=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 13 сентября 2021 г. ст.ст.,
  воскресенье 14-е по Пятидесятнице,
  воскресенье перед Воздвижением.
  Литургические чтения:
  (рядовые) 2Кор.1:21-2:4; Мф.22:1-14;
  (перед Воздв.) Гал.6:11-18; Ин.3:13-17.

 

 

к рядовому апостольскому чтению:

 + + + нет ничего тайного (+ссылки)

 

 

к рядовому евангельскому чтению:
 + + + Притча о званых на пир (+ссылки!)
 + + + митр. Сурожский Антоний (Блум):
         Неужели мы не поняли?..
          messia.ru/rasylka/010/2609.htm (+ссылки!)
 + + + свящ. Александр Мень: Господь зовет всех, но...
              messia.ru/rasylka/009/2461.htm (+ссылки)
 + + + он же: новый вариант притчи о званых на пир
 + + + митрополит Сурожский Антоний: мы заняты...
        messia.ru/rasylka/008/2302.htm (+ссылки!)
 + + + свящ. Яков Кротов: "званые на пир"
        messia.ru/rasylka/006/1715.htm (+ссылки!)

 

 

 

 

 

> Фактически Послание к Галатам и говорит именно о раскрытии истины. Мессианские события смерти и воскресения Иисуса (хотя, как и «спасение», воскресение тут упоминается редко), как их понимает Павел, указывают на победу единого Бога через Иисуса над теми «властями», которые вынуждают всех неевреев жить под гнетом своих ложных богов, а евреев жить под гнетом греха. Когда Павел, как и прочие авторы Библии, говорит об освобождении людей из рабства, он всегда думает об истории еврейской Пасхи, о повествовании Исхода. Это правило, для которого не бывает исключений. Но прежде чем мы перейдем к этой теме, которая стои́т в самом центре Послания, нам надо кратко рассмотреть его начало и конец. Можно убедиться в том, что всей аргументацией Павла движет смерть Мессии.

> Снова вспомним начало Послания:

> Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Иисуса Мессии, Господа нашего, Который дал Себя за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего <злого> века по воле Бога и Отца нашего (1:3-4).

> Тут, как часто отмечают, сплетаются два смысловых слоя, которые дает большое повествование еврейской Библии <...>. Выражение «за грехи наши» указывает на прощение и возвращение из изгнания, которое становится «новым Исходом». А этот «новый Исход» есть освобождение не от политического порабощения языческим империям, каким был первоначальный Исход, но освобождение от более глубинного рабства – от власти греха. За грехом тут, вероятно (как и в Рим 7), стои́т главнейший враг, сатана, обвинитель. В любом случае эти вводные слова Павла полностью соответствуют обычной еврейской эсхатологии, где время делилось на «нынешний век», когда в мире царит беспорядок, и «век грядущий», когда Бог избавит мир и свой народ от всех видов зла, которые действуют в «нынешнем веке». Именно это, утверждает Павел, уже случилось через смерть Иисуса, причем случилось именно потому, что Иисус умер «за  грехи наши».

> В конце же послания, как бы для равновесия, стои́т еще одно утверждение, которое, подобно первому, соединяет в себе глубоко личный и вселенский (его порой называют «космическим») смыслы креста. О том же Павел говорил на протяжении всего послания, а теперь как бы подводит итог:

> Чтобы я похвалился, да не будет, разве только крестом Господа нашего Иисуса Мессии, которым для меня мир распят, и я – для мира. Ибо ни обрезание ничего не значит, ни необрезание! А значит только новое творение. Мир и милость всем, кто поступает в соответствии с этим правилом – да, Израилю Божию! (6:14–16)

> Всё это имеет смысл лишь в том случае, если в воскресении действительно родился новый век. Смерть Иисуса сама по себе не могла бы нести в себе такого смысла, как то объясняет Павел в 1Кор 15:17: если Мессия не воскрес, «вы всё еще в грехах ваших» – не потому, что «вы лично» еще не почувствовали, что были прощены, но потому что в мире пока еще не настал долгожданный момент. Эта мысль стои́т за двумя приведенными выше утверждениями в начале и конце Послания: новый мир родился; смерть Иисуса, Мессии Израиля, упразднила силы старого мира; те, кто принадлежат Иисусу, стали ныне частью «нового творения», «Израилем Божиим». (Последнее выражение вызывает споры. Многие читатели не согласны с тем, что «Израилем» Павел тут называет весь народ Мессии Израиля, евреев и неевреев. Но моя интерпретация точно соответствует логике всего Послания в целом.)

> Две эти фразы скрепляют всю аргументацию Послания – что верующие в Иисуса из язычников уже стали полноценными членами той единой семьи, которую Бог обещал дать Аврааму, и потому им совершенно не нужно обрезание. Несомненно, как думал Павел, Закон Моисеев осуществлял замысел Божий на протяжении какого-то ограниченного времени, находящегося как бы в скобках между изначальным обетованием Аврааму и мессианским созданием единой семьи. Этот временный период, как и обитание Израиля в Египте, был своеобразным рабством и для Израиля, и для прочих народов. Но в центре Послания стои́т сжатое повествование Исхода, освобождения всего человечества от его рабства. Бог послал Иисуса и Духа, чтобы настал долгожданный момент, чтобы для всего мира в целом и для народа Мессии в частности настала новая эпоха, в которой силам зла уже был нанесен смертельный удар:

> Так и мы, когда были младенцами, были в «рабстве» у «стихий мира». Но когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего, родившегося от женщины, родившегося под Законом, чтобы искупить подзаконных, чтобы нам получить усыновление.
> А так как вы – сыны, то послал Бог Духа Сына Своего в сердца наши, Духа, взывающего: «Авва, Отче!» Так что ты уже не раб, но сын; если же сын, то и наследник чрез Бога (4:3-7).

> В этом отрывке крест явно не упоминается. Однако близкие аналогии с другими подобными отрывками ясно указывают на то, что, когда Павел говорит о Сыне Божьем, «искупившем» тех, кто под Законом, мы вправе думать, что речь тут идет о распятии. Такова самая суть дела: в этом «новом Исходе» (весь отрывок наполнен отзвуками Исхода) Бог наконец осуществил то, что обещал давно («когда пришла полнота времени»), так что теперь все, бывшие в порабощении, иудеи и язычники, могут сделаться «сыновьями» (Израиль как «сын Божий» – это еще одна аллюзия на Исход).

> И еще одна аналогия с Исходом: Богу тут нужно было снова открыть себя – открыть в этот раз как Бога, пославшего своего Сына и Духа Сына. Павел спрашивает: «Теперь же, познав Бога, – или, лучше сказать, будучи познаны Богом, – как возвращаетесь вы снова к немощным и бедным стихиям, которым опять и снова хотите отдаться в рабство?» (4:9). Иными словами, те люди, что верят в Иисуса Мессию, получили познание единого истинного Бога, который открылся в деяниях своего Сына и его Духа. Но согласие на обрезание будет означать, что они отрицают это новое откровение; желая обрезания, они как бы утверждают, что новый век еще не настал, а они просто хотят жить в том же старом веке немного иначе. И для нас важно, что всё тут изменил именно крест Мессии. На нём был «распят» старый век, а они были «распяты» для него – как Павел говорит о себе в 6:14 и, как мы увидим, в 2:19-20.

 

 

 

 +++ Том Райт. Лекция "Переосмысление значения Креста Христова" (видео)
 +++ В.Н.Кузнецова: обрезание или Крест
 +++ Андрей Десницкий. Видеокомментарий на Гал.6

 

к чтениям вс перед Воздвижением см. тж.:
 +++ В.Н.Кузнецова: мера любви Божьей ко всему миру (Ин.3:13-17)
 +++ свящ. Лев Шихляров:
      что такое человек и причина христианства
 +++ протопр. Александр Шмеман:
      мы уже обладаем тем, во что мы верим (+ссылки!)
 +++ чтобы явить миру любовь...
     messia.ru/rasylka/009/2464.htm (+ссылки!)

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Пусть мысли и чувства ваши друг к другу будут у вас,
   как у Христа Иисуса:
  Он, по природе Бог,
  не держался за равенство с Богом,
  но добровольно лишился всего,
  приняв природу раба
  и человеком родившись.
  Он был во всём человеку подобен,
  но еще больше себя умалил
  и так был послушен,
  что принял и самую смерть –
  смерть на кресте.
  За это Бог вознес Его над всеми
  и имя даровал превыше всех имен,
  чтобы пред именем Иисуса
  всякое колено преклонилось –
  на небе, на земле и в преисподней –
  и всяк язык провозгласил,
  что Иисус Христос – Господь,
  во славу Бога Отца.* (Флп.2:5-11)

* * *

*Но мы молим Бога, чтобы вы не совершили ничего дурного.
 И вовсе не для того,
  чтобы показать себя успешно выдержавшими испытание.
 Лишь бы вы делали добро,
  даже если мы покажемся "неуспевающими"!
 Мы ведь сильны не против истины, а за истину!
 Мы радуемся, когда мы слабы, а вы сильны.
 Поэтому мы и молимся о вашем исправлении.*
                           (2Кор.13:7-9/**/)

* * *

*Те, которые понуждают вас обрезаться,
  хотят понравиться людям:
 они не хотят, чтобы их преследовали за крест Христов.
 Они, хотя и обрезаны, сами не соблюдают Закон,
 а вас хотят обрезать, чтобы был повод похвастать этим.
 А я ничем не хочу хвастаться –
 одним лишь крестом Господа нашего Иисуса Христа,
 благодаря которому мир распят для меня, а я – для мира.
 Ведь неважно, обрезан ты или нет.
 Важно одно: стал ли ты новым творением Божьим?
 Мир и милость тем, кто следует этому правилу,
 и им, и всему Израилю Божьему! ...
 Милость Господа нашего Иисуса Христа
  да будет с духом вашим, братья!
 Аминь.* (Гал.6:11-16,18/++/)

* * *

*И еще сказал им Иисус:
 "Разве вносят светильник в дом,
  чтобы сразу его погасить или поставить под кровать?
  Нет, его ставят на подставку!
  Нет ничего тайного, что не станет явным,
  и нет ничего скрытого, что не выйдет наружу.
  У кого есть уши, пусть услышит!"
И еще сказал им Иисус:
 "Отнеситесь внимательно к тому, что слышите.
  Какой мерой вы мерите,
  той и Бог вам отмерит и прибавит еще.
  У кого есть, тому даст Он.
  А у кого нет, у того и то, что есть, будет отнято.
 И еще сказал им Иисус:
 – Царство Бога, какое оно?
  Вот представьте себе:
  бросает человек в землю зерно,
  затем ночью спит, днем встает,
  а зерно прорастает, тянется вверх –
  он и не знает как.
  Сама собой плодоносит земля:
  сначала дает зеленый стебель,
  потом – колос,
  потом – полное зерно в колосе.
  А когда созреет урожай,
  человек сразу берется за серп –
  настало время жатвы.
 И еще сказал им Иисус:
 – С чем сравнить нам Царство Бога
  и какой притчей его изобразить?
  Представьте себе: вот горчичное зернышко.
  Когда его сеют в землю,
  оно меньше всех семян на земле.
  А когда посеют –
  оно взойдет и поднимется
  выше всех в огороде растений,
  и вырастут на нём такие большие ветви,
  что в их тени птицы смогут вить гнёзда".* (Мк.4:21-32/***/)

* * *

*Продолжая путь, Иисус с учениками зашел в деревню.
 Там Его приняла у себя женщина по имени Марфа.
 У нее была сестра, которую звали Мариам.
 Она, сев у ног Господа, слушала Его речи.
 Марфа же была вся в хлопотах о большом угощении.
  Она подошла и сказала:
 — Господин мой, Тебе дела нет до того, что сестра бросила на меня всю работу? Скажи ей, чтобы она мне помогла!
 — Марфа, Марфа, — сказал ей в ответ Господь, —
  ты заботишься и хлопочешь, чтобы всего было много,
  а нужно только одно.
  Вот Мариам выбрала себе лучшее,
   этого у нее не отнимут. /.../
 /.../ женщина из толпы воскликнула:
 — Счастлива та, чье чрево носило Тебя
  и чья грудь вскормила Тебя!
 — Скорее счастливы те, кто слушает слово Бога
  и соблюдает его! —
  ответил Иисус.* (Лк.10:38-42; 11:27-28)

             *********************************************

/**/ из апостольского чтения среды.
/***/ из евангельских чтений понедельника и вторника.
/++/ из апост. чтения воскр. пред Воздвижением.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4104.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»