=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!* 4 октября 2021 г. ст.ст.,
> 6.147.1 ХРАМ ЖИВОГО БОГА > 14 Не впрягайтесь в одну повозку с неверными! Что связывает праведность с грехом? Что общего у света с тьмой? 15 Может ли быть согласие у Христа с Велиаром? Или единство у верующего с неверующим? 16 Что общего у храма Бога с идолами? А мы храм живого Бога. Потому что так сказал Бог:
> 7.1 Мои дорогие, вот какие обещания нам даны! Давайте очистимся от всего, что оскверняет тело и дух, и посвятим себя Богу, благоговея и трепеща! > 6.16 А мы храм живого Бога в некоторых рукописях: «Ведь мы храмы Бога»; «А вы храм Бога». >
6.14 Эф 5.7,11 6.16 1Кор 3.16; 6.19;
Лев 26.12; Иер 32.38; Иез 37.27 > Этот отрывок разрывает мысль апостола, она будет возобновлена только в 7.2. И вообще призыв к отделению, к созданию своеобразной христианской резервации абсолютно чужд богословию Павла. Поэтому, по мнению некоторых библеистов, перед нами позднейшая вставка, не принадлежащая перу автора. Скорее всего, это глосса на полях, вписанная рукой переписчика, а потом по ошибке внесенная другим переписчиком в текст. Тем более что в отрывке довольно много редких слов, которых апостол никогда не употреблял в других своих письмах. Недаром говорят, что подобный текст гораздо больше подходит фарисею Савлу, чем христианину Павлу. Подобный жесткий приказ скорее соответствует духу Кумрана, насельники которого считали одних себя сынами света, а всех остальных сынами тьмы. Поэтому некоторые ученые предполагают, что отрывок может иметь кумранское происхождение. >
Но далеко не все исследователи придерживаются идеи о чужеродной вставке.
Некоторые видят здесь текст Павла. Например, есть толкователи, которые полагают,
что перед нами фрагмент самого раннего письма коринфянам, о котором
апостол упоминает > То, что мысль апостола разорвана этим внезапным отступлением, ни у кого не вызывает сомнений, но у Павла такие «лирические отступления» встречаются довольно часто. «Вполне возможно, что Павел просто перешел от одной темы к другой безо всякой логической связи между ними. Большинство людей, когда пишут письмо, могут перескакивать с одной темы на другую совершенно непроизвольно, и, возможно, Павел поступил здесь именно так». {Новый Библейский Комментарий, часть 3, с. 496497.} Нужно также помнить о том, что апостол писал это длинное письмо не в один прием, а кроме того, он диктовал его своему секретарю, так что это скорее не письменная, а устная речь. В устной же речи внезапные переходы, «перескакивания» от одной темы к другой встречаются очень часто. > Нельзя также забывать, что мы не располагаем ни одной древней рукописью этого письма, в котором этот фрагмент бы отсутствовал, а это один из важнейших принципов текстологии при решении вопроса об аутентичности текста. Предположение, что могли быть перепутаны листы и в текст второго письма по недосмотру попал отрывок из одного из предыдущих писем, адресованных коринфянам, только на первый взгляд кажется решающим проблему. Вряд ли в I веке в христианских общинах уже были кодексы, похожие на современные книги. Существовавшие у них тексты были, вероятно, написаны на свитках, а в них не было листов, как в книге. > Ст. 14 Не впрягайтесь в одну
повозку с неверными! – Образ основан на древнем запрете запрягать
вместе вола и осла (Втор 22.10; Лев 19.19). Перед нами мидраш на эти
библейские тексты, которые апостол использует, прилагая к современной ему
ситуации. Неверные – буквально: «неверующие». Многие толкователи считают,
что Павел имел в виду язычников и что, следовательно, он выступал
против слишком тесного общения христиан с идолопоклонниками, опасаясь того,
что люди, недавно обратившиеся к Христу, станут принимать участие в языческих
богослужениях и незаметно для себя возвратятся к многобожию. Действительно,
в своем первом письме он предостерегал коринфян от совместных трапез
в языческих храмах (см. 1Кор 8.10) и от тяжб в языческих
> Далее следуют пять риторических вопросов, подразумевающих резкое отрицание. Такого рода вопросы часто встречались как в еврейских, так и в языческих нравственных наставлениях (например, у Эпиктета и Филона Александрийского). Но особенно интересно сравнить эту форму вопросов с той, что мы находим в Сир 13.17-18: «Станут ли друзьями волк с ягненком? Так и грешник с человеком набожным. Есть ли дружба у гиены с собакой? Есть ли у бедняка с богачом дружба?» Ср. также Рим 2.3-4,21-23. > Что связывает праведность с грехом? Что общего у света с тьмой? – Это объяснение, почему не надо «впрягаться в одно ярмо». Мысль в этих двух предложениях одна и та же, но выражена при помощи разных метафор. Хотя в Ветхом Завете праведность означала неукоснительное соблюдение Закона, апостол так называет высоконравственный образ жизни, который должны вести христиане. Дуализм света и тьмы как противоположных нравственных понятий был характерен не только для кумранских отшельников. Апостол довольно часто употреблял его сам, как, впрочем, и другие новозаветные авторы (см. Рим 13.12; 1Фес 5.5; Эф 5.11-14; Ин 1.4-9; 12.36; Лк 16.8; 1Петр 2.9). > Ст. 15 Может ли быть согласие у Христа с Велиаром? – Христос это свет миру, выведший тех, кто в Него поверил, из тьмы греха и смерти. Велиар – Его противник. В Ветхом Завете это слово чаще встречалось в форме «Велиал» и не было личным именем: оно означало «ничтожность, отсутствие ценности», а позже так же «зло» и «беззаконие». Но в межзаветной литературе оно начинает восприниматься как одно из имен Сатаны. Так его, например, называли кумраниты. В Новом Завете оно встречается единственный раз только в этом месте. Или единство у верующего с неверующим? – Поскольку верующие принадлежат Христу, то они не могут иметь ничего общего с теми, кто находится во власти главы враждебных Богу сил. Это не призыв к отделению от мира, но требование отказаться от прежней жизни, ориентированной на ценности этого мира. >
Ст. 16а Что общего
у храма Бога с идолами? – Для апостола храм Бога
это не иерусалимский Храм, но Церковь. В его глазах идолы,
языческие божества, воплощают всё, что связано с грехом. Ср. Прем 14.12:
«Ибо вымысл идолов начало блуда, и изобретение их
растление жизни». Ср. также Рим 1.24-32; Эф 4.17-19. А мы
храм живого Бога – «Для современных Павлу языческих религий было само
собой разумеющимся, что храмы отражают природу и имя их бога или богини...
Таким же само собой разумеющимся было и представление эллинистического
иудаизма и христианских общин, что Бог Израиля живет в Своем народе,
а не в рукотворных храмах (Деян 7.47; 17.24)».{}
Для Павла храм – это не рукотворное здание и не организация,
выстроенная в иерархическом порядке, но сами христиане. Как говорит
автор > Ст. 16б Потому что так сказал Бог: «Я поселюсь у них, Я буду с ними жить – Апостол цитирует ветхозаветный текст не дословно, но передает его смысл, соединив, вероятно, Лев 26.11-12 с Иез 37.27. Я буду с ними жить – дословно: «Я буду ходить»; это традиционное библейское выражение. Народ станет живым храмом Бога, потому что он станет домом, в котором поселится Бог, Он будет там жить и общаться с ними. Ср. Откр 21.3,22. Я стану Богом их, они Моим народом – Это древняя формула заключения Договора. См. Лев 26.12; Иез 11.20; 36.28; ср. Откр 21.3; Иез 37.26,27; Иер 31.31-34. Привилегия быть народом Божьим неотделима от требования святости жизни (ср. Лев 11.44; Мф 5.48). >
Ст. 17-18 Поэтому покиньте их и отделитесь, говорит
Господь, к нечистому не прикасайтесь – Эти строки, вероятно,
навеяны пророком Исайей: «Уходите, уходите, прочь оттуда! К тому, что нечисто,
не прикасайтесь!» (Ис 52.11). У пророка речь шла о том, что
народ Божий должен покинуть развратный языческий Вавилон. Но апостол относит
эти слова к современной для него ситуации. Он предостерегает христиан,
что, если они своим нравственным поведением не будут отличаться от поведения
остального человечества, они перестанут быть Божьим народом. Возможно, Павел имеет
в виду также участие некоторых коринфян в языческих богослужениях, что его
сильно возмущает. >
И Я приму вас – Это обещание Бога, данное Им Своему народу, апостол,
вероятно, заимствует из Иезекииля (20.34; ср. 20.41; 11.17). Устами
пророка Бог обещает собрать и принять к Себе рассеянных среди разных
языческих народов Своих верных, после того как они уйдут от язычников.
И стану вам Отцом, а вы сынами Мне и дочерями
– Это еще одно обещание Бога. Ср. 2Цар 7.14, где Бог через пророка
Нафана обещает Давиду, что Он будет ему Отцом, а Давид
Его сыном. Отец – см. коммент. на 1.2. Об усыновлении
христиан Павел будет подробно говорить в Письме римлянам > Так говорит Господь Вседержитель – Это традиционная формула при цитировании Писания, но слово «Вседержитель» у Павла употреблено один лишь раз, в то время как в Откровении Иоанна оно будет очень частым определением Бога. > Ст. 1 Мои дорогие, вот какие обещания нам даны! Давайте очистимся от всего, что оскверняет тело и дух, и посвятим себя Богу, благоговея и трепеща! – Апостол делает вывод из сказанного выше. Христиане на собственном опыте убедились в любви и милосердии Бога, исполняющего здесь и теперь Свои обещания. Но если коринфяне хотят остаться Его сынами и дочерями, они должны вести достойный образ жизни. Апостол употребляет культовый язык: освящение предполагает очищение от всякой ритуальной скверны. Но Павел вовсе не стремится к установлению новых христианских обрядов. Язык культа лишь придает его призыву бо́льшую торжественность. Давайте очистимся – Апостол употребляет здесь первое лицо множественного числа, причисляя и себя к тем, кого он призывает жить в чистоте и святости. Хотя он духовный отец коринфян, родивший их для Христа, и обладает апостольским авторитетом, он ведет себя с ними как истинный отец, не отделяющий себя от своих детей и не мыслящий своего спасения без них. Но это также хороший педагогический прием. Тело (буквально: «плоть») и дух – Апостол мыслит человека целостным существом, он не делит его, как это делали языческие философы, на тело (низменную часть человека) и дух (возвышенную часть, роднящую его с божеством). Осквернение тела неизбежно приводит к осквернению духа и наоборот. Употребляя это словосочетание, апостол хочет подчеркнуть, что Богу нужна отдача себя полностью, без остатка. Богу не нужна какая-то часть моего существа, Он хочет меня всего. У христианина перед глазами должен быть пример Бога, отдавшего в жертву Своего собственного Сына. Посвятим себя Богу – дословно: «исполняя святость». Это оборот, характерный для семитских языков. Глагол можно понять и немного по-другому: «доводя святость до совершенства». Это цель очищения те́ла и духа и цель, к которой христиане должны стремиться. С одной стороны, они уже отделены от этого мира и принадлежат Богу, то есть стали «святыми», а с другой они всё еще остаются в мире и, следовательно, их святость еще не совершенна, они «в процессе» ее достижения. Благоговея и трепеща – дословно: «в страхе Божьем»; см. коммент. на 5.11. [ В.Н.Кузнецова.
Из кн.
"Второе письмо Апостола Павла христианам Коринфа" (М.: ОПУОПАМ, 2014), с. 149156 ]
См.
тж.: +++
архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): мы
храм Бога Живого
к евангельскому
чтению: + + + прп. Силуан: Если
ты зло думаешь о людях ... (+ссылки)
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *И
вы были мертвы по причине своих преступлений и грехов, * * * *Мы больше не должны быть малыми
детьми, * * * *Те, которые понуждают вас обрезаться,
хотят понравиться людям: * * * *Иисус, устремив глаза на учеников, заговорил: ********************************************* /*/
включает часть апостольского чтения вторника и чтение среды (кр. 1 стиха). В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4109.htm
Поделиться
(при просмотре выпуска на сайте):
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|