=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

/предыдущие части: (1)  (2)/

 

> Притчи о брачном пире и званом ужине
> (Мф.22:1-14; Лк.14:15-24; Ев. Фом. 68)

<.....>

> Объяснение притчи

> Выводы по обозначенным вопросам

<.....>

> 3. Согласно Луке <.....>.

<.....>

> б. Какое значение имеет эта притча для понимания учения об избрании?
> Согласны ли мы с тем, что данной притчей Лука сознательно корректирует искажения в учении об избрании в книге Второзаконие{} (что, кстати, вполне вероятно), или не согласны, в ней в любом случае есть реальный вызов тому пониманию избрания, которое было наиболее распространенным среди современников Иисуса. Глагол kaleo («звать») употребляется в Лк.14:7-24 двенадцать раз. Спросить о том, кто будет сидеть за трапезой, означает спросить: кто входит в число избранных? И притча дает на этот вопрос самый неожиданный ответ. Подобно Иоанну Крестителю и всем пророкам до него, Иисус не считал, что любой, родившийся от матери-еврейки, автоматически попадает в число избранных. И Лука, и Матфей пытаются сказать, что те, кто уже считает себя избранным и рассчитывает попасть на эсхатологическую трапезу в Божьем Царстве, могут горько ошибаться. Участие в этой трапезе будет зависеть не от титула «званых» или «избранных», а от того, как  человек откликнется на Божий призыв, и результатом верного отклика должна стать <плодотворная жизнь>.

> Эта притча вполне соответствует учению и поступкам Самого Иисуса, описанным в Евангелиях. Мысль о том, что некоторые «избранные», уверенные в том, что непременно воссядут к трапезе в Божьем Царстве, в конечном итоге туда не попадут, а попадут те, кого мы совсем не ожидали там увидеть, появляется и в Мф.8:11-12 / Лк.13:28-30 и в ряде других текстов.{} То, что Иисус ест и пьет с мытарями и грешниками, свидетельствует о том, что Божье Царство уже пришло на землю в Его служении, и прощение будет даровано всем, кто откликнется на Божий призыв (Мф.9:10-13 / Мк.2:15-17 / Лк.5:29-32; Мф.11:19 / Лк.7:34; ср.: Лк.15:2; 19:5-10). Притча о блудном сыне в Лк.15 является зеркальным отражением эсхатологического пиршества, куда отказывается войти старший брат. Главную мысль этих текстов и притчи о званом ужине можно сформулировать так: Бог зовет всех на ужин. Вы придете или нет?{}

> в. К кому обращена эта притча: к фарисеям, ко всем евреям вообще или к какой-то иной группе людей?
> Понятно, что ни Иисус, ни Лука не дают конкретного указания на то, кем были эти первые гости. У Луки Иисус рассказывает притчу в доме фарисея, но  это еще не значит, что все гости были фарисеями и что притча обращена именно к ним. Приводимые гостями отговорки не являются характерными для фарисеев или первосвященников; скорее, они отражают повседневные жизненные заботы. В Евангелии от Луки всё время, пока Иисус идет в Иерусалим, Он поочередно обращается то к религиозным лидерам (книжникам, фарисеям и т.п.), то к народу, то к ученикам.{} Если попробовать услышать притчу с точки зрения евреев, которые слушали Иисуса, становится понятно, что круг гостей, отказавшихся принять приглашения, нельзя ни ограничить фарисеями, ни расширить до всего еврейского народа, так как многие евреи следовали учению Иисуса. Таким образом, гости, отказавшиеся от приглашения, отражают любую категорию людей, не осознающих, какой кризис несет в себе служение Иисуса. Да, притча говорит об отклике Израиля на Иисуса, но здесь не сказано, что Его отверг весь Израиль, который поэтому тоже будет целиком отвергнут. Конкретная группа людей не уточняется, хотя в 15:1-2 и других отрывках Иисус обращается прежде всего к фарисеям и книжникам. Притча описывает нежелание людей откликнуться на эсхатологические замыслы Бога и призывает их одуматься. Она адресована всем, кто принимает избрание как нечто само собой разумеющееся и печется больше о повседневных делах, нежели о Божьем Царстве.

> г. Насколько аллегоричной является эта притча?
> Здесь главная задача — определить, что стои́т за несколькими приглашениями, а также понять, представлен ли в притче Иисус. Многие комментаторы считают, что первое приглашение олицетворяет собой служение Израилю, а остальные два раза — либо продолжающееся служение Израилю и служение язычникам, либо первоначальное и дальнейшее благовестие язычникам.{} Одни  авторы усматривают Иисуса в устроителе ужина, другие утверждают, что хозяин ужина — Бог, и некоторые из них считают, что Иисус — это раб, посылаемый к гостям.{}

> Прежде чем идти дальше, необходимо подумать о методе толкования. Как нам узнать, какие элементы притчи обладают аллегорическим значением, а какие нет? Ни один разумный человек не станет пытаться найти конкретные соответствия трем гостям, отказавшимся от приглашения, или изыскивать тайный смысл в их отговорках. Никто не станет усматривать аллегорию в нищих, увечных, слепых и хромых; они воспринимаются буквально или, по крайней мере, как символ изгоев общества. Тогда почему толкователи настаивают на том, что три приглашения на ужин обладают аллегорическим значением? С одной стороны, между притчей и реальностью явно существует не одно, а сразу несколько соответствий <...>. Ожидание эсхатологической трапезы, контекст и упор на то, что всё готово, заставляют нас видеть в званом ужине праздничное пиршество конца времен, и тогда, конечно же, получается, что его устроителем является либо Бог, либо Мессия. Раб олицетворяет Божьих посланников, приглашающих людей на пиршество, но лишь в самых общих чертах. Всё, что необходимо для успешной аналогии, — это люди, отказывающиеся от приглашения, и те, кого приглашают вместо них. Притча не дает нам никаких оснований искать соответствия для других элементов.

> Все попытки усматривать в трех приглашениях благовестие Израилю во время земного служения Иисуса и благовестническое служение после Его воскресения (которое, по крайней мере, в одном случае направлено на язычников) лично мне кажутся немилосердной аллегоризацией.{} Несмотря на популярность этого подхода, источником подобных выводов является не текст, а предвзятые мнения. В повествовании Луки нет ни одного намека на язычников.{} И беспокоиться из-за того, что хозяин дома приглашает сначала богатых и лишь позднее обращается к бедным (словно Бог и Иисус заинтересовались неимущими и изгоями общества только после того, как Их отвергли все остальные{}), тоже является примером ненужной аллегоризации, предполагающей, что все элементы аналогии должны так или иначе отражать реальность. К тому же, согласно такому мышлению, повествовательное время соответствует реальному, а это не так.{} Хронология притчи — это не хронология реальных событий. Притча отражает реальность частично; она показывает фрагменты реальности, чтобы указать на те или иные истины, иногда с помощью радикального преувеличения. Мы должны позволить ей отражать ту часть действительности, которая ей нужна, а не видеть в ней последовательную хронологию или полное изложение систематического богословия.

> Конечно, Лука хочет видеть благовестническое служение всем народам; можно предположить, что Иисус тоже стремится к этому, особенно ввиду его понимания роли Израиля в истории человечества.{} Однако в данной притче речь идет не об этом. Здесь четко сказано, что вместо отказавшихся пригласили нищих и увечных (ср.: 14:13), то есть изгоев общества, а не язычников.{} В контексте того, что Иисус ел с мытарями и грешниками (см.: 15:1-2), а также параллели между 14:21 и 7:22 (когда Крестителю рассказали, что Иисус исцеляет слепых и хромых и благовествует нищим), мы должны расширить круг тех людей, кто положительно откликнулся на служение Иисуса, включив туда тех, кого не признавали и не уважали религиозные лидеры.{} При упоминании о «нищих, увечных, слепых и хромых» иносказательность на секунду опускается, и в притчу вторгается реальность. Приглашая других гостей, чтобы наполнить дом, хозяин не столько избирает язычников, сколько исключает изначально приглашенных гостей, как показывает 14:24.{}

> Представлен ли в притче Иисус?{} Для ответа на этот вопрос самым важным является ст. 24. Чей именно голос мы слышим в этих словах?{} Это всё еще хозяин, говорящий из мира притчи, или его место уже занял Иисус, поясняющий притчу? Или здесь сливаются сразу оба голоса? Здесь, за рамками повествования, хозяин по меньшей мере обращается к людям; это показывает переход на местоимение «вы» (hymin) во мн.ч. Соответственно, ст. 24 становится личным предупреждением для слушателей/читателей. Слова́ «Ибо сказываю вам...» напоминают типичное подчеркнутое пояснение Иисуса, которым Он Сам нередко завершает притч.{} Однако иногда Он вкладывает эти слова в уста одного из персонажей,{} и потому есть вероятность, что ст. 24 произносится устроителем ужина. Скорее всего, здесь голос Иисуса и хозяина дома сливаются воедино, и если это так, отсюда можно сделать немаловажные христологические выводы.{} Эсхатологическая трапеза — это трапеза Иисуса, и Он решает, кто окажется за столом, а кто нет. Несомненно, Лука пытается донести до читателей именно это.

> д. В чём суть и значимость притчи Иисуса, как она передана Лукой?
> Эта притча ничуть не менее других подчеркивает присутствие Божьего Царства в служении Иисуса. Она отражает стремление Иисуса явить людям Царство через общение с «грешниками»; она утверждает, что к пиршеству конца времен всё уже готово: «Идите, ибо уже всё готово» (ст. 17). По идее, люди должны откликнуться на Его призыв с радостной готовностью. Однако вместо этого они слишком заняты делами и семьей и всячески оправдываются, почему не могут прийти.

> Кроме того, притча бросает слушателям вызов и является для них серьезным предостережением. Как могут повседневные дела быть настолько важными, чтобы помешать человеку прийти на праздничное Божье пиршество? Отказаться от приглашения — значит захлопнуть перед собой двери на Божий пир в конце времен.{} Смысл притчи очень близок к тому, что сказано в Лк.3:28,34. Бог не раз пытался собрать Своих детей, но, поскольку они отказались прийти, их место заняли другие, а они оказались не у дел. В притче описывается абсолютное изгнание, однако сфера притчи — это не сфера реальности. Даже у оказавшихся за дверью всё-таки остается возможность войти. Притча призывает и слушателей Иисуса, и ее будущих читателей изменить течение своей жизни, отвлечься от поверхностного и откликнуться на то, что Бог вершит через служение Иисуса. Многие евреи того времени (особенно те, кто считал себя набожными людьми) были уверены, что, будучи избранными, однажды они непременно вкусят хлеб за столом в Божьем Царстве — или, по крайней мере, одержат окончательную победу в последней битве и, победив зло, будут жить вместе с Богом.{} Притча предостерегает против подобной самонадеянности.{}

> Также в притче показано отношение Бога к изгоям общества и Его желание «наполнить дом» — то есть создать Себе народ, о чём постоянно говорится как в Ветхом, так и в Новом Завете.

> Нельзя сказать с уверенностью, кого именно символизирует устроитель ужина, Бога или Иисуса. В любом случае будет справедливо сказать, что в этой притче Иисус осмысливает Свой собственный опыт.{} Всё готово к эсхатологической трапезе благодаря тому, что происходит в Его служении. От Него отвернулись те, кто считался избранным, но Его приняли изгои. Поэтому, кого бы мы ни видели в образе хозяина, в ст. 24 заключен важный христологический смысл. Эсхатологическую трапезу устраивает Иисус, даже если Он делает это от Божьего имени.

<.....>

> 5. Возвратимся к последнему вопросу касательно обеих притч: не является ли эта притча, в любой из своих версий, антисемитской, и не говорит ли она о том, что Бог отверг Израиль? Если притчи направлены против религиозных лидеров, если они несут в себе пророческое осуждение и если они включают в число приглашенных позже гостей других евреев, а не язычников, то эту притчу никак нельзя назвать антисемитской, и она никоим образом не говорит о том, что Бог отверг Израиль. В обеих версиях у людей, отказавшихся от приглашения, действительно не остается практически никакой надежды, однако и тут, и там предполагается, что приглашение примут другие евреи. Нам необходимо всячески сопротивляться тенденции ученых и пасторов истолковывать эти притчи как знак того, что Бог отверг Израиль и заменил его Церковью. В связи с некоторыми текстами проблема антисемитизма действительно возникает, но не следует приписывать ее этим притчам.

> Практическое применение

> Царство Божье до сих пор подобно пиршеству, и приглашения всё еще рассылаются, так как всё готово, и можно прийти и присоединиться к празднеству. Именно такой трапезой, полной радостного ожидания, является таинство причастия. Царство Божье до сих пор подобно — и будет подобно — званому ужину, куда не явились люди, слишком занятые своими делами, но пришли те, кого мы никак не ожидали там увидеть. Те, кого ждали, отсутствуют, а нежданные гости здесь. Эта тема снова и снова звучит в учении Иисуса, вызывая немало неловкости и замешательства (Мф.7:21-23 / Лк.13:25-27; Мф.8:11-12 / Лк.13:28-30; Мф.11:25 / Лк.10:21; Мф.21:28-32,43; 25:1-12,31-46). Нельзя воспринимать участие в пиршестве Мессии как нечто само собой разумеющееся. К сожалению, многие люди именно так его и воспринимают: они приняли решение поверить в Бога, они ходят в правильную церковь, они получили нужное образование, они участвуют в многочисленных служениях и благотворительных акциях — и потому могут спокойно заниматься своими делами. Однако цель провозглашения Божьего Царства — не в том, чтобы успокоить людей; к тому же, ценности Царства часто идут вразрез с нашей повседневной занятостью и привычными приоритетами. Проповедь Царства — это призыв откликнуться на Божье приглашение. В притчах не описано, как выглядит такой отклик. В Мф.22:11-14 подчеркиваются нравственные требования, а предыдущие притчи говорят о необходимости приносить плод. У Луки стихи, следующие за притчей (14:25-33), указывают на требования христианского ученичества.

> Обе притчи учат тому, что в Божье Царство не попадешь на собственных условиях. Милостивое приглашение предполагает ответственность. На карту поставлена сама личность человека. Мало наклеить на себя нужный ярлык («званого» гостя); скорее, Божье Царство должно преобразить нас таким образом, чтобы поменялись все наши приоритеты. Нам необходимо услышать предостережение Луки: самыми серьезными препятствиями христианскому ученичеству являются имущество и семья; однако они же одновременно являются и главными возможностями для христианского ученичества.

> Еще один важный мотив притчи — это ощущение радости и неотложности, связанное с пришествием Царства. Благовестие Церкви должно звучать радостным приглашением на приготовленный Богом пир, нынешний и будущий. Нередко наша радость так слаба, что люди просто не видят вокруг себя проявлений пришедшего Царства.

> Возможно, еще одним ключевым аспектом применения этой притчи может стать христианское понимание времени. Мы с вами в каком-то смысле не живем в такой же кризисной, решающей ситуации, в какой оказались современники Иисуса, когда Он впервые пригласил людей войти в Божье Царство. Но если Царство присутствовало в Его служении и продолжает присутствовать с нами в действии Святого Духа, то по отношению к Царству мы с вами тоже оказываемся в кризисной ситуации, требующей решения. Более того, жизнь быстротечна и нередко требует неотложных действий. Разве на нас не лежит обязанность приглашать других людей присоединиться к Царству, возвещая им, что всё готово и можно приходить? Разве ликование о пришествии и реальности Божьего Царства не должно быть в нашей жизни столь явным, чтобы наше приглашение прийти звучало по-настоящему заманчиво и привлекательно? Разве мы не призваны постоянно помнить, что те, кого мы ожидаем увидеть в Царстве (включая нас самих), могут там не оказаться, и потому не забывать об опасностях чрезмерной занятости и самонадеянности? И разве мы не обязаны помнить, что нам непременно нужно призывать в Царство людей «с обочины» — тех, кого мы сами и не подумали бы туда приглашать? Из других притч мы уже знаем, что Божье Царство приходит с безграничной благодатью, но и несет с собой безграничную ответственность. Те же самые темы звучат в обеих притчах как у Матфея, так и у Луки. Приглашение к Божьему столу — чистая благодать, но эта благодать никогда не бывает бросовой, дешевой. Благовестив не является главной темой этой притчи, но она становится основой для важных размышлений о благовестии.

> Христианская проповедь и благовестие должны отличаться определенным чувством срочности, неотложности. Порой пасторы проповедуют так, словно никакой неотложности нет, и люди не чувствуют особой необходимости к ним прислушиваться. Однако в Божьем Царстве есть нечто такое, что заставляет нас острее чувствовать время и ощущать приближение обещанного Божьего будущего.

> Помня о том, сколько злоупотреблений в истории Церкви связано со словами «Пойди... и убеди {буквально — "понудь", толкование Бл. Августина основано на этом буквальном понимании. – Прим. ред. рассылки.} [их] прийти» (Лк.14:23),{} нам нужно старательно избегать неверного их понимания. Эти слова не имеют ничего общего с физической силой; упор делается на настоятельность и неотложность приглашения.

> И, наконец, нам следует еще раз вспомнить о наказании и суде. Эта тема снова и снова возникает в учении Иисуса и неизменно вызывает у нас неловкость. Ну почему Богу обязательно нужно призывать всех к ответу? Неужели нельзя быть просто доброжелательным? Мы уже говорили о наказаний и еще вернемся к этой теме. Пока же я хотел бы ответить на вопрос Луза: «Не аннулирует ли мысль о наказании и суде силу обещанного спасения?»{} Однако без наказания и суда в спасении просто нет никакой необходимости, и у человека притупляется или вовсе утрачивается чувство важности и безотлагательности по отношению к жизни, к справедливости и даже к Богу. Благодать остается благодатью только в том случае, если возможен иной исход, и значимость жизни зависит от того, придется ли нам держать за нее ответ. И даже если нам не нравится мысль о суде и наказании, она составляет важную и необходимую часть учения как Ветхого, так и Нового Завета и особенно учения Иисуса.

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Иисус начал учить их,
 что Сыну человеческому надлежит претерпеть много страданий,
 и что старейшины, старшие священники и учителя́ Закона отвергнут Его,
 и что Его убьют,
 но через три дня Он воскреснет. ...
 Тогда Петр отвел Его в сторону и стал Ему перечить.
 Но Он, обернувшись и глядя на учеников, оборвал Петра:
 "Прочь с глаз, Сатана! Ты думаешь не о Божьем, о людском!"
 Подозвав к себе народ и учеников, Иисус сказал:
 "Кто хочет следовать за Мной, / пусть забудет о себе,
  возьмет свой крест - / и тогда следует за Мной".* (Мк.8:30-34/^/)

             *********************************************

/^/ - еванг. чтение среды.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4130.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»