=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 6 декабря 2021 г. ст.ст., воскресенье 26-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Еф.5:8-19; Лк.17:12-19 (29-го воскр.).

 

 

/предыдущие части: A, B, C, D, E/

> Основание для юридического описания таинства Креста, конечно есть. Спаситель и апостолы неоднократно связывают крест и всё служение Христа с образом выкупа (Мк.10,45; Рим.3,24; 1Кор.1,30; Еф.1,14; 1Тим.2,6; Евр.9,15; Откр.14,3). Сын Божий уподобляет Себя Агнцу Божию, Который берёт на себя грех мира (Ин.1,29; Деян.8,32;  Ис.53,7-8; Откр.5,6,12; 7,17). Ап. Павел приводит образ господина, выкупающего себе на служение осуждённых на смерть (Еф.5,2; 2Кор.5,21; Рим.3,25; 1Кор.5,7; Гал.3,13). В Послании к евреям служение Спасителя уподоблено служению первосвященника, приносящего самого себя вместо животных (Евр.9,6-15; 10,4-5) и т.п.

> Но было бы непростительным преувеличением назвать этот образ единственным. Наряду с ним апостолы употребляют и другие, стараясь дать как можно более глубокое понятие о жертве Христа и её необходимости. Сам Господь сравнивает Свой искупительный подвиг со спасительным исцелением, избавлением от смерти, а Себя  с добрым самарянином, который, увидев и сжалившись над израненным человеком, перевязал ему раны, возливая масло и вино (Лк.10,33-35). Он есть Пастырь добрый, полагающий жизнь свою за овец (Ин.10,11-14); Птица, собирающая птенцов своих под крылья свои (Мф.23,37). Он – Врач, пришедший исцелить грешников (Мф.9,12), и смиренный сын, страданиями навыкающий послушанию Отцу (Евр.5,8-10,14; 2,10), как пишет о жертве Христовой ап. Павел. {Об авторстве Посл. к евреям см., напр.: Б.Мецгер; В.Кузнецова. – Прим. ред. рассылки.}

> Да и само слово “искупление” в Библии не всегда употребляется в строго юридическом значении. Неоднократно оно становится понятным только в смысле избавления: там будешь спасена (дщерь Сиона), там искупит (т.е. избавит) тебя Господь от руки врагов твоих (Мих.4,10; 6,4; Неем.1,10; Ис.44,23; Ос.13,14), или исцеления: мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего (Рим.8,23). Ап. Пётр также употребляет понятие искупления не в смысле “кому” или “за что”, а “от чего”, говоря: искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов (1Пет.1,18).

> Православное богословие настаивает на том, что такие библейские понятия как: “Бог прогневался” или “Бог мстит”, “умилостивляется” и т.д. в свете новозаветного откровения (Бог есть любовь  1Ин.4,16) не могут быть приняты в качестве догматических истин. Отрицание же буквального, юридического понимания смерти Господа как жертвы ритуальной, как выкупа, как платы и удовлетворения Богу Отцу за вину прародителей проходит красной нитью через всё святоотеческое наследие Православной Церкви. Причин для такой основы богословия немало.

> С научной точки зрения, принятие подобных антропоморфизмов в буквальном их значении сделало бы библейское откровение о Боге противоречивым. Ибо с одной стороны, в Писании есть постоянные упоминания о Божием гневе, мстительности и даже о таких низменных страстях, как ярость, злорадство и т.п. С другой стороны, предельное откровение Бога о Себе в Его воплощении говорит об абсолютном незлобии, кротости и жертвенности любви Иисуса Христа. Желающим понимать догматически вышеприведённые выражения о гневе, ярости и т.п. необходимо обязательно найти их отражение во Христе. И если Иисус не проявлял раздражения, кровожадности и злорадства во дни Своего земного откровения, то очевидно все эти высказывания являются не более чем аналогиями. Ведь невозможно допустить, что Божье откровение через Писания противоречат явлению святости Самого Бога во плоти.

> Если Бог есть любовь, то это любовь, описанная в лучших словах о любви. Например, в “песни любви” апостола Павла 13 главы послания коринфянам: любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт (4-8 ст). Большинство из этих характеристик истинной любви входят в прямое противоречие с многочисленными библейскими упоминаниями о Боге, требующем удовлетворения (не ищет своего...), о Боге, разражённом беззакониями (не раздражается...), о Боге, жаждущем отмщения противникам (не мыслит зла...), о Боге, откровенно злорадствующем (не радуется неправде...), о Боге, не прощающем грехи (всё покрывает...), о Боге, Который часто меняет любовь и милость на ярость и гнев (никогда не перестаёт...). Поэтому все эти уподобления в Православии принимаются как образы.

> Кроме того, нравственное чувство, присущее человеку и возделываемое в христианстве, протестует против такого грубого уподобления Бога человеку (к тому же – не самой высокой нравственности) в плане догматического богословия.

> Существо всех заповедей, данных Богом человеку, есть жертвенная любовь. Христианам заповедано удаляться от тех специфических характеристик, которые западное богословие приписывает Господу Богу. Важно учесть, что Господь только потому заповедует святость и незлобие, что Он Сам есть абсолютная Святость, Незлобие и Любовь. Посему в христианстве недопустимо какое бы то ни было разделение нравственных норм Бога и человека. То, что Бог заповедал человеку, то абсолютно в Нём Самом. Все попытки отделить (или иногда даже противопоставить) нравственность Божественную тому, что заповедано человеку приняты могут быть только в языческом религиозном сознании. Здесь характерны слова знаменитого “переводчика” индуистского кришнаизма на европейский стандарт – Свами Прапхупады: “Кришна – величайший плут и мошенник. В самом мошенничестве нет ничего хорошего, но когда мошенничает Кришна, это – прекрасно!”. Это было сказано в подтверждение тезиса о том, что есть, дескать, справедливость человеческая, а есть – Божеская. Вот образчик языческого богопонимания: преступления запрещённые человеку позволительны богу только потому, что он – бог. В христианстве – наоборот: грех есть то, что делает нас неподобными Богу. Христианство – религия не приспособления к Богу, а уподобления Ему.

> Сам гнев как чувство неудовлетворённости, уязвлённости неприложим к Абсолютному Бытию, каким является Господь Бог. Гнев, как состояние временное, предполагает изменение отношения к человеку, что также немыслимо прилагать к Богу, Который говорит о Себе: Бог... не сын человеческий, чтоб Ему изменяться (Чис.23,19). Я – Господь, Я не изменяюсь (Мал.3,6; Тит.1:2). Понятие о Боге, прогневавшемся на Адама и сменившем гнев на милость, видя Кровь Своего Сына, чужда духу и букве Откровения. Мог ли измениться Бог, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак.1,17)?

> Кроме богословских аргументов есть ещё и верная нравственная интуиция: меняться по отношению к любимому в зависимости от его отношения к тебе – значит ничем не жертвовать ради любимого, любить его, не более чем возлюбленный любит нас. А это уже  не любовь к человеку, а любовь к его любви, т.е. скрытое наше тщеславие. Формула: “я люблю только тех, кто любит меня” может принадлежать только натуре эгоистичной. Если Бог отражает в Себе наше отношение к  Нему (как мы, к сожалению, часто делаем по отношению друг к другу), то и Его Божественную любовь необходимо будет признать поражённой тщеславием. Если же мы признаём это немыслимым, то столь же немыслимо должно быть для христиан догматическое понятие о Боге, отвращающемся от грешников, или как мы читали выше из Писания, – ненавидящем их. Истинная любовь “никогда не перестаёт” и “всё покрывает”, она практически не   зависит от взаимности чувства. Она свободна от эгоизма и т.д. Именно эта чистейшая жертвенная “ничего себе не ищущая” любовь была явлена во Иисусе Христе.

> Ещё одно, лежащее на поверхности, последствие принятия “гнева Божия” в качестве догматического определения приводит к необходимости признать всегдашним состоянием Бога {Конечно, понятие “состояние” не может быть относимо к Богу, но при принятии “гнева” и прочих чувств, приписываемых Богу, как догматических, понятие “состояние Бога” также обретает догматический вес.} – крайний гнев, ярость и негодование. Люди грешат постоянно и чем далее, тем более они изощряются в беззакониях. Неужели Бог пребывает в постоянном гневе? Тогда не представляется возможным говорить о “блаженном Боге” христиан (1Тим.1,11), “блаженном Царе и Господе” (1Тим.6,15). Тогда уж слишком очевидной становиться параллель между Богом истинным и богами язычников.

> Католико-протестантское богословие пошло по пути догматизации антропоморфизмов и образов. И как прямое следствие пришло к следующим утверждениям: “Бог считает нас Своими врагами по причине наших грехов... и Он гневается на нас”. {Чарльз Райри. Основы богословия. // М., 1997 г., стр. 345.} “Бог всегда меняет Своё отношение к тем, кто меняет своё отношение к Нему”. {Ф.Лерой Форлайнс. Библейская систематика. //  <СПб.: “Библия для всех”., 1996 г., стр. 51.} Здесь мы видим стопроцентное языческое представление о Боге, Который в манере поведения приравнивается к падшему человеку. Генри Кларенс Тиссен так выражает идею заместительной жертвы Христа: “Эта идея заключает в себе нечто наподобие следующего. Вначале Бог и человек стояли лицом друг к другу, находясь в совершенной гармонии. Согрешив, Адам повернулся спиной к Богу. Затем Бог повернулся спиной к  Адаму. Но смерть Христова удовлетворила требования Божии, а потому теперь Бог опять повернулся лицом к человеку”. {Генри Кларенс Тиссен. Лекции по систематическому богословию. // <СПб.: “Логос”>, 1994 г., стр. 262.} И здесь образ поведения Господа Бога представлен зеркальным отражением поведения падшего Адама. Премудрый “Бог повернулся спиной к Адаму” точно также как и обезумевший от греха Адам?! Что же касается “милости удовлетворённого Бога”, то, думаю, что если бы и Каину Авель принёс столь обильную жертву (как новозаветное распятие), то и он бы, умилостившись, не стал бы убивать брата! Так чем же Бог баптистского богословия отличается от изуродованных страстями людей? Поистине верно слово Господне, сказанное в обличение грешнику: ты подумал, что Я такой же, как ты (Пс.49,21).

> И неудивительно, что западное богословие утверждает <как непоколебимую истину>, что христианскому Богу, как и прочим богам, свойственны гнев и проклятия, и необходимы жертвы и кровь, удовлетворения и умилостивления. Все эти догмы, конечно же, изобилуют ссылками на Священное Писание. Например, в своём догматическом учебнике Миллард Эриксон, подтверждая вышеуказанное понятие о Боге ссылкой на “Левит 4,35”, комментирует его так: “Может ли быть какое-то сомнение, памятуя о Божием гневе на грех, что в этом стихе речь идёт именно об умилостивлении Бога? Как ещё можно понимать заявление, что для получения прощения надо принести жертву Господу?”. {Миллард Эриксон. "Христианское богословие" // СПб., 1999 г., стр. 691.} “Умилостивить – значит отвратить гнев с помощью подарка или жертвоприношения”, {Чарльз Райри. Основы богословия. // М., 1997 г., стр. 347.}  – поясняет понимание умилостивления Чарльз Райри. Как видим, таково значение этого слова и в богословии ЕХБ. Основная посылка и следствия, к которым обязывает принятие этого понятия делает его совершенно неприемлемым для православной богословской мысли.

> Бог в Ветхом Завете требовал в приношение Себе непорочного однолетнего агнца, и на это прямо указывалось Самим Господом Богом как на жертву умилостивления. Приносите всесожжение в приятное благоухание Господу: из крупного скота двух тельцов, одного овна и семь однолетних агнцев [без порока] (Числ.28:27). Вместе с хлебами представьте семь агнцев без порока, однолетних, и из крупного скота одного тельца и двух овнов [без порока]; да будет это во всесожжение Господу, и хлебное приношение и возлияние к ним, в жертву, в приятное благоухание Господу (Лев.23,18; Исх.29,18,25,41; Лев.1,9,13,17; Числ. 15, 28, 29 главы). Но Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли́... не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё (Деян.17,24-25). Т.е. реально Господь не нуждался в агнцах, как однолетних без порока, так и во всех прочих. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и всё, что наполняет её. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Пс.49,12-14).

> Бог не нуждается в жертвоприношениях, но в них нуждался человек, чтобы привести своё сознание к пониманию своей вины пред Богом. Таким образом, полезная для человека мысль облекалась в эту юридическую систему, которая была лишь наиболее удобной формой откровения. Сам Бог не мыслил в тех категориях, в которых предлагал мыслить человеку для его духовной пользы. Отсюда неизбежно следует, что и новозаветный Агнец также не мог служить ни умилостивлением, ни приятным благоуханием Богу.

[ протоиерей Вячеслав Рубский.
Из кн. "Православие — протестантизм. Штрихи полемики", из гл. "Искупление" ]

 

 

 

 

см. тж.:
+++ В.Н.Кузнецова: Без чего невозможно прощение?

+++ прот. Вячеслав Рубский: Без крови не бывает прощения (2017 г.) (аудио)

 

 

 

к апостольскому чтению:
  + Память смертная. Ценность времени (БЦ; митрополит Сурожский Антоний)
 messia.ru/rasylka/008/2344.htm (+ссылки!)
  + как "обличать"? & как "покупать время"? & "лукавы" ли дни?
     (В.Н.Кузнецова и др. + ссылки)
  + св. Серафим Саровский о "стяжании Духа"
  + М.Завалов критикует учение о "стяжании Духа"

 

к апостольскому и еванг. чтениям:
 + проблема в том, что человек не хочет быть человеком 

 

 

к евангельскому чтению см.:
 + + + В.Н.Кузнецова. Благодарный самаритянин (pdf книги)
 + + + свящ. Александр Мень:
      Идея братства и равноправия народов (+ссылки!)
 + + + митр. Сурожский Антоний: Как редко мы умеем благодарить! messia.ru/rasylka/004/1006.htm (+ссылки!)
 + + + он же: ища присутствия Господа, мы устремляемся навстречу собственному осуждению? & быть присутствием Христовым на земле
 + + + он же: будем учиться благодарности и радости!
 + + + его же др. проповедь, еще 1

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Всё, что создано Богом, хорошо,
 и нельзя отвергать ничего,
 что принимается с благодарностью,
 потому что оно освящается Божьим словом и молитвой.
 Давай братьям такие наставления,
 и ты проявишь себя добрым слугой для Христа Иисуса,
 вскормленным словами веры
 и того замечательного учения, которому ты последовал.
 Сам же ты сторонись
 безбожных небылиц и старушечьих россказней,
 но упражняй себя в подлинном богопочитании.
 Ибо физические упражнения полезны лишь отчасти,
 оно же полезно всегда,
 потому что в нем обещание жизни и нынешней, и будущей.
 Вот верные слова, достойные быть принятыми.
 Ведь ради этого мы трудимся не покладая рук,
 ради этого боремся, потому что мы надеемся на Живого Бога,
 а Он – Спаситель всех людей, особенно верующих.
 Вот этого требуй и так учи.
 Пусть никто не смотрит на тебя свысока
 из-за того, что ты молод.
 Ты же будь примером для всех верующих –
 в речах, в поведении, в любви, вере и чистоте.
 До тех пор, пока я не приду,
 посвяти себя чтению Писания, проповеди и учению.
 Не пренебрегай даром, что был дан тебе через пророчества
 и во время возложения рук старейшинами.
 Усердно занимайся всем этим, будь прилежен,
 и тогда все увидят твои успехи.
 Следи за собой и за тем, чему учишь.
 Крепко держись всего этого,
 ведь поступая так, ты спасешь и себя, и своих слушателей.*
                                            (1Тим.4:4-16/#/)

* * *

*Своим ученикам Иисус сказал:
 — Вот почему Я говорю вам:
 не беспокойтесь о том,
 что для жизни вам пища нужна
 и для тела одежда.
 Ведь жизнь важнее еды
 и тело важнее одежды.
 Посмотрите на воронов:
 не сеют они и не жнут,
 нет у них ни кладовых, ни закромов,
 но Бог их кормит.
 А вы намного дороже, чем птицы!
 Кто из вас, как бы он ни старался,
 может продлить свою жизнь хоть на час?!
 А если вы даже такой малости не можете,
 к чему заботиться об остальном?
 Посмотрите, как растут лилии:
 они не трудятся, не прядут.
 Но, говорю вам, сам Соломон, при всём своем блеске,
 не одевался так, как любая из них.
 И если полевую траву,
 которая сегодня есть, а завтра брошена в печь,
 Бог так одевает,
 то уж вас-то тем более, маловеры!
 Не думайте о том, что вам есть и что пить,
 и не заботьтесь об этом.
 Это главная забота всех язычников этого мира.
 А ваш Отец знает, что вам всё это нужно.
 Стремитесь к одному — к Его Царству,
 а всё остальное Он даст вам в придачу.
 Не бойся, малое стадо!
 Такова воля Отца — даровать вам Царство.
 Продавайте имущество и помогайте бедным,
 заводите себе кошельки, что не знают износа,
 копите богатство, которое не оскудеет, —
 на небесах, куда вор не доберется
 и где моль не съест.
 Потому что где ваше богатство,
 там будет и сердце ваше.
 Всегда будьте в полной готовности:
 одежды ваши подпоясаны и светильники зажжены.
 Будьте подобны тем,
 кто ждет возвращения своего хозяина со свадьбы,
 чтобы открыть ему, как только он вернется и постучит.
 Счастливы те слуги, которых хозяин, вернувшись,
  застанет не спящими.
 Верно вам говорю, он сам подпояшется, усадит их за стол
 и будет им прислуживать.
 Счастливы они, если он застанет их не спящими,
 в какой бы час ни вернулся, в полночь или на рассвете.
 Знайте, если бы хозяину дома было известно,
  в какое время придет вор,
 он не допустил бы, чтобы вор забрался в его дом.
 Будьте и вы в готовности,
 потому что Сын человеческий вернется
  в час, когда вы не ждете.* (Лк 12:22-40/**/)

* * *

*Однажды, когда Он входил в деревню,
  Ему встретились десять прокаженных.
 Остановившись поодаль, они закричали:
 — Иисус! Наставник! Сжалься над нами!
 Иисус, увидев их, сказал:
 — Ступайте и покажитесь священникам.
 Они пошли и в дороге очистились от проказы.
 Один из них, увидев, что исцелился, вернулся,
 громким голосом прославляя Бога,
 и, бросившись к ногам Иисуса, стал Его благодарить.
 Этот человек был самарянин.
 — Разве не все очистились? — спросил Иисус. —
  А где же остальные девять?
  И ни один из них не вернулся, чтобы воздать славу Богу,
  только этот иноплеменник? —
 И сказал ему Иисус:
 — Встань и иди, тебя спасла твоя вера.* (Лк.17:12-19/&/)

* * *

*Учителя Закона и старшие священники
 тогда же схватили бы Иисуса ...,
 но побоялись народа.
 Поэтому они стали следить за Иисусом
 и подослали к Нему несколько человек,
 якобы очень благочестивых,
 чтобы поймать Его на слове,
 а затем передать под власть римского наместника,
 ему на суд.
 Те спросили Иисуса:
 — Учитель, мы знаем, что слова Твои и учение верны
  и что Ты никому не угождаешь,
  а прямо и ясно учишь, как надо жить по-Божьи.
  Скажи, разрешается нам платить подать цезарю или нет?
 Иисус, разгадав их злой умысел, сказал им:
 — Покажите Мне денарий. Чье на нём изображение и чье имя?
 — Цезаря, – ответили они.
 — Стало быть, цезарево отдайте цезарю, а Божье – Богу, –
 сказал им Иисус.
 Им не удалось при народе поймать Его на слове.
 Изумленные Его ответом, они замолчали.* (Лк.20:19–26/*/)

*********************************************

/#/ содержит часть апостольского чтения пятницы.
/*/ евангельское чтение пятницы.
/&/ евангельское чтение воскресенья.
/**/ включает еванг. чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4125.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»