представляется колоссальным переформатированием. Однако в глубине сердца с блудным сыном ничего не произошло. Поэтому старший сын так удивлен поведением отца. И какая же ирония в том, что именно возвращение блудного сына стало восхваляемым образцом христианского покаяния!

> Также и праведный разбойник на кресте сменил свои приоритеты, лишь оказавшись перед лицом неминуемой смерти. Тогда он исповедал Иисуса Сыном Божьим — как свою последнюю надежду. Да, он трезво смотрел на мир, в котором выбрал путь злодеяния, и видел несправедливость в распятии Иисуса (мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. Лк.23:41), но в этом еще нет покаяния, и возмутиться несправедливостью — не то же самое, что осудить в себе мировосприятие, которое сделало тебя преступником.

> Все апостолы (кроме Иоанна) предали Иисуса, как только «убедились», что Он — не тот, на кого они рассчитывали (не Мессия, не Сын Божий). Тогда, оставив Его, все бежали (Мк.14:50). Но они покаялись и вернулись, когда убедились, что Он — Мессия и Сын Божий. Устремления не изменились и после Воскресения (Деян.1:6), в их глазах поменялась только расстановка сил. Теперь Он опять Тот, Кто злодеев предаст злой смерти (Мф.21:41) и воздаст каждому по делам его (Мф.16:27; Рим.2:6). Было ли в апостольском отпадении и восстании переосмысление себя? Было, но гораздо позже. Во всяком случае, в первые годы служения они оставались последователями сильного и мстительного Мошиаха.

> Первая проповедь Петра, которую мы читаем в Деяниях апостолов, основывается на чувстве вины (покайтесь!) за то, что распяли Того, с Кем придется считаться: Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли (Деян.2:36). Это удивительно точно повторяет логику распинателей. Распявшие Христа считали Его выскочкой, но готовы были уверовать, если бы Он продемонстрировал с Креста Свое могущество, — они тоже поклонились бы сильному и славному, только не считали таковым Иисуса из Назарета. Петр доводит до их сведения, что вышла преступная ошибка: теперь «гадкий утенок» превратился в «прекрасного лебедя», делайте ставку на Иисуса, Которого Бог воскресил, так как Бог с клятвою обещал... воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле царя Давида (Деян.2:32,30). Легкость и единодушие народа, позволившие крестить в тот день душ около трех тысяч (2:41), должны были насторожить апостолов, помнящих, что Христос за три с половиной года собрал всего двенадцать. Он требовал отвергнуть всё: праведность, греховность, убеждения и предрассудки и идти за Ним. В своей первой проповеди Петр требует соотнести ветхозаветные пророчества с евангельской историей и покаяться перед сильнейшим представителем Вседержителя.

> Та же канва просматривается в обращении Савла/Павла. Проповедник фарисейского иудаизма сменил направление проповеди. Цель — подчинить своей идеологии как можно больше окружающих — осталась, сменилось только направление. Приведем аналогию: в чужом городе человек направляется на вокзал, узнает, что идет не в том направлении, и, раздосадованный, поворачивается и движется в противоположную сторону. Разве он изменился? Нет, намерения, картина мира и цель остались прежними. Старый метод оказался неэффективным, он меняет метод, но не меняется сам. То же происходит с торговцем, который перестает торговать тем, что не приносит прибыли, и переходит на выгодные товары. Так же и секретарша по требованию нового начальника может подавать не кофе, а чай, и сменить гардероб — меняются обстоятельства жизни, но не модель ее восприятия. Позже апостол созреет в новую личность во Христе — и тогда же обострятся его взаимоотношения со «столпами».

> Таков по сути и механизм покаяния сотника у Креста. И вот, завеса в Храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий (Мф.27:51-54). Ряд потрясающих феноменов изменил приоритеты сотника и его солдат. Они не собирались убивать мощного чудодейца — только немощного и беззащитного. Но после землетрясения, затмения, рвущейся завесы и ходячих покойников признали свою ошибку. То, что кажется раскаянием или прозрением, ничего не поменяло в их картине мира — изменилась в пользу Иисуса расстановка сил.

> В Евангелиях не прояснен механизм покаяния мытаря из притчи о мытаре и фарисее и Закхея. Однако и тот, и другой сохранили мысленную конструкцию мира незыблемой. Мытарь потому и стал мытарем, что считал: перед сильными нужно «не сметь поднять голову» — так он поступил и в Храме. А Закхей продолжал рассчитываться с Богом платежами, но только уже по штрафному курсу: один к четырем.

прот. Вячеслав Рубский.
Из кн. "Православная духовность: перезагрузка", из главки "Покаяние моего «Я»"
(стр. 142–6 печатной версии).  ]

 

 

 

см. также:
 + + + священник Феодор Людоговский: возделывать сад своей души
 + + + еп. Кассиан (Безобразов):
        философия истории в пророческом прозрении
 + + + свящ. Яков Кротов:
        Притча отвечает на вопрос о смысле зла и смерти
 + + + Романо Гвардини:
        притча об арендаторах виноградника (+ссылки!)
 + + + свящ. Александр Мень: притча, рисующая жестокую правду о человеческом роде (+ссылки!)
 + + + В.Н.Кузнецова: притча о виноградарях-злодеях
        messia.ru/rasylka/006/1612.htm (+ссылки!)
 + + + протоиерей Алексей Уминский: О злых виноградарях

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

 *Проповедь о Распятом  –
   глупость для тех, кто идет путем погибели,
  а для нас, идущих путем спасения,  –  это Божья сила.
  Ведь в Писании сказано:
   "Погублю мудрость мудрых / и разум разумных отвергну".
  И где тот мудрец? Где тот знаток?
   Где теперь мыслитель этого века?
  Разве Бог не явил всю глупость мудрости этого мира?
  Поскольку, как замыслил в Своей мудрости Бог,
  мир своей мудростью не познал Бога,
  Он пожелал спасти верующих "глупостью" Вести.
  Потому что в то время как евреи
   требуют в доказательство чудес,
  а греки ищут мудрости,
  мы возвещаем Христа, распятого на кресте!
  Для евреев это  –  камень преткновения,
   для язычников  –  глупость,
  а для тех, кто призван  –  и евреев, и греков,  –
  это Христос, явивший собой и Божью силу, и Божью мудрость.
  Потому что Божья "глупость" мудрее людей,
  и Божья "слабость" сильнее людей!
  Вы только посмотри́те на себя, братья,
  какими вы были, когда вас призвал Бог.
  Много ли было среди вас тех, кого бы сочли мудрыми,
  много ли было влиятельных, много ли родовитых?
  Но чтобы посрамить мудрых,
  Бог избрал то, что в мире считается глупым;
  чтобы посрамить сильное – то, что в мире считается слабым.
  И избрал безродное, и ничтожное, так сказать, ничто,
  чтобы обратить в ничто то, что для мира что-то значит.
  Так пусть никто не хвалится перед Богом!*
                          (1Кор.1:18-29)

* * *

*Напоминаю вам, братья,
  Радостную Весть, которую я вам возвестил,
 а вы ее приняли и твердо на этом стои́те, –
 Весть, которой вы будете спасены,
 если будете твердо держаться того, что я вам возвестил,
 если ж нет – вы поверили напрасно.
 Итак, во-первых, я передал вам то, что сам получил:
 что Христос умер за наши грехи, как предсказали Писания;
 что Он был похоронен, на третий день воскрешен,
 как предсказали Писания;
 явился Кифе, потом Двенадцати,
 потом явился более чем пятистам братьям одновременно /.../;
 потом явился Иакову, потом всем апостолам
 и самому последнему явился мне – мне, жалкому недоноску!
 Я ведь из всех апостолов самый малый,
  я недостоин зваться апостолом,
 потому что преследовал Церковь Бога.
 Но по Божьей доброте я есть то, что есть,
 и доброта Его ко мне не оказалась тщетной:
 я трудился усерднее всех остальных,
 то есть не я, конечно, а Божья доброта вместе со мной.*
                                     (1Кор.15:1-10)

* * *

*Огорчения от Бога рождают раскаяние и, значит, спасение,
 о чём жалеть не приходится.
 А огорчения мирские порождают смерть.* (2Кор.7:10)

*********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4103.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»