=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой –
/предыдущие части: A, B, C, D/ > Из многочисленных образов описания необходимости креста Господня
в Библии наименее метафоричным и приточным является образ апостола Павла,
преподанный в Послании к евреям.
{Об авторстве Посл. к евреям см., напр.: Б.Мецгер;
В.Кузнецова. –
Прим. ред. рассылки.} Это образ сына, страданиями и послушанием
совершенствующего себя ради помощи братьям. Апостол пишет: Ибо надлежало,
чтобы Тот, для Которого всё и от Которого всё, приводящего многих
сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания (Евр.2,10).
Хотя Он и Сын, однако, страданиями навы́к послушанию, и, совершившись,
сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, будучи наречён
от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр.5,8-10). И так как
в этом совершенствовании Сам Он претерпел, быв искушён, то может
и искушаемым помочь (2,18). Слово “совершил”, “совершившись” –
буквальный перевод греческого (Teletwsai, TeletwneiV),
т.е. совершать – в смысле доводить до совершенства,
делать соверше́нным. Что же во Христе нуждалось в доведении
до совершенства? Что же в Нём было несовершенным? Конечно не абсолютное
Его Божество, а повреждённое Его человечество со всеми его
непорицаемыми пороками. Ведь в воплощении "Христос воспринял все естественные
и беспорочные страсти человека... Естественные же и беспорочные
страсти суть не находящиеся в нашей власти, которые вошли в человеческую
жизнь вследствие осуждения, произошедшего > Чем сложнее творение, тем болезненнее его восстановление при его повреждении. Разбитую вазу трудно собрать, но можно. Разбитое тело больно сращивать и зашивать, но и это человеку возможно. Но когда не только всё человечество, но и каждый человек в отдельности видит свою внутреннюю искорёженность грехом, когда даже лучшие из праведников могли бы воскликнуть с апостолом: Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех... (Рим.7,15; 19-20). Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы (Гал.5,17; Иак.4,1). Да, праведники видели это в себе отчётливее прочих, каялись в этом, но это никак не меняло их падшего существа человеческого. Ветхий человек, даже при глубоком покаянии и подвиге, не мог выйти из себя, ибо по природе своей оставался ветхим. В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим.7,23), – мог сказать о себе всякий внимательный к своей духовности человек. “Даже высшая праведность подзаконная не освобождала не только от неизбежности эмпирического умирания и смерти, но и от того загробного бессилия и немощи, которое определялось невозможностью воскресения, отсутствием силы или возможности восстановления цельности человеческого состава”. {Протоиерей Георгий Флоровский. Догмат и история. // М., 1998 г., стр. 211.} В самое существо проблемы ветхого человека смотрел свт. Афанасий Великий когда писал: “Покаяние не выводит из естественного состояния, а прекращает только грехи”. {Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова. Цит. по: Святоотеческая хрестоматия. Сост. – протоиер. Николай Благоразумов. // М., 2001 г., стр. 211.} Правдивость этого определения становится очевидной всякому ищущему святости Божией. И тогда из глубин души рождается отчаянное: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим.7,24). > Так кто же может спастись? ...человекам это невозможно, Богу же всё возможно (Мф.19,25). Этот ответ Спасителя был не только произнесён словом, но и совершён делом. Погибающему человечеству нужен был не только Утешитель грёз и чаяний, не только многомилостивый и всепрощающий Господь, сущий на небесах, но Спаситель всего существа человека. И Он, для того чтобы не насиловать волю ветхого человека (тогда дело Христово было бы бесполезным), Сам должен был быть человеком. А для того чтобы не быть побеждённым естественными законами падшего человека, Он должен быть более, нежели человек. И, наконец, для того чтобы восстановить образ и подобие Божие в повреждённом человека Он должен быть Тем Самым, Кто создал его. Посему в православной богословской и литургической традиции искупление часто именуется “воссозданием падшего образа” или даже “новотворением прежде разбитого сосуда царского” и т.п. "Ты ущедрил еси Сиона, Возсиявый от гроба, новаго вместо ветхаго совершив, яко благоутробен, Божественною Твоею Кровию". {Октоих. Глас 8. Канон воскресный. Песнь 6. Тропарь.} "Руце распростерл еси на Кресте, от земли взывая тленное мое тело, еже от Девы приял еси". {Октоих. Глас 1. Канон воскресный. Песнь 1. Тропарь.} "Падшего человека восприял еси, Владыко Христе, из ложесн девических всему совокуплься, греху же ни единому причащься: всего от истления ты свободил еси пречистыми Твоими страстьми". {Октоих. Глас 5. Канон воскресный. Песнь 1. Тропарь.} > “Следовательно, догмат искупления в христианском вероучении неразрывно связан с догматом о творении мира. И поэтому составить правильное понятие об искупительном значении крестной смерти Иисуса Христа, очевидно, можно не на основании понятия о Боге, как о верховном Судии всего мира, а исключительно только на основании христианского учения о Спасителе, как об истинном Сыне Божием и как о действительном Творце всего мира”. {Виктор Несмелов. Наука о человеке. // С-Пб., 2000 г. (Репринт: Казань, 1898 г.), том II, стр. 335.} > Кому потребовалось такое мучительство? – человеку для обретения им способности вечной жизни в Боге. Или, если угодно, – Богу, для спасения обречённого на вечную смерть человечества. В этом смысле уместнее говорить не столько о необходимости страданий, сколько об их неизбежности. Таким образом, и мучительность спасения человека диктовалась, опять же, не по требованию или свойству Божества, а по свойству спасаемого человечества. Бог пришёл не пострадать, а спасти; желал не страданий человеческого естества, а его исцеления и обожения. Но страдания были тем неизбежным (даже для Бога, ибо вочеловечение было истинным) горнилом очищения первородного повреждения. В этом смысле крест Господень, пожалуй, можно уподобить операционному столу, на котором Единый, могущий исцелить Себя Сам, простирается ради победы в Себе смертельной болезни своих братьев. Он – Пациент, Он же – и Хирург; Он – Жертва, Он же – и Жрец; “Ты еси приносяй и приносимый...”, – молится православный священник в воспоминание спасительных страданий Господа. Сложен человек и свободен, а потому в существе своём недоступен <извне>. Заболевание человечества смертью необходимо было исцелить по существу и всецело т.е. как <извне>, так и изнутри. И это невозможное человекам возможно Богу (Лк.18,27). > “Крестная смерть как крещение кровью – в этом смысл Крестного таинства. – Пишет протоиерей Георгий Флоровский, – Крещение есть всегда очищение. И Крестное крещение есть некое очищение человеческого состава, человеческой природы, проходящей путь восстановления в Ипостаси Богочеловека. Это – некое омовение человеческого естества в изливаемой жертвенной крови... Очищение во уготование воскресения. И очищение всей человеческой природы – очищение всего человечества в его начатке, всего человечества в его новом и таинственном родоначальнике, во “втором Адаме””. {Протоиерей Георгий Флоровский. <Там же>, стр. 201.} > Итак, для православного богословия “Искупление прежде всего есть восстановление нормального состояния в человеке”. {Прот. Милош Парента. Отзыв о сочинении митр. Антония (Храповицкого) "Догмат Искупления".} А “главное в спасительном домостроении во плоти – по слову <свт.> Василия Великого, – привести человеческое естество в единение с самим собою и со Спасителем и, истребив сечение, восстановить первобытное единство, подобно тому, как наилучший врач целительными врачеваниями вновь связывает тело, расторгнутое на многие части”. {(Подвижнические уставы. Гл. 18). Цит. по: Сокровищница духовной мудрости. // М.: Св.-Троицкая Сергиева лавра, 2000 г., стр. 287.} > Прп. Симеон Новый Богослов: "Слово, вочеловечившись, волею претерпело все животворящие страсти, дабы создание Своё, человеческое естество, рассечённое диаволом на многие части, правою верою и духовною любовию, освободить от уз адовых и, восприняв на Себя, возвести на Небеса". {Слова духовно-нравственные преподобных отцев наших Марка Подвижника, Исаи Отшельника, Симеона Нового Богослова. М., 1995 г., стр. 469.} “Сделавшись подобным нам, Он через Свою страсть избавил нас от тления”, {Точное изложение православной веры. Кн. IV, гл. IХ. // <М.: “Лодья”>, 1998 г., стр. 281.} – поясняет <прп.> Иоанн Дамаскин. > Таким образом, “искуплением обновлено человеческое естество. Богочеловек обновил его Собою и в Себе”. {Творения святителя Игнатия. Том II // Сретенский монастырь 1998 г., стр. 376.} А значит и “спасение есть именно пересоздание самой природы человеческой посредством воплощения Сына Божия, благодаря которому природа человеческая получила новые силы, сделавшись причастной к жизни божественной”. {<священномученик Иларион (Владимир Троицкий, доцент Московской духовной академии). “Воплощение”. <...>} > Как видим, Православие смыслом и целью боговоплощения и креста исповедует не просто провозглашение прощения небес, а очищение человеческой природы от первогреховной заражённости, от рассечения естества. Та же мысль о необходимости очищения посредством подвига Спасителя доминирует и в посланиях апостольских: Кровь Иисуса Христа... очищает нас от всякого греха (1Иоан.1,7). Спаситель дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит.2,4) и др. > Протестантское богословие поставило своей задачей ответить на вопрос, на который не может быть удовлетворительного ответа: “Кому была принесена жертва?”. Правильно на этот неправильный вопрос ответить невозможно, ибо жертва была принесена не “кому-либо”, а “ради” человека. Аналог: отец, уходя из дома, заповедал детям не трогать спички. Дети нарушили заповедь, дом горит, дети гибнут. Отец, увидев происшедшее, бросается в горящий дом, чтобы спасти преступников. Он знает, что наверняка получит значительные ожоги и увечья, но, не раздумывая, соглашается на эту жертву ради непослушных (и впоследствии неблагодарных) детей. Итак, в этой притче есть жертва, есть преступление, наказание, спаситель и спасение. Но абсурдно ставить вопрос: кому приносил жертву отец? Так и жертва искупления совершается не кому-то или за кого-то, а ради человека. Преступники сами наказали себя непослушанием, спаситель спасает их, думая не о непомерной виновности, а только об их бедственном положении. > Если всё же попытаться дать ответ на <поставленный таким образом вопрос>, то наиболее приемлемым окажется следующий: жертва Сына Божия принесена человеку. Но не как культовое извращение – когда высший служит низшему, а как жертва любви – когда сильный спасает слабого, здоровый – больного. Господь наш Иисус Христос приносит в жертву Свою плоть и душу Своему Божеству, чтобы, освятив и обожив, преподнести (предложить – Рим.3,25) сей бесценный вечный Дар истлевающему во грехах человеку. > Один из великих учителей Церкви святитель Григорий Богослов, принципиально
отрицая возможность юридической постановки этого вопроса, писал: “Остаётся
исследовать вопрос и догмат, оставляемый многими без внимания, но для меня
весьма требующий исследования. Кому и для чего пролита сия излиянная
за нас кровь – кровь великая и преславная Бога и Архиерея
и Жертвы? Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием
купившие себе повреждение. А если цена искупления даётся не иному кому,
как содержащему во власти, спрашиваю: кому и по какой причине принесена
такая цена? Если лукавому, то как сие оскорбительно! Разбойник получает
цену искупления, получает не только от Бога, но Самого Бога, за свое
мучительство берёт такую безмерную плату, что за неё справедливо было пощадить
и нас! А если Отцу, то, во-первых, каким образом? Не у Него
мы были в плену. [
протоиерей Вячеслав Рубский. Из кн. "Православие — протестантизм. Штрихи полемики", из гл. "Искупление" ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *...
первым делом я прошу тебя, * * * *Войдя в Храм, Иисус начал выгонять торговцев,
говоря им: * * * *Затем Иисус начал рассказывать народу
такую притчу: ********************************************* /#/
содержит стихи из апостольского чтения среды. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4124.htm
Поделиться
(при просмотре выпуска на сайте):
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|