=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

> Умом Россию не только не понять, но и не объять. Что в ней зреет, что происходит, что нарождается – никто толком и не представляет. Вроде всё быстро меняется, не успеваешь отслеживать события. Но кое-что, к сожалению, не меняется. В мировосприятии большинства людей, как мне кажется, существуют и некоторые довольно устойчивые стереотипы, психологические установки, можно сказать – константы и архетипы. Одна из них – это неприятие всего, связанного с либерализмом. То есть демократии, прав человека, экуменизма (религиозный либерализм). Ко всему этому многие, несмотря на все прошлые, еще не до конца забытые передряги коммунизма, чувствуют отвращение, можно сказать, на клеточно-молекулярном уровне.{} <....> Сегодня в России часто раздаются призывы к восстановлению и охранению идентичности, необходимости идти “своим путем”, что “Запад – нам не указ”, что мы, мол, другая цивилизация, мы имеем свои традиции, свои ценности и т.п. Некоторые борются за «духовную безопасность» (сказывается эпоха госбезопасности, возведенной в культ). Хорошим тоном становится всяческое поношение либерализма. При этом предполагается, что ругатели либерализма знают что-то такое, что другим пока не ведомо, но о чём пока умалчивают. А те, кто не умалчивает, твердят либо о «мировой закулисе», либо о «духовности», никак ее не определяя. А может быть, приходит мысль, всё гораздо проще: просто соскучились по сильной руке, по кованому сапогу и зычному голосу, в общем – по порядку? <.....>

> <...> Прежде всего нужно спокойно разобраться с терминами, произвести некоторую, как говорят философы, демифологизацию. В российском сознании, причем на всех уровнях и особенно в интеллигентной среде, существуют довольно устойчивые мифы, которые, на мой взгляд, выполняют компенсаторную функцию для какого-то поражения, какой-то глубинной не до конца сознаваемой неудачи. Я не буду каждый раз делать оговорку, что “не все у нас такие”. Достаточно признать, что такая довольно устойчивая тенденция существует.

> Русские мифы

> Итак, миф номер один: мы в России живем, конечно, не ахти как, но зато у нас есть такая духовность, какой давно нет на Западе, а, может быть, никогда и не было.

> Здесь, что называется, из нужды делают добродетель. Мы по всем дурным статистическим показателям (смертность, взяточничество, преступность) занимаем одно из первых мест в мире. <.....>

> Цифры – это, конечно, абстракция, многие им вообще не верят. Известны байки про статистику. “Вон, у меня под окном никого не режут, значит всё нормально”. Но давайте свежим взглядом окинем нашу действительность. Пройдемся по нашим местам общего пользования, заглянем в подъезды. Всё изломано и испоганено, нет ни одной чистой стены, везде кучи мусора и неизменного хлама. Превращение страны в сплошную полупомойку успешно продолжается. Отовсюду слышится нецензурная брань. Повсеместное воровство и обман в торговле тоже уже никого давно не удивляют. “Не обманешь – не продашь!”. Спросите любого водителя “Скорой помощи”, и он скажет вам, как водители на дорогах уступают место “Скорой” (то есть, не уступают). Может быть, в автомобилях сидят какие-то “не наши” нехорошие люди? Или, может быть, они так глубоко ушли в медитацию, что ничего вокруг не замечают? Чтобы окончательно избавиться от иллюзий, посетим тюрьму или детский дом для неполноценных детей, окруженный завесой секретности намного большей, чем тюрьма. Это, как говорится, не для слабонервных. С другой стороны, всё это как бы известно. Никого это уже не удивляет. Похоже, что нам уже давно не только “птичку не жалко”, но и вообще никого не жалко. Мы еще посмеемся над теми, кому кого-то жалко. “Ведь жалость – это признак слабости, а в наше время надо быть крутым” – вот скрытый подтекст нашей якобы трезвости. Скрытая тяга к сапогу и крепкой “отеческой руке” – из этого же ряда. Если же произвести деконструкцию до конца (крепись, читатель!), то выяснится, что тяга к силе – генетически из животного мира, где всё на этой силе и построено (в большинстве случаев – оговорка для любителей точных выражений). Человеческое общество отличается от животного, прежде всего, другой системой ценностей, здесь правит не сила, а закон, отражающий понятие справедливости. Здесь не право силы, а сила права. Пока этого нет, общество находится не совсем в человеческом состоянии.

> Возникает вопрос: что это за духовность такая, если она сопровождается таким пренебрежением к человеческой личности, ее жизни вообще и к среде ее обитания? В чём эта духовность проявляется и где ее искать? Может быть в литературе, в музыке или в литургической красоте православного богослужения?

> Действительно, в эстетической сфере (местами!) мы очень сильны, некоторые даже на Западе всё еще восхищаются. Но ни о какой “слезинке ребенка”, о которой так сокрушался Иван Карамазов, у нас даже и речи не возникает! Как-то не волнуют нас не только отдельная слезинка отдельно взятого ребенка, а целые потоки слёз пенсионеров, инвалидов, бездомных детей, больных (загляните в обычные больницы!) и вообще всех брошенных, никому не нужных людей. Вот по поводу Косово встрепенулись было, да и то по причине не столь уж возвышенной: не потому, что мы такие ревнители справедливости, взыграл лишь всё еще неизжитый имперский комплекс с националистическим оттенком: где-то “наших” (которых почти никто не видел) бьют! Чеченцы они, конечно, не наши, равно как 25 млн. русских, оказавшихся изгоями вне России, после распада Сов. Союза. При всей нашей готовности обманывать на каждом шагу государство (которое нас, правда, тоже постоянно обманывает), мы одновременно подвержены традиционной для нас языческой идолатрии государства, первая заповедь которой гласит: территория важнее людей, которые на ней живут. А что касается обмана, то он, как известно, грехом на Востоке, в том числе и на Ближнем, не считается. Даже в Библии Иаков получает обманным путем благословение от своего отца Исаака (Бытие, гл. 27).

> Непонятно всё же, почему столь высокая концентрация духовности в отдельных местах совмещается с вопиющими безобразиями в других? Разве у нас все такие любители изящных искусств, философии или все такие молитвенники, что не замечают, что вокруг них делается? Или же считают, что духовность не имеет никакого отношения к таким прозаическим вещам как социальная благоустроенность людей, т.е. их земная жизнь? Но ведь за сухими цифрами статистики стоят живые люди и ежедневные и ежечасные трагедии! Вспомним, что Сам Христос очень четко и совсем не символически призвал нас заботиться о хлебе не для себя, а о хлебе для другого (Мф.25,31-46). Т.е. возникает вопрос о качестве нашей христианизированности.

> И еще один момент. Все хорошо понимают, что самовосхваление на личном уровне нехорошо, нескромно, но самовосхваление групповое (социальное) уже грехом не считается. Ведь грех всегда личен, а любая человеческая общность деперсонифицирована, а поэтому греха как такового у нее уже вроде быть не может. Здесь уже можно ссылаться на “закономерности”, на “объективность”. Это у католиков имеется понятие социального греха, а у нас такого нет! Поэтому ни о каком всенародном покаянии за грех коммунизма, например, у нас и речи нет.

> Напомню еще, что этот миф популярен не только у нас, он свойственен всем экономически неразвитым странам.

игумен Вениамин (Новик). Из ст. "Родная соборность или абстрактные права?"  ]

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Аврааму и его потомку дал обещание Бог ...
 Если право наследования дает один только Закон,
 то его нельзя получить по обещанию.
 Но Бог именно так и дал Свой дар Аврааму – по обещанию! ...
 Закон ... действовал до тех пор, пока не пришел "Потомок",
 к которому относится обещание.
 ... Писание говорит, что все во власти греха,
 так что обещание дается только через веру в Иисуса Христа
 и только тем, кто верит. ...
 Ведь все вы через веру сыны Бога в единении с Христом Иисусом.
 Крестившись, чтобы соединиться с Христом, вы облеклись в Христа.
 И нет уже ни еврея ни язычника,
 ни раба ни свободного, ни мужчины ни женщины –
 вы все одно существо в единении с Христом Иисусом.
 А если вы – Христовы,
 значит, вы – потомки Авраама и наследники того, что обещано.*
                                   (Гал.3:16,18-19,22,26-29/+/)

             *********************************************

/+/ из апостольского чтения среды и четверга.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4106.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»